КОНКУРЕНЦИЯ – ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА И ТИПЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Оцените статью

021515 1457 1 КОНКУРЕНЦИЯ – ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА  И ТИПЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫВ конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.

Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованный формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действуют надежнее всех иных стимулов.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы. В отличие от искусственного, навязываемого, внешне организуемого соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентным такой системе.

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей1. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Рыночная конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение по меньшей мере трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.

И теория, и практика на протяжении длительного периода времени показывает, что рыночный механизм не является идеальным в том смысле, что он порождает определенные неустойчивые явления. Здесь можно различить два рода неустойчивости. Во-первых, неустойчивость, порождаемую замкнутым характером регулирующего рыночного механизма. Иначе говоря, это система подчиняется законам автоматических систем управления, которой, в принципе свойственна тенденция к колебательным явлениям, что и регистрируется фактами периодических спадов, подъемов и кризисов производства. Хотя в настоящее время и выработана более или менее эффективная антикризисная политика, однако наличие неустойчивости, как имманентно присущей рыночной системе, не вызывает сомнения. Другой тип неустойчивости касается рассматриваемой нами проблемы и связан с конкуренцией. В основе ее лежит закономерность, известная как неравномерность развития производительных сил. Она проявляется как внутри отдельной национальной экономики, так и в международном плане. Согласно этой закономерности, на данный момент времени рыночный спрос обеспечивается товарами, производимыми различными технологическими способами производства, причем это различие касается, главным образом, эффективности или прогрессивности той или иной технологии. Иначе говоря, в рассматриваемой системе существуют производители, для которых издержки производства, как средние, так и предельные ниже среднеотраслевых, равно как существуют производители, для которых эти показатели превышают средние. Такое явление является типичным для конкурентного рынка. Поэтому создается реальная и объективная основа для концентрации производства, то есть слияния капиталов и его сосредоточения в собственности относительно небольшого числа предпринимателей.

Итак, в конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждый отдельный производитель стремится захватить и обеспечить за собой большую долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту прибыли, но и обеспечивает ему условия выживания в конкурентной среде. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается как нормальное явление, соответствующее принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощениям, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая теория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается за рост масштаба производства. В этом случае действует, так называемый, эффект масштаба, отмеченный еще А. Смитом и который получил завершение в создании промышленных гигантов ХХ-го века, типичных как для нашей страны, так и для большинства развитых капиталистических государств.

Начавшаяся в недрах идеальной рыночной конкуренции концентрация производства, развивается как снежный ком. Для крупного предприятия появляется возможность более эффективной его организации, на основе разделения труда, создания поточных производств, технологической и конструкторской специализации, внедрения более мощных и производительных машин, также специализированных на отдельных операциях. Естественно, что составляющих масштабного эффекта достаточно много и для данного диссертационного исследования не требуется их детальный анализ. Важно то, что крупное предприятие является более конкурентоспособным и обладает большими возможностями для дальнейшего роста, чем обычные средние и мелкие производства. Отсюда и неустойчивость идеальной рыночной конкуренции, постоянное сползание к концентрации производства и движения в сторону монополизации.

Конечно, для различных производств или для различных товаров отмеченные тенденции проявляются по-разному. Трудно представить, например, монополию в области производства сельскохозяйственной продукции. Однако, она представляется вполне естественной в машиностроении, особенно в тяжелом. То же можно отметить для добывающих отраслей, химии и др.

Еще раз подчеркнем, что конкуренция с самого начала рассматривалась как необходимый фактор развития производительных сил. Естественно, что и государственная политика была направлена на то, чтобы сохранить этот фактор, тем более, что к концу ХIХ века монополистические тенденции проявились с такой интенсивностью, что научная экономическая мысль стала рассматривать их как естественные явления и раскол в идеях обозначился достаточно наглядно и остро. С одной стороны, концентрация производства рассматривалась как имперский характер развития капитализма, а отсюда обосновывалась объективная необходимость обобществления средств производства (марксистско-ленинская теория), с другой — на фоне этой теории настойчиво звучали призывы сохранить рыночную экономику с ее необходимым атрибутом конкуренции. Идеологом последнего направления следует считать Вильфредо Парето, который специально выделил конкуренцию как самостоятельную категорию научного исследования. Будучи сторонником рынка, он рассматривал его с идеальных позиций, то есть как рынок чистой конкуренции, когда существует большое число независимых продавцов и покупателей, со свободой доступа и выхода из рынка. Именно в этих условиях сохраняется созидательная энергия, стимулируемая личным интересом, личной выгодой. Поэтому конкуренция выступает как один из главных регулирующих элементов в экономике. Чем интенсивней конкуренция, тем лучше потребителю. Отсюда и основной принцип, известный как принцип Парето: все члены общества выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Иначе говоря, общество богатеет, если все его члены выигрывают, и богатство не достигнет своего максимума, если получение полезности одними группами людей уменьшает ее для других.

Указанный раскол в идеях реализовался и в политическом расколе мира, который обозначил две формы развития производительных сил: централизованно планируемую и традиционную рыночную. Поскольку они разделились по странам, разделилось и отношение к конкуренции. Для нашей страны, на протяжении 70 с лишним лет отсутствие конкуренции рассматривалось как благо, обеспеченное пролетарской революцией. Что касается рыночных государств, то там пришлось решать более сложные задачи, как на государственном, то есть практическом уровне, так и в области экономической теории. В последней конкуренция, вслед за Парето, стала объектом детального анализа и изучения. Основной вклад в теорию конкуренции и различных конкурентных рынков внесли А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс , П. Самуэльсон и др. К настоящему времени данные теоретические положения можно считать завершенными. Теория конкурентного рынка включает в себя классификацию рынков по типам конкуренции и анализ механизмов функционирования, присущих каждому из данных типов.

Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.

Таблица

Типы рынков и их основные характеристики

Тип рынка 

Количество субъектов рынка

Однородность продукции

Заменяемость товаров

Взаимозаменяемость субъектов рынка

Вход-выход на рынок 

Доли субъектов на рынке

продавцов

покупателей

Совершенная конкуренция

Много

Много

Однородная

Полная

Нет 

Свободный

Равные и небольшие

Монополистическая конкуренция

Ограниченное

Много

Дифференцированная

Высокая степень

Незначительная

Ограниченный

Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

Олигополия

Несколько

Много

Однородная либо дифференцированная

Высокая степень

Значительная

Ограниченный

Крупные, примерно равные

Монополия

Один 

Много

Однородная

Нет 

Нет 

Блокирован

100% 

Монопсония

Много

Один 

Незначительно дифференцированная либо однородная

Незначительная

Нет 

Блокирован

100% 

 

Модели рынков и возможность влиять на формирование цен на них продавцами и покупателями иллюстрирует рисунок.

Как видно из рисунка, возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Прежде всего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует.

021515 1457 2 КОНКУРЕНЦИЯ – ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА  И ТИПЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

 

Тем не менее, классификационный анализ включает данную рыночную структуру главным образом потому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур. Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формы конкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из них оценивается на основе определенных признаков.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции

Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие: множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары; полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок; отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала; полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями; отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей.

Рынок несовершенной конкуренции

Рынок несовершенной конкуренции является действительно реальным рынком, структура которого сложилась на настоящий момент в результате технического прогресса и тех масштабных эффектах, о которых говорилось выше. Однако несовершенная конкуренция принимает различные формы. В самом общем случае их три:

а) МОНОПОЛИЯ (чистая). Производство сосредоточено только на одной фирме или корпорации, которая и производит данный вид продукции. Естественно, что производитель обладает очень высокой степенью контроля над ценами продукции;

б) ДУОПОЛИЯ. Производство данного и однородного вида продукта сосредоточено на двух фирмах. Каждый производитель ограничен в возможностях контролировать цены (частичный контроль над ними);

в) ОЛИГОПОЛИЯ. Это относительно небольшое количество фирм, причем возможности контроля над ценами ограничены в большей степени, чем при дуополии; фирмы (корпорации) производят однородную продукцию (возможна незначительная ее дифференциация);

г)МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. Характеризуется множеством производителей, выпускающих дифференцированную продукцию, но однородную по функциональному назначению, причем подобная дифференциация может быть как воображаемая, так и реальная; контроль над ценами очень слабый.

Из изложенного ясно, что существуют два полюса рыночных структур. Первый из них характеризует идеальную мечту В. Парето, то есть рынок совершенной конкуренции. Второй — чистую монополию. Оба эти полюса следует рассматривать как весьма условные, в том смысле, что реальные рынки располагаются либо ближе к одному полюсу, либо ближе к другому. В самом деле, признать наличие чистой монополии очень трудно, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, на монопольную продукцию всегда, или почти всегда, можно найти заменитель или товар субститут, а во-вторых, в условиях открытой международной торговли, можно вместо национального продукта приобрести аналогичный или близкий к нему товар заграничный. С другой стороны, трудно представить себе и рыночную структуру, соответствующую чистой конкуренции1. Считается, что сельскохозяйственная продукция, точнее рынок сельскохозяйственной продукции удовлетворяет требованиям совершенной конкуренции. Во многом это так. Однако, при ограниченных земельных участках нелегко удовлетворить требованиям свободного вхождения в рынок. Кроме того, сами производители сельхозпродукции обычно не выходят непосредственно на рынок, то есть в сферу обращения, а работают либо по договорам, либо по биржевым заказам.

В связи с этим следует выделить ситуацию, так называемых, естественных монополий. Строго говоря, это действительно чистая монополия, но обусловлено это не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а причинами, связанными с эффективностью, когда деятельность одной фирмы очевидно эффективнее, чем наличие множества конкурирующих организаций. Иначе говоря, речь идет об эффекте масштаба. Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией, газом, услуги телефонной связи.

Специалисты по теории конкуренции отмечают, в общем, ограниченные возможности формирования со стороны производителей цен на производимую продукцию. Это важно, поскольку даже для несовершенной конкуренции рыночная среда достаточно эффективна. Но при этом следует помнить, что конкурентная борьба представляет собой процесс, уходящий в далекое прошлое, процесс, который плохо или хорошо, но отрегулирован в традиционных рыночных государствах, а наличие барьеров позволяет поддерживать производственные мощности на том уровне, при котором обеспечивается удовлетворение платежеспособного спроса как потребительских благ, так и товаров производственного потребления. Сложившаяся же в нашей стране ситуация коренным образом отличается от традиционных рыночных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИИ

 

Сущностной характеристике монополистической деятельности посвящен второй раздел Закона о конкуренции1, однако само определение ее дано в ст. 4 первого раздела этого Закона. Она рассматривается как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Следует подчеркнуть, что в последней редакции Закона содержание монополистической деятельности существенно изменено по сравнению с тем, которое давалось в прежней редакции, особенно, когда речь идет о таком ее признаке, как соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые могут привести к ограничению конкуренции. Раскрывая глубинную сущность монополистической деятельности, законодатель указывает на ее основные признаки:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Доминирующим положением признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта в том случае, если доля его товара на рынке составляет 65 % и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что его положением на рынке не является доминирующим. Доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, когда доля его товара на рынке составляет менее 65 процентов, но антимонопольным органом установлено, что его доля является стабильной относительно размера долей на рынке, принадлежащим конкурентам, что может затруднить доступ на этот рынок новых конкурентов. В то же время не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35 %;

Закон о конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, такие действия (бездействие), которые могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции. К числу таких действий (бездействия) Закон, в частности, относит: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке с последующим повышением цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; создание условий доступа на товарный рынок, которые ставят в неравное положение одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими (дискриминация); создание входных (выходных) барьеров на рынок и с рынка; установление и поддержание монопольно высоких (низких) цен и др.

В то же время Закон предусматривает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, которые в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка;

2) соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Законом запрещается заключение договоров или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара либо взаимозаменяемых товаров (субститутов), которые приводят или могут привести к поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах, разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров; ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей, отказу от заключения договоров с определенными продавцами и покупателями.

Однако, если совокупная доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара не превышает 35 %, то вышеуказанные положения к ним не применяются.

В качестве монополистической может быть признана также любая координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Несоблюдение данных требований может послужить основанием для ликвидации в судебном порядке указанных организаций по иску антимонопольных органов;

3) акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они направлены на ограничение конкуренции. Органам власти всех уровней запрещается принимать акты или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Не допускается введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности, на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу товаров; образование министерств, государственных комитетов, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с целью монополизации производства; совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов;

4) соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они направлены на ограничение конкуренции. Соглашения (согласованные действия) могут иметь различные варианты, в частности раздел рынка по территориальному признаку, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров; повышение, снижение или поддержание цен на одном уровне и др.

Поэтому Законом о конкуренции запрещается заключение в любой форме соглашений при осуществлении согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в результате которых имеются или могут иметь недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов (ст. 8 Закона о конкуренции).

Новеллой в данном законе являются антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления. Не допускается при проведении конкурса создание преимущественных условий участия в конкурсе для отдельных участников конкурса, участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц, необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе и др. Нарушение данных правил является основанием для признания судом конкурса недействительным.

Определение недобросовестной конкуренции содержится в ст. 4 Закона о конкуренции и означает любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Известный русский юрист Г.К. Гинс под недобросовестной конкуренцией понимал «пользование принадлежащим каждому правом соревнования, которое сопровождается способами, морально недопустимыми, понижающими деловую порядочность купцов в отношении друг к другу и подрывающими доверие к купцам со стороны потребителей»1.

Следует подчеркнуть, что уже с начала XX в. в системе зарубежного законодательства четко проявляется направленность на пресечение недобросовестной конкуренции. В частности, в Австрии в 1923 г. был принят Федеральный закон о недобросовестной конкуренции (новая редакция 1980 г.), в Канаде — Закон о товарных знаках и недобросовестной конкуренции (1952 г.) — новая редакция 1976 г., Закон о запрещении недобросовестной конкуренции — Китай (1993 г.), Закон о защите от недобросовестной конкуренции — Украина (1996 г.).

Конкретные формы проявления недобросовестной конкуренции содержатся в ст. 10 Закона о конкуренции.

Первая форма — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации. Данная форма недобросовестной конкуренции является самой распространенной в предпринимательской среде и направлена на подрыв доверия к предпринимателю, его деловой репутации, что в конечном итоге ведет к деформации всей системы рыночных отношений.

Вторая форма недобросовестной конкуренции — введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места-изготовления, потребительских свойств, качеств товара. Основной метод ее осуществления — ложная информация, с помощью которой вводятся в заблуждение покупатели с целью создания на рынке преимуществ для товаров конкурирующего предпринимателя.

Третья форма — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, в основе которого лежат ненавязчивые, но искаженные представления о качестве товара, его потребительских свойствах, т.е. преувеличение его действительных достоинств. Здесь уместно руководствоваться древнегреческой пословицей: «Пусть покупатель будет осмотрителен».

Четвертая форма, обозначенная в Законе, — продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг. В соответствии со ст. 138 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания), признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица. Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» предусмотрен прямой запрет любому лицу использовать товарный знак без разрешения его владельца. В новой редакции Закона вводятся нормы, позволяющие в случае нарушения исключительных прав на средства индивидуализации продукции признавать действия владельца товарного знака актом недобросовестной конкуренции и на этом основании направлять решения в федеральное патентное ведомство для рассмотрения вопроса о законности регистрации средства индивидуализации продукции.

Пятая форма — получение, использование, разглашение научно-технической производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. В условиях рыночной экономики самым дорогостоящим товаром является информация, поскольку прибыль предпринимателей в значительной степени зависит от информации, которой они располагают и которая недоступна их конкурентам. Обладатель информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, должен принимать меры к охране ее конфиденциальности, а в случае незаконного ее получения третьими лицами имеет право на возмещение причиненных ему убытков (ст. 139 ГК РФ).

Перечень запрещенных форм недобросовестной конкуренции, установленных в Законе о конкуренции, не является исчерпывающим. В частности, к формам недобросовестной конкуренции относится также ненадлежащая реклама, т.е. недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 2 ФЗ РФ «О рекламе» от 18 июля 1995 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Положительные стороны конкуренции: конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; конкуренция стимулирует повышение качества товара; конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику; многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

Рыночные отношения оказывают через спрос и предложение постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Конституция РФ. Принята на всенародным референдуме 12 дек. 1993 г.
  2. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР в ред. Законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1; от 15.07.1992 № 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 № 83-ФЗ; от 06.05.1998 № 70-ФЗ; от 02.01.2000 № 3-ФЗ; от 30.12.2001 № 196-ФЗ; от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 09.10.2002 № 122-ФЗ) // СЗ РСФСР. 1991. № 22. Ст. 1977.
  3. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Учебное пособие для ВУЗов. М., 2004.
  1. Гинс Г.К. Новые проблемы в праве и основные проблемы современности. Харбин, 1971. С. 245.
    1. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал, 2000. №3.
    2. Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право. СПб. , 2004.
    3. Иванов Г.А. Хозяйственное право. М., 2003.
    4. Ершов В. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства // Независимая газета 2000.
    5. Кирюшкина Г.А., Михайлов А.В.. Антимонопольное законодательство — элемент госрегулирования процессов экономической концентрации // Российский экономический журнал, 2000. №11-12.
    6. Круглова Н.Ю. Предпринимательское право. М., 2003.
    7. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. 2000.
  2. Предпринимательское право. Ростов-на-Дону, 2004.
  3. Смирнова Н.Н. Предпринимательское право. М., 2003.
  4. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. //Вопросы Экономики, 2002. №6.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы