НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ

Оцените статью

122914 1605 1 НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВСистема налога на добавленную стоимость (НДС) была разработана и впервые применена во Франции в 1954 г., а начиная с 60-х получила широкое распространение в западноевропейских странах.

В России налог на добавленную стоимость был введен со 2 января 1992г. Законом РФ от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость». Первоначально, в погоне за ростом доходов бюджета, ставки НДС были установлены на чрезвычайно высоком уровне. В момент введения она была утверждена в размере 28%. В последующие годы ставки НДС были снижены. В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога в бюджет регулируется положениями главы 25 НК РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденными приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений в федеральный бюджет. Его доля в доходной части бюджета в 1999– 2000 гг. составляла около 40%.

НДС – это косвенный налог на товары и услуги, представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производства. Конечным плательщиком НДС являются покупатели товаров или потребители услуг при их оплате.

НДС был изобретен в 1954 г. во Франции, экономистом М. Лоре, а с 70-х годов его ввели в действие и в других странах Европы. В России НДС взимается с 1992 года. За время своего существования законодательство по налогу претерпело огромное число изменений и дополнений, и в 2000 году принята вторая часть Налогового кодекса, в состав которой вошел и НДС (га. 21 НК).

По сравнению с действующим законодательством в Налоговом кодексе предприняты попытки устранить недостатки, выявленные практикой, уточнить отдельные положения.

В расчетах к федеральному бюджету сумма налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Российской Федерации, определяется исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта, его структура, оценки доли реального облагаемого оборота в валовом внутреннем продукте и средней налоговой ставки. При этом учитываются все внесенные в налоговое законодательство изменения, предлагаемые на соответствующий год.

Согласно Налоговому кодексу в круг плательщиков НДС включены организации, независимо от организационно-правовых форм собственности и индивидуальные предприниматели. Все плательщики обязаны зарегистрироваться в налоговых органах.

К объектам обложения относятся операции по:

реализации товаров, работ или услуг на территории России, включая реализацию предметов залога, передачу товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, передачу права собственности на товар, оказание услуг на безвозмездной основе;

передаче товаров на территории РФ для собственных нужд;

выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

ввозу товаров на таможенную территорию РФ. Для определения объекта налогообложения необходимо четко знать место реализации товаров и услуг.

Законодательством предусмотрено большое число льгот. При этом освобождаются от налогообложения как операции по реализации товаров или работ, так и операции по предоставлению услуг. Таким образом, устанавливаются три группы льготируемых операций:

по реализации услуг;

по реализации товаров;

по реализации работ.

Таблица 1

Порядок определения налоговой базы по НДС

Объект налогообложения

Налоговая база

Правовая норма

1)операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации

Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами при сделке (рыночных цен), с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС

Пункт 1

ст. 154 НК РФ

2) операции по передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций

Стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС

Пункт 1,

ст. 159 НК РФ

3)операции по выполнению строите-льно-монтажных работ для собственного потребления

Стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение

Пункт 2 ст. 159 НК РФ

4) операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Сумма таможенной стоимости этих товаров, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам)3

Пункт 1 ст. 160 НК РФ

 

В первой группе к наиболее значительным льготам следует отнести операции, связанные с предоставлением следующих услуг:

по сдаче в аренду помещений иностранным юридическим и физическим лицам, аккредитованным в РФ;

медицинских услуг, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических;

социальной сферы;

по страхованию, сострахованию и перестрахованию, оказываемые страховыми организациями;

нотариальные;

архивной службы;

предоставляемые банками.

Таблица 2

Методы определения даты реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС

Название

метода

Порядок определения даты реализации

Особенности метода

По мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов

День отгрузки (передачи) товара (работ, услуг)

Если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке

По мере поступления денежных средств

День оплаты товаров (работ, услуг)

Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются:

- поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента);

- прекращение обязательства зачетом;

- передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом

 

Во вторую группу включают реализацию:

медицинских товаров отечественного и зарубежного производства в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством России;

продуктов питания собственного производства учебных и детских дошкольных заведений, а также произведенных организациями общественного питания и реализуемых учебным и дошкольным заведениям, при условии, что столовые данных учреждений финансируются частично или полностью из бюджетных средств;

почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных конвертов или открыток;

монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных), являющихся валютой России или других государств;

товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли;

товаров (кроме подакцизных), реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи РФ, а также предметов религиозного назначения, изделий народно-художественных промыслов, перечень которых утвержден законодательством РФ;

товаров, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, при условии, что инвалиды или их представители составляют не менее 80% от общего количества работников;

печатной книжной продукции и продукции средств массовой информации за исключением продукции рекламного и эротического характера;

продукции собственного производства организациями, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции, при условии ее реализации в счет натуральной оплаты труда или для общественного питания работников, привлеченных на сельскохозяйственные работы, и если удельный вес доходов от реализации этой продукции в общей сумме доходов составляет не менее 70%;

реализация путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, расположенные на территории РФ.

Третья группа льгот освобождает от налогообложения работы:

по ремонту, реставрации, консервации и восстановлению памятников истории, культуры, охраняемых государством, а также культовых зданий, находящихся в пользовании религиозных организаций;

по производству кинематографической продукции, выполняемой организациями кинематографии;

по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания;

НИОКР, выполняемых за счет бюджетных средств, на основе хозяйственных договоров, а также за счет средств фондов фундаментальных исследований, технологического развития;

по тушению лесных пожаров.

Законодательством определены особенности налогообложения ввозимых на территорию России товаров. Налоговая база при ввозе товаров определяется как сумма таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизов.

Таможенная стоимость товаров указывается плательщиком в таможенной декларации.

Таможенные пошлины рассчитываются в соответствии с таможенным законодательством РФ. Исключение из общих правил определения налоговой базы составляют:

ввоз ранее вывезенных товаров для переработки вне таможенной территории РФ. Налоговая база определяется как стоимость переработки;

отмена при ввозе товаров таможенного контроля и таможенного оформления. В этом случае налоговая база определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая стоимость доставки до границы с РФ и акцизов.

При ввозе не облагаются налогом следующие товары:

ввезенные в качестве безвозмездной помощи (кроме подакцизных), а также сырье и комплектующие изделия для их производства;

художественные ценности, отнесенные к особо ценным объектам культурного и национального наследия, передаваемые в дар учреждениям;

все виды печатных изданий, получаемых объектами культурной сферы;

материалы для изготовления медицинских иммунобиологических Препаратов для диагностики и лечения инфекционных заболеваний/перечень которых утверждается Правительством РФ;

оборудование, ввозимое в качестве вклада в уставные капиталы организаций;

валюта (кроме нумизматической) и ценные бумаги;

необработанные природные алмазы;

продукция морского промысла, выловленная и произведенная рыбопромышленными предприятиями РФ;

продукция, произведенная российскими предприятиями на арендуемых земельных участках иностранных государств;

предназначенные для официального пользования иностранных представительств и личного пользования их дипломатического и административно-технического персонала.

Особенности исчисления налога при перемещении через таможенную границу РФ устанавливаются в зависимости от применяемых таможенных режимов.

Во всех остальных случаях налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от характера операций. Так, при реализации товаров, независимо от способа реализации, налоговая база определяется как стоимость этих товаров, рассчитанная исходя из цен, указанных сторонами сделки (ст. 40 НК, ч. I) с учетом акциза (по подакцизным товарам) и без НДС и налога с продаж.

При реализации имущества налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью. При этом цена реализуемого имущества определяется в соответствии с ценой, указанной сторонами сделки с учетом НДС и акцизов, но без налога с продаж и налога на реализацию ГСМ.

При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся плательщиками налога, а также продуктов переработки этой продукции налоговая база определяется как разница между ценой продажи продукции и ценой ее приобретения. Цена продажи рассчитывается с учетом НДС и без налога с продаж.

При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья налоговая база определяется исходя из стоимости обработки или переработки с учетом акциза, но без НДС и налога с продаж.

Особый порядок исчисления налогооблагаемой базы установлен при передаче товаров для собственных нужд и при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

В налогооблагаемую базу строительно-монтажных работ включают все фактически понесенные расходы по их выполнению.

При передаче товаров для собственных нужд налоговая база определяется на основе цен реализации идентичных или однородных товаров, действующих в предыдущем налоговом периоде, или исходя из рыночных цен с учетом акциза, но без НДС и налога с продаж.

Налогом на добавленную стоимость облагаются доходы, полученные от посреднической деятельности по договорам поручения, комиссии и агентским договорам. В этом случае налоговая база определяется как сумма, полученная в виде вознаграждения при исполнении договоров.

Особый порядок определения налоговой базы установлен для транспортных перевозок и услуг международной связи. Так, при осуществлении перевозок (кроме пригородных) пассажиров, багажа, грузов или почты любым видом транспорта налоговая база определяется как стоимость перевозки без НДС.

При реализации услуг международной связи налоговая база определяется как выручка, полученная от реализации этих услуг (без НДС). Выручка уменьшается на суммы, перечисляемые:

в виде членских взносов в международные организации связи;

другим организациям связи при совместном оказании услуг;

частным иностранным и международным каналам связи;

• в виде оплаты услуг международной почтовой связи.

Исчисляемая налоговая база должна включать все дополнительные суммы, полученные при расчетах по оплате товаров. К таким суммам можно отнести, например, авансовые платежи, за предстоящие поставки, страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения обязательств поставки, санкции, полученные за неисполнение договоров, проценты по векселям, проценты по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанный в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.

Налог плательщики уплачивают ежемесячно.

Ставки НДС:

0% при реализации товаров на экспорт (за исключением нефти и газа), а также работ (услуг), непосредственно связанных с их перемещением через таможенную границу, при условии фактического вывоза за пределы таможенной территории России; услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы России при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;

10% по продовольственным товарам (кроме подакцизных и деликатесных), по товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;

18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные и деликатесные продовольственные товары.

Если сумма налога должна определяться расчетным путем, то налоговая ставка определяется следующим образом:

— по товарам, облагаемым по ставке 10%,— 10:110 х 100%;

— по товарам, которые облагаются по ставке 18%,—18:118 х 100%. При реализации товаров, по которым применяется ставка 0%, налогоплательщик должен подтвердить обоснованность ее применения, а также доказать право на получение налоговых вычетов. Для этого ему необходимо представить в налоговый орган следующие документы:

контракт на поставку товара;

— выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя на счет налогоплательщика в российском банке;

— грузовую таможенную декларацию с отметками таможенных органов, осуществляющих выпуск товара в режиме экспорта;

— копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России.

Документы (их копии) представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита. Если по истечении этого срока подтверждающие документы не представлены, то указанные операции подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 20%. Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, то уплаченные суммы налога подлежат возврату.

В 2005 году в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2 668,4 млрд. рублей, что на 710,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза больше, чем в 2004 году.

В 2005 г. основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (38,4%), налога на добычу полезных ископаемых (32,0%), налога на прибыль (14,1%), единого социального налога (10,0%) и акцизов (3,4%).

Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в 2005 году (по предварительным данным) составили 466,7 млрд. рублей, что на 42,7% больше, чем в 2004 году (темп роста экспорта за январь-ноябрь 2005 года относительно января-ноября 2004 года составил 136,6%).

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2005 году 20,9 млрд. рублей.

ВЫВОДЫ

 

В заключение следует отметить, что основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов, за период с 2001 по 2005 г. их доля достигла максимальной величины 93,4%. В доходах российского бюджета основные налоговые поступления представляют собой косвенные налоги, к которым относится и налог на добавленную стоимость. Следует заметить, что поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение ссужают внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития.

Налог на добавленную стоимость является одним из основных доходных источников как бюджетной системы в целом, так и федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями от 2 ноября 2004 г.)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 200 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями от 29 ноября 2004 г.)
  4. О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 31.07.98 № 147-ФЗ.
  5. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. М., 2006.
  6. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2006.

Комментирование закрыто.