ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Оцените статью

021515 1709 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСАГосударственное регулирование предпринимательской деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства, Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лип);

в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль под качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. Тем не менее разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Таким образом, государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.

Следует понимать, что государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии ее соответствия внутренней логике и мотивам развития самого предпринимательства. Она, эта политика, должна содействовать (по сути, в основном снимать препоны) саморазвитию бизнеса, реализации предпринимательского потенциала россиян.

Эти цели достижимы только при глубокой реформе самого государства, прежде всего исполнительной власти, серьезном перераспределении налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в пользу регионов и местного самоуправления, выращивании институтов, которые могут обеспечить косвенную селективную поддержку наиболее перспективных групп (молодежного, инновационного малого бизнеса) малых предприятий.

В заключении следует отметить, что уровень развития предпринимательства в нашей стране, как и уровень рыночной экономики, находится на своем начальном этапе. Лишь в последнее десять лет предпринимательство как экономическая деятельность стала заново зарождаться. Данный путь очень тернист и долог. Существующие на этом пути проблемы настоятельно требуют принять следующие неотложные меры с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые могут быть сформулированы в следующих положениях: продолжение Налоговой реформы, базирующейся на действующем Налоговом кодекс РФ; оптимизация правого поля для бизнеса путем принятия соответствующих законодательных актов; разработка и реальное претворение в жизнь государственных программ по поддержке предпринимательства; снижение и оптимизации налоговой базы для предприятий малого и среднего бизнеса; ликвидация административно-чиновничего барьера на пути развития бизнеса; борьба с коррупцией и чиновничьем произволом; снижение излишнего государственно-разрешительного контроля за действием предпринимательства.

 

 

2. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

 

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководитель собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный анализ и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками среднесрочных или долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:

  • возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);
  • потенциальных потребителей;
  • конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешне рынках;
  • своего сегмента рынка;
  • показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);
  • достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования.

    Бизнес-план – это:

  • изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;
  • определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
  • предвидение рисков предпринимательской деятельности;
  • развитие перспективного (стратегического) взгляда на компанию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.

    Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 1.

     

    021515 1709 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

    Рис.1. Процесс бизнес-планирования

     

    Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые изучаются при разработке бизнес-плана.

    Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана является центральной фазой процесса бизнес-планирования. Главным содержанием этой фазы является разработка основных компонентов бизнес-проекта и подготовка его к реализации. Это содержание сводится к следующему:

  • развитие концепции и дальнейшая разработка основного содержания бизнес-проекта (ресурсы – ограничения – результат);
  • установление деловых контактов и углубление изучения целей участников;
  • структурное планирование (определение рисков и бюджета, календарные планы);
  • организация и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;
  • получение одобрения на продолжение работ.

    Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план – это начальный этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестиционной фазе планирования.

    Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукт для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти фирмы постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес-планов.

    Венчурные фирмы, выпускающие продукцию при повышенном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, перехода на новые технологии и т.п.

    Бизнес-планы служат основанием для выбора наиболее экономичных инновационных проектов. Однако эффективность бизнес-планирования проявляется только после реализации проекта в реальных производственных или рыночных условиях. Это означает как необходимость повышения качества планируемых показателей, так и возможность получения высоких реализационных результатов. Бизнес-план дает каждому предпринимателю четкие ориентиры на период действия проекта. Сравнивая получаемые результаты с запланированными показателями, предприниматель или менеджер может судить о том, как идет его бизнес, а при необходимости принять организационно-управленческие решения для улучшения своих дел.

    Бизнес-планирование является не только важнейшей функцией производственного менеджмента, но и составной частью успеха любой хозяйственной деятельности. Как свидетельствует зарубежный опыт, пренебрежение бизнес-планом может очень дорого стоить предпринимателю: ведь все, с кем он связан по делам фирмы (поставщики, потребители, банки), имеют свои планы, и предприниматель обязан их учитывать, а следовательно, планировать и свою деятельность. План нужен также для того, чтобы все сотрудники имели ясное представление о главных целях и задачах фирмы, а также об основных требованиях, предъявляемых лично к ним.

    Особое значение в российских условиях приобретают разработка и реализация планов организации и развития бизнеса – бизнес-план . Статистические данные о неудачах новых предприятий указывают на то , что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем используется бизнес – план .

    Бизнес – план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела , анализирует все проблемы , с которыми оно может столкнуться , а также определяет способы решения этих проблем . Он является основным средством менеджмента . В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения . Основными целями разработки бизнес – плана являются :

  • приватизация объектов государственной и муниципальной собственности
  • осуществление инвестиционных проектов
  • реализация отдельных коммерческих операций
  • эмиссия ценных бумаг
  • определение перспектив развития фирмы
  • проведение реорганизационных мероприятий , применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство)
  • финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса

    Бизнес – план выполняет девять основных функций , как внешних , так и внутренних , жизненно важных для деятельности самого предприятия .

  1. Хорошо отпечатанный и оформленный бизнес- план – лучшая визитная карточка для бизнесмена . С его помощью стандартизируется процесс ознакомления с предприятием .
  2. На известном этапе экономического развития и становления рынка , рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие бизнес – плана начнёт восприниматься как нечто абсурдное и вызове настороженное со стороны партнеров , кредиторов и клиентов .Наличие бизнес – плана обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
  3. Привлечение денег для развития дела невозможно без того материала, который содержится в бизнес – плане.
  4. Наличие бизнес – плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца
  5. Процесс планирования заставляет адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия.
  6. Бизнес – план помогает обнаружить в задаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу .
  7. Придаёт бизнесу целенаправленность т.е. чёткое определение конечных и промежуточных целей.
  8. Бизнес – план – это инструмент контроля и управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям .
  9. В процессе составления бизнес – план является мощным инструментом самообучения , основой для сопоставления с фактическими достижениями.

    Чем больше нестабильность во внешней среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий предприятия , тем больше внимания следует уделять разработке стратегии рыночного и организационного развития и оперативным действиям по реализации этих стратегий.

    Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи :

  10. Изучить ёмкость рынка
  11. Оценить затраты
  12. Обнаружить «подводные камни»
  13. Определить финансово-экономические показатели

    Также о бизнес – плане можно сказать , что это постоянно действующий документ , в который вносят изменения и дополнения .

     

     

     

     

     

     

    ЗАДАЧА

     

    Рассчитать доходность инвестиционного проекта.

    Состояние экономики

     

    Вероятность

    Доходность инв. проекта, %

    Проект 1

    Проект 2

    Глубокий спад

    0,05

    -3

    2

    Спад

    0,2

    1

    5

    Стагнация

    0,4

    4

    8

    Подъем

    0,2

    8

    10

    Сильный подъем

    0,15

    11

    12

     

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Рассчитаем среднюю доходность проектов в зависимости от состояния экономики и вероятности.

    Для проекта 1

    021515 1709 3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

    Для проекта 2

    021515 1709 4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

    Как видим, с учетом состояния экономики и указанной вероятности второй проект более выгоден, так как доходность по нему составит в среднем 1,62%.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  14. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. –М.: Дашков и К, 2003.
  15. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. – М., 2004
  16. Грибанов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. –М.: Финансы и статистика, 2002.
  17. Зайцев Н.Л. Экономика организации. –М.: Экзамен, 2000
  18. Экономика предприятия / Под ред. Волкова О.И. –М.: ИНФРА-М, 2006.
  19. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. Н.А.Сафронова: Юристь – М., 2005.
  20. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. –М.: ЮНИТИ, 2006.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы