Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных доходов и доходов регулирующих

Оцените статью

080214 1522 1 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующихДоходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6 БК РФ), — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги. Анализируя бюджеты промышленно развитых стран, нельзя не отметить тот факт, что в современном мире на долю налогов приходится от 80 до 90% всех бюджетных поступлений).

Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд .

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расчеты доходов бюджетной системы Российской Федерации формируются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год в соответствии с принятым налоговым, таможенным и другим законодательством на момент составления проекта бюджета.

В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления — это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны. Но не только акцент на косвенное налогообложение искажает возможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности общества. Достаточно негативное влияние на налоговую систему оказывает так называемый механизм регулирующих налогов.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Согласно ч. 2 ст. 20 БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы:

1.1 налоговые доходы:

– налоги на прибыль, доходы;

– налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

– налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

– налоги на совокупный доход;

– налоги на имущество;

– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

– государственная пошлина;

– задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

1.2 неналоговые доходы:

– страховые взносы на обязательное социальное страхование;

– доходы от внешнеэкономической деятельности;

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

– платежи при пользовании природными ресурсами;

– доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

– доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

– административные платежи и сборы;

– штрафы, санкции, возмещение ущерба;

– прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления:

– безвозмездные поступления от нерезидентов;

– безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

– безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

– безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

– доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

– возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

– прочие безвозмездные поступления.

Закрепленные доходы бюджетной системы — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.

Виды доходов бюджетов перечислены в ст. 41 БК РФ. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимамирегиональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

– доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

– средства самообложения граждан;

– иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

– дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

– субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

– иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлены ст. 42 БК РФ. К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

– доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

– средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

– плата за пользование бюджетными кредитами;

– доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

– часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

– другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Собственные доходы бюджетов перечислены в ст 47 БК РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:

– налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

– неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

– доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда и выступает средством горизонтального выравнивания нижестоящих бюджетов.

Структура доходов бюджетов приведена на рис. 1.

080214 1522 2 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 3 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

080214 1522 4 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 5 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

080214 1522 6 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

 

080214 1522 7 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 8 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 9 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

080214 1522 10 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

 

Рисунок 1 – Структура доходов бюджетов

 

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

В доходах федерального бюджета помимо перечисленных ранее также учитываются: прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В заключение следует отметить, что понятие регулирующих доходов в действующей редакции Бюджетного кодекса РФ отсутствует с принятием Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» (принят ГД ФС РФ 05.08.2004) и была отменена ст. 48 БК РФ, согласно которой (ранее) «регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетные расходы: понятие. Классификация, особенности правового режима текущих расходов и расходов (бюджета) развития

 

Согласно ст. 6 БК РФ расходы бюджета представляют собой расходы, выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии со ст. 65 БК РФ. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Следует заметить, что ст. 66 – 68 БК РФ утратили силу в связи с принятием ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.04.2007)

Статья 66 БК РФ ранее действующей редакции делила расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Ранее действующая ст. 67 БК к капитальным расходам относила часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

 Текущие расходы бюджетов регулировались ранее действующей ст. 68 БК РФ. Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Бюджетные расходы перечислены в ст. 21 БК РФ:

1) расходы на общегосударственные вопросы:

функционирование Президента Российской Федерации;

функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

судебная система;

обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

обеспечение проведения выборов и референдумов;

международные отношения и международное сотрудничество;

государственный материальный резерв;

фундаментальные исследования;

резервные фонды;

прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

другие общегосударственные вопросы;

2) расходы на национальную оборону:

Вооруженные Силы Российской Федерации;

модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

мобилизационная и вневойсковая подготовка;

мобилизационная подготовка экономики;

подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

ядерно-оружейный комплекс;

реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

прикладные научные исследования в области национальной обороны;

другие вопросы в области национальной обороны;

3) расходы на национальную безопасность и правоохранительная деятельность:

органы прокуратуры;

органы внутренних дел;

внутренние войска;

органы юстиции;

система исполнения наказаний;

органы безопасности;

органы пограничной службы;

органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

обеспечение пожарной безопасности;

миграционная политика;

модернизация внутренних войск, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) расходы на функционирование национальной экономики:

общеэкономические вопросы;

топливно-энергетический комплекс;

исследование и использование космического пространства;

воспроизводство минерально-сырьевой базы;

сельское хозяйство и рыболовство;

водное хозяйство;

лесное хозяйство;

транспорт;

дорожное хозяйство (дорожные фонды);

связь и информатика;

прикладные научные исследования в области национальной экономики;

другие вопросы в области национальной экономики;

5) расходы на жилищно-коммунальное хозяйство:

жилищное хозяйство;

коммунальное хозяйство;

благоустройство;

прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

6) расходы на охрану окружающей среды:

экологический контроль;

сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

другие вопросы в области охраны окружающей среды;

7) расходы на образование:

дошкольное образование;

общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

высшее и послевузовское профессиональное образование;

молодежная политика и оздоровление детей;

прикладные научные исследования в области образования;

другие вопросы в области образования;

8) расходы на культуру и кинематографию:

культура;

кинематография;

прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;

другие вопросы в области культуры, кинематографии;

9) расходы на здравоохранение:

стационарная медицинская помощь;

амбулаторная помощь;

медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

скорая медицинская помощь;

санаторно-оздоровительная помощь;

заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

санитарно-эпидемиологическое благополучие;

прикладные научные исследования в области здравоохранения;

другие вопросы в области здравоохранения;

10) расходы на социальную политику:

пенсионное обеспечение;

социальное обслуживание населения;

социальное обеспечение населения;

охрана семьи и детства;

прикладные научные исследования в области социальной политики;

другие вопросы в области социальной политики;

11) расходы на физическую культуру и спорт:

физическая культура;

массовый спорт;

спорт высших достижений;

прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;

другие вопросы в области физической культуры и спорта;

12) расходы на средства массовой информации:

телевидение и радиовещание;

периодическая печать и издательства;

прикладные научные исследования в области средств массовой информации;

другие вопросы в области средств массовой информации;

13) расходы на обслуживание государственного и муниципального долга:

обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;

обслуживание государственного внешнего долга;

14) расходы на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

иные дотации;

прочие межбюджетные трансферты общего характера.

Бюджетные ассигнования перечислены в ст. 69 БК РФ, которая к ним относит ассигнования на:

– оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

– социальное обеспечение населения;

– предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

– предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;

– предоставление межбюджетных трансфертов;

– предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

– обслуживание государственного (муниципального) долга;

– исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

 Согласно 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

– обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

– предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам;

– предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

– осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

– закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения), в том числе в целях:

– оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

– разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

– закупки товаров в государственный материальный резерв.

 
 

 

 

 

3. Целевые бюджетные фонды федерального бюджета, их виды, источники образования, направления расходования

 

Целевые фонды Правительства РФ — разновидность целевых государственных фондов денежных средств, предназначенных для решения экономических задач. Эти фонды создаются и ликвидируются по инициативе правительства. Обычно источником их формирования выступают бюджетные ассигнования. Ранее доходы (источники образования) определялись в соответствии со ст. 54 БК РФ, которая утратила свою действие в связи с принятием ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.04.2007). Согласно действующей ранее редакции доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитывались в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Среди функционирующих целевых бюджетных фондов за последние 15 лет, можно выделить (по состоянию на 1 января 2005 года все целевые бюджетные фонды упразднены):

1. Федеральный дорожный фонд Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

2. Федеральный экологический фонд Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

3. Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

4. Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов (упразднён с 1 января 2001 года);

7. Государственный фонд борьбы с преступностью (упразднён с 1 января 2001 года);

9. Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии (упразднён с 1 января 2005 года);

10. Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы (упразднён с 1 января 2001 года);

11. Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов (упразднён с 1 января 2001 года);

12. Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации (упразднён с 1 января 2001 года);

13. Фонд по охране озера Байкал (упразднён с 1 января 2001 года);

14. Другие целевые бюджетные фонды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания

 

Задание 1. Состав расходов бюджетной системы определяются задачами и функциями государства. Исходя из этого раскройте основные направления расходов, финансируемых из федерального бюджета.


 

ответ

Исходя из функций и задач государства можно раскрыть следующие направления расходов, финансируемых из федерального бюджета

1) расходы на обеспечение функционирования государства и государственного аппарата: расходы на функционирование Президента Российской Федерации; расходы на функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; расходы на функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; расходы на функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; расходы на государственный материальный резерв и резервные фонды;

2) расходы на правоохранительную функцию – расходы на обеспечение правопорядка и безопасность в стране – расходы на судебную систему; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; расходы на обеспечение деятельности органов прокуратуры; органов внутренних дел; расходы на внутренние войска; расходы на органы юстиции; на обеспечение деятельности системы исполнения наказаний; расходы на органы безопасности; расходы на органы пограничной службы; расходы на органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; расходы на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; расходы на обеспечение пожарной безопасности; расходы на модернизация внутренних войск, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов; расходы на прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности; расходы на другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

3) расходы на обеспечение прав граждан на участие в управление государством обеспечение проведения выборов и референдумов;

4) расходы на обеспечение международных отношений – международные отношения и международное сотрудничество; расходы на миграционную политику;

5) расходы на обеспечение образование и развитие науки – расходы на фундаментальные исследования; расходы на прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

6) расходы на прочие и другие общегосударственные вопросы;

7) расходы на обеспечение безопасности государства – расходы на национальную оборону: расходы на Вооруженные Силы Российской Федерации и их модернизацию; расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку; расходы на мобилизационную подготовку экономики; расходы на подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; расходы на ядерно-оружейный комплекс; расходы на реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; расходы на прикладные научные исследования в области национальной обороны; расходы на другие вопросы в области национальной обороны;

8) расходы на выполнение экономической функции государства: расходы на общеэкономические вопросы; расходы на топливно-энергетический комплекс; расходы на исследование и использование космического пространства; расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; расходы на водное хозяйство; расходы на лесное хозяйство; расходы на транспорт; расходы на дорожное хозяйство (дорожные фонды); расходы на связь и информатика; расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики; расходы на жилищно-коммунальное хозяйство; расходы жилищное хозяйство; расходы на коммунальное хозяйство; расходы на благоустройство; расходы на прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; расходы на другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства; расходы на обслуживание государственного и муниципального долга: обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга; обслуживание государственного внешнего долга; расходы на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; иные дотации; прочие межбюджетные трансферты общего характера.

9) расходы на выполнение природоохранной     и экологической функции государства охрана окружающей среды: расходы на экологический контроль; расходы на сбор, удаление отходов и очистку сточных вод; расходы на охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания; расходы на прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; расходы на другие вопросы в области охраны окружающей среды;

10) расходы на выполнение гуманитарной функции государства – расходы на обеспечение населения образованием: расходы на дошкольное образование; расходы на общее образование и начальное профессиональное образование; расходы на среднее профессиональное образование и расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование; расходы на молодежную политику и оздоровление детей; расходы на прикладные научные исследования в области образования; расходы на другие вопросы в области образования; расходы на культуру и кинематографию; расходы на прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии; расходы на другие вопросы в области культуры, кинематографии; расходы на здравоохранение, включая расходы на стационарную медицинскую помощь; расходы на амбулаторную помощь; расходы на медицинскую помощь в дневных стационарах всех типов; расходы на скорую медицинскую помощь; расходы на санаторно-оздоровительную помощь; расходы на заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; расходы санитарно-эпидемиологическое благополучие; расходы прикладные научные исследования в области здравоохранения; расходы на другие вопросы в области здравоохранения; расходы на физическую культуру; расходы на массовый спорт; расходы на спорт высших достижений; расходы на прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта; расходы на другие вопросы в области физической культуры и спорта;

11) расходы на выполнение социальной функции государства – расходы на социальную политику, расходы на пенсионное обеспечение; расходы на социальное обслуживание населения; расходы на социальное обеспечение населения; расходы на охрана семьи и детства; расходы на прикладные научные исследования в области социальной политики; расходы на другие вопросы в области социальной политики; расходы на средства массовой информации: расходы на телевидение и радиовещание; расходы на периодическую печать и издательства; расходы на прикладные научные исследования в области средств массовой информации; расходы на другие вопросы в области средств массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Составьте классификацию нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подкрепите ее примерами

 

080214 1522 11 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

 

080214 1522 12 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

080214 1522 13 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 14 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

 

080214 1522 15 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 16 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

 

 

080214 1522 17 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 18 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих


080214 1522 19 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 20 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

080214 1522 21 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 22 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

 

 

080214 1522 23 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 24 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих080214 1522 25 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих


080214 1522 26 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

080214 1522 27 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

080214 1522 28 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

080214 1522 29 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

080214 1522 30 Бюджетные доходы, их классификация. Понятие закрепленных             доходов и доходов регулирующих

 

 

 

 

Основными законодательными актами федерального уровня, регламентирующими основы правовых бюджетных отношений, бюджетного права и процесса бюджетного регулирования, являются: Конституция Российской Федерации; Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая); Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»; Федеральные законы о бюджете на соответствующий год.

Конституция РФ в области бюджетных отношений и процесса бюджетного регулирования регламентирует следующие положения.

Статьей 5 определяет, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

Статьей 8 Конституции РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В ст. 11 Конституции РФ устанавливается, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

При этом в ст. 15 Конституции РФ указывается, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В статьях 71, 72, 73 Конституции РФ определяются предметы ведения Российской Федерации (в том числе федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). При этом в ст. 75 Конституции РФ устанавливается, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В гл. 6 Конституции РФ прописываются конституционные полномочия Правительства РФ. Среди них следует выделить, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (ст. 114).

Глава 8 Конституции РФ посвящена местному самоуправлению. В ней определяются статус этих органов публичной власти порядок их избрания. Устанавливается, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции РФ).

В 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ, который стал главным законодательным актом в области бюджетных отношений и, следовательно, процесса бюджетного регулирования. В Кодексе реализуется концепция казначейской системы исполнения бюджета.

Казначейская модель исполнения федерального бюджета основывается на двух коренных принципах, которые нашли отражение в Бюджетном кодексе РФ:

– первое — концентрация всех средств федерального бюджета на едином счете государства, который находится в Центральном банке РФ;

– второе — достаточно строгая и полная система предварительного и текущего контроля.

С зачислением всех доходов на единый счет Казначейства России и финансированием всех расходов с единого счета казначейства регламентируется вся цепочка прохождения бюджетных средств, что позволяет реально осуществлять органам казначейства предшествующий и текущий контроль за исполнением бюджета.

В Бюджетном кодексе РФ определены основные аспекты закрытия бюджета, подведения баланса бюджета, введены нормы, которые ограничивают выполнение отдельных операций по финансированию расходов бюджета и проведения платежей в системе казначейства. Достаточно детально проработана в Бюджетном кодексе РФ система управления государственным долгом, определены возможные источники финансирования и предельные размеры дефицитов бюджетов всех уровней, определяются условия предоставления государственных гарантий, а также порядок отражения предоставленных гарантий в структуре государственного долга и расходах бюджета.

 

Практические задачи

 

Задача 1. На счет территориального отделения Федерального казначейства поступили денежные средства в объеме 75% от запланированной суммы.

Укажите порядок (очередность) списания бюджетных средств со счета бюджета субъекта РФ.

 

Решение

Данная задача могла бы быть решена на основе ст. 237 БК РФ, которая в настоящее время не действует в связи с принятием ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.04.2007.)

Статья 237 БК говорит о том, что  бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах Федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2. В ходе исполнения федерального бюджета количественный разрыв между расходами и доходами (бюджетный дефицит) значительно превысил планируемый уровень. Для преодоления бюджетного кризиса Правительство РФ приняло ряд следующих мер:

– выпустило краткосрочный государственный заем в виде ценных бумаг, размещаемых на территории РФ;

– сократило ассигнования по ряду расходных статей, обеспечивающих функционирование целевых бюджетных программ;

– использовало средства резервного фонда для финансирования приоритетных направлений.

Оцените правомерность действия Правительства РФ.

 

Ответ

Согласно абзацу 2 ч. 3 ст. 103 БК РФ право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с БК РФ принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.

Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляется в соответствии со ст. 114 БК РФ, согласно части первой которой предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно ст. 6 ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» от 30 сентября 2010 г. № 245-ФЗ правительство Российской Федерации в 2010, 2011, 2012 и 2013 годах (в связи с приостановлением до 1 января 2014 года действия абзацев пятого — седьмого пункта 4 статьи 94 и пункта 6 статьи 96.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации) вправе без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете принимать решения об использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

Согласно приведенным положениям действия Правительства РФ следует признать правомерным.

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. ФЗ от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ // СЗ РФ. 03 августа 1998. № 31. Ст. 3823.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. (в ред. ФЗ от 17.06.2010 №119-ФЗ) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  4. ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» от 30 сентября 2010 г. № 245-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 4971.
  5. ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.04.2007) // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 18.
  6. Брайчева Т.В. Государственные финансы.–СПб.: Питер, 2010.
  7. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевского. –М.: Юрайт-Издат, 2009.
  8. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. –М.: Дашков и К, 2010.
  9. Резников С.С. Государственные финансы. – М.: Финансы и статистика, 2009.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы