МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Оцените статью

021415 2326 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕАктуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственными соглашениям, средств ЕБРР, МБРР, российских коммерческих банков и инвестиционных структур. Кроме того, зарубежные инвестиции – не только дополнительный источник финансирования отечественных предприятий, но и способ задействования новых производственных технологий и алгоритмов современного менеджмента. В этом отношении наибольший интерес представляют прямые инвестиции; размещение на российской территории иностранных и совместных предприятий во многих случаях позволяет не только создавать дополнительные рабочие места, но и повышать квалификацию занятых на них отечественных специалистов.

Таким образом, иностранные инвестиции необходимы национальной экономике, поскольку они несут не только экономическую, но и социальную полезность, а также выступают в качестве неотъемлемого фактора процесса интернационализации мировой экономики в целом. А Россия является частью мировой экономики тоже.

Однако следует учитывать тот факт, что во многом мы еще не созрели для эффективного использования иностранных инвестиций: наблюдается приток иностранного капитала только в те отрасли, где иностранный инвестор может получить максимальную прибыль в короткие сроки, то есть речь в основном идет об экспортно-ориентированных отраслях. Тогда как приток иностранных инвестиций в отрасли, которые действительно в нем нуждаются значительно ниже или отсутствует вообще. Таким образом, существует реальная угроза превращения страны в сырьевой доминион. Также немаловажная проблема – защита интересов национального производителя, который может быть просто вытесненным с рынка иностранными конкурентами. Кроме того, необходимо помнить и о защите от проникновения иностранного капитала в некоторые стратегически важные отрасли, а также в некоторые наиболее уязвимые отрасли и сферы деятельности (банковский сектор, страховой сектор, сельское хозяйство и т.д.). В связи с этим, чтобы получить от иностранных инвестиций пользу, а не вред, встает необходимость проведения четко спланированной эффективной инвестиционной экономической политики государством.

С экономической точки зрения, иностранные инвестиции – вложение капитала иностранного происхождения, т.е. их вкладывают в производство (в широком смысле слова) физические и юридические лица, являющиеся иностранными по отношению к стране, где эти инвестиции осуществляются [5, C. 126].

Юридическое определение иностранных инвестиций содержится в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ». Согласно данному закону, иностранные инвестиции – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте РФ в соответствии с федеральными законами), в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации [1].

Иностранные инвестиции имеют несколько иную классификацию, чем отечественные. Согласно методике Госкомстата России, они подразделяются на прямые, портфельные и прочие [16, C. 231].

В мировой практике общепризнанным определением прямых иностранных инвестиций является определение, данное Международным валютным фондом, понимающее прямые иностранные инвестиции как инвестиции, осуществляемые с целью участия в прибылях предприятия, действующего в государстве ином, чем государства инвестора, причем целю инвестора является приобретение права непосредственного участия в управлении предприятием [15, C. 435]. Таким образом, прямые инвестиции имеют цель установить контроль на предприятием; критерием такого контроля является, как уточняет определение прямых иностранных инвестиций, используемое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), приобретение 10% голосующих акций предприятия (во Франции, напротив, критерием контроля считается сосредоточение в одних руках 20% и более голосующих акций). Следует также отметить, что инвестиции могут считаться прямыми, даже если данному инвестору принадлежит менее 10% голосов, но он тем не менее реально может непосредственно участвовать в управлении (например, на основании договора об управлении предприятием). Прямые иностранные инвестиции осуществляются обычно в тех случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах (получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов). В российском законодательстве дается следующее определение прямых иностранных инвестиций. Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей [13, C. 541].

Портфельные инвестиции – покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. То есть в портфельные инвестиции включены капиталы, полученные в мировых финансовых рынков на основе размещение за рубежом облигаций и их суррогатов, средств от продажи ценных бумаг нерезидентами. Такой род инвестиций не дает непосредственного контроля над деятельностью зарубежного предприятия. Такой род инвестиций не дает непосредственного контроля над деятельностью зарубежного предприятия. Его основная задача – извлечение прибыли. Обычно портфельные инвестиции представлены пакетом акций, на который приходится менее 10% номинального капитала предприятия [5, C. 128]. Таким образом, создание в РФ инвестиционной компании с участием иностранных инвесторов будет актом осуществления прямых иностранных инвестиций, а деятельность самой этой компании (которая по закону не может приобретать более 10% акций одного предприятия) будет осуществлением портфельных инвестиций.

Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:

– инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

– инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

– инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;

– иностранные кредиты;

– лизинговые кредиты;

– финансовые кредиты российским предприятиям [13, C. 438].

Следующими ключевыми терминами законодательства об иностранных инвестициях являются понятий иностранного инвестора, инвестиционного проекта и приоритетного инвестиционного проекта.

Иностранный инвестор – основной субъект инвестиционных отношений, лицо, осуществляющее вложение капитала в предприятие, действующее на территории иностранного государства. Согласно Федеральному закону об иностранных инвестициях, в качестве иностранных инвесторов в РФ могут выступать: иностранные юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранные физические лица, под которыми понимаются иностранные граждане и лица без гражданства (последние при условии, что они постоянно проживают за пределами РФ); а также международные организации, осуществляющие инвестиции на территории РФ в соответствии с международным договором РФ.

Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством РФ. Приоритетный инвестиционный проект – инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ) или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей.

Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны. Для России на данном этапе ее развития они имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики. Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств СБРР, МБРР, российских коммерческих банков и инвестиционных структур.

В идеале привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

– освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;

– продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

– содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

– содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

– создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

– освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

– содействие развитию производственной инфраструктуры [16, C. 259].

Однако, следует отметить, что иностранный капитал в национальной экономике – это весьма существенный, но противоречивый фактор ее развития. И на практике достижения вышеперечисленных задач постпредством привлечения иностранного капитала не всегда бывает возможным, т.к. иностранный капитал может быть одновременно средством производственной деградации, превращения страны в сырьевой доминион при низком уровне переработки добываемого сырья. Как свидетельствует российская действительность, в условиях повышенного уровня рискованности инвестирования зарубежные инвесторы рассчитывают не менее чем на 4– 6 кратное превышение против возможной прибыли у себя дома. Иными словами, они требуют ускоренной окупаемости проекта и/или дополнительных выгод за счет доступа к экспорту сырья и полуфабрикатов. Для России это чревато тем, что ее экспертная ориентация в длительной перспективе будет в значительной степени исходить из сырьевой направленности. То есть иностранные инвесторы более заинтересованы в реализации быстроокупаемых проектов, не связанных с совершенствованием инвестиционной инфраструктуры. Более всего для этого подходят в России финансовая сфера, сфера услуг и торговля, а также экспортно-ориентированные отрасли, которые обеспечат иностранный капитал недостающими топливно-сырьевыми ресурсами и продукцией первичной переработки. Налаживать производство продукции высокой степени с последующим вывозом ее за рубеж – не в интересах зарубежного инвестора. Ему не нужны дополнительные конкуренты. Это уже задача национального инвестора, который в дополнение к своим средствам привлечет иностранный капитал.

Кроме того, осмотрительно надо подходить их вопросу участия иностранных партнеров в соглашениях в раздел продукции. Такие соглашения предполагают оплату услуг невосполнимыми национальными природными ресурсами им сырьем. Они заключаются, как правило, на долгосрочной основе по ценам и на условиях, диктуемых иностранным участником. Аргументация ряда руководителей регионов, что такие соглашения обеспечивают занятость в регионе, способствуют повышению уровня жизни, справедлива, но лишь от части. Как свидетельствует опыт Казахстана, переданные зарубежным инвесторам промышленные предприятия сырьевого сектора в длительную аренду, лишь в течение 2– 3 лет сохраняли уровень занятых и социальную сферу в первоначальном виде. Затем начались массовые увольнения без квалификации, сокращение социально-бытовой сети услуг с целью повышения рентабельности производства и его конкурентоспособности. Кроме того, любые инвестиции из-за границы носят, как правило, связанный характер. Они ориентированы на поставку продукции из стран-доноров для обустройства, технологического перевооружения и последующего технического обслуживания, но используют ресурсный потенциал исключительно стран-реципиентов инвестиций.

Иностранные инвестиции также могут содействовать ускорению и росту транснациональных корпораций (ТНК) – это вполне нормальное явление, которое укладывается в тенденцию к интеграции национальных экономик и интернационализации хозяйственных связей.

С одной стороны, ТНК имеют возможность производить более современную модернизированную продукцию, способ производства которой пионерен для других партнеров мирового рынка. Прямые иностранные инвестиции облегчают доступ к новым технологиям и изобретениям стран-реципиентов инвестиций, особенно стран трансформационной экономики, испытывающих голод в инвестиционных ресурсах. С другой стороны, в экономически слабых странах ТНК подавляют создание национальным капиталом предприятия, которые становятся неконкурентоспособными. Подобная проблема весьма актуальна для нашей страны, в которой январе 2002 г более 1/3 крупных и средних предприятий были убыточны. В 10 из 89 регионов имеет место преобладание убыточных предприятий.

Безусловно, иностранные инвестиции необходимы нашей экономике, но они будут эффективны лишь при условии разработки и осуществлении целенаправленной разработки и осуществлении целенаправленной стратегии привлечения иностранных инвестиций на федеральной, а тем более местном уровнях, а также проведении разумной инвестиционной экономической политики

2. СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (НАФТА)

 

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли («North American Free Trade Area» – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики (см. Приложение ) [12, C. 59].

Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики.

Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров. Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются: отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; создание американо-канадской арбитражной комиссии [12, C. 189].

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В отличие от Западной Европы в Северной Америке импульсы к созданию хозяйственного комплекса шли «снизу вверх» – от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими компаниями.

НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а также повысила привлекательность канадской экономики для иностранных инвесторов. С момента вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти рынки впечатляюще вырос, а прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли.

Вслед за принятием Североамериканского соглашения о свободной торговле 1 января 1994 года, общий объем торговли между странами-членами НАФТА стал расти в беспрецендентном масштабе. Среднегодовой рост общего объема торговых операций за трехгодичный перирод, закончившийся 31 декабря 1996 года составил 13.8 процента.

В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведел к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Такой скромный эффект объясняется, с одной стороны, сравнительно низкими барьерами в торговле и активной инвестиционной деятельности между США и Канадой еще до заключения соглашения, что благоприятствовало взаимному перемещению товаров и услуг, а с другой – относительно небольшим размером экономики Мексики по сравнению с американской и канадской..

Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

3. ЗАДАНИЕ. КАКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА МОЖНО СЧИТАТЬ В РОССИИ ИЗБЫТОЧНЫМИ: КАПИТАЛ, ТРУД ИЛИ ЗЕМЛЮ? НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЮТСЯ ВАШИ СУЖДЕНИЯ? КАКИЕ ТОВАРЫ В ЭТОЙ СВЯЗИ РОССИЯ ДОЛЖНА ПРОИЗВОДИТЬ И ПРОДАВАТЬ: КАПИТАЛОЕМКИЕ, ТРЕБУЮЩИЕ ХОРОШЕЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЗЕМЛЕЙ ИЛИ ТРУДОЕМКИЕ?

 

Прежде чем ответить на вопросы данного задания выясним сущность каждого из указанного факторов производства

Под человеческими ресурсами или трудом подразумевают любую интеллектуальную или физическую деятельность человека, направленную на достижение какого-либо полезного результата. Труд как экономическая деятельность представляет собой баланс между полезностью (производительностью) и неполезностью (издержками). Труд это сознательная деятельность человека, посредством которой он борется против нехваток, редкости благ и стремится увеличить их количество. Полезность труда есть его продуктивность, т.е. способность трансформировать вещи так, чтобы можно было увеличить степень удовлетворения потребностей [19, C. 526].

Когда полезность труда отождествляется с его производительностью, то в данном случае имеется в виду производительность труда в экономическом смысле. Вместе с тем труд не только созидательный процесс, но и тяжелая деятельность, что выражается в неполезности труда (отрицательной полезности). Поэтому тот, кто трудится, несет издержки, т.е. труд равнозначен отказу от альтернативного использования времени (отказ от досуга). Кроме того, труд – это напряжение, требующее усилий: физических, умственных, психологических, волевых.

Труд, безусловно, является главным фактором функционирования производства, а заработная плата — важнейший вид рыночных цен. В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени — часа, дня и т.д.

Термин «земля» употребляется в широком смысле слова, т.е. охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые.

Природные ресурсы — это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Говоря о природных ресурсах как о факторе производства, экономисты часто используют термин «земля» [19, C. 531]. Цена, уплаченная за пользование землей, называется рентой. Рента — доход владельца земли.

Определенные участки земной поверхности способствуют какой-то определенной производственной деятельности человека: например, моря и реки — рыболовству; участки, богатые полезными ископаемыми — добывающей промышленности; определенная часть суши — строительству. Говоря о земле, часто имеют в виду ее использование в сельском хозяйстве.

Земля как фактор производства имеет некоторые особенности. Во-первых, земля в отличие от других факторов производства имеет неограниченный срок службы и не воспроизводится по желанию. Во-вторых, по своему происхождению она природный фактор, а не продукт человеческого труда. В-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли производства в другую, с одного предприятия на другое, т.е. она недвижима. В-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает свою продуктивность.

Капитал представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ, это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда. Под капиталом также понимают деньги (в коротком периоде), на который приобретают физические элементы производства. Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом, который является доходом поставщиков капитала [19, C. 535].

В экономическом анализе часто используются наряду с термином «капитал» и понятия «инвестиции», «инвестиционные ресурсы». Термин «капитал» используется для обозначения капитала в овеществленной форме, т.е. воплощенного в средствах производства. Инвестиции — это капитал еще не овеществленный, но вкладываемый в средства производства.

В современной западной экономической науке капитал трактуется как блага длительного пользования, созданные людьми для производства других товаров и услуг. Это определение капитала служит основой для различных понятий капитала, используемых в обиходном языке и экономической литературе.

Экономическая теория различает:

  • физический (технический) капитал — совокупность материальных средства, которые используются в различных фазах производства и увеличивают производительность человеческого труда (станки, здания, компьютеры и т.п.);
  • финансовый (денежный) капитал — совокупность денежных средств и денежное выражение стоимости ценных бумаг;
  • юридический капитал — совокупность прав распоряжения некоторыми ценностями, причем эти права дают их обладателям доход без вложения соответствующего труда;
  • человеческий капитал — это те вложения, которые увеличивают физическую или умственную способность человека [19, C. 536].

    В процессе производства различные элементы физического капитала ведут себя неодинаково. Одна часть функционирует на протяжении длительного времени (здания, машины), другая используется однократно (сырье, материалы). Первая часть капитала — основной капитал — капитал, который участвует в процессе производства на протяжении нескольких производственных циклов и переносит свою стоимость на создаваемые товары по частям. Вторая часть капитала — оборотный капитал — сырье, материалы, электроэнергия, вода и т.п. — участвует в производственном цикле лишь один раз и свою стоимость полностью переносит на созданные продукты.

    С учетом вышесказанного можно так ответить на поставленные вопросы задания.

    В России наиболее избыточным следует считать природный фактор – землю. Данный ответ базируется следующим подтверждением. Россия обладает огромной площадью – 12,7% мировой суши, на которой проживает всего лишь 2,4% населения мира. В тоже время необходимо учитывать что лишь 2/5 общей площади страны пригодны для постоянного обитания без специальных мер защиты населения от неблагоприятного воздействия суровых природных условий. В то же время на Россию приходится 1/10 всех посевных площадей в мире. Россия занимает также первое место по ресурсам энергоносителей – нефти, газа и угля, отдельных видов металлургического, горно-химического и минерально-строительного сырья. Первое место нашей стране принадлежит и по запасам древесины (235% мировых ресурсов).

    К избыточным факторам следует относить и такой трудовой фактор, который в нашей стране не используется полностью. К сожалению, в ближайшем будущем в связи с негативной демографической ситуацией (смертность преобладает над рождаемостью) трудовой фактор значительно снизиться. В настоящий момент трудовой потенциал населения (образовательный, управленческий, производственный) используется не в полную меру, что связано с переходной экономикой, снижением объемов производства в нашей стране.

    Следовательно, нам необходимо развивать, на мой взгляд, производство капиталоемких товаров с привлечением иностранных инвестиций. Такой фактор как капитал в нашей стране недостаточен. Привлекая капитал в нашу страну, мы сможем использовать наиболее полно использовать трудовой фактор.

    Развитие природного фактора только лишь в сырьевой форме крайне нежелательно. Необходимо развивать перерабатывающую промышленность. Нельзя допустить превращение страны в сырьевой придаток.

    Как показал опыт развитых стран, производство сельхозпродукции дотационно. В России сельское хозяйство, используя современные технологии, может обеспечить своей продукцией не только нашу страну и обеспечить экспорт. В этом отношении и требует развитие природного фактора.

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Об иностранных инвестициях РФ; Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ// Российская газета, 1999. № 129.
  2. Авдокунин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2001.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М., 2001.
  4. Беланже Ж. Н. Вопросы определения надлежащей макроэкономической политики в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике. Опыт стран Центральной и Восточной Европы // Сборник докладов на тему «Экономические реформы в России и других странах с переходной экономикой: проблемы и перспективы». М., 1994. С. 61.
  5. Богуславский М. М. Иностранные инвестиции. М., 2002.
  6. Данилевский Ю.А. Влияние глобализации на экономику и финансы РФ// Финансы. № 5. 2003.
  7. Доклад о мировых инвестициях 2000 год. Трансграничные слияния и приобретения и процесс развития// Организация Объединенных Наций: Нью-Йорк и Женева, 2000.
  8. Камински Я. Готова ли Россия приветствовать иностранные инвестиции? //Международная жизнь. М., 2001. № 1. С. 42– 47
  9. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2001.
  10. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.К. Шуркалиной, Н.С. Цыпиной. М., 2000.
  11. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. М., 1999.
  12. Парканский А.Б. США в мировых интеграционных процессах . М., 2001.
  13. Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в Россию. М., 2000. С. 45
  14. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России. – М., 2001.
  15. Хапевская Е О., Крозе И. Мировая экономика. М., 2001.
  16. Шумилов В. М. Международное экономическое право. М., 2001.
  17. Уеру Ф. Инвестиционная политика в России.– Вашингтон: Всемирный банк, 2000.
  18. Янтовская Е.В. Инвестиционное законодательство и иностранные инвестиции. Мн, 2003.
  19. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова. М., 2003.

Приложение

 

Показатели социально-экономического развития стран – членов НАФТА в 2001 году

показатель 

США 

Канада 

Мексика

НАФТА 

Население (млн. чел.) 

278,2 

30,5 

97,4 

406,1 

Территория (тыс. кв. км) 

9364 

9971 

1958 

21293 

ВВП (млрд. долл.) 

9152,1 

634,9 

483,7 

10270,7 

ВВП на душу населения (млрд. долл.) 

32921 

20481 

4966 

25291 

Золото-валютные резервы (млрд. долл.) 

120,0 

56,3 

63,6 

239,9 

Экспорт (млрд. долл.) 

695,2 

238,4 

136,7 

1070,3 

Импорт (млрд. долл.) 

1059,1 

220,2 

148,7 

1428,0 

Сальдо (млрд. долл.) 

-363,9 

18,2 

-12,0 

-357,7 

Доля в мировом экспорте (%) 

12,8 

4,4 

2,5 

19,7 

Экспорт услуг (млрд. долл.) 

253,4 

34,2 

11,8 

299,4 

Импорт услуг (млрд. долл.) 

180,4 

38,5 

13,8 

232,7 

Доля в мировом экспорте услуг (%) 

19,9 

2,7 

0,9 

23,5 

Экспортная квота (%) 

7,6 

37,5 

28,3 

10,4 

Инвестиционный климат (доля иностранного капитала в общем объеме прямых инвестиций, %)

10,6 

19,6 

10,5 

10,2 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы