ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ

Оцените статью

080614 0217 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМДенежные реформы — это упорядочение денежной системы путем изменения стоимости или замены обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления равновесия между денежной и товарной массой. Денежные реформы позволяют быстро стабилизировать денежное обращение стран мира после войн, революций и других катаклизмов. Необходимость их проведения обусловливается расстройством денежной системы, изменением политического устройства или образованием нового государства, созданием или объединением национальных денежных единиц [4, C. 111].

Результативность денежных реформ определяется радикальностью проводимых преобразований. Важно, чтобы денежная реформа сопровождалась созданием условий для укрепления экономики, государственных финансов и денежно-кредитной сферы страны (в том числе изменением порядка эмиссии, обеспечением банкнот и др.) В современных развитых странах антиинфляционные программы стабилизации и проводимые денежно-кредитные политики фактически заменяют денежные реформы. Однако это возможно, если в стране есть политическая стабильность; доверие населения к проводимой политике и кредитным институтам; условия для развития рынка товаров и услуг, которые противостоят деньгам; наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса валюты, сбалансированность товарной и денежной массы; если, эмиссия не используется для пополнения бюджета [14, C. 79]..

Существующие денежные реформы подразделяются на четыре вида.

Нуллификация — аннулирование обесцененной обращающейся и введение новой денежной единицы. Например, в Германии 1920-х гг. в результате послевоенной гиперинфляции значительно обесцененная рейхсмарка была аннулирована. Одна новая марка, введенная в обращение в 1924 г., обменивалась на 1 трлн старых рейхсмарок. После Второй мировой войны в странах, проводивших денежные реформы (Бельгия — 1944 г., Франция, Дания, Голландия, Норвегия — 1945 г., Греция — 1944—1946, Япония — 1946, Австрия — 1947 г.), старые денежные знаки объявлялись недействительными и в ограниченных размерах обменивались на новые. Аргентина в конце 80 — начале 90-х гг., прибегала к нуллификации практически ежегодно [6, C. 212].

Ревальвация (реставрация) — восстановление стоимостного содержания денежной единицы до прежней величины. Так, повышение золотого содержания национальной валюты происходило в ходе денежных реформ 1821 и 1924 гг. в Великобритании и в 1879 г. в США. Неоднократные ревальвации ФРГ проводила в рамках как Бреттон-Вудской (1961, 1969 и 1971), так и Европейской валютной системы [14, C. 80].

Девальвация — уменьшение стоимостного содержания денежной единицы. В 1949 г. была осуществлена одновременная девальвация 37 валют к доллару США на 12—30,5%. Это резко усилило покупательную способность доллара в Европе и одновременно увеличило задолженность европейских стран Соединенным Штатам. Вторая массовая девальвация была проведена в конце 1967 г. Великобританией и 25 другими странами, когда курс валют понизился до 5— 25%.

Деноминация — увеличение стоимостного содержания денежной единицы путем «зачеркивания нулей». Деноминация проводилась в СССР в 1961 г., когда деньги обменивались в соотношении 1 : 10, и в России в 1998 г., когда деньги обменивались как 1 : 1000 [6, C. 212].

Исторически денежные реформы проводились как в условиях металлического денежного обращения, так и при золотодевизном стандарте. В Европе денежные реформы использовались при переходе от одного денежного товара или типа денежной системы к другому: в XVI— XVII вв. медные деньги заменялись серебряными, в ХЗДИ в. серебряные — золотыми. Денежные реформы 1821 г. в Великобритании, 1879 г. в США восстанавливали размен банкнот на золото. Первая мировая война и кризис 1929—1933 гг. привели страны мира к реформам, отменяющим золотой стандарт в пользу обращающихся кредитных и бумажных денег [14, C. 80].

В ходе исторического развития денежные реформы не только расширяли сферу охвата, но и принимали новые формы. Так, после Второй мировой войны во многих странах мира борьба с инфляцией проводилась с использованием метода «шоковой терапии», который означал, что обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги (с целью резкого уменьшения массы бумажных денег) сопровождается также временным (полным или частичным) замораживанием банковских вкладов населения и предпринимателей.

Показателен в этой связи пример использования «шоковой терапии» в Западной Германии, где в июне 1948 г. был совершен переход от карточной системы распределения продуктов к рыночному ценообразованию. Проведенная денежная реформа носила жестко конфискационный характер. Наличные деньги и вклады населения были обменены в соотношении 6,5 новых марок на 100 старых Рейхсмарок. Часть вкладов сначала была заморожена, а затем примерно 70% их аннулировано, но каждый житель получил единовременное пособие — 60 немецких марок. В результате реформа устранила основные причины дисбаланса в стране, был ликвидирован государственный долг, снят контроль над ценами и заработной платой, а быстро развившееся предпринимательство насытило рынок товаром, что и остановило инфляцию [6, C. 214].

В 1949—1950 гг. «шоковая терапия» была использована в Японии. Проводилась по инициативе американского посла в Японии, почему и получила название «линия Доджа». Переход на свободное ценообразование с проведением земельной реформы и разукрупнением монополистических гигантов сопровождался использованием таких антиинфляционных мер, как ликвидация дефицита государственного бюджета, отказ от субсидий убыточным предприятиям, замораживание части вкладов, ужесточение условий кредитования и др.

В советской истории в условиях нэпа был также применен свой вариант «шоковой терапии». Новая экономическая политики на фоне послевоенной разрухи привела к быстрому оздоровлению экономики и насыщению рынков потребительскими товарами, однако крайне жесткие экономические меры потребовали серьезных жертв со стороны беднейших слоев населения. За 1922—1924 гг. была проведена денежная реформа (введен червонец), ликвидирован дефицит государственного бюджета, ограничен кредит и остановлена денежная эмиссия, сокращены государственные расходы. В результате с 1 октября 1923 г. по 1 августа 1925 г. розничные цены снизились на 20%, а в ряде отраслей закрылось до трети предприятий [6, C. 215].

Новое применение метод «шоковой терапии» нашел при переходе части стран СЭВ от административной к рыночной экономике. Введение в административную экономику рыночных структур неизбежно приводило к появлению длительной и высокой инфляции. Рост цен принимал разрушительные формы. Правительства в этих условиях вынуждены были применять непопулярные меры замораживания заработной платы, проведения денежной реформы и т.д. Так, в Югославии в конце 1980-х гг. обострился кризис системы, ориентированной на максимизацию заработной платы и прибыли на одного работника, что значительно ослабило инвестиции. Кризис вызвал рост безработицы, раздувание коллективами заработной платы и усиление инфляционных тенденций. Гиперинфляция 1989 г. в Югославии достигла четырехзначных цифр. С помощью «шоковой терапии» гиперинфляция была преодолена, увеличена конкурентоспособность экономики, национальная валюта стабилизировалась и стала первой в Европе конвертируемой валютой. Однако с размораживанием заработной платы инфляция вновь усилилась, заметно снизился жизненный уровень населения, возросла безработица и произошел распад государства. В Польше с конца 1989 г. было введено свободное ценообразование при временном замораживании заработной платы. После восьмикратного роста цен произошло замедление темпов инфляции, был преодолен товарный дефицит. Однако при этом жизненный уровень населения снизился почти вдвое, а безработица осенью 1990 г. достигла 10% [6, C. 217].

Дореволюционные денежные реформы в России установили серебряный, а затем золотой монометаллизм.

Денежная реформа по установлению серебряного монометаллизма — реформа Канкрина (1839—1843) — заключалась в девальвации ассигнационного рубля. Денежной единицей стал серебряный рубль с содержанием в 1 золотнике 2,1 доли чистого серебра. Ассигнации вводились в обращение как вспомогательные знаки с курсом 3 руб. 50 коп. за 1 руб. серебра. В 1841 г. были выпущены новые денежные знаки — кредитные билеты 50-рублевого достоинства, размениваемые на серебро.

Золотой монометаллизм введен реформой Витте (1895—1897), когда в стране был накоплен достаточный запас золота. К 1897 г. путем увеличения налогов, добычи и покупки золота, заключения внешних займов Государственный банк увеличил золотую наличность с 300 до 1095 млн. руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов.

В годы реформы были разрешены сделки с золотом и на треть девальвирована денежная единица страны. Выпущены были 10- и 5-рублевые золотые монеты (империал, полуимпериал), разменные на кредитные билеты. При сохранении старого веса на 10-рублевых империалах чеканился новый номинал в 15 руб. Золотой рубль содержал 0,774234 г чистого золота. Почти все кредитные билеты должны были быть покрыты золотом (600 млн руб. — на 50% и еще 600 млн руб. — на 100%). Это несколько ограничивало эмиссионное право банка, но обеспечивало переход к золотому стандарту и стабилизации денежной системы [4, C. 113].

Денежные реформы в условиях социалистической экономики проводились для изъятия излишней денежной массы из обращения при восстановлении народного хозяйства после революции 1917 г. и Великой Отечественной войны, при распаде СССР и решении текущих вопросов развития разбалансировки экономики, сопровождаемой несоответствием денежной массы товарному покрытию.

Денежная реформа 1922—1924 гг. была проведена по следующим причинам. С 1916 г. основой денежного обращения страны и неразменные бумажные деньги. Правительство получало от госсбанка громадные суммы. С 1917 по 1923 г. денежная масса в обращении увеличилась в 200 раз, а цены — в 10 млн раз. Наличность, отягощавшая сферу денежного обращения к 1923 г., равнялась 994 464 460 000 000 руб., т.е. без малого два квадриллиона. В конце 1922 г. были выпущены червонцы, обеспеченные реальным золотым запасом на 25%, в остальной части — легко реализуемыми аварами и краткосрочными векселями. Червонец приравнивался к 10 довоенным золотым рублям [4, C. 114].

Торговый оборот хорошо принимал новые червонцы, но наряду ними до 1924 г. в обращении продолжали оставаться прежние, обесценившиеся соцзнаки, замененные впоследствии на государственные казначейские билеты, а также серебряные и медные монеты. Один рубль 1923 г. обменивался на 1 млн рублей дензнаками, изъятыми из обращения, или 100 руб. дензнаками 1922 г. Между казначейским рублем и банковским червонцем было установлено :твердое соотношение: один червонец равнялся десяти новым рублям. В итоге деноминации 1922—1924 гг. возник стабильный советский рубль, равный 50 млрд руб. периода до 1922 г.

Денежная реформа 1947 г, позволила изъять избыточную массу ‘денег из обращения, которая оказалась в обороте в годы Великой Отечественной войны. Ущерб, нанесенный войной, привел к тому, появилась большая избыточная масса денежных знаков, не имеющих товарного эквивалента. К кошту 1947 г. созрели экономические предпосылки для проведения денежной реформы. Восстановление и дальнейший подъем промышленности, сельского хозяйства и других отраслей создали необходимые товарные запасы, Обеспечивающие устойчивость денег.

Денежная реформа 1947 г. заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные деньги и в переоценке сбережений населения, хранящихся в сберегательных кассах или в форме облигаций. Обмен проходил по соотношению 10 : 1 (взамен десяти старых давался один рубль новыми). Вклады до 3 тыс. руб. не переоценивались, а от 3 тыс. до 10 тыс. руб. переоценивались в соотношении 1 : 2. Остатки средств на счетах государственных предприятий не переоценивались, на счетах колхозов и кооперативных организаций в банке обменивались в пропорции 5 : 4. Конвертировались все выпущенные ранее государственные займы. Облигации менялись на новые как 3 : 1. Исключением были облигации свободно реализуемого займа 1938 г. («золотой займ»), для которого было установлено соотношение 5:1. Одновременно отменялась карточная система. Результатом реформы были ликвидация последствий войны в денежной системе, укрепление денежной единицы и повышение значения всех функций денег [14, C. 81].

Денежная реформа 1961 г. была (реформа Хрущева) официально признана как деноминация. Учитывая размах и значение осуществленного преобразования денежной системы, 8 мая 1961 г, Минфин и Госбанк СССР просили ЦК КПСС и Совет министров СССР «разрешить именовать впредь проведенные мероприятия денежной реформой 1961 года». При этом подчеркивалось, что «денежная реформа 1961 г., проведенная в нашей стране, является самой гуманной в истории». В ЦК КПСС согласились с высокой оценкой реформы, но по политическим мотивам замаскировали ее под деноминацию [4, C. 114].

Проведение реформы никакой экономической необходимостью обусловлено не было и явилось одним из эпизодов «волюнтаризма». Новые монеты стали чеканить в 1958 г., бумажные деньги — в конце 1959 г. В мае 1960 г. было опубликовано постановление «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами», после чего резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. В столичных ювелирных магазинах выручка 5—6 мая подскочила в 3 раза. В октябре 1960 г. начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах по единой методике — 10 : 1. С 1 января 1961 г. стал проводиться обмен наличных денег населению. Денежные билеты образца 1947 г. и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921 г., изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10 : 1. Старая разменная монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялась в обороте [14, C. 82].

В стране работало 28,5 тыс. обменных пунктов. Хождение старых денег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961 г. Около 4,5% старых денег население к обмену не предъявило. Поменять деньги удалось всем и практически в любом количестве, реформа прошла тихо. Рубль был девальвирован, и его золотое содержание увеличилось в 4 раза, составив 0,987412 г чистого золота.

Денежные реформы переходного периода изменили национальную денежную единицу при распаде СССР и способствовали изъятию излишней денежной массы из обращения.

Денежная реформа 1992—1993 гг. была обусловлена следующими причинами. Процесс создания рыночной экономики начиная с 1988 г. породил распад единого рублевого пространства СССР и вызвал необходимость создания собственной денежной системы России. Прежде всего на денежном обращении страны отразилось невыполнение обязательств, принятых рядом государств СНГ, которые предусматривали согласование денежно-кредитной политики при использовании общей валюты — рубля РФ. Ряд государств СНГ ввел национальные валюты, и в Россию хлынул поток наличных рублей. Это резко увеличило денежную массу в стране и усилило инфляционные процессы. Банк России был вынужден начать изъятие из обращения Денежных билетов Госбанка СССР образца 1961—1992 гг. путем их Постепенной замены на новые денежные знаки образца 1993 г., не Доставлявшиеся в банки других государств рублевой зоны. Один гражданин мог лично обменять до 100 000 руб. старыми купюрами на купюры образца 1993 г. Для граждан других государств, при обмене временно находившихся на территории России, был установлен лимит 15 тыс. руб. Остальные суммы зачислялись на шесть месяцев в Сбербанк России с начислением процентов по счету. К июлю 1993 г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, а Россия стала использовать только банкноты образца 1993 г. В ноябре-декабре 1993 г. ввели свои национальные денежные знаки Казахстан, Узбекистан и Армения. Таджикистану Россия новыми наличными деньгами предоставила государственный кредит. К концу 1993 г, денежные билеты бывшего СССР потеряли законную силу практически на всех территориях государств бывшей рублевой зоны. В 1994 г. завершился процесс создания национальной валюты и отделения денежного обращения России от денежных систем государств бывшего СССР. В ходе денежной реформы была отменена фиксация « золотого содержания банкнот, поменялось обеспечение .денежных знаков, усовершенствовались методы регулирования курса рубля, денежной массы и инфляции. Это позволило остановить импорт инфляции, усилить контроль за движением денежных потоков, однако внутри страны раскручивалась гиперинфляция [6, C. 217].

Реформа (деноминация) 1997 г. была проведена по следующим обстоятельствам. К концу 1997 г. инфляционные процессы в стране находились под жестким контролем Банка России, нормализовались расчеты и вырос доход в бюджетной сфере. Для сохранения контроля над инфляцией, облегчения учета и расчетов в стране требовалось упорядочить денежное обращение.

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКИХ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ

 

2.1. Первые деньги на Руси и денежное обращение Древней Руси

 

Современная денежная
система России имеет длительную историю. Серебряные деньги находились в обращении еще в Древней Руси. В XI – XII вв. монеты были частично заменены платежными слитками из серебра, именуемыми гривнами. Первоначально рубль был синонимом гривны, позднее название денежной единицы закрепилось за рублем, весовой единицы — за гривной. Платежные слитки в форме гривен и полугривен, рублей и полтин, будучи неразменными, обслуживали лишь крупные оптовые сделки, поэтому объективной необходимостью было появление монет, используемых в розничной торговле.

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Но торговля не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось в основном натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, т.е. осуществлялся натуральный обмен.

Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Но торговля не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось в основном натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, т.е. осуществлялся натуральный обмен.

Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.

Традиционно торговля называлась гостьба, сами торговцы или купцы — гости, а места торговли — погосты. Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела свой доход. Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд. В XI—XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра.

Развитие внутренней торговли в ХII – XIII в.в. неизбежно приводило к более активному денежному обращению. Но из-за отсутствия на Руси добычи благородных металлов долгое время во внутреннем обращении пользовались привозным серебром и медью в слитках, а также иностранными монетами, в частности немецкими, рижскими, любекскими марками, шиллингами, пфеннигами и пр. Также использовались и монгольские (золотоордынские) монеты диргема или денга («звенящие»). Отсюда появился термин «деньги» в русском языке. Это были небольшие серебряные монеты с арабскими надписями. После Куликовской битвы в 1 380 году московский князь Дмитрий Донской стал перечеканивать монгольские монеты, изображая на оборотной стороне свои знаки — воина с секирой или петуха — и делая надпись: «Эта денга московская» [12, C. 37].

Постепенно денга превратилась в мелкую разменную монету, распространенную во многих княжествах Руси. Ее делали из рублевой гривенки. Слиток серебра весом в 200 г вытягивали в проволоку, рубили на мелкие кусочки, каждый из них расплющивали и монетки неправильной формы. Из рубля получалось в Москве 200 денежек-московок, в Новгороде Великом — 216 новгорородок, и так делали фактически в каждом княжестве, что, конечно же, способствовало объединению русских земель.

В начале XIV века усилились процесс объединения русских земель в единое государство, который закончился в основном в XVI веке.

 

 

2.2. Денежные реформы в России

 

Вторая половина XIV в. является началом монетного обращения на Руси. В строго определенном количестве монеты стали чеканиться на монетных дворах Москвы, Нижнего Новгорода и Рязани. Приток серебра из-за границы позволял многим русским князьям в период удельной Руси чеканить собственные монеты. С появлением серебряных монет рубль-слиток исчез из обращения и стал исключительно счетным понятием.

Становление общерусской денежной системы и денежного обращения стало возможным после присоединения в XV-XVI вв. к Москве других русских княжеств. Важную роль в формировании денежного обращения сыграла денежная реформа Елены Глинской в 1535—1538 гг. Суть реформы заключалась в изъятии из денежного обращения неполноценных денег, в данном случае поддельных и резаных, упорядочении весового содержания рубля и введении десятичной системы денежного счета. В результате проведенной реформы 1 рубль стал приравниваться к 10 гривнам, 1 гривна — к 10 новгородцам (копейкам). Итогом реформы явилось преодоление кризисных явлений в денежной сфере и приостановка порчи монет. В таком виде денежная система просуществовала вплоть до середины XVII в. [14, C. 82].

В 1654—1655 гг. попытка введения в денежное обращение серебряного рубля в виде монеты окончилась неудачей. Регулярная чеканка серебряных рублей началась лишь в 1704 г. в ходе проведения денежной реформы 1700—1718 гг. Введенный в обращение рубль весил 28 г и был изготовлен из серебра 84-й пробы. Одновременно появились серебряные и медные разменные монеты (копейки). Обращение медных копеек наряду с серебряными, дало возможность расширить рыночные отношения при отсутствии собственного российского золота и серебра.

Первые бумажные денежные знаки появились в России в 1769 г. и просуществовали под названием ассигнаций вплоть до 1843 г. К этому времени государственного кредитования не было как такового. Попытка прибегнуть к внешнему займу в размере 2 миллионов рублей во время Семилетней войны окончилась полным провалом. В 1769 году Екатериной II при помощи ассигнационного банка, основанного еще до ее вступления на престол, было выпущено ассигнаций на 17 млн 841 тысяч рублей [6, C. 216].

Причиной необходимости введения ассигнаций явилось то, что основой денежного обращения был серебряный рубль, который играл роль всеобщего эквивалента и был обеспечен ценой заключенного в нем металла. Но отечественные рудники давали только 6 – 7 тыс. кг серебра в год. При ежегодной чеканке 2 млн рублей серебряной монеты требовалось 40 тыс. кг, поэтому основным источником серебра была торговля с Европой хлебом и другой традиционной продукцией. Золотая монета была в обращении в очень незначительном количестве и являлась скорее товаром, чем деньгами. Ее курс по отношению к серебру был свободным.

Как главную причину введения ассигнаций Манифест 29 декабря 1768 г. указывал необходимость размена медной монеты на денежные знаки, удобные к перевозке.

Ассигнации первого выпуска 1769-1786 гг. прочно вошли в русское денежное обращение. Они не были обязательны к приему частными лицами, однако для этого времени их курс был очень высок — от 98 до 101 коп. серебром за рубль ассигнациями, т.е. были равноценны серебряной монете.

В 1786 г. был изменен внешний вид ассигнаций. Одновременно были введены номиналы в 5 и 10 рублей, к 1790 г. они составляли 36% от всей массы ассигнаций, что значительно расширило сферу обращения бумажных денег. В 1787 г. единовременно было выпущено 53,8 млн рублей ассигнациями, что более чем вдвое увеличивало массу бумажных денежных знаков. За все царствование Екатерины II ассигнаций было выпущено на 157 млн рублей, и курс их к концу этого царствования упал ниже 70 коп. серебром за рубль ассигнациями.

В 1797 г. правительство решилось на изъятие части выпущенных на рынок ассигнаций; состоялось торжественное сожжение в присутствии самого Павла I ассигнаций на сумму 6 млн рублей. Однако постоянные войны требовали экстренных расходов и к 1802 г. общая сумма ассигнаций с 151 млн поднялась до 212 млн рублей, что окончательно снизило курс бумажного рубля. Он составлял менее 50 коп. серебром за рубль, но затем, с отменой всех запретов Павла I, при Александре I стал повышаться, несмотря на ежегодные новые выпуски ассигнаций. В 1803—1804 гг., когда число обращавшихся ассигнаций превысило 300 млн. рублей, их курс был выше 80 коп. за рубль [12, C. 38]

Образовавшийся вследствие войн 1805—1807 гг. и усугубленный неурожаем 1806 г. огромный дефицит вынужден был покрываться новыми выпусками бумажных денег, общая сумма которых достигла в 1808 г. 477 млн. рублей. Курс бумажных денег, твердо державшийся с 1802 по 1805 гг. и даже повысившийся в эти годы, теперь резко стал падать: в 1809 г. он уже не превышал 40 коп., а к концу года опустился до 35 коп. серебром за рубль ассигнациями. Дефицит в 1809 г., равнявшийся сумме 83 млн рублей, был покрыт дополнительным выпуском ассигнаций, но они не имели товарного покрытия и рынок отказывался принимать такое количество ассигнаций. К концу 1810 г., когда было выпущено еще на 43 млн рублей новых ассигнаций, курс их стал ниже 20 коп. за рубль серебра, к концу 1812 г. его уровень снизился до 10 коп. за рубль [6, C. 217].

В 1817 г. после сожжения 38 млн рублей сумма оставшихся ассигнаций достигла 800 млн рублей, а общее количество государственных процентных долгов, внесенных в особую долговую книгу, составляло более 200 млн рублей, так что весь государственный долг превышал миллиард рублей.

В 1839 г. министром финансов графом Е.Ф. Канкриным была проведена денежная реформа, она проводилась в два этапа. На первом этапе в денежной системе получили хождение три вида денег: металлическая монета, ассигнации, курс которых был точно определен в 350 копеек за один рубль серебром и депозитные билеты — новая русская бумажная единица, которая беспрепятственно обменивалась на металлические деньги. Причем было объявлено, что внесенные за эти депозитки металлические деньги и благородные металлы будут оставаться на хранении и полностью выдаваться при первом требовании обратно. Второй этап реформы Канкрина начался в 1841 г., когда были выпущены новые денежные знаки — кредитные билеты 50-рублевого достоинства, которые обращались параллельно с серебряным рублем и разменивались на серебряную монету. Кредитные билеты не полностью обеспечивались металлической монетой, а лишь фондом, равным одной шестой части выпущенных билетов. Последним шагом в этой реформе был выкуп всех ассигнаций на сумму более 170 млн рублей серебром, прекращение выпуска депозиток и замена всех бумажных денег кредитными билетами, в обеспечение которых создан фонд в 28 млн рублей серебром. Запасный фонд, а это около 66 млн рублей, поддерживал курс кредитных билетов до войны 1853 года [12, C. 39].

Падение курса бумажных денег после Крымской компании было вызвано несколькими причинами, главные из которых огромные военные расходы, на которые ушла огромная часть запасного фонда, всемирный экономический кризис 1857—1858 гг. и отмена крепостного права в 1861 г. После войны в 1858 г. в стране обращалось кредитных рублей на сумму 780 млн рублей, а металлический запас понизился до 119 млн рублей, что было ниже 1/6, которую Канкрин считал необходимой для поддержания безостановочного размена. Стабилизировать денежное обращение помогло проведение в стране финансовой реформы и строительство железных дорог, явившиеся толчком к промышленному росту в России.

В 1862—1866 гг. В.А. Татариновым была проведена финансовая реформа. Главным образом реформа была направлена на упорядочение государственного аппарата. В ходе реформы был учрежден Государственный банк, в руках министра финансов были сосредоточены все бюджетные средства, которые до этого времени были рассредоточены по министерствам. Все действия Министерства финансов подлежали учету и государственному контролю, а все сметные предположения о расходах и доходах каждого года должны были в виде государственной росписи проходить ежегодно через Государственный совет. Затем было создано так называемое единство кассы, т.е. уничтожены самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств. Все средства на ассигнование отдельных ведомств стали проводится через Министерство финансов в соответствии с государственной росписью, прошедшей через Государственной совет, причем исполнение этих ассигнований обеспечивалось Государственным контролем.

К 1873—1874 гг. впервые со времени Крымской компании бюджетный дефицит удалось сначала свести к нулю, а затем в 1875 г. добиться превышения доходов над расходами и начать накопление свободной наличности государственного казначейства для перехода к металлическому обращению. Однако начавшаяся в 1875 г. война не только вызвала дефицит бюджета, который к 1878 г. составил примерно 600 млн рублей, но и отсрочила переход к металлическому обращению на 20 лет.

Денежная реформа 1895—1897 гг. была основательно подготовлена и осуществлялась постепенно, несколькими этапами в течение трех лет. В 1897 году начался свободный обмен бумажных денег на золото. Осуществленное преобразование денежного обращения упрочило кредит России и поставило ее в финансовом отношении в один ряд с другими развитыми европейскими державами.

Государственный банк ко времени проведения денежной реформы за счет внутренних источников и зарубежных покупок создал золотой фонд в размере 1095,5 млн рублей.

Именной Высочайший указ от 29 августа 1897 г. обязывал Государственный банк выпускать кредитные билеты в размере, строго ограниченном потребностями денежного обращения. Этим же Указом устанавливались правила и ограничения эмиссии банкнот, например, вся совокупность кредитных билетов превышающих сумму в 300 млн рублей должна была иметь полное золотое обеспечение.

Российский эмиссионный закон был значительно более строгим, чем законодательства других стран. Так, в Германии допускалось покрытие банковских билетов лишь на одну треть и не только золотом и серебром, но и обязательствами имперского казначейства.

Свое эмиссионное право, основанное на имеющемся золотом запасе, Государственный банк России никогда полностью не использовал. Даже в тяжелом для страны 1905 г. он мог выпустить банкноты еще на 17 млн рублей, но не сделал этого.

Неиспользованное банком эмиссионное право исчислялось в 1900 г. 625 млн руб., т.е. составляло 132,8% к сумме фактически обращавшихся в стране кредитных билетов. В 1901 г. оно снизилось до 502 млн. руб., или 93,8%; в 1904 г. — 631 млн. руб., или 109,2%; в 1910 г. — 539 млн руб., или 45,9% [12, C. 39].

С 1900 года до начала первой мировой войны только в течение двух лет золотое покрытие несколько отставало от общей массы обращавшихся банкнот: на 1 января 1906 года — на 23% и на ту же дату следующего года — на 0,3%. В остальные 13 лет этого периода вся совокупность находившихся в обороте банковских билетов обеспечивалась золотом со значительным превышением, составлявшим к началу 1900 г. — 71,7%, 1901 г. — 37,8%, 1910 г. — 20,5%, 1912 г. — 8,3%.

К 1897 г., когда в России началась денежная реформа, рубль официально приравнивался к четырем французским франкам, но, как свидетельствовал тогдашний министр финансов С. Ю. Витте, стоил в действительности около двух с половиной франков. Это фактически сложившееся соотношение и решено было закрепить. Новый рубль был девальвирован и приравнен к двум целым и двум третям франка (2,666). Этот паритет соответствовал золотому содержанию и покупательной стоимости двух валют. Установленный курс рубля, в общем, удалось выдержать. В 1913 г. он колебался в пределах от 2,57 до 2,69 франка.

На рубеже 1905—1906 гг. курс рубля был поддержан увеличением учетно-ссудной ставки. Это сделало его более дорогим, однако в дальнейшим российский рубль не нуждался в таком способе поддержки. С 8% на начало 1906 г. учетная ставка на конец этого же года снизилась до 4,5% — самого низкого уровня в дореволюционной России.

Действенным средством ограничения массы наличных денег явилось внедрение безналичных расчетов. С этой целью уже 17 ноября 1898 г. при Петербургской конторе Государственного банка была открыта расчетная палата. К 1912 г. в разных городах России действовало 40 ее отделов.

В работе палаты участвовали все частные банки России, крупные банкирские конторы и дома, общества взаимного кредита, большие торгово-промышленные фирмы и местные управления железных дорог.

Огромные военные расходы Первой мировой войны, неудачи на фронтах пошатнули русскую валюту. За последние пять месяцев 1914 г. она подешевела на 16,8%. По некоторым подсчетам к июлю 1917 г. по отношению к стабильному франку нейтральной Швейцарии рубль обесценился на 62,9%.

Еще больший удар по рублю нанес октябрьский переворот 1917 г. Государственный банк был одним из первых учреждений, захваченных большевиками утром 25 октября (7 ноября) 1917 г. Однако в целях дальнейшего недопущения развала денежной системы России руководство Госбанка отказывалось финансировать большевиков без каких-либо гарантий. Но уже в конце ноября 1917 г., после того как были сняты с постов и уволены все его руководители, большевики сами выдали себе на свои «революционные нужды» 5 млн рублей.

Замена высококвалифицированного персонала Госбанка партийными кадрами, национализация, непрерывная эмиссия в течение последующих трех лет сначала деформировали, а затем привели денежную систему к полнейшему краху.

В целях стабилизации ситуации начали разрабатываться различные подходы к проведению денежной реформы. Предполагалось провести обмен старых рублей на новые в соотношении 1:1. Кроме того, проект реформы носил классовый характер, обмену подлежала только определенная сумма. Однако в 1918 г. денежная реформа так и не была реализована. Исчезла возможность установления золотого обеспечения рубля, поскольку в конце лета 1918 г. страна лишилась основной части своего золотого запаса, захваченного чехословацким корпусом в Казани.

Начавшаяся гражданская война сопровождалась резким увеличением расходов на оборону. Единственным источником финансирования этих расходов являлась инфляционная эмиссия денег. Уже к 1 августа 1918 г. Народным банком было выпущено в обращение 22,7 млрд рублей, что вместе с числившимися на балансе бывшего Госбанка на 23 октября 1917 г. 18,9 млрд рублей составило около 41,6 млрд рублей, из них 21,5 млрд рублей превышали разрешенное эмиссионное право. К 1 января 1919 г. в обращение было выпущено еще 33,5 млрд рублей. В результате в 1918 г. рост денежной массы составил 6,8%, в 1919 г. — 11,4%, в 1920 г. — 14,7%. В дальнейшем в обращение были выпущены денежные знаки и кредитные билеты РСФСР образца 1920 г. и 1921 г. без каких-либо ограничений.

В ходе гражданской войны вследствие того, что процесс обесценения денег обгонял темпы их эмиссии, ряд регионов на местах стал выпускать свои денежные знаки. В результате денежные суррогаты эмитировались более чем в 100 городах. Кроме того, опасаясь аннулирования советских денег белогвардейцами, а белогвардейских денег — Советской властью, население стремилось избавиться как от тех, так и от других, обращая их в реальные ценности, вследствие чего значительно повысилась скорость оборота бумажных денег.

Стремление избежать потерь, вызванных обесценением бумажных денег, привело к развитию натурального (безденежного) обмена продуктами на рынке. Натуральный продуктообмен стал господствующим и в масштабах всего государства. С введением политики военного коммунизма в октябре 1920 г. были отменены квартирная плата, плата за коммунальные и почтовые услуги, плата государственных предприятий и населения за топливо. Провал военного коммунизма и введение новой экономической политики потребовали от советского руководства пересмотра роли денег в функционировании экономики. С целью стабилизации финансового положения в стране были проведены две деноминации денег. В результате первой деноминации (декрет СНК от 3 ноября 1921 г.) в обращение были выпущены денежные знаки образца 1922 г., один рубль которых приравнивался к 10 000 рублей денежных знаков всех прежних образцов. Вторая деноминация была осуществлена в следующем 1923 г., когда выпускаемые в обращение денежные знаки образца 1923 г. достоинством в 1 рубль приравнивались к 100 рублям образца 1922 г. или к 1 млн рублей денежных знаков, выпущенных ранее.

В 1922 г. начала проводиться денежная реформа, в ходе которой Госбанку было предоставлено право выпуска в обращение банковских билетов — червонцев. На основании декрета СНК от 26 октября 1922 г. началась чеканка золотой монеты — червонца, содержащего 1 золотник (78,24 доли чистого золота) — 7,74234 г. Выпуск червонцев осуществлялся на кредитной основе в порядке предоставления клиентам краткосрочных ссуд и не был связан с покрытием бюджетного дефицита. Сумма выпускаемых червонцев ограничивалась потребностями товарооборота, что обеспечивало их устойчивость. Однако наряду с банковскими билетами в обращении находились денежные знаки, выпускаемые Наркомфином в покрытие бюджетного дефицита [12, C. 41]

В 1924 г. в обращение были выпущены государственные казначейские билеты, а также разменная серебряная и медная монета. Между казначейскими билетами и червонцами устанавливалось твердое соотношение: один червонец приравнивался к 10 рублям в казначейских билетах. Казначейские билеты выпускались в обращение через Госбанк в процессе кредитования народного хозяйства. Они носили кредитный характер и эмитировались в пределах потребностей народного хозяйства [16, C. 71].

Декретом ЦИК и СНК СССР от 14 февраля 1924 г. был прекращен выпуск обесценивающихся денежных знаков (совзнаков), они изымались из обращения путем обмена на твердую валюту по соотношению: 50 тыс. рублей денежных знаков образца 1923 г. за 1 рубль в новой твердой валюте.

Восстановительный период характерен тем, что расчеты между хозяйственными организациями совершались преимущественно при помощи векселей. Вместе с тем Госбанк производил расчеты переводами, чеками и аккредитивами, на основе инкассо товарных документов и векселей.

С 1931 г. правительство постановлением СНК СССР от 2 января обязало государственные предприятия и организации представлять в соответствующие учреждения банка кассовые планы наряду с квартальными финансовыми и кредитными планами. Этот жесткий контроль стабилизировал денежное обращение в стране и, поэтому дальнейшие изменения в этой сфере связаны с событиями 1941—1945 гг.

За годы второй мировой войны резко возросла эмиссия денег, используемых на покрытие военных расходов, произошло перераспределение денежных доходов между городом и деревней в пользу последней, резко возросли розничные цены, вновь были введены карточки и коммерческая торговля. Ущерб, нанесенный войной, привел к тому, что в обороте оказалось большая избыточная масса денежных знаков, не имеющих товарного эквивалента. Для ликвидации последствий войны в области денежного обращения необходима была денежная реформа, которая была проведена с 16 по 22 декабря 1947 г.

Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные денежные знаки, а также переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов в сберегательных кассах. Реформа носила конфискационный и классовый характер. Наличные деньги обменивались в соотношении 10:1, а вклады населения в сберегательных кассах на сумму до 3 000 рублей не подлежали переоценке. Суммы вкладов частных лиц от 3 000 рублей до 10 000 рублей переоценивались в соотношении 3:2, а свыше 10 000 рублей — 2:1. Денежные средства кооперативных предприятий на счетах в банках подлежали обмену исходя из соотношения 5:4, а денежные средства государственных предприятий и организаций, КПСС, ВЛКСМ, партийных работников сохранились без изменения [6, C. 218].

Реформа 1947 г. не означала коренной перестройки денежной системы: были сохранены билеты Государственного банка, казначейские билеты и разменная монета, существовавшие до реформы. Отличие состояло лишь в том, что билеты Госбанка стали выпускаться в рублях, а не в червонцах. Не изменился механизм эмиссионного регулирования.

В 1960 году в Советском Союзе была проведена денежная реформа, хотя в это время в стране присутствовала достаточная экономическая стабильность. Было принято решение об изменении с 1 января 1961 г. масштаба цен, т.е. фактической деноминации рубля. Находившиеся в обращении денежные знаки обменивались на новые в соотношении 10:1. Одновременно также были уменьшены в 10 раз цены на товары, все виды доходов, платежные обязательства, договоры и т.д. Это привело к снижению всех цен в государственных магазинах в десять раз по сравнению с прежним уровнем. Одной из целей реформы было нанесение удара по черному рынку. Советские лидеры считали, что дельцы «теневой» экономики, накопившие большие суммы денег, не смогут обменять свои накопления старых банкнот на новые. Обмен денежных знаков проводился с 1 января по 1 апреля 1961 г. без каких-либо ограничений. С изменением масштаба цен изменилось и золотое содержание рубля, оно было установлено в размере 0,987412 г чистого золота. Изменений в существующей на тот момент денежной системе не было до июля 1993 года [16, C. 72]

С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы правительства России с 1992 г. заложена концепция количественной теории денег. Этим и объясняется та легкость, с которой пошло правительство России на либерализацию цен в 1992 г., не создав для этого соответствующих условий. Кроме того, в этот период времени на состояние денежной системы России в определенной мере стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 г. во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1992 г. Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 г., банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось, соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что сразу же привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции — во всех республиках бывшего Союза [13, C. 201].

Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении межбанковских расчетов. Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными, что усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.

В феврале 1993 г. в обращение стали поступать денежные билеты Банка России только образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961—1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.

Однако рост цен в 1992—1995 гг. и экспансионистская политика Центрального и коммерческих банков способствовали росту как наличной, так и безналичной денежной массы. На начало 1992 г. агрегат Мо (наличные деньги в обращении) составлял в России 165,9 млрд. рублей. К концу 1992 г. он достиг 1678,4 млрд рублей, на конец 1993 г. — 13 304,3 млрд рублей, в 1994 г. — 36 504,3 млрд рублей, на 1 января 1998 г. — 137 трлн рублей.

Замедление спада в экономике в 1996—1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1.

Однако в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падения курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12—13 млрд рублей.

Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.

Денежные реформы почти всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных случаях, введением контроля за ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции.

На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.

Предполагаемое введение в обращение Банком России купюры достоинством в 5000 рублей служит еще одним доказательством возможной реформации существующей денежной системы.

 

2.3. Современное устройство денежной системы Российской Федерации

 

Современная денежная система Российской Федерации сложилась в результате ряда денежных реформ, проведенных с момента образования независимого государства. Важным этапом в ее формировании было проведение денежной реформы 1998 г.

Денежная система российской Федерации состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страны.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль, состоящий из 100 коп. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Виды денег — банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

После проведения деноминации (укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998 г. в обращении находятся банкноты достоинством 10, 30, 100 500 и 1000 руб., а также монеты достоинством 1, 2, 5 руб. и 1, 5, 10 и 50 коп. Удельный вес отдельных купюр в общей сумме банкнот и в общем их количестве показан на рис. 1 и 2.

080614 0217 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ

Рис. 1. Удельный вес отдельных купюр в обшей сумме банкнот

1000

080614 0217 3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ

Рис. 2. Удельный вес отдельных купюр в общем количестве банкнот

За Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам направляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования.

Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе. Они выпускают безналичные деньги в процессе кредитования, а при погашении ссуды происходит изъятие денег из оборота.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения.

В России, как и во всех странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного (табл. 1).

 

Таблица 1 Структура денежной массы на начало года

 

Год

 


 

Денежная масса (М2), млрд. руб.

 


 

В том числе

Наличные деньги

Безналичные средства

М0, всего

Уд. вес в %

Всего

Уд. вес в%

2003 

2134,5 

763,2 

35,8 

1371,2 

64,2 

2004 

3212,7 

1147,0 

,35,7 

2065,6 

64,3 

2005 

4363,3 

1534,8 

35,2 

2828,5 

64,8 

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что идет медленное снижение доли наличных денег в обращении и рост безналичных средств, однако доля наличных денег остается намного выше, чем в экономически развитых странах, где она составляет 10—20%. Вместе с тем присутствие наличных денег необходимо, поскольку они обслуживают розничную торговлю, получение и расход большей части денежных доходов населения.

Организацию налично-денежного обращения осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций.

Безналичный платежный оборот в России составляет около 60%, а в экономически развитых странах — до 90%. Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.

На Центральный банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации.

1.    Соблюдение правового режима осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 1990-х гг. и включает соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.

2.    Осуществление расчетов по банковским счетам, которые, должны быть у получателя (поставщика) и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.

  1. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников
    расчетных отношений как необходимых условий своевременного выполнения долговых обязательств.
  2. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа — чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов — платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
  3. Соблюдение срочности платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.
  4. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью
    и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.

    Выбор тех или иных форм безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения: с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами Страхового и Пенсионного фондов, при налоговых и иных платежах.

    О состоянии платежной системы России можно судить по данным годового отчета Банка России за 2003 г. Безналичные платежи, проведенные платежной системой Банка России, составили 48,1% общего количества платежей и 59,3% общего объема платежей. Продолжалась тенденция роста использования электронных технологий, с применением которых проведено 77,5% общего количества и 90,6% общего объема платежей (в 2002 г. — соответственно 72,3 и 84,0%).

    Связь денежной базы и денежной массы осуществляется через механизм денежного мультипликатора. Управляя механизмом банковского мультипликатора, Центральный банк РФ расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым он оказывает воздействие на объем денежной массы в обращении. Банк России ежегодно в рамках денежно-кредитной политики устанавливает ориентиры роста денежной массы, которые рассчитываются с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В течение последних лет в РФ ориентиры роста денежной массы (агрегат М2) являлись промежуточной целью денежно-кредитной политики определяются с помощью таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост потребительских цен в предполагаемом периоде.

    За февраль 2006 года денежная база (в широком определении) выросла на 25 млрд. рублей до 2,7 трлн. рублей (+ 0,9%). Объем денежной базы в широком определении на 1 февраля 2006 года равнялся 2,6 трлн. руб. Рассмотрим динамику денежной базы в широком определении покомпонентно.

    Наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций на 1 марта составляли 2,03 трлн. рублей (+ 0,8% по сравнению с 1 февраля), корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России – 309,2 млрд. рублей (− 9,1%), обязательные резервы – 168,3 млрд. рублей (− 1,9%), депозиты банков в Банке России – 39,4 млрд. рублей (+ 20,1%), стоимость облигаций Банка России у кредитных организаций – 111,8 млрд. руб. (+ 47,9%), а средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России – 7 млрд. рублей (+ 11,1%).

    С 6 марта 2006 года ЦБ РФ повысил процентные ставки по инструментам привлечения денежных средств у кредитных организаций: депозитам на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» до 1% годо-вых, «1 неделя» и «спот-неделя» до 1,5% годовых. Повышение ставок было осуществлено в целях снижения темпов инфляции в стране и стало возможным в результате изменения внутренних и внешних экономических условий, в том числе процентной политики Федеральной резервной системы США и Европейского центрального банка. По мнению представителей Банка России, принятое решение должно оказать влияние на стоимость денег на денежном рынке и будет способствовать сдерживанию роста денежной массы. Согласно информации, содержащейся в пресс-релизе ЦБ РФ, вопрос о дальнейшем повышении процентных ставок по инструментам изъятия ликвидности у кредитных организаций будет рассматриваться Банком России на основе всестороннего мониторинга и анализа финансово-экономической конъюнктуры в стране и за рубежом. В то же время отметим, что в настоящий момент незначительная часть денежного предложения аккумулируется на счетах кредитных организаций в Банке России: на 1 марта текущего года на указанных счетах находилось 39,4 млрд. рублей (1,5% денежной базы в широком определении). Следовательно, данная мера вряд ли способна значительно повлиять на динамику денежной массы в РФ.

    В 2006 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет по-прежнему направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Об этом говорится в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год», опубликованном Банком России. В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2006 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины из евро и доллара США. Это также позволит при реализации политики валютного курса гибко и взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля. Банк России будет поддерживать отвечающий целям политики валютного курса состав бивалютной корзины, который в случае необходимости адаптации к изменившимся условиям может быть изменен. В среднесрочной перспективе эволюция курсовой политики будет происходить в направлении минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Это соответствует задачам перехода к режиму свободно плавающего курса рубля и денежно-кредитной политике, основанной целиком на модели инфляционного таргетирования. С учетом условий различных сценариев социально экономического развития в 2006 году Банк России считает, что укрепление реального эффективного курса рубля не превысит 9 проц., при этом будет сохраняться конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будут созданы условия для модернизации экономики. Вместе с тем более вероятно, что укрепление рубля будет заметно ниже указанной границы.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. Аникин А.В. История финансовых потрясений: От Джона Ло до Сергея Кириенко. М., 2000..
  6. Войтов А.Г. Деньги. М., 2002.
  7. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М., 2004.
  8. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 2005.
  9. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2003.
  10. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2004.
  11. Долан Э.Дж., Кембелл К.Д., Кембелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под ред. В.В. Лукашевича. М.-Л., 2001.
  12. История России в монетах / Сост. А. Мельникова и др. М., 1994.
  13. Коломиец А. Г. Финансовые реформы русских царей: От Ивана Грозного до Александра Освободителя. М., 2001.
  14. Лившиц Б.И. Деньги России. М., 2000.
  15. Малинина Н.А., Цапкин О.В. Денежные реформы в России: исторический аспект // Финансовый менеджмент. 2003. № 3.
  16. Мельникова А.С., Узденников В.В., Шиканова И.С. Деньги в России. История русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. М., 2000.
  17. Тимошина Т.М. Экономическая история России / Под ред. М.Н. Чепурин. М., 2004.
  18. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2004.
  19. Фридмен М. Если бы деньги заговорили… М., 1999.
  20. Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917 – 1927). М., 1996.

Комментирование закрыто.