Международные учетные стандарты

Оцените статью

021615 0146 1 Международные учетные стандарты Международные учетные стандарты определяют основные направления учета и оценки соответствующих объектов учета. Разрабатываются они Комитетом по международным бухгалтерским стандартам при участии Организации Объединенных Наций, ее Экономического и Социального Совета, Комиссии по транснациональным корпорациям, Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности и ряда других организаций. Основное назначение международных учетных стандартов — гармонизация учета и отчетности в различных странах.

Каждый стандарт состоит из следующих элементов: номер стандарта, его название, основные определения (термины и выражения, используемые в стандарте), ссылки (указания на другие стандарты), содержание, разъяснения (поясняются принципиальные моменты), дата вступления стандарта в силу.

К настоящему времени утверждено 30 международных учетных стандартов (№ 1 — по представлению финансовой отчетности; № 2 — по оценке и представлению товарно-материальных запасов на основе фактических издержек за отчетный период; № 4 — по учету амортизации и др.).

Международные стандарты отличаются гибкостью и предлагают, как правило, альтернативные решения одних и тех же вопросов. Они не являются строго обязательными для всех стран. Большинство стран на основе международных разрабатывают национальные стандарты.

Директивы Европейского экономического союза (ЕЭС) как инструмент гармонизации являются для стран-участниц обязательными, оставляя за ними свободу в выборе решений о конкретных формах и методах включения директив в национальное законодательство.

Особо важными директивами в области финансового учета и отчетности являются 4-я и 7-я.

В 4-й Директиве, принятой 25.07.78 г., рассматриваются вопросы годовой финансовой отчетности: формы и структура баланса и счета прибылей и убытков, содержание примечаний к этим документам. Директива содержит рекомендации по методам оценки исходя из принципа «исторической» стоимости, но допускает альтернативные методы: периодическую переоценку, восстановительную стоимость, методы учета инфляционного фактора. Директива касается также вопросов подготовки отчетов, их публикации и аудита. Правительства стран — членов ЕЭС могут вводить определенные послабления и отклонения от требований Директивы в отношении объема публикуемой информации и аудиторского контроля, но не правил оценки.

7-я Директива (принята 13.07.83 г.) посвящена консолидированной (сводной) отчетности. В ней дано определение экономической группы организаций, охватываемых консолидацией, и раскрывается понятие контроля как основного критерия группы.

Указанные директивы создали основу для принятия аналогичных директив в отдельных отраслях экономики (например, 8 декабря 1986 г. была одобрена Директива по годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых институтов).

Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:

  • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
  • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

    Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:

  • законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента Правительства Российской Федерации);
  • формирование нормативной базы (стандартов);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество.

    Для выполнения задач по каждому направлению было намечено осуществить следующие меры:

    1) подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные нормативные акты;

    2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые Планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;

    3) разработать:

    методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;

    типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;

    пересмотреть:

    регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;

    первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;

    4) для улучшения кадрового обеспечения будут:

    пересмотрены программы обучения специалистов разных уровней:

    а) начального (бухгалтер-счетовод);

    б) среднего (бухгалтер-техник);

    в) высшего (бухгалтер-экономист);

    г) профессиональных бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы);

    постоянно пересматриваться программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб;

    разрабатываться учебно-методическая литература;

    осуществляться аттестация профессиональных бухгалтеров;

    разрабатываться нормы профессиональной этики;

    5) в области международного сотрудничества намечены вступление в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ, Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.

    В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие ИПБ.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Козлова Е.П. Парашутин Т.Н., Бабченко Н.В. Бухгалтерский учет, М., 2004.
  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М, 2004.
  3. Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. М., 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы