ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИМПОРТА ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Оцените статью

021415 2318 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИМПОРТА ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА  В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕАктуальность темы работы обусловлена рядом обстоятельств. Импорт капитала представляет собой привлечение иностранных инвестиционных ресурсов. Прежде всего, медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственными соглашениям, средств ЕБРР, МБРР, российских коммерческих банков и инвестиционных структур. Кроме того, зарубежные инвестиции – не только дополнительный источник финансирования отечественных предприятий, но и способ задействования новых производственных технологий и алгоритмов современного менеджмента. В этом отношении наибольший интерес представляют прямые инвестиции; размещение на российской территории иностранных и совместных предприятий во многих случаях позволяет не только создавать дополнительные рабочие места, но и повышать квалификацию занятых на них отечественных специалистов.

Таким образом, иностранный капитал и иностранные инвестиции необходимы национальной экономике, поскольку они несут не только экономическую, но и социальную полезность, а также выступают в качестве неотъемлемого фактора процесса интернационализации мировой экономики в целом. А Россия является частью мировой экономики тоже.

Однако следует учитывать тот факт, что во многом мы еще не созрели для эффективного использования иностранных инвестиций: наблюдается приток иностранного капитала только в те отрасли, где иностранный инвестор может получить максимальную прибыль в короткие сроки, то есть речь в основном идет об экспортно-ориентированных отраслях. Тогда как приток иностранных инвестиций в отрасли, которые действительно в нем нуждаются значительно ниже или отсутствует вообще. Таким образом, существует реальная угроза превращения страны в сырьевой доминион. Также немаловажная проблема – защита интересов национального производителя, который может быть просто вытесненным с рынка иностранными конкурентами. Кроме того, необходимо помнить и о защите от проникновения иностранного капитала в некоторые стратегически важные отрасли, а также в некоторые наиболее уязвимые отрасли и сферы деятельности (банковский сектор, страховой сектор, сельское хозяйство и т.д.). В связи с этим, чтобы получить от иностранных инвестиций пользу, а не вред, встает необходимость проведения четко спланированной эффективной инвестиционной экономической политики государством.

Поэтому основная цель данной работы – исследование основных мер и системы мероприятий инвестиционной экономической политики государства в области импорта иностранного капитала, направленных на стимулирование иностранных инвестиций в Россию и повышения эффективности их использования.

Задачи, поставленные в данной работе, сводятся к следующим:

  1. Определить роль и место иностранного капитала в экономике России.
  2. Рассмотреть нормативно-правовую базу регулирования импорта капитала в Россию.
  3. Сформулировать основные направления политики государства в отношении импорта капитала.

Теоретической базой исследования выступили работы таких авторов как Авдокушин Е.Ф., Андрианов В., булатов А.С., Бурда М., Виплош Ч., Данилевский Ю.А., Зубанов А., Кузык Б., Левшин Ф.М., Лебедев В., Оболенский В., Орлова Е.Р., Насташев Д., Носкова И.Я., Палухзина Я., Свириденко В., Хандруев В.В., Юаднов Ю. и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

1.1. Иностранные инвестиции как импорт капитала в российскую экономику

 

Прежде всего следует, рассматривая проблемы импорта иностранного капитала, подчеркнуть, что импорта капитал в любое государство представляет собой

С экономической точки зрения, иностранные инвестиции – вложение капитала иностранного происхождения, т.е. их вкладывают в производство (в широком смысле слова) физические и юридические лица, являющиеся иностранными по отношению к стране, где эти инвестиции осуществляются1.

Привлечение импорта капитала в форме иностранных инвестиций имеет следующее юридическое определение, которое содержится в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ»2. Согласно данному закону, иностранные инвестиции – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте РФ в соответствии с федеральными законами), в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции имеют несколько иную классификацию, чем отечественные. Согласно методике Госкомстата России, они подразделяются на прямые, портфельные и прочие.

В мировой практике общепризнанным определением прямых иностранных инвестиций является определение, данное Международным валютным фондом, понимающее прямые иностранные инвестиции как инвестиции, осуществляемые с целью участия в прибылях предприятия, действующего в государстве ином, чем государства инвестора, причем целю инвестора является приобретение права непосредственного участия в управлении предприятием. Таким образом, прямые инвестиции имеют цель установить контроль на предприятием; критерием такого контроля является, как уточняет определение прямых иностранных инвестиций, используемое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), приобретение 10% голосующих акций предприятия (во Франции, напротив, критерием контроля считается сосредоточение в одних руках 20% и более голосующих акций). Следует также отметить, что инвестиции могут считаться прямыми, даже если данному инвестору принадлежит менее 10% голосов, но он тем не менее реально может непосредственно участвовать в управлении (например, на основании договора об управлении предприятием). Прямые иностранные инвестиции осуществляются обычно в тех случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах (получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов). В российской законодательстве дается следующее определение прямых иностранных инвестиций. Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Портфельные инвестиции – покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. То есть в портфельные инвестиции включены капиталы, полученные в мировых финансовых рынков на основе размещение за рубежом облигаций и их суррогатов, средств от продажи ценных бумаг нерезидентами. Такой род инвестиций не дает непосредственного контроля над деятельностью зарубежного предприятия. Такой род инвестиций не дает непосредственного контроля над деятельностью зарубежного предприятия. Его основная задача – извлечение прибыли. Обычно портфельные инвестиции представлены пакетом акций, на который приходится менее 10% номинального капитала предприятия. Таким образом, создание в РФ инвестиционной компании с участием иностранных инвесторов будет актом осуществления прямых иностранных инвестиций, а деятельность самой этой компании (которая по закону не может приобретать более 10% акций одного предприятия) будет осуществлением портфельных инвестиций.

Основные формы инвестиций иностранного капитала (импорта капитала) в отечественную экономику включают:1

– инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

– инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

– инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;

– иностранные кредиты;

– лизинговые кредиты;

– финансовые кредиты российским предприятиям.

Следующими ключевыми терминами законодательства об иностранных инвестициях являются понятий иностранного инвестора, инвестиционного проекта и приоритетного инвестиционного проекта.

Иностранный инвестор – основной субъект инвестиционных отношений, лицо, осуществляющее вложение капитала в предприятие, действующее на территории иностранного государства. Согласно Федеральному закону об иностранных инвестициях, в качестве иностранных инвесторов в РФ могут выступать: иностранные юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранные физические лица, под которыми понимаются иностранные граждане и лица без гражданства (последние при условии, что они постоянно проживают за пределами РФ); а также международные организации, осуществляющие инвестиции на территории РФ в соответствии с международным договором РФ.

Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством РФ. Приоритетный инвестиционный проект – инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ) или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей.

 

1.2. Роль и место иностранного капитала в экономике России

 

Иностранный капитал играет важную роль в интернационализации экономики любой страны. Для России на данном этапе ее развития он имеет существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики. Актуальность импорта капитала в виде привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств СБРР, МБРР, российских коммерческих банков и инвестиционных структур.

В идеале импорт капитала в российскую экономику должен способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития1:

– освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;

– продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

– содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

– содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

– создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

– освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

– содействие развитию производственной инфраструктуры.

Однако, следует отметить, что иностранный капитал в национальной экономике – это весьма существенный, но противоречивый фактор ее развития. И на практике достижения вышеперечисленных задач постпредством привлечения иностранного капитала не всегда бывает возможным, т.к. иностранный капитал может быть одноврменно средством производственной деградации, превращения страны в сырьевой доминион при низком уровне переработки добываемого сырья. Как свидетельствует российская действительность, в условиях повышенного уровня рискованности инвестирования зарубежные инвесторы рассчитывают не менее чем на 4– 6 кратное превышение против возможной прибыли у себя дома. Иными словами, они требуют ускоренной окупаемости проекта и/или дополнительных выгод за счет доступа к экспорту сырья и полуфабрикатов. Для России это чревато тем, что ее экспертная ориентация в длительной перспективе будет в значительной степени исходить из сырьевой направленности. То есть иностранные инвесторы более заинтересованы в реализации быстроокупаемых проектов, не связанных с совершенствованием инвестиционной инфраструктуры. Более всего для этого подходят в России финансовая сфера, сфера услуг и торговля, а также экспортно-ориентированные отрасли, которые обеспечат иностранный капитал недостающими топливно-сырьевыми ресурсами и продукцией первичной переработки. Налаживать производство продукции высокой степени с последующим вывозом ее за рубеж – не в интересах зарубежного инвестора. Ему не нужны дополнительные конкуренты. Это уже задача национального инвестора, который в дополнение к своим средствам привлечет иностранный капитал.

Кроме того, осмотрительно надо подходить их вопросу участия иностранных партнеров в соглашениях в раздел продукции. Такие соглашения предполагают оплату услуг невосполнимыми национальными природными ресурсами им сырьем. Они заключаются, как правило, на долгосрочной основе по ценам и на условиях, диктуемых иностранным участником. Аргументация ряда руководителей регионов, что такие соглашения обеспечивают занятость в регионе, способствуют повышению уровня жизни, справедлива, но лишь от части. Как свидетельствует опыт Казахстана, переданные зарубежным инвесторам промышленные предприятия сырьевого сектора в длительную аренду, лишь в течение 2– 3 лет сохраняли уровень занятых и социальную сферу в первоначальном виде. Затем начались массовые увольнения без квалификации, сокращение социально-бытовой сети услуг с целью повышения рентабельности производства и его конкурентоспособности1. Кроме того, любые инвестиции из-за границы носят, как правило, связанный характер. Они ориентированы на поставку продукции из стран-доноров для обустройства, технологического перевооружения и последующего технического обслуживания, но используют ресурсный потенциал исключительно стран-реципиентов инвестиций.

Импорт капитала в виде иностранные инвестиции также могут содействовать ускорению и росту транснациональных корпораций (ТНК) – это вполне нормальное явление, которое укладывается в тенденцию к интеграции национальных экономик и интернационализации хозяйственных связей.

С одной стороны, ТНК имеют возможность производить более современную модернизированную продукцию, способ производства которой пионерен для других партнеров мирового рынка. Прямые иностранные инвестиции облегчают доступ к новым технологиям и изобретениям стран-реципиентов инвестиций, особенно стран трансформационной экономики, испытывающих голод в инвестиционных ресурсах. С другой стороны, в экономически слабых странах ТНК подавляют создание национальным капиталом предприятия, которые становятся неконкурентоспособными. Подобная проблема весьма актуальна для нашей страны, в которой январе 2002 г более 1/3 крупных и средних предприятий были убыточны. В 10 из 89 регионов имеет место преобладание убыточных предприятий1.

Безусловно, иностранные инвестиции необходимы нашей экономике, но они будут эффективны лишь при условии разработки и осуществлении целенаправленной разработки и осуществлении целенаправленной стратегии привлечения иностранных инвестиций на федеральной, а тем более местном уровнях, а также проведении разумной инвестиционной экономической политики, основные направления которой будут рассмотрены в следующем разделе.

Успех в борьбе за привлечение иностранного капитала в Россию находится в прямой зависимости от ее рейтинга инвестиционного климата по сравнению с другими странами. Инвестиционным климатам называется ситуацию в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы. Этот климат складывается из большого числа элементов (так называемых факторов риска), которые можно объединить в следующие группы2:

  1. социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы.
  2. внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития.
  3. внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы.

В декабре 2001 г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации в отечественной и иностранной валюте с «В» до «В+». Согласно оценке агентства Moody’s по итогам 2001 г. Россия переместилась из группы «В» (слабая финансовая устойчивость, малая вероятность обслуживания обязательств на протяжении длительного периода времени) в группу «Ва» (умеренная возможность обслуживать текущие обязательства с возможными проблемами в длительной перспективе)1. По данным журнала «Эксперта», уже в октябре 2003 года агентство Moody’s повысило рейтинг России до инвестиционного уровня2. Решение Moody’s вызвало на бирже настоящий бум: котировки большинства российских «голубых фишек» выросли на 0,5– 6,5%, в результате чего индекс РТС вырос до отметки 640 пунктов. В связи с этим некоторые эксперты прогнозируют существенное увеличение притока зарубежных инвестиций в Россию.

Таблица 1

Суверенный долгосрочный рейтинг долговых обязательств в иностранной валюте

 

Страна 

 

S&P

 

Moody’s

 

Fitch

Рыночный спрэд облигаций страны по отношению к US Tresuries

Венгрия

А-

А1

А-

41

Польша

ВВВ+

А2

ВВВ+

60

Словакия

ВВВ

А3

ВВВ

не торгуется

Южная Корея

А-

А3

А

83

Китай

ВВВ

А3

А-

39

ЮАР

ВВВ-

Ваа2

ВВВ

147

Тринидад и Тобаго

ВВВ-

Ваа3

рейтинг отсуствует

не торгуется

Мексика

ВВВ-

Ваа2

ВВВ-

205

Россия

ВВ

Ваа3

ВВ+

220

Бразилия 

В+ 

В2

В

573

Турция 

В 

В1

В

401

Индия 

ВВ 

Ва1

ВВ

не торгуется

Источник: Reuters, UNCTAD, банк «Зенит»

 

Возможно приток иностранных инвестиций увеличится, однако вряд ли можно будет наблюдать какие-либо кардинальные изменения в инвестиционных объемах. Во-первых, инвестиционного рейтинга только от Moody’s недостаточно, чтобы заставить серьезных инвесторов начать вкладывать деньги в Россию: инвестиции начнутся еще только после того, как рейтинг России повысит еще одно глобальное рейтинговое агентство – либо Standard & Poor’s, либо Fitch. Но они на данный момент не рискуют последовать примеру Moody’s. Важным обстоятельством является то, что агентство Standard & Poor’s при определении рейтингов в качестве критерия выдвигает политическую ситуацию в стране (в отличие от аналитиков Moody’s, которые в первую очередь обращают внимание на финансовую устойчивость государства). Не соответствует уровню инвестиционного рейтинга и уровень богатства жителей России: показатель среднедушевого дохода по состоянию на конец 2002 года составил примерно 2800 долларов, что значительно ниже среднего показателя для стран, имеющих сегодня инвестиционный рейтинг – 3800 долларов. Однако наиболее серьезной преградой повышению рейтинга России до инвестиционной категории, по мнению специалистов Standard & Poor’s, в ближайшем будущем будет структура российской экономики – в отсутствии внутренних условий для роста наблюдаются опережающие темпы развития сырьевых отраслей, стимулируемых благоприятной внешней конъюнктурой. Так, например, лидерства по темпам роста среди экспорта ориентированных отраслей удерживают нефтедобывающая промышленность – 111,2%, черная и цветная металлургия – соответственно 109,5% и 106,5%. Факторы роста – мировые цены на сырьевые товары сохраняются на высоком уровне.

Так, средняя цена нефти марки Rerals в первом полугодии 2003 года составила 26,9$ за барр., что на 14,2% выше аналогичного показателя прошлого года. Средняя цена никеля в I-м полугодии 203 года выросла по отношению к такому же периоду предыдущего года на 26,1%1. При этом экспортерам сырья, безусловно, выгодна девальвация национальной валюты. Дальше все развивается по классической схеме: девальвация влечет за собой увеличение темпов инфляции. А в условиях инфляции не могут развиваться производства, ориентированные на внутренний рынок. Поэтому вновь – опережающий рост сырьевых отраслей и повторение цикла «девальвация – инфляция». То есть формально рост существует, но он носит явно разорительный характер для экономики.

Таким образом, процесс диверсификации экономики продвигается очень медленно, что, в свою очередь, обуславливает высокую уязвимость показателей экономического роста к снижению цен на нефть, особенно с учетом непростой геополитической обстановки, сложившееся сегодня в мире. Вероятнее всего, основная причина осторожности Standard & Poor’s – это высокие цены на нефть, т.е. данное рейтинговое агентство намеревается провести наблюдения, как будет вести себя российская экономика при более низких ценах, каковы будут темпы роста.

Еще больше осложняет ситуацию неразвитая банковская система России, которая, по оценке аналитиков Standard & Poor’s «недостаточно эффективно выполняет функцию перекачивания аномально высокой нефтяной прибыли в остальные секторы экономики, что способствовало бы более высокому росту других отраслей». Помимо этого, негативное влияние на инвестиционный климат России оказывает и целый комплекс рисков, с которым сталкиваются иностранные инвесторы в нашей стране. Ниже приведена таблица, в которой отображены показатели того, как западные топ-менеджеры, работающие в России, оценивают риски для инвесторов (5– самый высокий уровень риска, 1 – самый низкий).

Таблица 2

Оценка показателей риска инвестирования в российскую экономику

 

Показатель риска 

Бальность

Произвол бюрократии и коррупция 

4,3 

Неэтичная конкуренция: использование лазеек в законах, применение связей с чиновниками, черный PR

 

3,8 

Риски потери собственности, возможность лишиться своих активов, иногда даже на формально законном основании

 

3,7 

Менеджеры, игнорирующие права инвесторов 

2,8 

Непрозрачные финансы 

2,5 

Политический риск (смена законодательства, способная принести вред бизнесу)

1,8 

Неэффективный менеджмент, недостаток знаний, устаревшие методы управления

1,8 

Что касается отраслевой структуры инвестиций, то иностранные инвесторы весьма осторожно относятся к вложению своего капитала с большей степенью риска и предпочитают рентабельные отрасли, где с меньшими усилиями можно получить максимальную прибыль. Отраслевая структура прямых иностранных инвестиций показана на рис. 1 по состоянию 2003 год.

 

 

 

 

 

 

 

021415 2318 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИМПОРТА ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА  В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Рис. 1. Отраслевая структура прямых иностранных инвестиций в 1-м полугодии 2003 года (%)

 

Как видно из графика, основной акцент перенесен на реальный сектор экономики (пищевая промышленность, торговля и общественное питание и прочие отрасли). Значительная доля иностранных известий в пищевой промышленности отражает тенденцию проникновения иностранного капитала в промышленность – подчинить своему влиянию производство импортозамещающей продукции, для которой характерна быстрая окупаемость капитала.

Если импорт капитала будет регулироваться государством, можно рассчитывать на положительное влияние иностранных инвестиций на российскую экономику посредством создания новых рабочих мест. Возможно преодоление тотального импорта продукции.

Приходится констатировать явную «скованность» вложений иностранного капитала в те виды производств, которые работают на насыщение российского рынка дефицитными и качественными товарами, в технологическую модернизацию машиностроения и других отраслей промышленного экспортного и части импортозаменяющего профиля, в том числе на основе конверсии оборонных отраслей. Медленно создаются предприятия с иностранными инвестициями в таких важнейших отраслях промышленности, как химия и нефтехимия.

Таким образом, первоочередная задача на данном этапе повысить эффективность иностранных инвестиций в промышленность РФ, обеспечить приток иностранного капитала в наиболее нуждающиеся в нем отрасли. Осуществление данных мероприятий возможно лишь при проведении разумной политики стимулирования иностранных инвестиций государством.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА КАПИТАЛА В РОССИЮ

 

2.1. Нормативно-правовая база регулирования импорта капитала

 

Неудовлетворительность инвестиционного климата в России, с точки зрения зарубежных инвесторов, во многом связана с несовершенством законодательной базы, в частности, в области применения налоговых валютных и таможенных льгот.

Наиболее важен вопрос о налоговом и таможенном регулировании предприятий с иностранными инвестициями, т.е. непосредственных субъектов хозяйственной деятельности в РФ, образуемых иностранными инвесторами с целью получения прибыли от своих инвестиций. Именно их налогообложение (а не самих иностранных инвесторов, которые, в силу факта своего нахождения за границей, фактически выпадают из российского налогового регулирования, если не считать обложение прибыли, удерживаемой с источника дохода в РФ является наиболее существенным фактором, принимаемым во внимание при решении вопроса о целесообразности осуществления того или иного проекта в РФ. Налоговые льготы для предприятий с иностранными инвестициями появились в отечественном законодательстве с принятием постановления Совета Министров СССР от 13 января 1987 г № 47. В то время совестным предприятия предоставлялись двухлетние налоговые каникулы, считая с момента получения объявленной прибыли (т.е. фактически трехлетие). Ставка налога на прибыль для совместных предприятий была установлена в размере 30%, а для осуществляющих свою деятельность в Дальневосточном экономическом районе – 10%. От налогообложения освобождалось часть прибыли, направленная на формирование резервного фонда (25% от размера уставного капитала СП).

В дальнейшем эти льготы утратили силу, что резко ухудшило инвестиционный имидж России в глазах иностранного бизнеса. В настоящее время уже ни одно предприятие с иностранными инвестициями не может воспользоваться льготами, ранее предоставленные им союзным законодательством. В целом законодатель в отношении налогового регулирования предприятий с иностранными инвестициями достаточно жестко придерживается принципа национального режима, отказавшись от предоставления льгот, основанных на происхождении капитала. Теперь, с принятием части первой Налогового кодекса РФ, прямо указывающей в п. 2 ст. 3 на то, что «не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала»1, вопрос о налоговых льготах для предприятий с иностранными известиями можно считать снятым. Таким образом, развитие законодательного регулирования в данном вопросе не дает оснований считать возможным введение каких-то серьезных налоговых каникул или налоговых льгот, основывающихся на признаке участия в данном предприятии иностранного капитала. В новом же Федеральном законе об иностранных инвестициях никаких упоминаний о возможности предоставления налоговых льгот в виде пониженных налоговых ставок, полного или частичного освобождения от обложения налогом на какой-то период деятельности не содержится. Аналогичная судьба во многом постигла и таможенные льготы, установленные законом об иностранных инвестициях 1991 г. По указанному Закону имущество, ввозимое как вклад иностранных инвестором в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями и в пределах сроков его формирования, освобождалось от пошлин и налога на импорт имущества, ввозимое для собственного материального производства предприятиями с иностранными инвестициями, и имущество иностранных работников предприятия с иностранными инвестициями, ввозимое ими для собственных нужд. Последние две льготы утратили действие с введением закона РФ от 21 мая 1993 г «О таможенном тарифе», в котором они не были предусмотрены. Что касается имущественных вкладов в уставной капитал, то освобождение их от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость сохранилось только потому, что соответствующая норма была прямо закреплена в ст. 37 Закона РФ «О таможенном тарифе»2 и в ст .5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г «О налоге на добавленную стоимость» (с 1 января 2001 г., после вступления в силу в части второй Налогового кодекса РФ, от НДС освобождаются любое ввозимое на территории РФ технологическое оборудование, запасные части и комплектующие к нему, предназначенные для включения в уставные. капиталы организаций (ст. 150 НК)1. Указанная льгота будет распространяться на всех инвесторов в отличие от льготы по уплате таможенной пошлины, которая и впредь в уставной капитал коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Что касается валютного режима, то существовавшая в статье 25 Закона об иностранных инвестициях 1991 г, льгота по освобождению валютной выручки от экспорта собственной продукции от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке была отменена Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г, распространившим на предприятия с иностранными инвестициями правила об обязательной продаже 50% валютной выручки на внутреннем валютном рынке. То есть в плане валютного законодательства жестко выдерживается принцип национального режима в отношении и предприятий с участием иностранного капитала. Однако в настоящее время Правительство РФ рассматривает законы о валютном регулировании и валютном контроле, которые предусматривают снижение уровня обязательной продажи валютной выручки с нынешних 50% до 35%2.

В целом налоговое, таможенное, валютное законодательство свидетельствует о том, что число «работающих» льгот для предприятий с иностранными инвестициями незначительно и существенного влияния на инвестиционный климат не оказывает. Следует отметить, что в новом Федеральном законе об иностранных инвестициях не устанавливается налоговых, валютных и таможенных льгот. Весьма характерно, что о первых двух даже не упоминается. В отношении таможенных льгот есть только указание в ст. 16 Федерального закона на предоставление в соответствии с таможенными законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах льгот по уплате таможенных платежей иностранным инвесторам инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта.

Насколько вообще целесообразны налоговые и таможенные льготы для предприятий с участием иностранного капитала? Многие исследователи правового режима иностранных инвестиций в развивающихся странах обращали внимание на то, что налоговые льготы и налоговые каникулы значат меньше, чем макроэкономическая стабильность, отсутствие дискриминационного налогообложения, гарантии защиты прав на иностранные инвестиции. Именно эти условия являются основными составляющими благоприятного инвестиционного климата. То есть сами по себе налоговые и таможенные льготы не способны сколько-нибудь значительно увеличить приток иностранных инвестиций.

Однако, привлекая иностранный капитал, необходимо помнить, что отношения по иностранному инвестированию складываются в сфере экономики, и, следовательно, общественная значимость этих отношений с иностранным элементом гораздо выше. Интересы национальной безопасности, забота о национальных производителях или же, наоборот, инвестиций в определенные сферы народного хозяйства – все эти соображения политического и экономического характера не могут оставить государство нейтральным по отношению к инвестициям из-за рубежа – неизбежны ограничения их допуска в определенные отрасли деятельности (в России, например, страховое и банковское дело), или же предоставление иностранным инвесторам и их инвестициям более благоприятного, чем для национальных инвесторов, режима (такова была концепция создания свободных экономических зон в России). То есть необходимо установить систему контроля за направлением инвестиций в приоритетные отрасли производства и виды деятельности, и ограничить приток иностранных инвестиций в некоторые отрасли, в частности те, которые имеют стратегическое значение для РФ. Характерно, что если РФ определила для себя 17 отраслей и сфер народного хозяйства, изъятых из-под действия принципа национального режима, то США закрепили 18 таких изъятий. Таким образом, ограничение или полный запрет допуска иностранных инвестиций в какие-то определенные сферы деятельности являются общепринятой практикой даже в наиболее развитых государствах (включая США). В РФ на законодательном уровне возможность ограничения принципа национального режима в отношении иностранных инвестиций в ст. 4. Федерального закона «Об иностранных инвестициях»1. По формулировке ст. 4 Федерального закона, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, предусмотренными Федеральными законами. Тем самым ст .4 Федерального закона определяет, что изъятия из принципа национального режима, т.е. правовые нормы, устанавливающие в отношении иностранной инвестиционной деятельности режим менее благоприятный, чем для инвестиционной деятельности российских инвесторов, могут вводиться только федеральным законодателем.

В действующем Федеральном законе практические не содержится перечня отраслей и видов деятельности, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов. Эти ограничения разбросаны по многим нормативным актам, не только законодательным, но и подзаконным. Таким образом, в настоящее время случаи ограничения национального режима для иностранных инвестиций могут быть классифированы и систематизированы только на доктринальном уровне. Отсутствие нормативного акта, комплексно регулирующего эти вопросы – серьезный недостаток, с точки зрения иностранного инвестора, российского законодательства об иностранных инвестициях, так как затрудняет для него возможность получить четкое представление о действующем в России инвестиционно-правовом режиме. В ранее действовавшем Законе об иностранных инвестициях 1991 г имели место попытки сформулировать ограничения для допуска иностранных инвестиций в страховую и банковскую сферу. Впрочем, новый Федеральный закон вообще отказался от какого-либо регулирования допуска прямых иностранных инвестиций в банковскую и страховую сферу. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании, а действие Федерального закона на эти отношения не распространяется. Но это не означает, что вложения в эти организации не являются иностранными инвестициями вложения иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели); просто регулирование прямых иностранных инвестиций в данной сфере в силу ее специфики изъято из предмета регулирования данного нормативного акта и предусмотрено нормативными актами банковского и страхового законодательства. Наиболее разработанным с правовой точки зрения является режим допуска иностранного капитала в банковскую сферу. Подробные предписания на этот счет содержатся в законе «О банках и банковской деятельности»1. Деятельность иностранных инвесторов в банковской сфере допускается в форме создания юридического лица российского права – кредитной организации с иностранными инвестициями либо в форме открытия филиала иностранного банка. Свобода учреждения таких организации ограничена помимо требований к регистрационным документам и общих условиях лицензирования банковских организаций также дополнительными требованиями ст. 18 Закона «О банках и банковской деятельности». Прежде всего это квота участия иностранного капитала, капитала в банковской системе РФ (отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному капиталу всех кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ. Установление квоты подразумевает контроля банка России не только за учреждением банковских организаций с иностранными инвестициями, но и за любым увеличением доли иностранных участников в уставном капитале уже существующих банковских организаций как вследствие увеличения уставного капитала, таки путем продажи доли (акций) в уставном капитале иностранному лицу. Соответственно кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение своих акций в пользу нерезидентов. Кроме того, Центральный банк РФ определил по состоянию на III квартал 2002 г. минимальный размер уставного капитала дочерней кредитной организации с иностранными инвестициями в размере 154 711 500 руб. (такой же размер, что и для российской кредитной организации без иностранных инвестиций). Что касается требований к составу руководства и рядовых сотрудников, количество работников банка – граждан РФ не должно быть менее 75%. В целом можно сказать, что ограничения в банковской сфере, закрепленные в законодательстве РФ, не имеют негативного влияния на процесс привлечения иностранных инвестиций.

Российское законодательство ограничивает иностранные инвестиции и в сфере страхования. Эти ограничения установлены в Федеральном законе от 20 ноября 1999 г № 204 –ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ». Анализируя это закон, нельзя не отметить, что он распространил на сферу страхования во многом те же принципы допуска иностранных инвестиций, которые действуют в банковском деле. Во-первых, как и в банковском законодательстве, установлен размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций – 15%, с превышением которого федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам, либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. Во-вторых, соблюдение квоты участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций обеспечивается также установлением требования о получении страховой организацией предварительного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера уставного капитала страховой организации за счет средств иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора своих акций. В-третьих, руководители страховой организации с иностранными инвестициями должны иметь гражданство РФ. В четвертых, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или в уставном капитале которых доля иностранных участников составляет более 49%, вправе открывать на территории РФ свои филиалы также только с предварительного разрешения федерального органа по надзору за страховой деятельностью.

В пятых, такие страховые организации должны иметь на день подачи документов для получения лицензии на занятие страховой деятельностью минимальный размер оплаченного уставного капитала не менее 250 тыс. руб. минимальных размеров оплаты труда, а при проведении ими исключительно перестрахования – не менее 300 тыс руб. минимальных размеров оплаты труда; при этом оплата уставного капитала иностранными инвесторами производится исключительно в денежной форме в валюте РФ. Все эти требования означают перенесение концепции регулирования допуска иностранных инвестиций, действующей в банковском деле, в сферу страхования. Вместе с тем в новую редакцию Закона «Об организации страхового дела в РФ» включены и более жесткие, по сравнению с банковским правом ограничения. Так, страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвесторы, имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ. Эту норму следует понимать так, что прежде чем создать дочернюю страховую организацию, им не менее двух лет придется быть в роли акционеров – владельцев, не дающего контроля пакета акций, в том числе, возможно, и в той самой организации, над которой они по истечении двух лет, приобретут контроль. Но самое существенное ограничение – это запрет страховым организациям, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющим долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%, заниматься отдельными видами страхования: страхованием жизни, обязательным государственным страхованием, имущественными страхованием, связанным с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхованием имущественных интересов в государственных и муниципальных организаций.

Тем самым степень защиты от иностранной конкуренции отечественных страховых организаций конкуренции отечественных страховых организация выше, чем кредитных организаций.

Весьма актуален вопрос и о допуске иностранных инвесторов к приватизации государственного и муниципального имущества. Специальное правое регулирование в данной сфере оформлено в основном Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ». Данным Указом установлен разрешительный порядок допуска иностранных инвесторов к участию в приобретении объектов «малой приватизации» и в приватизации наиболее важных, «стратегических» отраслей. В первом случае участие иностранных инвесторов местного самоуправления (участие в приватизации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, мелких (с числом работников до 200 человек или с балансовой стоимостью до 1 млн руб. на январь 1992 г.), предприятий промышленности, строительства и автотранспорта. Во втором случае требуется согласие правительства РФ для участия в приватизации предприятий оборонной промышленности (предприятия, у которых оборонный заказ составляет 30% общего выпуска продукции), нефтяной и газовой промышленности, добычи и переработки руд стратегических материалов, драгоценных, полудрагоценных камней и металлов, радиоактивных, редкоземельных элементов, предприятия транспорта и связи, находящихся в федеральной собственности. Таким образом, в отношении допуска иностранных инвесторов к приватизации указанных отраслей действует не абсолютный запрет, а разрешительная система, позволяющая в каждом конкретном случае определить, насколько участие иностранных лиц в данном приватизационном проекте соответствует интересам национальной безопасности государства.

Так, например, двенадцатью процентами обыкновенных акций ограничена доля участия иностранных граждан и организации в уставных капиталах организаций-собственников региональных систем, Единой системы газоснабжения (которой управляет ОАО «Газпром»). Указом Президента РФ от 28 мая 1997 г № 529 «О порядке обращения акций Российского акционерного общества» «Газпром» введено ограничение совокупной доли иностранных участников в уставном капитале ОАО «Газпром» в размере 9%; при этом «иностранными участниками» считаются не только иностранные физические и юридические лица, филиалы и представительства, но и созданные в соответствии с законодательством РФ коммерческие организации, 50 и более процентов уставного капитала которых принадлежит иностранными участникам-нерезидентам; общественные объединения и некоммерческие организации, в органе управления или контроля которых более одной трети членов составляют иностранные участники-нерезиденты; инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, 50 и более процентов уставного капитала управляющих компаний которых принадлежит иностранным участникам-нерезидентам. Слабостью законодательства (не только российского) является отсутствие санкций за превышение указанных в законе долей участия иностранного капитала в том или ином предприятии. Со дня вступления Указа в силу иностранные участники вправе приобретать в собственность или поучать в доверительное управление акции ОАО «Газпром», ценные бумаги и иные финансовые инструменты, базисным активом которых являются акции ОАО «Газпром», на фондовом рынке РФ только по разрешениям Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, выдаваемых в соответствии с решениями Правительства РФ. Указом Президента РФ от 10 августа 1998 г. № 943 «Об условиях продажи акций ОАО «Газпром» увеличен размер участия иностранных участников в уставном капитале ОАО «Газпром» до 14%. Однако при этом новые иностранные владельцы 5%-ного пакета не вправе отчуждать его в течение 5 лет с момента приобретения.. Как видно, только в отношении единственного юридического лица в РФ – ОАО «Газпром» – разработана более или мене четкая система правил, ограничивающая установление над ним иностранного контроля.

Особо следует рассмотреть возможность прямых иностранных инвестиций в сферу сельского хозяйства. В ранее действовавшем Земельном кодексе совместным предприятия предоставлялось право бессрочного пользования землей предприятиям с иностранными инвестициями, иностранным физическим и юридическим лицам – на условиях аренды. Указа Президента от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ» признал указанные нормы утратившими силу. Вместе с тем норма ст .38 Закона об иностранных инвестициях 1991 г предусматривала предоставление иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями прав пользования землей, включая аренду, но ничего не говорила о праве собственности. Характерно, что ст. 15 Федерального закона об иностранных инвестициях, посвященная «гарантии» предоставления иностранному инвестору права на земельные участки и иное недвижимое имущество, отдельно упоминает о праве аренды земельного участка, которое может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством РФ, но не единым словом не упоминает о праве собственности на земельный участок.

Следует отметить, что практика ряда регионов, включая г. Москву, шла по пути предоставления земельных участков только в долгосрочную аренду (до 49 лет), но не в собственность. С принятием нового земельного кодекса РФ иностранные физические лица получили возможность приобретать в собственность земельные участки, кроме земельных участков на приграничных и «иных установленных особо территориях РФ» и арендовать их. В то же время земельные участки сельскохозяйственного назначения могут приобретаться ими только на условиях аренды (ст. 8 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 173-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ») Это ограничение было сохранено и в Федеральном законе от 24 июля 2002 г № 101-ФЗ: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно ст. 3 указанного закона обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц без гражданство превышает 50%, могут только на праве аренды.

В качестве ограничения для иностранных инвестиций выступает и требование материальной взаимности, т.е. предоставление иностранным инвесторам только таких прав, которые в его стране предоставляются российским инвесторам.

В целом можно отметить, что вообще в 10 из 24 развитых стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) действует разрешительная систем допуска иностранных инвестиций. Это доказывает, во-первых, возможность и желательность установления ограничений для иностранных инвестиций в отраслях, имеющих стратегическое значение для обороноспособности РФ, и во-вторых, возможность введения общей разрешительной системы допуска иностранных инвестиций с точки зрения допуска иностранных инвестиций с точки зрения ее соответствия международным обязательствам РФ1.

Следует отметить, что в Российском законодательстве важное значение имеет соглашение о разделе продукции (СРП). В настоящее время правовой режим СРП определяется федеральным законом от 30 декабря 1995 г № 225-ФЗ «О соглашении о разделе продукции». Принятие указанного закона, однако, не привело, созданию четкого и ясного механизма регулирования в сфере допуска иностранного капитала в добывающие отрасли иностранного капитала. Тем не менее, Федеральный закон от 7 января 1991 г № 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашении о разделе продукции» делает акцент на защиту интересов отечественных производителей, охране традиционного образа жизни малочисленных народностей, повышении степени самостоятельности Правительства РФ в заключении СРП.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется выполнить такие работы за свой счет и на свой риск. Участником соглашения выступает инвестор, как российский, так и иностранный гражданин и юридическое лицо. Таким образом, в СРП может участвовать не только иностранный, но и российский инвестор. Практика, однако, до сих пор идет и, видимо, и дальше будет идти по пути заключения СРП, преимущественно иностранным инвесторами, что дает основание, рассматривать СРП прежде всего как инструмент привлечения иностранных инвестиций в разработку минеральных ресурсов.

При СРП имеет место раздел продукции между инвестором и государством. Инвестор получает так называемую компенсационную продукцию, т.е. часть продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению, а прибыльная продукция (произведенная продукция за вычетом части продукции, используемой для уплаты платежей за использование недрами, и компенсационной продукции) делится между ним и государством в пропорции, определяемой соглашением. Согласно Федеральному закону «О соглашении о разделе продукции» раздел продукции заменяет взимание всех налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, кроме налога на прибыль, единого социального налога и платежей за пользование недрами (бонусы, ренталс, роялти). Налоговый кодекс РФ (Гл. 26)1 предусматривает уплату инвесторами налога на добычу полезных ископаемых, но по уменьшенным в два раза налоговым ставкам. Таким образом, режим СРП, дающий инвестору право собственности только на часть произведенной продукции, но освобождающий его от всех налогов и других обязательных платежей, для инвестора более предпочтительнее, чем концессия.

«Камнем проникновения» при практическом осуществлении СРП является определение компенсационной части продукции или состава затрат инвестора, подлежащих возмещению за счет этой части продукции. Иностранные инвесторы, естественно, стремятся максимально увеличить компенсационную часть продукции путем списывания на возмещаемые затраты максимально возможной суммы своих расходов1.

В Постановлении правительства РФ от 3 июля 1999 г № 740 «Об утверждении Положения о составе и порядке возмещения затрат при реализации СРП» содержится упоминание о предельном уровне компенсационной продукции, определенном в соответствии с соглашением, но на практике пределы возмещения затрат в СРП не закрепляются и государственная доля прибыльной продукции, соответственно, не гарантируется.

Представляется, что законодатель должен, по крайней мере, исключить ситуацию, когда месторождение первые несколько лет работает исключительно на возмещение затрат инвестора, не принося реальной пользы государству в виде прибыльной продукции. Следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 18 июня 2001 г № 75-ФЗ «О соглашении о разделе продукции», возможен вариант раздела и без выделения компенсационной части в отдельных случаях, что должно быть указано в условиях конкурса (аукциона). При этом раздел продукции заменяет уплату всех федеральных, региональных и местных налогов и сборов, кроме единого социального налога.

Если обязательства государства по существу сводятся к предоставлению участка недр, то на инвесторе лежит основная задача – выполнение работ в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, утвержденными в определенном соглашением порядке. При этом иностранному инвестору придется смириться с рядом жестких условий, предъявляемых в отношении с пользования материальных и людских ресурсов с целью защиты национальных производителей и обеспечения уровня занятости.

Если в первоначальной редакции закона «О совместном разделе продукции» предусматривалось, что инвестор обязан закупать не менее определенной в соглашении части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки (если это предусматривается соглашением) у российских производителей, а также предоставлять российским юридическим лицам преимущественное право при прочих на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров с инвесторами, то Федеральный закон от 7 января 1999 г, во-первых, уже не ограничивает указанное право «прочими равными условиями», во-вторых, обязан инвестора привлекать российских работников (не менее 80%) и размещать заказы на изготовление оборудования, технических средств и материалов между российскими юридическим лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (не менее 70% общей стоимости таких заказов), внедрять на конкурсной основе новую технику и прогрессивные технологии для ведения работ по соглашению. В последнем случае у российских производителей мало шансов, т.к. в законе от российских товаров требуется конкурентоспособность по отношению к аналогичным товарам в отношении надежность, безопасности, качества и сроков поставки. В отношении указанных требований к обязательной российской доле размещения заказов на изготовление оборудования и материалов может возникнуть вопрос о соответствии данных требований международно-правовым обязательствам РФ. В частности, в настоящее время РФ ставит целью вступление в ВТО. Но Соглашение о связанных с торговлей мерах по контролю над инвестициями TRIMs от 15 апреля 1994 г. прямо запрещает применение таких мер инвестиционного регулирования, как установление квот обязательных закупок местного сырья или оборудования. На переговорах о присоединение России к ВТо требования закона «О соглашении о разделе продукции» о 70% размещения заказов в России наверняка будут рассматриваться другой стороной как TRIMs, несовместимая с членством в ВТО. Окончательно судьба закона «О соглашении о разделе продукции» будет решена только по итогам процесса присоединения России к ВТО.

 

 

 

 

2.2. Определение основных направлений и системы мероприятий инвестиционной политики в области привлечения капитала России

 

Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала как его импортер (страна принимающая ввозящая капитал), таки его экспортер (страна вывозящая капитал).

По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения1:

1) иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения;

2) иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости.

На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:

1) международная миграция капитала – это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны, при этом учитывая, что они несомненно играют важную роль в развитии экономики, однако не являются главным двигателем экономического подъема в России.

2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс.

Таким образом, можно заключить: Иностранные инвестиции необходимо привлекать в страну при условии проведения хорошо продуманной и взвешенной инвестиционной политики государства.

В целом, как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимального соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечественные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, если в стране неблагоприятен инвестиционный климат, то в нее «не придет» иностранный капитал, и более того, из нее будет «уходить» свой собственный отечественный капитал. В связи с этим задача государства на данном этапе – привлекать иностранный капитал, защищая отечественных производителей. То есть не следует предоставлять иностранному инвестору неограниченное количество льгот, гарантий и преференций. А предоставление налоговых и иных льгот иностранному инвестору может быть оправдано, если он вкладывает средства в создание новых производственных фондов на территории страны, либо выкупает по рыночной стоимости такие фонды у казны. Но тогда и российский инвестор, реально осуществивший капиталовложение в отечественное производство и добившийся не худших по сравнению с иностранным инвестором производственных и экономических результатов, должен пользоваться сходными преференциями. Формой их реализации могло бы стать, например, увязанное с суммой вложений в основные фонды, определенное уменьшение налога на прибыль на срок окупаемости инвестиций.

Предоставление иностранным инвесторам односторонних налоговых и таможенных льгот должно быть редким исключением из общего правила распространения на них национального режима инвестирования. Оно может быть обусловлено: импортом в Россию наукоемких, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов; организацией производства новых видов продукции при условии поставок сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями. Основанием для предоставления льготных условий инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, что данные меры содействуют притоку инвестиций в критически важные отрасли экономики. Эти же льготы должны распространяться и на национальных инвесторов, если они могут успешно сотрудничать с иностранными предприятиями в сфере реализации инвестиционных проектов на российской территории. То есть одно из первых направлений государственной инвестиционной политики – предоставление льгот с учетом приоритетов и эффективности инвестирования.

Второй очень важной для России проблемой является ограничение допуска иностранных инвестиций в некоторые отрасли и виды деятельности. Как уже говорилось ранее, вложения иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организаций, регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании. Следует отметить, что в данных законах степень защиты от иностранной конкуренции отечественных кредитных и страховых организаций достаточно высокая, в чем явная заслуга российского законодательства. Однако ограничения в сфере других стратегически важных отраслей и видов деятельности разбросаны по многим законодательным и подзаконным актам. То есть вторая задача государства – включить в Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» перечень отраслей и видов деятельности, допуск иностранных инвестиций, в которые ограничивается это необходимо для того, чтобы иностранный инвестор имел четкое представление о действующем в России инвестиционно-правовой режиме. Кроме того, усиление государственного регулирования притока иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы может выражаться в ужесточении контроля за регистрацией и статистикой предприятий с иностранными инвестициями. Что касается соглашений о разделе продукции, то в законе «О соглашении разделении продукции», регулирующем отношения государства и инвестора, содержится ряд недостатков. Самый важный недостаток – отсутствие предельного уровня затрат инвестора, подлежащих возмещению за счет части продукции. То есть задача российского законодателя – установить определенные ограничения на объемы возмещаемых затрат или, иными словами, на компенсационную часть продукции. Так, например, в международной практике объем возмещаемых затрат ограничивается 25% всей произведенной продукции. Причем, если реально понесенные затраты не укладываются в норматив, их возмещение переносится на следующий финансовый год.

Кроме того, в целях дополнительной защиты государственных инвесторов целесообразно применить механизм формирования размера налога на прибыль, уплачиваемого инвесторам в ходе реализации соглашений о разделе продукции, противодействующий возможным попыткам уменьшения базы налогообложения. Этот механизм заключается в предварительном (на стадии заключения соглашения) определении минимальной суммы налога на прибыль, уплачиваемой инвесторам независимо от результатов хозяйственной деятельности, что означает оставление за государством права выбора формы изъятия налога – по определенной соглашением минимальной абсолютной величине или по действующей ставке налогообложения.

Помимо этого, государственная инвестиционная политика по защите стратегических иностранных инвестиций должна предусматривать обеспечение информационной «прозрачности» реципиентов инвестирования. Из всех отечественных предприятий лишь единицы становятся прозрачными, и те – по собственному желанию. В большинстве же случаев потенциальному иностранному инвестору довольно трудно выяснить, какой именно капитал стоит за членами совета директоров российской компании. Не ясно, кто и какими пакетами акций владеет, что приводит к абсолютной и непредсказуемости финансовых интересов и принимаемых решений. В связи с этим требуют доработки Законы «Об аффинированных лицах» и «Об инсайдерской информации».

К основным направлениям государственной инвестиционной политики можно также отнести следующие: предоставление гарантий неухудшения налогового режима инвестирования на период реализации инвестиционных проектов; совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, а также переход на международную систему бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в России возможности импорта иностранного капитала в виде иностранных инвестиций используются неэффективно и не приносят той пользы национальной экономике, какую могли бы. Конечно, нельзя не сказать о том, что в последнее время в стране наблюдается экономический рост, увеличение притока иностранных инвестиций. Но нельзя забывать, что во многом столь положительный эффект, объясняется лидерством по темпам роста среди экспортно ориентированных отраслей и высоким уровнем мировых цен на сырьевые товары. Поэтому приток иностранных инвестиций наблюдается в основном в эти отрасли. Если предположить, что цены на сырье в мире упадут, то соответственно, это крайне негативно скажется на российской экономике. То есть существует острая необходимость избавиться от сырьевой зависимости нашей страны. И именно данную задачу должны помочь решить иностранные инвестиции.

Таким образом, основное назначение зарубежного капитала – содействие развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях, содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы им районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения,– освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях ВПК, содействие развитию производственной инфраструктуры.

Важную роль в регулировании иностранных инвестиций играет государство. На основании данной работы можно сделать следующие выводы в области государственной экономической инвестиционной политике:

1) Обеспечить эффективное функционирование свободных экономических зон в России. Нецелесообразным представляется возрождение концепции СЭЗ в том виде, в каком она существовала в конце 80-х – начале 90-х г.г. Более продуктивным кажется использование зарубежного опыта создания зон экспортного производства и свободных таможенных зон с преференциальным таможенным режимам для всех предприятий, производящих экспортную продукцию, независимо от участия в них иностранного капитала, по примеру Федерального закона «Об собой экономической зоне в Калининградской области».

2) В области нормативно-правового регулирования необходимо решить следующие задачи:

  • в законе «О соглашении о раздел продукции» определить предельный уровень возмещения затрат иностранным инвесторам; определить минимальный размер налога на прибыль для иностранного инвестора;
  • предоставлять налоговые и таможенные льготы иностранным инвесторам только с учетом приоритетом и эффективности инвестирования;
  • в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях» указать полный перечень отраслей и видов деятельности, допуск в которые иностранных инвесторов запрещается или ограничивается;
  • доработать корпоративное законодательство: закон «Об аффилированных лицах» и закон «Об инсайдерской информации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: принята 12 дек. 1993 г. М., 2000.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Налоговый кодекс РФ ч. I, II № 117-Фз от 5 августа 2000 г.
  5. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-1 (в ред. Федеральных законов от 03.02.1996 № 17-ФЗ, от 31.07.1998 № 151-ФЗ, от 05.07.1999 № 126-ФЗ, от 08.07.1999 № 136-ФЗ, от 19.06.2001 № 82-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, с изм., внесенными постановлением конституционного суда РФ от 23.02.1999 № 4-п) // Российская газета от 6 декабря 1990 г.
  6. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: ФЗ № 160-ФЗ от 9 июля 1999 года (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31ФЗ, от 25.07.2002 №117-ФЗ) // Российская газета от 15 июля 1999 г.

  7. О налоге на добавленную стоимость: ФЗ (в ред. Законов РФ от 02.01.2000 № 36-ФЗ).
  8. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 // Российская газета, 25 мая 1993 г.
  9. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие — М.: Маркетинг , 2003.
  10. Андрианов В. Место и роль иностранного капитала в экономике России // Общество и экономика. 2001. №1. С. 67 – 104; №2. С. 107 – 126.
  11. Булатов А.С. Экономика. М., 2003. С. 659.
  12. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика.. – СПб: Судостроение, 1998.
  13. Данилевский Ю.А. Влияние глобализации на экономику и финансы РФ // Финансы. № 5. 2003.
  14. Зубанов А.. Окольный путь к прямым инвестициям // Новое время. № 42. 2002.
  15. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал. 2000. №3. С.3 –13.
  16. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. -М.: Международные отношения, 2000.
  17. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // Российский экономический журнал. 2000. №5 – 6. С. 69 –78.
  18. Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия // МЭ и МО. 2001. №3.
  19. Орлова Е.Р. Инвестиции. М., 2003.
  20. Наставшев Д. Проблемы иностранного инвестирования в России // Общество и экономика. 2001. №5. С. 116 –134.
  21. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 1999.
  22. Палухзина Я., Кокшаров А. Барышня –крестьянка// Эксперт. № 39. 2003.
  23. Свириденко В. Россия и международные финансовые организации // Экономика и жизнь, 2000. № 13. С. 46 – 51
  24. Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в Россию. М., 2003
  25. Хандруев А. Голландская болезнь // Прямые инвестиции. № 1. 2003.
  26. Юданов Ю. Восточноевропейский регион СНГ: поиск новых концепций «благоприятности инвестиционного климата» // МЭ и МО. 2000. №10, №11.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы