ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕНЕГ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕНЕГ 5.00/5, 1 голос.

072914 1320 1 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И  РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕНЕГ

.

 

1.1Появление металлических денег как формы полноценных денег

 

Начиная с 600—300 гг. до н. э. на смену товарным деньгам приходят полноценные деньги. Полноценные деньги — это вид денег, представляющий собой денежные знаки, покупательная способность которых прямо или косвенно основана на стоимости драгоценного металла, например золота или серебра [30].

Денежные знаки, покупательная способность которых прямо основана на стоимости драгоценного металла, являются полноценными деньгами в точном соответствии со значением данного термина. Денежные знаки, покупательная способность которых косвенно основана на стоимости драгоценного металла, являются представителями полноценных денег или разменными деньгами.

У полноценных денег номинал, обозначенный на лицевой стороне, должен совпадать с их рыночной товарной стоимостью. У представителей полноценных денег номинал значительно выше их товарной стоимости, но они предусматривают обязательный обмен по фиксированному курсу на полноценные деньги [30].

Основными формами полноценных денег являются: 1) слитки; 2) монеты; 3) банкноты. На рис. 1 представлена классификация полноценных денег [30].

Первые полноценные деньги выпускались в форме слитков. Для того чтобы преодолеть неудобства, связанные с определением количества и качества металла, содержащегося в слитке, верховные правители стали клеймить слитки, удостоверяя чистоту металла и его вес. В различных источниках по истории денег можно найти сведения о том, что первые слитки металлов, подтвержденные определенным клеймом, получили широкое хождение в Древнем Вавилоне и Египте. Недостатками металлических полноценных денег в слитках являлись слабая делимость и ограниченная транспортабельность.

В отличие от товарных денег и немаркированных слитков металла монеты были первым достаточно универсальным платежным средством. Поскольку их качество и вес удостоверялись пробой, они были узнаваемы, долговечны, делимы и транспортабельны.

072914 1320 2 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И  РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕНЕГ

Геродот считал, что первые монеты были введены в обращение в Лидийском царстве в 640-630 гг. до н. э. Тогда лидийский царь Крез отчеканил из природного сплава золота и серебра монеты квадратной формы. В 550 г. до н. э. в Лидийском царстве стали производить полноценные золотые и серебряные монеты. Приблизительно в то же время первые монеты были отчеканены на о. Эгина в Древней Греции, Они имели ограниченное распространение в Лидии и Греции. Позднее, в 600—300 гг. до н. э., в Китае были выпущены первые монеты округлой формы. В 275—269 гг. до н. э. серебряные монеты получили хождение в Римской империи и далее распространились по ее колониям. Начиная с 800 — 900гг. н. э. в большинстве европейских стран, в том числе и на Руси, появляется собственная монетная чеканка, и монеты начинают активно обращаться по всей Европе [9].

Круглая форма монеты оказалась самой удобной, и со временем лицевая сторона такой монеты стала называться аверс (от франц. avers), оборотная — реверс (от франц. revers), ребро — гурт. Поскольку весовое содержание первых монет совпадало с отчеканенным на них номиналом, нередко наименование весовой единицы повторялось в денежной, например гривна, фунт и т. д. Помимо полноценных монет, в обращении находились разменные люнеты. Они представляли собой дробные части полноценных монет. Обычно чеканка разменных монет происходила в закрытом порядке из принадлежащего государству металла на государственном монетном дворе [9].

При снашивании полноценных монет в процессе использования, при порче монет частными или государственными эмитентами происходило уменьшение их весового содержания. При этом монеты продолжали обращаться по прежнему номиналу. Это быстро натолкнуло на мысль о возможности фальсификации монет, т. е. целенаправленной чеканки неполноценных денег. У неполноценных монет номинальная стоимость выше их товарной (внутренней) стоимости. Однако в отличие от полноценных денег неполноценные монеты не предусматривали никакого обмена на полноценные деньги [9].

 

1.2. Металлическая теория денег

 

В экономической теории на протяжении столетий вопросы сущности, функций и роли денег являются предметом широких дискуссий. Это нашло свое отражение в создании различных учений и научных школ, по-разному трактующих эти вопросы [10].

Первоначально понимание сущности денег и их роли в экономике складывалось в условиях обращения металлических денег, что выразилось в формировании металлистической теории денег [10].

Металлистическая теория денег — это обобщающее название всей совокупности взглядов, высказанных в разное время различными исследователями, которые отождествляли деньги с драгоценными металлами (золотом и серебром) и рассматривали их как богатство общества. Одним из первых представителей металлистической теории считают французского ученого XIV века Николо Орезме, автора первого систематизированного труда на эту тему — трактата о деньгах. Дальнейшее свое развитие эта теория получила в XVI—XVII веках, в эпоху зарождения капиталистических отношений, и сформировалась окончательно в рамках экономического учения меркантилистов, отражающего интересы торговой буржуазии [10].

Меркантилизм не является единым учением, а представляет собой совокупность отдельных взглядов, мнений, представлений, высказанных деятелями в сфере торговли, финансов, промышленности в их произведениях. В центре внимания меркантилистов были вопросы обогащения государства[10].

Первыми критиками меркантилистов стали представители классической школы политической экономии, которые, придерживаясь товарно -металлистической теории денег (металлизма), тем не менее уже не отождествляя деньги с богатством, а напротив, считали их, по сути, техническим орудия обмена и выделяли в качестве основной функцию денег как средства общения. А. Смит (1723—1790) называл деньги великим колесом обращено не более того. Источники богатства общества классики видели в производительном труде в сфере материального производства. В центре теоретического анализа уже была не сфера обращения, а сфера производства. В свое время становится популярным рассматривать деньги как «вуаль», которое лишь маскирует реальные экономические процессы, или как «смазочным материал», облегчающий товарный обмен. Так, последний представите классической школы политической экономии Дж.Ст. Милль (1806—1873) отмечал преимущества металлических денег в качестве средства обмена рассматривал их лишь как механизм перераспределения богатства не как самостоятельную его форму. Он писал, что в общественной экономике нет ничего более несущественного по своей природе, чем деньги, о важны лишь как хитроумное средство, служащее для экономии времени и труда. Это механизм, позволяющий совершать быстро и удобно то, делалось бы и без него, хотя и не столь быстро и удобно, и, как у многих других механизмов, его очевидное и независимое влияние обнаруживается то. ко тогда, когда он выходит из строя [10].

На анализе металлического денежного обращения основана марксисток теория денег. К. Маркс (1818 — 1883), однако, объясняет товарную природе денег не естественными свойствами золота и серебра, а их способности функционировать в качестве всеобщей меновой стоимости. При этом стоимостная сущность денег обосновывалась с позиций трудовой теории стоимости. Маркс рассматривал деньги как особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира в качестве всеобщего товара-эквивалента [10].

Металлизм в теории денег был вполне естественным на протяжении во XIX века. Хотя в это время во многих странах появляются бумажные деньги и кредитные средства обращения, основой денежных систем (как национальных, так и мировой) продолжает служить металлическое денежной обращение [10].

Во второй половине XIX века немецкие экономисты К. Книс, В. Лексис, А. Лансбург и другие, не отвергая возможности обращения бумажных денежных знаков, выдвинули требование обязательного их размена на металл. Книс рассматривал в качестве денег не только металлические монеты, но и банкноты эмиссионного банка, имеющие кредитную природу и получившие широкое распространение в хозяйстве. Признавая банкноты, Книс выступал против неразменных бумажных денег. Принципы металлистической теории денег использовались для обоснования денежных реформ, направленных против инфляции [10].

В истории экономической мысли были попытки обращения к металлистической теории денег и в более поздние периоды представителями других научных школ в других экономических условиях. Крах золотого стандарта, вызванный Первой мировой войной, привел к пересмотру принципиальных положений денежной теории, что способствовало, с одной стороны, появлению новых концепций, с другой — обновлению старой концепции [10].

После Первой мировой войны сторонники металлизма, признавая невозможность восстановления золотомонетного стандарта, выступили за сохранение золотого стандарта в его «урезанной» форме — золотослиткового и золотодевизного стандарта [10].

После Второй мировой войны некоторые экономисты отстаивали идею восстановления золотого стандарта во внутреннем денежном обращении. В 60-е годы XX века французские экономисты А. Тулемон, Ж. Рюэф и М. Дебре, а также английский экономист Р. Харрод выступили с идеей возрождения металлизма (неометаллизм) в международном обороте. Неометаллисты в отличие от представителей старой металлистической теории денег не отрицали функционирование денег в форме неразменных бумажных денежных знаков, но стояли за возврат к золотому стандарту со свободным разменом банкнот на золото. Возврат к золотому стандарту Рюэф, например, рассматривал как «драгоценное орудие равновесия и процветания» [10].

Сторонники неометаллизма пытались обосновать необходимость восстановления золотого стандарта и после крушения Бреттонвудской валютной системы в 70-х годах XX века. Однако современная практика денежного обращения показывает, что возврат к золотому стандарту в той или иной форме уже невозможен [10].

Металлистическая теория денег внесла определенный вклад в понимание сущности и роли денег в условиях металлического денежного обращения. Ее принципиальные положения вызывали острые дискуссии, что способствовало преодолению ограниченности металлизма и появлению новых денежных теорий. Со временем на первый план выдвинулась номиналистическая теория денег [10].

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕНЕГ

 

2.1. Понятие и сущность монетного дохода

 

Чеканка неполноценных монет приносила монетный доход. Монетный доход — это разность между номиналом монеты и рыночной стоимостью металла, который был затрачен на ее изготовление. В феодальной Европе в средние века правом чеканки монет обладал любой суверенный феодал. Часто доход от чеканки неполноценных монет был главным источником его дохода. Вследствие этого, например, в Северной Италии различные князья соперничали друг с другом в порче монет и Италия того времени завоевала репутацию страны с наилучшими авторами, пишущими о деньгах, и с худшими деньгами [8].

По мере распространения чеканки монет правительства вскоре обнаружили, что исключительное право на чеканку было не только заманчивым источником дохода, но и важным орудием власти. Недаром еще при римских императорах была твердо установлена прерогатива правителя на чеканку монеты [8].

Монеты были подобны флагу. Они служили символами могущества. Лик покровителей монеты не только доносили до самых отдаленных частей государства, но и распространяли за его пределы. Первым государем, изобразившим свой профиль на монете, был Александр Македонский [8].

Когда в XVI в. французский политический мыслитель Жан Воден Jean Bodin) разрабатывал концепцию суверенитета, он рассматривал право на чеканку монет как один из самых важных ее элементов. Регалия (от лат. regalis — царский, королевский, государственный) — так называлась по-латыни королевская прерогатива на чеканку монет, разработку руд и сбор таможенных платежей, которые считались самыми важными ее составляющими. По мере образования национальных государств монетная чеканка стала исключительной привилегией правительств и получила название монетной регалии. Монетная регалия — это монопольное право государства чеканить неполноценную монету. Данную прерогативу правительства уже никогда впоследствии не уступали, утверждая, что она необходима для общего блага. Таким образом, с появлением суверенных государств функции государства относительно денег трансформировались. Если раньше соответствующие государственные органы удостоверяли вес и пробу металла в слитках, а затем в монетах, согласно чему появилось суеверие, что само это действие правительства наделяет деньги ценностью, то теперь государство получило неограниченное право на получение монетного дохода от эмиссии неполноценных монет. В начале XX в. эта доктрина, истоки которой можно найти в работах древнеримских юристов, была возрождена немецким экономистом Г. Ф. Кнаппом в работе «Государственная теория денег» (1905) [8].

Теоретической базой для обоснования эмпирического опыта стали работы европейских экономистов. Французский экономист Николай Оресм в работе «De Origine Nature et Mutationibus Monetarum» (1355) доказывал, что количество драгоценного металла в обращении определяет стоимость валюты. Польский ученый Николай Коперник в работе «Трактат о чеканке монет» (1526) пришел к заключению, что общее количество монет, находящихся в обращении, в большей степени, нежели величина металла, содержащегося в них, влияет на уровень цен и покупательную способность денег [8].

Проанализировав отмеченные выше наблюдения, английский финансист Томас Грешем в середине XVI в. сформулировал закон, получивший в англоязычной экономической литературе название закона Грешема. Закон Гре-шема гласит: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие» [8].

На рис. 2 приведена маржиналистская модель максимизации эмиссионного дохода в случае монопольного выпуска денег государством.

В условиях когда государство является монополистом в выпуске золотых монет, оно удовлетворяет спрос на них (QdG), получая предельный доход от их выпуска (МR). Предельный доход выпуска золотых монет представляет собой прирост совокупного дохода в результате увеличения общего объема производства на одну золотую монету. Являясь монополистом в предложении монет, правительство может устанавливать практически любую цену на них (PG), измеренную в товарных единицах за одну монету. Поэтому предельный доход, который правительство получает от выпуска золотых монет, зависит от их количества (т. е. ограничивается золотым запасом), а кривая предельного дохода имеет отрицательный наклон[8].

072914 1320 3 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И  РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕНЕГ

QdG — кривая спроса на золотые монеты; МR — кривая предельного дохода от выпуска золотых монет; МС — кривая предельных издержек выпуска золотых монет; А ТС — средние общие издержки выпуска монет

 

Рис. 2. Максимизация эмиссионного дохода в условиях монополии на выпуск денег

 

Предположим, что предельные издержки выпуска золотых монет (МС) постоянны. Предельные издержки выпуска золотых монет представляют собой величину, на которую возрастут совокупные издержки в результате увеличения общего объема производства на одну золотую монету. В таком случае правительство несет одинаковые издержки при выпуске каждой монеты. Кривая предельных издержек будет представлять собой горизонтальную линию, совпадающую с кривой средних общих издержек по всем выпущенным монетам (АТС) [8].

Если цель правительства состоит в максимизации дохода от эмиссии золотых монет без их фальсификации, оно выпускает такое количество полноценных монет, чтобы предельный доход (МR) был равен предельным издержкам (МС) выпуска последней монеты, что соответствует объему выпуска QG0. Тогда максимизированный доход правительства от эмиссии денег равен (Рс — АТС)х QG0 (см. рис. 2). Таким образом, если цена золотых монет равна 1,5 товарной единицы за одну монету, средние общие издержки выпуска золотых монет составляют 1,0 товарной единицы, а количество выпущенных монет — 25 млн, то максимальная прибыль, которую получит правительство в результате монопольного права на выпуск монет, составит 12,5 млн товарных единиц [8].

Прибыль от монопольного выпуска денег называется эмиссионным доходом, или сеньоражем.

Если цель правительства состоит в максимизации дохода от эмиссии фальсифицированных монет, то оно снижает предельные издержки выпуска монет. Происходит эквивалентный сдвиг вниз кривых предельных издержек и средних общих издержек. Теперь кривая предельных издержек представлена МС1, а кривая средних издержек — АТС1. Объем выпуска монет, максимизирующий доход от эмиссии денег, возрастает до величины QG1, а цена, при которой максимизируется этот доход, падает до уровня PG1 QG1. Максимизированный доход правительства от эмиссии денег равен (Рс — АТС1) (см. рис. 2). Таким образом, если цена золотых монет равна 1,5 товарной единицы за одну монету, средние общие издержки выпуска золотых монет составляют 0,5 товарной единицы, а количество выпущенных монет — 25 млн, то максимальная прибыль, которую получит правительство в результате монопольного права на выпуск монет, составит 25 млн товарных единиц. В результате фальсификации монет доход от эмиссии денег возрастает, что неизбежно приводит к потере ими покупательной способности и инфляции [8].

Согласно концептуальным положениям маржинализма общественно оптимальный выпуск золотых монет достигается тогда, когда цена золотых монет равна предельным издержкам выпуска последней монеты. Считается, что оптимума можно достигнуть двумя путями: конкурентным и регулируемым. Первый путь состоит в предоставлении частным фирмам права выпуска золотых монет в условиях свободной конкуренции. В условиях, когда денежная отрасль будет абсолютно конкурентной, кривая постоянных предельных издержек будет совпадать с кривой предложения золотых монет, выпускаемых этой отраслью. На графике ( рис. 2) равновесную цену золотых монет на конкурентном рынке характеризует точка R2, в которой кривая предложения золотых монет, выпущенных отраслью, пересекает кривую спроса на золотые монеты QdG. Равновесную цену монеты отражает PG2 товарных единиц за одну монету. При такой цене общественно оптимальное предложение золотых монет равно QG2 [8].

Второй путь достижения общественно оптимального выпуска денег состоит в том, что правительство выбирает такой объем выпуска, при котором цена монеты соответствует предельным издержкам выпуска. Тогда общественно оптимальное количество по-прежнему будет равно QG2 (Рис. 2). При этом правительство получит нулевой доход от эмиссии денег [8].

Теоретическая дискуссия по вопросу о выборе между конкурентным и монопольным выпуском денег в обращение велась в 1970—1980-е гг. В целом аргументы в пользу конкуренции валют совладали с общими аргументами в пользу конкуренции. Известные западные экономисты Ф. Хайек, Б. Клейн, Р. Вабель, Л. Уайт и др. гипотетически полагали, что конкуренция между валютами способна обеспечить рыночных участников деньгами с более высокими качествами, абсолютно ликвидными и стабильными (предсказуемыми) в сохранении стоимости [8].

Р. Вабель высказал аргумент, что в утверждении, будто конкуренция в денежной сфере приведет к избыточной эмиссии и инфляции, смешиваются понятия цены приобретения денег (величина, обратная уровню цен) и цены держания денег (издержки удобства). Поскольку деньги являются активом, который находится на руках у населения, спрос на него зависит от цены его держания. Издержки держания денег растут, когда падает их покупательная сила в процессе инфляции. Таким образом, по мнению Р. Вабеля, имея выбор, участники рынка, по-видимому, предпочли бы производить обмен и урегулировать контракты (особенно контракты с платежами в будущем) с помощью более надежного средства обмена [8].

По мнению Ф. Хайека, деньги — обычный коммерческий товар, и потому его следует производить рыночным способом. Однако было бы непрактично разрешать выпускать на конкурентной основе денежные знаки одного и того же наименования, свободно обмениваемые между собой, поскольку никто не смог бы контролировать их количество и, следовательно, отвечать за их ценность. Допустима конкуренция между эмитентами, выпускающими легко отличимые друг от друга виды валют, измеренные в разных единицах. В таких условиях ценность валюты, выпускаемой одним банком, необязательно станет реагировать на предложение других валют со стороны других банков (частных или правительственных). Во власти любого эмитента некоторой валюты должно быть регулирование ее количества таким образом, чтобы сделать ее наиболее приемлемой для публики. Успешное вхождение в такой бизнес будет весьма прибыльным мероприятием, и, по всей видимости, простое стремление к выгоде сможет обеспечить общество лучшими деньгами, чем любое обеспечение, когда-либо дававшееся правительствами. Конкуренция между частными валютами произведет отбраковку плохо обеспеченных и плохо управляемых валют. Останутся те валюты, которые будут наилучшим образом выполнять функции денег: служить средством платежа и сохранять свою стоимость во времени.

Сторонники правительственной монополии, в том числе М. Фридман [31] , декларировали два основных опасения относительно конкуренции денег. Во-первых, это инфляция, во-вторых — трансакционные издержки. Поскольку достижения в технологиях значительно снижают издержки производства денег, как полагают противники денежной конкуренции, предложение денег будет расширяться еще быстрее, приводя к росту ценовой нестабильности. Сторонники правительственной монополии на выпуск денег убеждены, что единственные деньги, имеющие статус «натуральной монополии», подобно единственному языку, благоприятствуют развитию торговли.

Исторически правительства пошли по смешанной модели предложения денег, при которой за правительствами сохранилось монопольное право на эмиссию бумажных денег и, следовательно, право на эмиссионный доход, а частным банкам было предоставлено право на создание депозитных денег. Поскольку депозитные деньги можно рассматривать как производную форму от бумажных денег, то в целом можно говорить о победе противников денежной конкуренции.

 

2.2. Биметаллизм и его характеристика

 

Биметаллизм – это денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно была закреплена за двумя металлами – золотом и серебром. В рамках этой системы предусматривалась свободная чеканка монет из обоих металлов. Различают три разновидности биметаллизма:

– систему параллельной валюты, в рамках которой соотношение между золотом и серебром устанавливалось стихийно в соответствии с рыночной ценой этих металлов;

– систему двойной валюты — соотношение между металлами устанавливалось государством и в соответствии с этим производилась чеканка монет из золота и серебра;

– систему «хромающей» валюты — систему, при которой и золотые, и серебряные монеты служили законным платежным средством, однако не на равных условиях, поскольку монеты из серебра чеканились в закрытом порядке, а из золота — свободно, и серебряные монеты являлись знаком золота [20].

Биметаллизм был широко распространен в Европе в XVI— XVIII вв. Однако функционирование двух металлов в качестве всеобщего эквивалента противоречило самой природе денег. Законодательно закрепленные соотношения между двумя валютами обычно не соответствовали их рыночной стоимости, а двойная система цен приводила к нарушению сложившихся ценовых пропорций, что отрицательно сказывалось на хозяйственной жизни [20].

 

Франция и ряд других стран в 1866 г., чтобы сохранить биметаллизм, подписали соглашение о поддержании твердого соотношения между серебряными и золотыми монетами (15,5 : 1). Однако система двойной валюты не соответствовала рыночной стоимости золота и серебра. Кроме того, в конце XIX в. произошло обесценение серебра вследствие удешевления его производства: и рыночное соотношение серебра и золота составляло 20 : 1 или 22 : 1. В результате недооцененные золотые монеты (по закону) стали уходить из обращения в сокровище. Это еще раз подчеркнуло неустойчивость и противоречия биметаллизма [20].

В 1878 г. страны — члены Латинского монетного союза прекратили свободную чеканку серебряных монет, и в итоге биметаллизм постепенно уступил место монометаллизму.

 

2.3. Монометаллизм и его характеристика

 

Необходимость стабилизации денежного обращения в условиях растущих масштабов товарного производства и объемов торговли обусловила переход промышленно развитых стран во второй половине 70-х гг. XIX в. к золотому монометаллизму [20].

Монометаллизм — это денежная система, при которой всеобщим эквивалентом служит один металл. При этом в обращении присутствуют и другие знаки стоимости, разменные на золоте (банкноты, казначейские билеты, разменная монета).

В 1875 г. он был введен в Германии, затем в Швеции, Норвегии, Дании, Португалии, Австралии, Египте и, наконец, к 1900 году окончательно утвердился в США, а в середине 90-х гг. XIX в. Он был введен в Японии. В Англии золотой монометаллизм возник значительно раньше — в 1816 г., вместе с тем первая попытка его введения относится к 1774 г. [20].

Наибольшей силы золотой стандарт достиг в период с 1880 по 1914 г., когда золото играло центральную роль в международных валютно-кредитных отношениях.

 

В Российской империи золотой монометаллизм был введен 1897 г., когда появились реальные условия для пополнения золотого запаса страны: за несколько предшествующих лет он увеличился почти в 3 раза.

Почти весь XIX в. и часть XX в. века золото играло центральную роль в международных валютно-кредитных отношениях. Наибольшей силы золотой стандарт достиг в период с 1880 по 1914 г.

Существовало три разновидности монометаллизма: золото-. монетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.

Для золотомонетного стандарта характерны следующие черты:

– свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота;

– свободный размен золотых монет на знаки золота по нарицательной стоимости;

– свободное движение золота между странами;

– выполнение золотом всех функций денег[23].

Однако даже в период расцвета золотомонетного стандарта обмен банкнот на золото нередко приостанавливался, когда государства вынуждены были финансировать военные расходы за счет бумажной эмиссии. Например, так было в Великобритании во времена Наполеоновских войн или в Америке в период Гражданской войны 1861-1865 гг. [23].

После Первой мировой войны возникли золотослитковый и золотодевизный стандарты. Золотослитковый стандарт существовал в странах, обладавших запасами золота: в Англии, Франции, Японии. Свободной чеканки монет не существовало, размен денег на золото был ограничен стоимостью слитков. В Англии, например, слиток весил 12,4 кг. Для того чтобы его получить, необходимо было иметь 1700 ф. ст. Во Франции слиток золота весил 12,7 кг, на него можно было обменять 215 тыс. фр. [23].

В странах .не обладавших большими запасами золота (Австралия, Германия, Дания, Норвегия и др.), существовал золотодевизный стандарт, и связь банкнот с золотом была еще более опосредованной, чем при золотослитковом. При золотодевизном стандарте банкноты обменивались на девизы, т.е. на иностранную Валюту, которая была размененна на золото. В итоге возникла валютная зависимость одних стран от других [23].

Мировой экономический кризис 1929—1923 гг. привел к тому, что перестали существовать все формы золотого монометаллизма. С 1930-х гг. в мире начинают действовать денежные системы, основанные на функционировании неразменных кредитных денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Современное устройство денежной системы Российской Федерации является результатом ряда денежных реформ, проведенных в 1990-е гг. Денежная система России, как и в большинстве других стран, основана на неразменных на золото деньгах.

С момента объявления независимости в 1991 г. до середины 1993 г. в Российской Федерации и ряде других стран, образовавших Союз Независимых Государств, обращались денежные знаки бывшего СССР. В результате денежной реформы 1993 г. их хождение на территории страны было прекращено.

Со времени денежной реформы 1998 г. установлено настоящее устройство денежной системы Российской Федерации.

Основные параметры денежной системы РФ определены в федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Правовой основной денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации. В соответствии с п. «ж» Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка; денежная эмиссия»,а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

– прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

– установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

– установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

Правила организации наличного обращения на территории России регулируются Конституция РФ, Гражданским кодексом, Федеральным законом  от  26 апреля  1995  г.  № 65-ФЗ  «О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,  а также с учетом положений Федерального закона от  3 февраля  1996  г.  №  17-ФЗ «О  банках  и  банковской  деятельности», Гражданского кодекса Российской Федерации,  Положением Банка России от 5 января   1998 г. № 14-П. Основные параметры денежной системы РФ определены в федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Статьи 140, 861 – 885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории Российской Федерации платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.

Согласно ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Согласно ст. 861 ГК РФ Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 75 Конституции, ст. 27 Закона о ЦБР денежной единицей Российской Федерации (национальной валютой) является рубль.

Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов не допускаются.

Обладая платежной силой, рубль обязателен к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.

Платежи в Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах используются наличные деньги, а при безналичных – соответственно безналичные.

Наличными деньгами именуются денежные знаки: банкноты (банковские билеты) и монеты, являющиеся безусловными обязательствами ЦБР и обеспечиваемые всеми его активами. Банкноты и монеты – предметы материального мира, следовательно, наличные деньги по своей правовой природе – движимые вещи, определенные родовыми признаками. Их индивидуализация возможна путем записи номеров банковских билетов, обособления купюр в руках конкретного лица и т.п.

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

– прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

– установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

– установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

Денежная система Российской Федерации основывается на признании в качестве официальной денежной единицы рубля. Введение в обращение на территории страны иных денежных знаков запрещено законом. Один рубль делится на 100 копеек. Банком России эмитируются: а) монеты 1,5,10,50 коп. и 1, 2, 5, 10 руб.; б) купюры достоинством 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 руб.

Наряду с монетами Банка России продолжают обращаться на территории Российской Федерации в качестве законного средства платежа инвестиционные монеты:

а) золотой червонец (10 руб.), содержащий 7,742 г чистого золота, выпускавшийся в обращение Госбанком СССР в 1975—1982 гг.;

б) серебряная монета номиналом 3 руб. с изображением соболя, содержащая 31,1 г чистого серебра, выпускавшаяся в обращение Банком России в 1995 г.

Кроме наличных денег, определяется условная единица — долговой рубль (дор). Долговой рубль (дор) — это единица номинала целевого долгоного обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан. Она выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую на основе необходимого социального набора, включающего минимальный набор продуктов, непродовольственных товаров и услуг.

В экономике РФ значительная часть расчетов проводится наличными деньгами, однако преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных денег является монополией Банка России, то на эмиссию безналичных платежных средств в рыночной экономике ее быть не может.

Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет.

В РФ все операции по дополнительному выпуску денег в обращение и изъятие из него производятся в централизованном порядке, т.е. по указанию эмиссионного банка страны — Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию на основе составления прогноза кассовых оборотов и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

Скорость обращения денежной массы в РФ определяют: скорость возврата денег в кассы учреждений Банка России — отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; скорость обращения денег в налично-денежном обороте — отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении.

В РФ рассчитывается «узкая» и «широкая» денежная база. Первая состоит из агрегата МО (наличные деньги в обращении), денежных средств в кассах банков и обязательных их резервов в Банке России, а вторая дополнительно включает в себя средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ. Изменения в структуре денежной базы характеризуются увеличением удельного веса наличных денег в обращении, сохранением почти неизменной доли обязательных резервов при относительном сокращении остальных ее составляющих. В 2006 году Банк России продолжил проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет по-прежнему направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Об этом говорится в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год», опубликованном Банком России. В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2006 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины из евро и доллара США. Это также позволит при реализации политики валютного курса гибко и взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля. Банк России будет поддерживать отвечающий целям политики валютного курса состав бивалютной корзины, который в случае необходимости адаптации к изменившимся условиям может быть изменен.

 

Таблица 1 – Структура наличной денежной массы в обращении по эмиссионному балансу по состоянию на 1 января 2006 года

 

 

 

Сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении, по эмиссионному балансу

Показатель

Банкноты

Монета

Итого

Сумма (млн. руб.)

2 185 617,7

13 528,7

2 199 146,4

Количество (млн. экз.)

5 157,8

26 033,9

31 191,7

Удельный вес по сумме (%)

99,38

0,62

100,00

Удельный вес по купюрам (%)

 

16,54

 

83,46

 

100,00

Изменение с 1.01.2005 (млн. руб.)

523 371,0

2 505,8

525 876,8

Изменение с 1.01.2005 (%)

31,49

22,73

31,43

 

В среднесрочной перспективе эволюция курсовой политики будет происходить в направлении минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Это соответствует задачам перехода к режиму свободно плавающего курса рубля и денежно-кредитной политике, основанной целиком на модели инфляционного таргетирования. С учетом условий различных сценариев социально экономического развития в 2006 году Банк России считает, что укрепление реального эффективного курса рубля не превысит 9 проц., при этом будет сохраняться конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будут созданы условия для модернизации экономики. Вместе с тем более вероятно, что укрепление рубля будет заметно ниже указанной границы.

Как видим, сумма и структуры денег за 2006 год изменилась. Сумма банкнот увеличилась на 523371 млн. руб. по сравнению с начало года, темп прироста составил 31,49%. Величина монет в суммовом выражении увеличилась на 2505,8 млн. руб., а их удельный прирост за год составил 22,73%. В денежном выражении количество денег выросла на 525867,8 млн. руб. (темп прироста 31,43,%). В удельном весе в общей структуре денег по сумме почти 100%, а именно 99,38% занимает банкноты, а в количественном выражении число монет довольно значительно – удельный вес 83,46%.

 

Таблица 2 – Денежная масса (национальное определение), млрд. рублей

  

Денежная масса М21

Темпы прироста денежной массы, %

Всего

в том числе

к предыдущему
месяцу

к 01.01.2006

наличные деньги
(M0)

безналичные
средства

01.01.2006

6 045,6

2 009,2

4 036,3

11,2

01.02.2006

5 842,9

1 875,6

3 967,3

-3,4

-3,4

01.03.2006

5 919,6

1 890,1

4 029,6

1,3

-2,1

01.04.2006

6 169,4

1 928,8

4 240,6

4,2

2,0

01.05.2006

6 360,1

2 027,8

4 332,3

3,1

5,2

01.06.2006

6 693,1

2 096,9

4 596,2

5,2

10,7

01.07.2006

7 092,3

2 233,4

4 858,9

6,0

17,3

01.08.2006

7 230,7

2 290,3

4 940,4

2,0

19,6

01.09.2006

7 449,3

2 351,6

5 097,6

3,0

23,2

01.10.2006

7 757,5

2 400,8

5 356,7

4,1

28,3

01.11.2006

7 769,6

2 402,2

5 367,4

0,2

28,5

01.12.2006

8 014,1

2 450,7

5 563,4

3,1

32,6

01.01.2007

8 995,8

2 785,2

6 210,6

12,2

48,8

 

Перейдем к анализу денежной массы М2 в 2006 г.Как видим, за год наблюдается прирост денежной массы в целом на 48,8%, составив 8995,8 млрд. руб. против 6045,6 млрд. руб. на конец 2005 г. Наличные деньги на 1 января 2007 г. составили 2785,2 млн. руб., а безналичные – 6210,6 млн. руб. Если прирост наличных денег был незначительный с 2009,2 млрд. руб. на конец 2005 г. до 2785,2 млрд. руб. на начало 2007 г., безналичные средства увеличились более чем на 50%, который на 01.01.2006 г. достигали 4036,3 млрд. руб., на начало 2007 г. их величина равна 6210,6 млрд. руб.

За февраль 2006 года денежная база (в широком определении) выросла на 25 млрд. рублей до 2,7 трлн. рублей (+ 0,9%). Объем денежной базы в широком определении на 1 февраля 2006 года равнялся 2,6 трлн. руб. Рассмотрим динамику денежной базы в широком определении покомпонентно.

Наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций на 1 марта составляли 2,03 трлн. рублей (+ 0,8% по сравнению с 1 февраля), корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России – 309,2 млрд. рублей (− 9,1%), обязательные резервы – 168,3 млрд. рублей (− 1,9%), депозиты банков в Банке России – 39,4 млрд. рублей (+ 20,1%), стоимость облигаций Банка России у кредитных организаций – 111,8 млрд. руб. (+ 47,9%), а средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России – 7 млрд. рублей (+ 11,1%).

С 6 марта 2006 года ЦБ РФ повысил процентные ставки по инструментам привлечения денежных средств у кредитных организаций: депозитам на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» до 1% годо-вых, «1 неделя» и «спот-неделя» до 1,5% годовых. Повышение ставок было осуществлено в целях снижения темпов инфляции в стране и стало возможным в результате изменения внутренних и внешних экономических условий, в том числе процентной политики Федеральной резервной системы США и Европейского центрального банка. По мнению представителей Банка России, принятое решение должно оказать влияние на стоимость денег на денежном рынке и будет способствовать сдерживанию роста денежной массы. Согласно информации, содержащейся в пресс-релизе ЦБ РФ, вопрос о дальнейшем повышении процентных ставок по инструментам изъятия ликвидности у кредитных организаций будет рассматриваться Банком России на основе всестороннего мониторинга и анализа финансово-экономической конъюнктуры в стране и за рубежом. В то же время отметим, что в настоящий момент незначительная часть денежного предложения аккумулируется на счетах кредитных организаций в Банке России: на 1 марта текущего года на указанных счетах находилось 39,4 млрд. рублей (1,5% денежной базы в широком определении). Следовательно, данная мера вряд ли способна значительно повлиять на динамику денежной массы в РФ.

Величина денежной массы, необходимой для обращения, зависит не только от объема экономического оборота в стране, но и от скорости обращения денег.

Связь денежной базы и денежной массы осуществляется через механизм денежного мультипликатора. Управляя механизмом банковского мультипликатора, Центральный банк РФ расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым он оказывает воздействие на объем денежной массы в обращении. Банк России ежегодно в рамках денежно-кредитной политики устанавливает ориентиры роста денежной массы, которые рассчитываются с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В течение последних лет в РФ ориентиры роста денежной массы (агрегат М2) являлись промежуточной целью денежно-кредитной политики определяются с помощью таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост потребительских цен в предполагаемом периоде.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 2007.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Ч. 2 от 26 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. ФЗ от 03.03.2008 № 20-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
  4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. в ред. ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2004. № 31. Ст. 3233.
  5. О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации: ФЗ от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ // Российская газета. 12 июля 1996 г.
  6. Басуния Т. Эволюция коммерческих банков в РФ // Банковское дело. 2003. № 7
  7. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. – М.: Соцэкгиз, 1959.
  8. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М., 2006.
  9. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М., 2005.
  10. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2006.
  11. Долан Э.Дж., Кембелл К.Д., Кембелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под ред. В.В. Лукашевича. М.-Л., 2001.
  12. Захаров В. Прежняя денежно-кредитная политика может привести к новому кризису // Аналитический банковский журнал. 2003. № 11.
    1. Миллъ Дж.Ст. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложение к социальной философии. В 3 т. М., 1980-1981. Т. 2, С. 234.
  13. Камаев В.Д.. Экономическая теория. М., 2008.
  14. Кейнс Дж. М. Трактат о денежной реформе. М., 1969.
  15. Костюк В.Н.. К определению современного коммерческого банка // Банковское дело, 2000. — №11. С.20 – 21.
  16. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга.–М.: Инфра-М, 2008.
  17. Львов Ю. И. Банки и финансовый рынок. СПб., 2005.
  18. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2005.
  19. Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова М., 2007.
  20. Общий нового Базельского соглашения о капитале // Бизнес и банки. 2003. № 164.
  21. Ольхова Р.Г. Насущные проблемы функционирования банковской системы // Деньги и кредит. 2007. № 10.
  22. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М., 2006.
  23. Пашкус Ю. Деньги: прошлое и современность. Л., 1990.
  24. Саркисянц А.. Проблемы интеграции российских банков в мировую банковскую систему // Вопросы экономики. №9, 2005. С. 105– 106.
  25. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Ростов-на-Дону, 2008.
  26. Солнцев О., Хромов М. Банковская система в 2004 году //Банковское дело в Москве. 2004. № 4.
  27. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года // Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года № 01-01/1617 от 5 апреля 2005 г.
  28. Турбанов А. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты // Банковское дело. 2003 № 8.
  29. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2004.
  30. Фридмен М. Если бы деньги заговорили… М., 1999.
  31. Хайек Ф.А. Частные деньги. М., 1990.
  32. Харрис Л. Денежная теория / Пер. с англ. М.: Дело, 1990.
  33. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И Видяпина, Г.П. Журавлева. –М.: ИНФРА-М., 2007.
  34. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен, 2008.
  35. www.cbr.ru/analytics/bank-system Официальные сайт Центрального Банка РФ. Аналитические материалы
  36. www.iip.ru Аналитические материалы. Иностранные инвестиции в российскую экономику.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.