Банковская система: ее функции, механизм функционирования, структура

Банковская система: ее функции, механизм функционирования, структура 5.00/5, 1 голос.

021915 1233 1 Банковская система: ее функции, механизм функционирования, структураАктуальность данной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующим и снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Еще одним неотъемлемым элементом рыночной экономики, которая все более и более проникает во все сферы нашей хозяйственной жизни, являются расчетные и кредитные правоотношения, составляющие значительный объем отношений между предпринимателями — физическими и юридическими лицами. При этом ведущей формой кредитных отношений в рыночной экономике является банковский кредит, который в качестве экономической категории выступает одним из способов движения ссудного капитала.

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

    Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.

    Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах С.Н.Г. новой хозяйственной системы. Совершается переход от административно–управляемой высокомонополизированной государственной банковской структуры к динамичной, гибкой, основанной на частной и коллективной собственности системе кредитных учреждений, ориентированных на коммерческий успех, на получение прибыли.

    В данное время идет поиск и становление оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Также проводятся работы по улучшению обслуживания частных лиц и привлечению их денежных средств. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в то же время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России.

    Построение такого банковского механизма возможно лишь путем восстановления утраченных рациональных принципов функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.

Объект исследования – банковская система Российской Федерации.

Цель работы – проведение системного анализа банковской системы российского государства и определение ее роли в экономике.

Задачи исследования:

– анализ понятия банка и банковского сектора государства;

– охарактеризовать основные виды банков;

– рассмотреть особенности банковского сектора Российской Федерации;

– анализ проблем и возможных перспектив развития банковского сектора Российской Федерации.

Методологической базой курсовой работы является применение системно-аналитического, структурно-логического и диалектического методов исследования.

Теоретической базой курсовой работы явились работы таких авторов как Басуния Т., Булатов А.С., Бункина М.К., Гавриленков Е., Дадаян В.С., Добрынин А.И., Камаев В.Д., Райзберг Б.А., Тарасевич Т.С. и др.

1.1 Сущность и основные функции банков

Сердцевиной банковской системы являются, естественно, банки. Если первоначально банки играли роль хранилища денег, то затем произошло значительное расширение их функций, которые стали достаточно многочисленными и разнообразными, во многом зависящими от статуса банков в стране.

Понятие «банк» приобрело настолько общий характер, что его фактически невозможно выразить однозначным определением. Более полное и содержательное определение можно дать, лишь опираясь на перечень функций банков.

Современные банки — это коммерческие организации, занимающиеся аккумуляцией денежных средств, предоставляющие кредиты, осуществляющие денежные расчеты, выпускающие в обращение денежные знаки, проводящие операции с ценными бумагами, оказывающие различные услуги экономического характера, обслуживающие своих клиентов, выполняющие разнообразные финансовые операции [29].

В рыночных условиях банк можно рассматривать как предприятие, которое является самостоятельным хозяйствующим звеном, имеет юридические права, производит своеобразный продукт банковской деятельности, продает его, оказывает финансовые услуги. Деятельность банков осуществляется на принципах окупаемости, покрытия своих расходов доходами от проведения банковских операций, сделок и создания определенной прибыли[29].

В силу того что банк не относится к предприятиям сферы материального производства, а действует в сфере обмена, принято считать банки торговыми предприятиями. Они как бы «покупают» ресурсы и «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуя обмену товарами. Банки имеют своих продавцов, своих покупателей, хранилища, особый товарный запас, их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. Но этим сходство между банком и сферой торговли и ограничивается. В торговле продаваемый товар меняет своего собственника, он уходит к покупателю, при банковской торговле собственник ссужаемой стоимости остается прежним[29].

Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко коммерческий банк представляют как посредническую организацию, осуществляющую операции, обеспечивающие возможность осуществления сделок с учетом спроса и предложения. Таким посредником банк выступает в тех случаях, когда он берет деньги от юридических и физических лиц и направляет их другим лицам. В этой посреднической роли банк одновременно выступает и как заемщик, и как кредитор. Он также и посредник в денежных расчетах. Подобную деятельность правомерно относить к сфере оказания услуг[29].

Коммерческим банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг [29].

Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов[27].

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств[27].

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров[27].

Коммерческий банк может выступать как агент биржи, занимающийся торговлей ценными бумагами. Сами банки тоже осуществляют биржевые операции и торгуют ценными бумагами, составляя существенную конкуренцию фондовым биржам. Однако ни исторически, ни логически это не превращает банк в часть биржевой организации. Торговля ценными бумагами становится лишь одной из операций банков, причем далеко не главной. Так, операции с ценными бумагами явились совершенно новым моментом в деятельности банков России. Раньше, до перехода к рыночной экономике, рынка ценных бумаг в России фактически не было[28].

Говоря о банке как кредитном предприятии, следует иметь в виду, что банк связан не только с кредитными, но и с денежными отношениями. Именно на их базе и зародилось такое уникальное образование, как банк, который в этом смысле можно определить как особое предприятие, занятое кредитным и эмиссионным делом. Соответственно, сущностью банка, его основой можно считать организацию денежно-кредитного процесса и эмитирование (выпуск) денежных знаков[28].

В результате анализа разных видов и сторон банковской деятельности приходим к следующему, достаточно полному определению: «Банк — это особый экономический институт, аккумулирующий денежные средства (вклады), предоставляющий кредиты (займы, ссуды), проводящий денежные расчеты, осуществляющий выпуск денег (эмиссию), ценных бумаг, посредничающий во взаимных платежах и расчетах между государствами, предприятиями, учреждениями и отдельными лицами» 1. Понятно, что и это определение нельзя считать исчерпывающим.

В рыночной экономике функционируют различные банковские учреждения. Наиболее принята их классификация по признакам формы собственности и характера деятельности.

По форме собственности банки могут быть государственными, частными, акционерными, кооперативными, муниципальными, смешанными (с участием государства) и международными.

Государственный банк — кредитное учреждение, находящееся в собственности государства. Различают три вида государственных банков: центральные банки, государственные коммерческие банки и государственные специальные кредитные институты. Государственные коммерческие банки обеспечивают проведение политики государства в области кредитования хозяйства, оказывают влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции, а через них и на экономическое состояние клиентуры. Их основной капитал является государственным. Государственные специальные кредитные институты обслуживают важнейшие, отрасли хозяйства, определяющие положение страны в системе международных экономических отношений, кредитование которых недостаточно выгодно частному капиталу. Они обеспечивают решение текущих и стратегических задач, стимулируют капитальные вложения, внешнеторговую экспансию, осуществляют регулирование; сельского хозяйства, проводят государственную региональную политику (инвестиционные банки, внешнеторговые банки, банки для кредитования сельского хозяйства и т.д.). Кроме того, в большинстве западных стран государству принадлежат и сберегательные кассы [28].

В основе своей современные банки являются акционерными банками, капитал которых формируется в результате продажи собственных акций. Такая форма собственности прогрессивна, так как дает возможность расширения банка посредством дополнительного привлечения денежных средств за счет выпуска акций, создания собственного капитала.

Кооперативные банки, капитал которых образуется за счет паевых взносов членов такого кооператива, в настоящее время встречаются довольно редко, что связано с ограниченными размерами капитала, привлекаемого подобным способом.

Муниципальными называют банки, основанные на городском, местном капитале, или находящиеся в управлении города. Основной задачей таких банков является обслуживание потребностей города в банковских услугах.

Капитал международных банков составляет совокупность капиталов разных стран. Примером такого банка являются Всемирный, или Мировой, банк, Международный банк реконструкции и развития.

Если попытаться сгруппировать систему банков по характеру экономической деятельности, то можно выделить: эмиссионные, коммерческие, специализированные банковские учреждения.

Эмиссионный банк — это банк, осуществляющий выпуск денежных знаков, банкнот, являющийся центром и регулятором банковской системы. Чаще всего в роли эмиссионного банка выступает центральный банк страны. Такой банк занимает особое положение в экономике, так как он, по существу, является «банком банков».

Коммерческие банки представляют собой кредитные учреждения, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий, организаций, а также граждан. Свои денежные ресурсы они привлекают в виде вкладов, депозитов или же полученных со стороны кредитов, например от центрального банка либо от других банков (межбанковский кредит), на условиях платы за эти привлеченные заемные ресурсы. Кроме того, коммерческие банки используют собственные денежные средства[28].

Коммерческие банки обслуживают предприятия, организации и учреждения, физических лиц и выступают в качестве представителей второго уровня банковской системы.

Коммерческие банки в экономике выполняют следующие функции:

– привлечение и аккумуляция временно свободных денежных средств. Банки концентрируют значительную часть образующихся в хозяйстве накоплений и сбережений. Внесенные в кредитные учреждения денежные суммы приносят вкладчикам доход в виде процента. По текущим счетам процент не уплачивается, вместо этого банк бесплатно выполняет для клиента разнообразные услуги по переводу и выплате денег. Банк способствует выполнению функции кредита по превращению временно свободных денежных капиталов и накоплений в ссудный капитал[25];

– одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите. Функцию посредничества в кредите банки осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отдельные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений[25];

– важнейшей функцией банков является также стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению ресурсов. Для предприятий пропорции распределения полученных доходов на потребляемую и накапливаемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки[25];

– функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала. Регулирование денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом[25];

– консультации и предоставление экономической и финансовой информации. Банки концентрируют у себя сведения общеэкономического и финансового характера, представляющие интерес для предприятий. Банки предоставляют разнообразную биржевую и финансовую информацию, часто конфиденциального характера, в первую очередь предприятиям, связанным с ними общностью интересов, финансовыми узами[29]..

1.2 Банковская система как элемент денежно-кредитной системы государства

Банковская система — это такое целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (2002 г.) [4] отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. system — целое, составленное из частей, соединение).

Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает:

  • включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;
  • имеет специфические свойства;
  • действует как единое целое;
  • является динамичной;
  • выступает как система «закрытого» типа;
  • обладает характером саморегулирующейся системы;
  • является управляемой системой[11].

Банковская система как стержневая часть кредитной системы по своей формальной организации и централизации представляет собой самое искусное и совершенное творение, к которому вообще приводит развитие экономических отношений.

Банковская система — одно из высших достижений экономической цивилизации. Изобретенная и построенная человеком, она воплотила в себе многогранный тончайший инструмент воздействия через валюту, деньги, банкноты, ценные бумаги на социально-экономические процессы, регулируя структуру, задавая направление развития и, главное, умело поддерживая стабильность функционирования денежного обращения, а посредством него и всей экономики[11].

Единого определения понятия «банковская система» в экономической литературе не существует. Простейшее определение выглядит достаточно очевидным: «Банковская система — это совокупность банков и банковских учреждений, выполняющих свойственные им функции» 1.

Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе.

Вместе с тем это не следует понимать так, что сущность банковской системы есть сложение сущностей ее элементов. Сущность банковской системы – это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь. Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.

Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов. Практика знает несколько типов банковской системы:

  • распределительная централизованная банковская система;
  • рыночная банковская система;
  • система переходного периода[17].

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки – коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства[11].

Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной — появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого[11].

Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента. Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Например, еще недавно в России не было муниципальных банков, сейчас они созданы в ряде крупных экономических центров. С выходом нового банковского законодательства банковская система приобрела более совершенную законодательную базу. Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи «длинные» и «короткие» деньги, покупают денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы[11].

Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении[11].

Банковская система – «самоорганизующаяся», поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.

В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска, банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете, перестают существовать[11].

Банковская система выступает как управляемая система – Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы) [17].

Все эти признаки свойственны и российской банковской системе, которая в современных условиях, будучи системой переходного периода, тем не менее, является развивающейся системой.

Банковская система в качестве составной части входит в большую систему — кредитную систему страны. А кредитная система — в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

1.3 Роль и функции центрального банка в банковской системе

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными.

В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы [26].

Банковская система большинства зарубежных стран построена по двухуровневой системе, сложившейся главным образом в Великобритании, ФРГ, Италии. Франция, в отличие от многих стран, имеет трехуровневую банковскую систему. На правах самостоятельного третьего уровня выступают кредитные учреждения, которые имеют строго определенный правовой статус[11].

К основным функциям современных центральных банков относятся:

- эмиссия кредитных денег;

- аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;

- хранение официальных золотовалютных резервов;

- кредитование коммерческих банков;

- предоставление кредита и выполнение расчетных операций для правительства;

- осуществление расчетных и переводных операций;

- денежно-кредитное регулирование экономики;

- контроль за деятельностью кредитных учреждений[11].

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

– государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);

– акционерные (например, в США);

– смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии) [24].

Независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.

В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа[26].

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:

– осуществляет монопольную эмиссию банкнот,

– является банком банков и банкиром правительства,

– проводит денежно-кредитное регулирование.

Монопольная эмиссия банкнот – за центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому значение функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижены, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии[26].

Банк банков – Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Центральный банк хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов[26].

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами.

Во многих странах центральные банки осуществляют надзор за деятельностью банков (регистрация, лицензирование) либо монопольно (например, в Австралии, Великобритании, России), либо совместно с Минфином или другим государственным органом (например, в США). В ряде стран (например, в Канаде) функция банковского надзора возложена не на центральный банк, а на другой орган[24].

Банкир правительства – как отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета[26].

От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях[26].

Функция денежно-кредитного регулирования на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции — пассивные и активные.

Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными — операции по размещению банковских ресурсов.

К основным пассивным операциям центральных банков относятся:

– эмиссия банкнот,

– прием вкладов коммерческих банков и казначейства,

– операции по образованию собственного капитала[11].

Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц[11].

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот[11].

Эмиссия банкнот:

– при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами;

– при кредитовании государства – государственными долгосрочными обязательствами;

– при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой[26].

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства (средства госбюджета) и коммерческих банков.

К основным активным операциям центральных банков относятся:

– учетно-ссудные операции;

– вложения в государственные ценные бумаги;

– операции с золотом и иностранной валютой[26].

Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса[16].

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25—10% — банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков[16].

Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора являются на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

2 Функции ЦБ РФ и кредитных банков

2.1 Функции ЦБ РФ (Банка России)

Современная банковская система России представляет выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых — обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.) [19].

Банк России является главным банком Российской Федерации. С целью осуществления согласованных мер по реализации экономической политики Правительства Российской Федерации председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса[19].

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а, с другой стороны, Банк России — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями[19].

В отличие от правового статуса ранее действовавшего Государственного Банка СССР, Банк России непосредственно не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов, а :

- осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков;

- для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций на условиях и в порядке, определенных Банком России[19].

Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

- иностранная валюта;

- векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;

- государственные ценные бумаги[19].

Банк России вправе предъявлять в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего банковские операции без лицензии.

Банк России согласно законодательству является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

Как орган управления кредитной системой РФ, он, осуществляя функции регулирования, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.

В соответствии с законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и других кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензии на право совершения банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте[7].

Банк России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [4]в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций может устанавливать определенные нормативы в области ведения финансовых операций.

С помощью обязательных нормативов Банк России воздействует на деятельность кредитных организаций, способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность кредитной системы России. При установлении обязательных нормативов для кредитных организаций возникают общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере финансовой деятельности хозяйствующих субъектов; при их правовом регулировании применяется метод «власти и подчинения», не основанный на субординации.

В соответствии с законодательством Банк России [4] осуществляет функции надзора за деятельностью банков, за соблюдением им экономических нормативов, контролирует правильное применение законодательств России о банках. Банк России может назначать и осуществлять проверку операций банков, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям.

В рамках осуществления надзора Банк России вправе давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства России о банках и установленных экономических нормативах, в случае:

- неисполнения предписаний Банка России;

- выявления нарушений экономических нормативов, причинивших ущерб банкам и клиентам;

- непредоставления отчетности или предоставлении недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности;

- подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вкладчиков и кредиторов банка;

- при обнаружении других систематических нарушений Банк России как орган управления кредитной системой предъявляет учредителям определенные требования[7].

Этими требованиями могут быть:

- проведение мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе по увеличению его капитала и изменения активов;

- реорганизация банка;

- замена руководителей банка;

- ликвидация банка.

В связи с выявленными в работе банков нарушениями Банк России вправе применить также меры воздействия:

- взыскать штраф в размере одного процента уставного капитала;

- повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы;

- назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления;

- отозвать лицензию на совершение банковских операций. Отзыву лицензии должны предшествовать предупредительные меры на устранение предусмотренных законом нарушений. Отзыв лицензий по решению Банка России действует как решение о ликвидации банка.

Решения Банка России, связанные с выполнением им надзорных функций, могут быть обжалованы коммерческими банками и другими кредитными учреждениями в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

Успешное выполнение функций Центрального Банка РФ – необходимое условие эффективного развития рыночной экономики нашей страны.

Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы.

2.2 Деятельность коммерческих банков

Банковская деятельность — это мобилизация денежных средств для хозяйственного строительства, сосредоточение временно свободных средств для их производственного использования. Более полное определение, отражающее содержание банковской деятельности, может быть представлено характеристикой основных видов и целей этой деятельности. В задачу коммерческих банков входит предоставление кассовых, платежных, инвестиционных и страховых услуг, обеспечивающих компаниям фирмам финансирование производственного или торгового цикла, достижение их текущих и стратегических задач, гарантию долгосрочного функционирования. Индивидуальным клиентам коммерческие банки обеспечивают повседневное эффективное и надежное кредитно-финансовое обслуживание, способствующее достижению долгосрочных индивидуальных целей. Взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком дает возможность осуществления планомерного контроля за стоянием финансовой системы страны. Кроме того, коммерческие банки представит собой один из инструментов проведения государственными органами, правительством эффективной экономической политики [25].

Банковская деятельность проявляется в выполнении определенных функций, в число которых входят: организация безналичного оборота и налично-денежного общения, кредитование хозяйства, финансирование капитальных вложений и капитального ремонта основных средств, аккумуляция средств для кредитования и финансирования, расчетно-кассовое исполнение государственного бюджета, организация сбережений населения[25].

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридические и физические лица. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на:

– универсальные, т. е. осуществляющие практически все виды банковских операций;

– специализированные, т. е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций[25].

Основными функциями коммерческих банков являются:

– мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;

– кредитование юридических и физических лиц, а также государства;

– расчетно-кассовое обслуживание клиентов[25].

Коммерческие банки большинства западных стран выполняют в настоящее время различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов — от индивидуального вкладчика до крупной компании. Крупные банки осуществляют для своих клиентов до 300 видов операций и услуг: ведение депозитных счетов; выдачу разнообразных кредитов, куплю-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей и т. д. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса[25].

Конкретным проявлением банковских функций являются операции коммерческого банка.

Важной функцией коммерческих банков является выдача средств на финансирование инвестиций по поручению владельцев и распорядителей этих средств. Банки могут также выпускать платежные документы, ценные бумаги, чеки, векселя, акции, облигации, аккредитивы, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги, выдавать поручительства, гарантии за третьих лиц, приобретать право требования на поставку товаров и оказание услуг, принимать риски при исполнений таких требований[25].

Коммерческие банки могут также осуществлять валютные операции, покупать как внутри страны, так и за рубежом драгоценные металлы, камни, изделия из них.

Наконец, они выполняют различные комиссионные операции, в том числе припекают и размещают средства, осуществляют управление ценными бумагами по получению своих клиентов и оказывают консультационные услуги по вопросам ведения операций в банке, организации кредитования и по другим интересующим клиентов банка проблемам[25].

Коммерческие банки, являясь составной частью единой банковской системы, должны обеспечивать кредитными ресурсами своих клиентов и программы социально-экономического развития страны, региона, способствовать развитию приоритетах отраслей экономики.

Коммерческие банки, организованные на началах членства, действуют в соответствии с законами, регламентирующими организацию и деятельность акционерных обществ и иных хозяйственных товариществ.

При рассмотрении деятельности коммерческих банков следует различать учредителей банков и их участников. Учредители — это юридические и физические лица, создающие, организующие банки и участвующие в них своими средствами, то есть внесшие свои средства в создание уставного капитала банка. А участники, клиенты банков — это юридические и физические лица, которые хранят свои средства в этих банках, то есть держат свои вклады, депозиты осуществляют через банк различные денежные операции. В составе учредителей могут быть другие банки, предприятия, организации, граждане. Иностранными учредителями могут быть иностранные юридические лица и отдельные граждане[25].

Клиенты коммерческого банка должны быть уверены в том, что кредитный орган, где они хранят свои средства и через который они осуществляют различные денежные операции, является прочным, финансово устойчивым и что защита их интересов обеспечена. Коммерческие банки сохраняют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов[25].

Различные коммерческие банки осуществляют межбанковские операции. На договорных началах они могут привлекать и размещать друг у друга денежные средства в форме депозитов, получать кредиты и совершать другие взаимные операции. При недостатке ресурсов для кредитования коммерческие банки обращаются за получением кредитов в «банк банков» — Центральный банк.

Коммерческие банки полностью самостоятельны в проведении кредитной политики, но они не обладают правом денежно-кредитной эмиссии и выдают кредита лишь в пределах реально привлеченных ресурсов.

Механизм «создания» кредитных денег называют денежным мультипликатором. Величина мультипликатора равна 1/r, где r — норма обязательных резервов.

Политика регулирования нормы резервов представляет собой мощный инструмент осуществляемого через Центральный банк контроля государства за объемом банковских депозитов и совокупной кредитной денежной массой. По мере того как у государства появляется необходимость сдержать процесс кредитования в стране Центральный банк увеличивает в той или иной мере нормы обязательных резервов, вследствие чего сокращаются совокупные банковские деньги[25].

Следствием такой политики будет сжатие, уменьшение совокупного кредита. Это ведет к уменьшению его доступности из-за роста дороговизны. Норма банковского кредитного процента как для предпринимателей, так и для населения при этом возрастает, частное и государственное инвестирование сокращается.

2.3 Особенности построения банковской системы в России

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» [3] в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации. Таким образом, в настоящее время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскимй (похожими на банковские).

Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. ФЗ от 28 февраля 2009 г. №28-ФЗ) [3], в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.

На рисунке 1 показана структура банковской системы России.

021915 1233 2 Банковская система: ее функции, механизм функционирования, структура

Рисунок 1 – Организационная структура банковской системы России

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками[11].

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др. [25].

Принцип осуществления банковского регулирования и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. В большинстве же европейских стран полномочия по банковскому регулированию переданы специальным органам банковского надзора: Банковской комиссии во Франции, Федеральному ведомству по контролю кредитной деятельности в Германии, Ведомству по финансовым услугам в Великобритании и т.п. Банк России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций, предельные величины рисков и другие пруденциальные нормы банковской деятельности. Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит инспекционные проверки банков и небанковских кредитных организаций. Банк России выступает лицензирующим органом по отношению к кредитным организациям: выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдает разрешения на открытие заграничных филиалов, а также на участие в капитале кредитных организаций-нерезидентов[25].

Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов[25].

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции — краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций[25].

Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый «конфликт интересов» между ним и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста[25]. [25].

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основное целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. В гл. 6 было показано, что во многих странах наряду с коммерческими существуют и некоммерческие кредитные организации (например, кооперативные банки), которые в качестве своей цели не ставят получение прибыли, а создаются для удовлетворения потребностей своих участников в финансовых услугах. Посредничество в кредите и инвестировании могут осуществлять и государственные банки, у которых главная цель не заключается в получении прибыли. В РФ Закон «О банках и банковской деятельности» [3] допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства иностранных банков. Иностранным банком считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Запрет на открытие и операции иностранных банков в РФ был снят с 1 января 1996 года. На деятельность филиалов и представительств иностранных банков распространяется правовое регулирование банковской деятельности в России [25].

Для совместного осуществления банковских операций и решения совместных задач кредитные организации могут создавать кредитные группы. Цель и условия создания такой группы определяются в договоре, заключенном между ее участниками — кредитными организациями. Возможно создание и холдинга. В этом случае одна из кредитных организаций, входящих в холдинг, или по договору, или в силу преобладающего ее участия в уставном капитале других кредитных организаций получает право определять принимаемые ими решения. Однако ни кредитные группы, ни холдинги не могут совершать согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, на ограничение конкуренции в банковском деле. Контроль за деятельностью указанных организаций, с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства, возложен на ГКАП и ЦБ РФ[25].

В условиях перехода к рынку российская банковская система была самым динамично развивающимся сектором экономики. Последние несколько лет были периодом качественных изменений для российского банковского сектора. Российские банки заметным образом скорректировали свои стратегии, определив для себя в качестве приоритетной задачи развитие розничного направления банковского бизнеса. В ближайшей перспективе это неизбежно приведет к усилению конкурентных позиций одних игроков и ослаблению – других. Как показывает мировой опыт, только крупный банк, обладающий развитой филиальной сетью, может рассчитывать на высокую отдачу от масштаба в розничном бизнесе. В российской практике подтверждением этому служат интенсивные процессы консолидации, мотивированные в значительной степени задачей проникновения на региональные розничные рынки. В течение последних лет стали свидетелями формирования многопрофильных финансовых конгломератов, расширяющих быстрыми темпами свое присутствие в российских регионах[25].

В январе 2009 г. совокупный зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 0,6 млрд. руб. (в декабре — на 10,4 млрд. руб.) и на начало февраля 2009 г. составил 445,0 млрд. рублей[30].

Число крупных банков с уставным капиталом 150 млн. руб. и выше увеличилось на 6— до 453, а число кредитных организаций с уставным капиталом до 60 млн. руб. уменьшилось на 6— до 573 (или до 36,3 и 46,0% от числа действующих кредитных организаций соответственно) [30].

Однако становление рыночной банковской системы носит неоднозначный характер, в процессе которого поступательное движение сменяется глубокими кризисами. Кроме того, по мнению специалистов, банковская система не играет пока активной роли в ускорении экономического роста, и положительная динамика отечественного производства последних лет (1999—2009 гг.) базируется в основном на самофинансировании предприятий реального сектора. Поэтому необходимость решения таких задач, как стабилизация развития банковского бизнеса, расширение кредитования реального сектора, укрепление правовых основ банковской деятельности, переход на международные стандарты, повышение качества выполнения основных функций, привлечение вкладчиков и инвесторов, противодействие использования банков для отмывания доходов, полученных незаконным путем, и ряда других требует последующей реструктуризации банковской системы, которая будет происходить под влиянием общемировых тенденций[30].

С началом финансового кризиса, произошел кризис и в российской банковской сфере. В связи чем, увеличивается роль Банка России как основного участника и регулирующего органа кредитно-банковской сферы страны. Банк России продолжит работу по следующим направлениям: обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников); упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах; оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса; обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций; рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

Заключение

Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры — одна из важнейших задач экономической реформы в России. Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника — хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.

Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.

В настоящее время ряд позиций законодательного и нормативного регулирования в банковской деятельности приближен к международным требованиям. Тем не менее, банковская система России пока не отвечает всем требованиям развивающейся экономики. Для интенсивного развития нужны новые стратегические задачи, в том числе создание устойчивой и капитализированной банковской системы, пользующейся доверием инвесторов и населения и соответствующей международным стандартам (в первую очередь по бухучету и финансовой отчетности) и новым задачам по обеспечению экономического роста в стране.

В настоящее время банки опасаются кредитовать большинство российских предприятий. За последние три года общее число банковских учреждений уменьшилось почти на 20%, а филиалов — на 23%. Естественно, это негативно сказывается на финансовой активности.

Ожидается, что в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Снижение темпов роста производства товаров и услуг в мире, начавшееся в 2009 году, по прогнозам, продолжится в 2010 году. Ожидаемое в 2010 году замедление роста спроса в группе стран – ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран – ведущих поставщиков товаров в Россию, а также обусловленное тенденциями в мировой экономике возможное снижение цен на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции. В 2011 и 2012 годах темпы роста мировой экономики возрастут, однако по итогам периода 20102012 годов они окажутся ниже, чем в 20072009 годах. Снижение инфляции в группе стран – ведущих поставщиков товаров в Россию в 2010 и 2011 годах, по прогнозам, продолжится. В условиях кризиса на финансовых рынках центральные банки ведущих развитых стран осуществили в 2010 году снижение процентных ставок. Соответственно, их среднегодовой уровень в 2010 году будет ниже, чем в предыдущем году. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику. В то же время остается высоким риск оттока капитала из России вследствие нестабильности на мировых финансовых рынках. Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики.

С началом финансового кризиса, произошел кризис и в российской банковской сфере. В связи чем, увеличивается роль Банка России как основного участника и регулирующего органа кредитно-банковской сферы страны. Банк России продолжит работу по следующим направлениям: обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников); упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах; оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса; обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций; рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

Список использованных источников

  1. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. ФЗ от 28 февраля 2009 г. №28-ФЗ СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
  4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. (в ред. от 29 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28.
  5. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: ФЗ от 23 декабря 2003 г. (в ред. от 20 августа 2007 г.) // СЗ РФ. 2003. № 52 (Ч. 1). Ст. 5029.
  6. Басуния Т. Эволюция коммерческих банков в РФ // Банковское дело. 2006. № 7.
  7. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики).–М: АО «ДИС», 2009.
  8. Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  9. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики // Вопросы экономики. –2008. -№ 4. – С. 18– 23.
  10. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех.– Дубна: Феникс, 2008.
  11. Долан Э.Дж., Кембелл К.Д., Кембелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под ред. В.В. Лукашевича. М., 2008.
  12. Дрожжина О.А., И. В. Додонова. Депозитная и сберегательная политики банка: проблемы, взаимосвязь и пути совершенствования // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2008. № 3 (11).
  13. Жетписова А. Е. Управление пассивными операциями коммерческого банка // Инновационный Евразийский университет. 2007. № 1.
  14. Заславская О. Д. Надежность в обмен на доход // Деловая хроника. 2007. № 30.
  15. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД, 2009.
  16. Камаев В.Д. Основы экономической теории. –М.: Владос, 2008.
  17. Курс экономики / Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: Инфра-М, 2009.
  18. Лаврушин О. И. Управление деятельностью коммерческого банка. – М.: Юристъ, 2005.
  19. Моисеев С. Оптимальная структура банковского рынка: сколько банков нужно России? // Вопросы экономики. 2007. № 12.
  20. Саркисянц А.. Проблемы интеграции российских банков в мировую банковскую систему // Вопросы экономики. 2004. №9.
  21. Черкассова Н.Н.Банк как инструмент экономического роста. Пятый вчероссийский банковский форум. 6-7 сентября, Нижний Новгород, 2007.
  22. Шульков А.С. Вопросы оптимизации депозитной политики коммерческого банка // Актуальные проблемы банковского дела. — Саратов: изд. центр СГСЭУ, 2007.
  23. Шульков А.С. Механизм формирования депозитной политики коммерческого банка // Научный сборник университета по итогам НИР за 2008г. — Саратов: изд. центр СГСЭУ, 2009.
  24. Щербакова Г.Н. Банковские системы развитых стран. М., 2004
  25. Экономика / Под. А.С. Булатова.–М.: Юристъ, 2010.
  26. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И Видяпина, Г.П. Журавлева. –М.: ИНФРА-М., 2007.
  27. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2006.
  28. Экономическая теория /Под А.И. Добрынина, Т. С. Тарасевича.–СПб.: Питер, 2007.
  29. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой.–М.: Проспект, 2001.
  30. www.cbr.ru /analytics/bank-system Официальный сайт Центрального Банка РФ. Аналитические материалы.


Комментирование закрыто.

Вверх страницы