БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5.00/5, 1 голос.

080414 1043 1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Банковская система РФ состоит из Центрального банка России, кредитных организаций, а также филиалов и представительств иностранных банков.

Каждой кредитной организации для осуществления расчетов в обязательном порядке открывается корреспондентский счет в учреждении Центрального банка России. Кредитная организация может открыть корреспондентский субсчет своему филиалу. Кредитные организации и их филиалы, которым открыты корреспондентские счета (субсчета), являются клиентами Центрального банка России. Многофилиальные кредитные организации для осуществления расчетов между филиалами открывают специальные счета межфилиальных расчетов.

Межбанковские расчеты между кредитными организациями совершаются через корреспондентские счета, открываемые друг у друга. В расчетных небанковских кредитных организациях участникам расчетов открываются счета для осуществления расчетов по клирингу. Клиентам — юридическим и физическим лицам — для осуществления безналичных расчетов открываются счета в кредитных организациях, а в отдельных случаях, установленных законодательством, юридическим лицам открываются счета в учреждениях Центрального банка России.

Банк России не может осуществлять банковские операции с физическими и юридическими лицами. Однако законодательство предусматривает некоторые исключения. Так, Центральный банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих. Кроме того, Центральный банк России может обслуживать клиентов в тех регионах, где кредитные организации просто отсутствуют.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации для защиты и представления своих интересов, развития межрегиональных и международных связей, проведения научных исследований, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности. Союзы и ассоциации кредитных организаций не могут осуществлять банковские операции, поскольку не преследуют цели извлечения прибыли.

Банковские системы бывают двух типов: одноуровневая и двухуровневая.

Одноуровневая банковская система предусматривает наличие только горизонтальных связей между кредитными организациями. Такой тип характерен для слаборазвитых в экономическом отношении стран. Одноуровневая банковская система может быть в нескольких случаях:в стране еще нет центрального банка. Это соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки могли выполнять любые банковские операции, в том числе осуществлять эмиссию своих денежных знаков. В настоящее время существование банковской системы без центрального банка является исключением из правил.

Двухуровневая банковская система имеет связи по горизонтали и вертикали. Вертикальные взаимосвязи — это отношения подчинения между управляющим центром (центральным банком) и низовыми звеньями (коммерческие банки и специализированные банки), а горизонтальные отношения характеризуют равноправное партнерство между субъектами низового уровня. В условиях двухуровневого варианта построения банковской системы происходит дифференциация функций на административно-управленческие (выполняются центральным банком); по обслуживанию хозяйства (осуществляют коммерческие банки).

На сегодняшний момент практически во всех странах с рыночной экономикой созданы двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, наделенный эмиссионной, надзорной, законотворческой функциями, а на втором уровне осуществляют свои операции коммерческие банки (рис. 1).

 

 

080414 1043 2 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Банковская система в качестве составной части входит в большую систему — кредитную систему страны. А кредитная система — в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

Основные функции банковской системы следующие:

– функция аккумулирования. При этом аккумулируются чужие временно свободные средства, аккумулируемые денежные ресурсы используются на удовлетворение не своих, а чужих потребностей (в порядке перераспределения средств), собственность на аккумулируемые и перераспределяемые средства остается у первоначального кредитора (клиентов банка), собирание средств становится одним из основных видов деятельности банка, для ее проведения в современных условиях нужно специальное разрешение (лицензия);

– функция регулирования денежного обращения;

Регулирование денежного обращения достигается также посредствоми эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.

Третья функция — посредническая функция. Под этой функцией зачастую понимается деятельность банковской системы как посредника в платежах. Через банки проходят платежи организаций и населения. В этом смысле банки, находясь «между» клиентами, совершая платежи по их поручению, исполняют посредническую миссию. Однако трактовать посредническую функцию нужно глубже, чем посредничество в платежах, поскольку посредническая функция относится не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому.

 

 

 

2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Правовой основой банковской деятельности прежде всего служит Конституция РФ, Гражданский и Налоговый кодексы, а также банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоявшее время в России действуют шесть законов, прямо относящихся к работе банков. Это Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации» (2002 г), «О банках и банковской деятельности» (1996 г), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1999 г.), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации» (1999 г.), «О налогообложении доходов банков» (1991 г), (1999 г.), «О налогообложении доходов банков» (1991 г.), «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (2003 г).

Деятельность банка складывается из выполняемых им операций и предоставляемых услуг, которые имеют определенные свойства. Их несколько.

Во-первых, будучи денежно-кредитным институтом, банк выполняет операции и оказывает услуги преимущественно в денежной форме.

Во-вторых, эти операции и услуги носят коммерческий характер. Чаще всего за выполнение своей работы банк получает определенное вознаграждение (в виде ссудного процента, комиссии, иной прямой и косвенной форм).

В-третьих, операции и услуги банка возникают на добровольной основе. Банк и клиент сами выбирают друг друга, исходя из своих собственных интересов. Клиент имеет право открыть счет в любом банке, это, однако, не означает, что банк обязан ему оказывать другие услуги (в том числе выдавать кредиты и пр.).

В-четвертых, операции и услуги можно подразделить на банковские, дополнительные и небанковские.

В основе членения операций на банковские и небанковские лежит понимание сути банка, его отличий от специальных финансовых институтов. В российском банковском законодательстве эти финансовые институты получили название «небанковские кредитные организации».

Особенность банка, как отмечалось, состоит в том, что он с позиции законодательства становится таковым только в случае, если выполняет три вытекающие из его сути операции, которые и получили название чисто банковских операций. К ним относятся: 1) депозитная операция; 2) кредитная операция; 3) расчетная операция.

Это, однако, не означает, что тому или иному юридическому лицу достаточно выполнять одну из этих операций с тем, чтобы получить статус банка. Согласно закону банком считается такое учреждение, которое выполняет все эти три операции одновременно. Важно и еще одно обстоятельство. Оно связано с получением юридического права выполнять ту или иную банковскую операцию. Здесь может быть несколько подходов:

– закон не запрещает заниматься, например, кредитной деятельностью любому юридическому лицу;

– закон обязывает юридическое лицо, желающее заниматься банковскими операциями, получить соответствующую государственную лицензию: в данном случае закон действует избирательно, лицензия выдается только тому, кто имеет соответствующие материальные условия и профессиональные навыки;

В российском банковском законодательстве нет запрета для других юридических лиц выполнять банковские операции, в связи с чем считается, что эти операции не являются монополией только банка. Российский закон обязывает кредитную организацию, желающую заниматься одной из банковских операций, получить в ЦБ РФ соответствующую лицензию, требует представления в ЦБ РФ соответствующей отчетности, подлежит контролю со стороны этого банка.

Выполняемые банками операции и оказываемые им услуги принято называть банковским продуктом. Этот продукт с позиции своих свойств, в-пятых, носит производительный характер.

Начнем с депозитных операций, т.е. помещения денежных средств в банке. Закон трактует вклад как «денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые гражданами в целях хранения и получения дохода». Из этого следует, что вклад:

а) это определенная сумма денежных средств, передаваемых банку другими противоположными субъектами, являющимися его полноправными партнерами;

б) может быть образован только физическими лицами;

в) обусловливает заключение особого договора между банком и другим субъектом;

г) представляет собой временное заимствование средств клиентов банком, выступающим в данном случае в роли заемщика;

д) попадает в разряд привлеченных средств, общий объем которых лимитируется нормами ЦБ РФ;

е) принимается банком, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет;

ж) может использоваться банком по его усмотрению, но с гарантией сохранности и возврата;

з) подлежит обязательному возврату по первому требованию кредитора или через определенный срок: государство гарантирует сохранность и возврат вкладов только теми банками, уставный капитал которых на 50% акций (долей) сформирован государством;

и) формируется преимущественно на платной основе.

Исходя из этого нетрудно заметить, что помещение ценностей в банк – это не всегда депозитная операция. В разряд депозита не попадают денежные средства, оседающие на счетах клиента. Операции с данными ресурсами входят в разряд расчетных операций, где специального соглашения на перемещение каждой отдельной суммы средств не требуется. К другому роду операций относится и помещение ценностей (произведений искусства, драгоценностей, дорогостоящих предметов и документов) на сохранение. Не является депозитной и операция по хранению в банке ценных бумаг (акций, облигаций, векселей).

Банки зачастую принимают во вклад только суммы определенного минимума.

Несмотря на отсутствие буквы закона, запрещающего создание вклада, в реальной жизни банки самой демократической страны всегда имеют возможность отказать тому или иному субъекту в приеме денег на депозит. И это, вероятнее всего, не следует рассматривать как дискриминацию, как нарушение демократических основ. Напомним, одно из свойств банковских операций и услуг они возникают на добровольной основе, и если у банка нет желания широко заниматься депозитной операцией, он этого делать не будет. Если к тому же заключение соглашения с соответствующим клиентом подрывает его собственный престиж или коммерческий интерес, то ни о каком принятии вклада у того или иного субъекта не может быть и речи.

Не случайно некоторые банки не принимают вклады даже от своих сотрудников, рекомендуя им другие банки. Известно, что в ряде стран заработная плата не выплачивается наличными, а зачисляется на счет в банке, в том числе автоматически возможно создание депозита. Персонал банка, помещающий свои сбережения в свой банк, укрепляет его ликвидность. Считается, что если сотрудники держат свои сбережения в банке, где они работают, то это поднимает его имидж, поскольку с позиции персонала (как бы на базе оценки изнутри) он является стабильным.

В российских банковских законах таких ограничений по вкладам не установлено.

Депозитная операция, которую выполняют банки, имеет большое экономическое значение. Собирая деньги во вклады, банк придает им импульс движения. Деньги, «не работающие» на руках у населения, становятся работающими у банка. Банк не держит эти деньги у себя, он их перераспределяет, передает на началах возвратности другим субъектам, нуждающимся в дополнительных платежных средствах, считая их тем самым дополнительными «энергетическими» ресурсами.

Закон обязывает банки производить расчетные операции не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. В случае несвоевременного или неправильного совершения платежей банки выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Банк, будучи посредником в платежах, выполняя платежи по поручениям своих клиентов, ускоряет завершение хозяйственных сделок и процесс производства и обращения. Производя перечисления по счетам преимущественно безналичным путем, банки содействуют экономии наличных денег, сокращают затраты на их производство, транспортировку и хранение.

Классической банковской операцией является кредитная операция. К сожалению, данная операция, как, впрочем, и две предшествующие операции, выступающие как традиционные, не получила законченного юридического толкования. По существу, в новой редакции Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная операция характеризуется тем, что она обеспечивается «залогом недвижимого и движимого имущества», что банк «вправе досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты», «вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу и несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности». К сожалению, других более подробных регулирующих норм закон не содержит.

Деятельность современного банка не ограничивается выше перечисленными традиционными операциями. Банк выполняет и другие операции. К их числу можно отнести:

– кассовое обслуживание клиентов;

– инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;

– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

– покупку или продажу иностранной валюты (в наличной или безналичной форме);

– выдачу банковских гарантий.

Эти пять операций вместе с депозитными, расчетными и кредитными (всего восемь) получили статус банковских операций. Согласно закону их могут выполнять только банки. За небанковскими кредитными организациями оставили право:

• осуществлять клиринговые расчеты;

• заниматься инкассацией денежных средств;

• выполнять операции по обмену валюты;

• управлять денежными средствами клиентов.

Для того, чтобы выполнять банковскую операцию, необходимо иметь соответствующую лицензию. За незаконную безлицензионную деятельность к применяются финансовые взыскания, вводятся санкции вплоть до ликвидации организации, занимающейся «не законной» для нее операцией.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» разрешает банкам заниматься размещением, подпиской, покупкой, продажей, учетом и хранением ценных бумаг. Эти операции, однако, не имеют статуса банковских, как, впрочем, и следующие сделки:

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Эти операции и сделки составляют как бы дополнительные виды деятельности, которыми банкам разрешено заниматься.

Закон предписывает и те виды деятельности, которыми банкам заниматься запрещено. К их числу относятся производственная, торговая и страховая деятельность. Подобное запрещение характерно для законодательства ряда стран.

Вопрос о запрете для банков заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью не является бесспорным. Получается, что практически всеми банковскими операциями можно заниматься всем участникам рынка (для этого лишь нужно иметь лицензию), при этом декларируется, что банковские операции не являются монополией только банков, ими могут заниматься и промышленники, и торговцы, и страховщики. Банки же, в свою очередь, не могут заниматься ни производством, ни торговлей, ни страхованием.

Деятельность современных банков различается не только в зависимости от того, запрещено им или нет заниматься дополнительными небанковскими операциями, но и тем, в какой степени они могут работать на рынке ценных бумаг, в какой мере им разрешено или не разрешено участвовать в капитале предприятий. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» прежде всего исходит из того, что банк является полноправным участником рынка ценных бумаг — может выпускать свои собственные акции, продавать их и т.д. Наряду с этим он может, как уже отмечалось, производить размещение, подписку, продажу, учет и хранение этих бумаг. Однако также, как, например, для совершения валютных операций, он должен получить соответствующую лицензию.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

В 2003 году развитие банковской системы России шло высокими темпами. За год активы банковского сектора увеличились на 35,1% и достигли 5601 миллиарда рублей, а капитал — на 40,3%, составив 815,6 миллиарда рублей.

Доля активов банков в ВВП увеличилась с 38,2% на январь 2003 года до 42,1% на январь 2004 года, капитала — с 5,4% до 6,1.

Постоянно возрастает значение банковской системы для экономики страны. Доля в ВВП кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям, увеличилась с 14,6% на начало 2003 года до 17,3% на начало 2004 года. Общий объем кредитов физическим лицам за 2003 год увеличился на 47,4% и составил 299,7 миллиардов рублей. При этом в 2003 году вклады населения в банках выросли на 47,1% и достигли 1540 миллиардов рублей.

Таблица 1 –Кредитные организации России в 2002 – 2004 г.

Показатель 

2002 г. 

2003 г. 

2004 г. 

Зарегистрировано кредитных организаций Банком России и другими органами

1828 

1764 

1668 

Действующие кредитные организации (кредитные организации, имеющие право на осуществление банковских операций)

1329 

1332 

1329 

Кредитные организации, зарегистрированные Банком России, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию

8 

3 

4 

Кредитные организации, у которых отозвана (аннулирован) лицензия на осуществление банковских операций

491 

429 

335 

Кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление операций в иностранной валюте

839 

846 

845 

Кредитные организации, имеющие генеральные лицензии

293

300 

310 

 

Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковского сектора в 2002-2003 гг., свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков функционирования российского банковского сектора в 2002-2003 гг.

Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. В результате доля Сбербанка России в привлеченных банковским сектором депозитах физических лиц сократилась с 72,1% на 01.01.02 до 63,3% на 01.01.04.

Повышаются финансовые результаты деятельности кредитных организаций. За 2003 г. прибыль банковского сектора составила 128,4 млрд. рублей, за 2002 г. и 2001 г. — соответственно 93,0 млрд. рублей и 67,6 млрд. рублей.

По состоянию на начало 2004 года соотношение активов банковского сектора с ВВП оценивается в 41,842,1% (против 34,932,3% на 01.01.012),42,1% (против 32,3% на 01.01.01), капитала — 6,1% (против 5,03,9%), кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям — 17,9% (против 11,0%).

В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что банковский сектор может и должен играть в экономике существенно более значимую роль.

В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества, превосходя всех остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу.

Банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не отвечает международно признанным представлениям. Не в полной мере реализованы задачи укрепления правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, ускорения и повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций, в том числе не создан корпоративный ликвидатор. Не принят закон, регламентирующий деятельность бюро кредитных историй.

Основная задача очередного этапа развития банковского сектора (2004-2008 гг.) состоит в накоплении его созидательного потенциала, существенном повышении значения банковского сектора как фактора экономического роста и реализации программных задач социально-экономического развития. В рамках решения этой задачи предстоит обеспечить повышение конкурентоспособности и увеличение капитализации банковского сектора, а также совершенствование системы банковского надзора. Характер реформирования банковского сектора должен способствовать достижению целей, намеченных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.

Основными целями дальнейшего развития банковского сектора являются:

  • повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
  • укрепление функциональной роли в экономике, повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями;
  • дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
  • предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в первую очередь для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  • развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарентности в деятельности кредитных организаций;
  • укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения.

    Достижение целей развития банковского сектора будет осуществляться Правительством Российской Федерации и Банком России по следующим основным направлениям:

  • совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
  • формирование благоприятных условий для повышения роли банков в системе финансового посредничества;
  • развитие и совершенствование системы банковского регулирования и банковского надзора;
  • развитие конкурентной среды, транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере, обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
  • повышение требований к качеству корпоративного управления кредитных организаций;
  • участие в развитии инфраструктуры банковского бизнеса.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. от 21.03.02// СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3459; Ст. 3469; 2001. № 26. Ст. 2586; № 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. № 12. Ст. 1093.
  2. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2003.
  3. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2004.
  4. Захаров В. Прежняя денежно-кредитная политика может привести к новому кризису // Аналитический банковский журнал. 2001. № 11.
  5. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Ростов-на-Дону, 2002.

Комментирование закрыто.