Развитие и реализация процедуры медиации в России

Развитие и реализация процедуры медиации в России 5.00/5, 2 голос.

072113 2332 12 Развитие и реализация процедуры медиации в РоссииВ условиях формирования рынка в настоящее время сам механизм функционирования предпринимательства невозможно представить без применения различных инструментов правовой защиты коммерческих интересов и прав субъектов бизнеса.

Время от времени в сфере предпринимательства возникают различные споры и конфликты, для разрешения которых требуется применение различных правовых механизмов досудебного и судебного направления. За рубежом довольно широко и часто применяют альтернативные, досудебные способы разрешения, важнейшей и основополагающей чертой которых является сама возможность субъекта экономической деятельности, которая направлена на предотвращения развития отрицательных и негативных потенциально-возможных последствий для бизнеса уже на самой первоначальной стадии конфликта. Последнее, в свою очередь, позволит в будущем экономическому субъекту бизнеса избежать дорогого и весьма продолжительного судебного разбирательства.

В современных условиях одним из целого множества альтернативных и возможных методов разрешения конфликтов и споров в среде хозяйствующих субъектов, выступает медиация, получившая совершено недавно свое нормативно-правовое закрепление в нашей стране в виде Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Обратившись к зарубежной практике, необходимо указать на то, что там медиация начало свое современное формирование первоначальное развитие и эволюцию примерно со второй половины ХХ-го столетия и была впервые была применена в Соединенных Штатах, выступая как довольно эффективный способ альтернативного урегулирования конфликтных и спорных ситуаций в экономической сфере. В дальнейший период институт медиации начинает широко и весьма интенсивно распространяться и применяться и в других странах, среди которых необходимо назвать Канаду, Австралию, Великобританию и множество других. Дальнейшая мировая нормативно-правовая практика подтвердила эффективность применения данного института. Так, Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли был принят и утвержден Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 24 января 2003 года №A/RES/57/48 подчеркнула, что согласительная процедура или посредническая деятельности широко применяется в мировой и национальной юридической практике в качестве альтернативы судебному разбирательству. В данной Резолюции под согласительной процедурой (медиацией), понимается механизм, в рамках которого стороны привлекают третье лицо для оказания помощи им в попытке достижения мирного, досудебного урегулирования существующей между ними конфликтной ситуации, возникшей из договорных или иных правоотношений. 21 мая 2008 года была принята Директива 2005/52 ЕС Европейского парламента относительно отдельных положений применения процедуры применении медиации в различных коммерческих и гражданских делах.

Для России формирующийся институт медиации является юридическим новшеством, именно с учетом данного положения крайне важным и необходимым является, на наш взгляд, рассмотрение его сущности, содержания и развития. Медиация  представляет собой одну из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR), которая требует участие третьей стороны, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в разрешении данного конфликта. Указанная третья сторона называется «медиатор» осуществляет помощь участвующим в споре сторонам сформировать стратегию решения и определить потенциально-возможные пути выхода из существующей конфликтной и спорной ситуации, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

В статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» указано, что цель состоит в поиске «добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения». Медиация как юридический процесс разрешения споров имеет вполне определенные условия и правила проведения, включая очередность определенных этапов, фаз действий и этом базируется на установленных законом принципах, часть из них перечислены в ст. 3 Закона о медиации: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры. Закон о медиации устанавливает порядок внесудебней или альтернативной процедуры урегулирования споров, которые возникают из гражданских правоотношений, в том числе в связи осуществлением экономической деятельности, а также различных конфликтных ситуаций, которые возникают из трудовых и семейных правоотношений, при участии медиаторов. Заметим, что в Законе о медиации отсутствует перечень споров, к которым возможно применить процедуру медиации. Следует заметить, что медиаторы обладают правом рассматривать только так называемые частноправовые споры, то есть споры, в которых одной из сторон не может выступать орган публичной власти и которые по общему правилу не могут быть отнесены к сфере административных, налоговых и иных публичных.

Закон о медиации устанавливает, что процедура медиации не вправе применяться к следующим определенным категориям спорных ситуаций: во-первых, к коллективным трудовым спорам, во-вторых, к спорам, возникающим из вышеперечисленных отношений, если они затрагивают или могут затронуть права третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, либо публичные интересы. Кроме того, необходимо отметить, что у спорящих сторон существует возможность использовать медиацию даже в том случае, если спор уже рассматривается судом общей юрисдикции. Одна из важнейших задач судьи – содействие примирению сторон. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству согласно ст. 135 АПК РФ и ст. 150 ГПК РФ судья обязан разъяснить сторонам, помимо прочего, их право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе и к медиатору, а также разъяснить вытекающие из этого последствия.

Раскроем законодательное понятие «медиатор». В ст. 2 Закона о медиации дается следующее понятие – «медиатор» – это независимое физическое лицо, которое привлекается сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия разрешения конфликтной ситуации по существу участвующими сторонами. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и не профессиональной основе. В последнем случае выполнять эту роль могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью, не имеющие судимости. При этом, определенные требования выдвигаются и к профессиональным медиаторам –во-первых, это должен быть специалист, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший курс обучения по программе подготовки медиаторов. Существуют и ограничения. Так согласно ст.ст. 5, 6, п. 5 – 7 ст. 11 и ст. 15 Закона о медиации, не вправе быть медиатором те лица, которые замещают государственные должности Российской Федерации или ее субъектов, должности государственной гражданской или муниципальной службы, если иное не предусмотрено соответствующими федеральными законами. Заключаемое между сторонами соглашение может включать или соответствующее описание порядка и механизма проведения процедуры медиации, или включать ссылки на правила проведения процедуры медиации, которые утверждены организацией, которой осуществляется деятельность по обеспечению проведения медиации. Кроме того, в заключаемом соглашении спорящие стороны вправе оговорить, в том случае если данное положение не предусмотрено действующий федеральным Законом о медиации или самим основным текстом соглашения право медиатора на то, чтобы самостоятельно определять непосредственный механизм и порядок проведения процедуры медиации. Указанный механизм и порядок ее процедуры медиации должен быть доведен до сведения конфликтующих сторон. В последнем случае, порядок осуществления процедуры медиации будет определяться лично медиатором с учетом всех известных обстоятельств существующего конфликта, пожеланий участвующих сторон и должен определяться единственной целью – скорейшего урегулирования существующего конфликта с учетом компромиссов интересов, каждого из участников. Законом установлен ограниченный временной период для разрешения конфликта, установленной максимальной продолжительности. Стороны и медиатор обязаны использовать все имеющиеся и доступные для них возможности в целях прекращения медиации в указанный соглашением срок, но не более чем через 60 календарных дней с момента начала процесса медиации. Одновременно, статья 13 Законом устанавливает предельную продолжительность процедуры медиации сроком 180 дней для случаев передачи спора на судебное рассмотрение. В ст. 14 установлен перечень обстоятельств, в связи с наступлением которых допускается прекращение процедуры медиации, а также сроки ее прекращения, например, заключение сторонами медиативного соглашения — со дня подписания такого соглашения; заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям — со дня подписания такого соглашения; истечение срока проведения процедуры медиации.

В статье 12 Закона о медиации перечислены общие требования к заключаемому медиативному соглашению, а именно обязанность оформления его в письменной форме, должно обязательно содержать сведения об участвующих в конфликте сторонах, содержать предмет и характеристику спора, включать описание проводимой процедуры медиации, иметь сведения о медиаторе, а также согласованные участвующим сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения, которые подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон; медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, которая проведена после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть в дальнейшем также утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства, или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже (если последнее применимо к рассматриваемому спору). Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, которое достигнуто сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон, к ней могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Применение медиации в российском обществе само по себе потребует определенной зрелости и общественной ответственности сторон, готовности к определенным уступкам противоположной стороне и компромиссам. На наш взгляд, российское сообщество в целом на существующий момент недостаточно готово к внедрению процедуры медиации, так как среднестатистический бизнесмен в нашей стране не только предпочитает основную массу собственных возникающих проблем решать самостоятельно, но и не готов оплачивать кому-либо за услуги по разрешению спора. В настоящее время российский бизнес находится под огромным воздействием третьей стороны – чиновников и преступных элементов – так называемой «крыши». Другой проблемой российского бизнеса является то, что факт достижения компромисса между сторонами не гарантирует мгновенного и обязательного его исполнения, ибо деловая культура в нашей стране находится на весьма низовом уровне. В России нет реального правового и экономического механизма, который подталкивал бы недобросовестную сторону к исполнению заключенного медиаторского соглашения. На практике, процесс медиации фактически может привести к затягиванию разрешения конфликта недобросовестными бизнесменами. В результате, заключенное соглашение не будет выполнено, и обиженная сторона вынуждена будет все равно обратится в суд и будет добиваться судебного решения, а в то же время будет потеряно, экономическая ситуация противоположной стороны может измениться в значительно худшую сторону и она не сможет выполнить ни соглашения, ни решения суда. Все же хотелось бы заметить, что медиация очень эффективный способ разрешения проблем. За столом переговоров с помощью посредника-медиатора сторонам удается договориться в 85% случаев, а достигнутое соглашение добровольно выполняется сторонами в 91% случаев. Для сравнения можно привести такие данные: судебные решения выполняются в США в 35% случаев, в нашей стране примерно в 20% случаев. Лишь только время покажет, насколько будет востребована в нашей стране медиация.

 Список использованной литературы

 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

  1. Бесемер, Христоф. Медиация: Посредничество в конфликтах / Перевод с нем. Н. В. Маловой — Калуга: Духовное познание, 2008.
  2. Загайнова С. К., Ярков В. В. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» — Москва-Берлин: издательство Infotropic media, 2011.
  3. Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители: Г.Мета, Г.Похмелкина / Перевод с нем. Г.Похмелкиной. — М.: Издательство Verte, 2009. 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы