ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Оцените статью

081014 1951 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИЗа последние 20 лет Соединенные Штаты стали самым большим должником в мире. С 1940 года количество населения США увеличилось примерно на 100%. За это же время, государственный долг США вырос на 12 043% или в 120,5 раз.

В настоящее время (2004 год) государственный долг США составляет $7 трлн. 23 млрд. 447 млн. 350 тыс. 747. Таким образом, на долю каждого американца приходится более $23958 долга. Официально допустимый уровень госдолга США, установленный конгрессом, составляет 7,384 триллиона. По данным Министерства Финансов США\Treasure Department, крупнейшими владельцами долговых обязательств США являются иностранные органы власти (более 40%), иностранные и транснациональные компании (примерно 22.7%), частные пенсионные фонды (6.5%), инвестиционные фонды (6.3%), коммерческие банки (4.3%) и страховые компании (3.3%). Долг США ежесекундно увеличивается примерно на $14.5 тыс. Начиная с 30 сентября, когда расходы на войну в Ираке, а также внутренняя экономическая ситуация страны дали о себе знать, национальный долг стал расти в среднем на $2 млрд. в день.

Большая часть американского долга является наследием войн, экономических спадов и неразумной финансовой политики. США впервые завязли в долгах в 1790 году, когда только что созданное государство взяло на себя долги Революционных войн, накопленных Континентальным Конгрессом. В конце 1790 года весь общественный долг страны составлял около $75 млн. Однако в середине 1830-х годов, долг уменьшился почти до нуля.

Новое скачкообразное увеличение государственного долга США было вызвано Первой Мировой войной и огромными военными расходами: долг увеличился до $27 млрд. В последующее десятилетие федеральный бюджет США был профицитным, что дало возможность значительно уменьшить размеры долга. С 1920 до 1930 годы задолженность США была сокращена на 38.2% до $16.2 млрд. А в последующие несколько лет долг составлял не более 5% ВВП страны.

В 1932 году президент Герберт Гувер сбалансировал бюджет и сократил государственные расходы, чем, кстати, ускорил темпы спада экономики, переживавшей беспрецедентный в истории США кризис — «Великую Депрессию». Его приемник президент Рузвельт начал бороться с кризисом путем проведения обширных реформ, направленных на сокращение безработицы и борьбу с нищетой. Несмотря на то, что ему удалось вывести экономику США из кризиса, его политика стала причиной значительного увеличения бюджетного дефицита. Долг американского государства увеличился почти до $43 млрд. Вторая Мировая война и колоссальные военные затраты нанесли еще более сильный удар по американскому бюджету: в 1945 году государственный долг США составлял уже $258.7 млрд.

В 1980-е годы, при правлении президента Рональда Рейгана\Ronald Reagan государственный долг страны впервые резко вырос не из-за внешних причин, а в результате непродуманной финансовой политики. Рейган провел крупное сокращение налогов, при этом, однако, государственные расходы не уменьшились, а, наоборот, возросли, что стало причиной утроения размеров государственного долга. В 1990 году он достиг $3 трлн. 233 млрд. С 1992 по 2000 годы экономика США переживала период экономического подъема. Однако, крах интернет-компаний и террористические атаки 11 сентября 2001 года стали одной из многих причин начала резкого спада в экономике страны. По оценкам Heritage Foundation, 2000-2003 годы были рекордными для США по уровню бюджетных расходов. На каждую американскую семью администрация США затратила $73 273 (учитываются все виды государственных расходов). Большие траты были зафиксированы в США лишь во время Второй Мировой войны. Только за период с 2001 по 2003 год расходы США выросли на 16%. Государственный долг США вырос из-за значительного увеличения расходов на оборону и безопасность, а также военных действий в Афганистане и Ираке. В результате, в 2002 году государственный долг США достиг $6 трлн. 228 млрд.

Основными иностранными кредиторами США ныне являются страны Восточной Азии. Эта система была, в основном, создана в эпоху Холодной войны и была направлена на укрепление стратегических связей между США и их основными союзниками в Азии. Япония, Таиланд, а недавно и Китай за последние десятилетия активно аккумулировали ресурсы, которые не расходуются на внутреннем рынке и не тратятся в производственных целях, и вкладывали их в американские ценные бумаги. Эти вложения помогают сохранить низкий уровень процентной ставки и увеличить себестоимость доллара. Это, в свою очередь, позволяет США активно импортировать дешевые товары. Фактически, государства Азии — торговые партнеры США, обслуживают американский долг взамен на то, что их товары и услуги имеют беспрепятственный доступ на американский рынок. По словам европейского аналитика, профессора Парижского Университета Филиппа Голуба, парадоксально, что мировая гегемония США зависит «от, очевидно, безразмерного желания союзников США финансировать, очевидно, бескрайний бюджет и торговый дефицит Соединенных Штатов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 
 

Министерство Финансов США одалживает деньги за рубежом путем продажи казначейских векселей, облигаций и других ценных бумаг. Если в 1960-е годы доля американских ценных бумаг, находившихся в руках иностранцев, составляла 17.78%, то сегодня этот показатель составляет 36.4%. Примерно по этой же схеме администрация Соединенных Штатов одалживает деньги у самих американцев. Американским компаниям и частным лицам США ныне должны около $3.5 трлн. Однако, экономика США, как и вся страна «живут в кредит» — поэтому кредиторы, в свою очередь, должны правительству. Компании должны около $7 трлн., штаты и муниципалитеты должны около $1.5 трлн. Объем задолженности покупателей недвижимости оценивается в $8 трлн., иные задолженности по потребительскому кредиту — $1.6 трлн. Таким образом, федеральный долг США велик, однако он составляет только 12% от суммы, которую частные лица и компании должны самому государству. Для сравнения, в 2002 году долги американцев государству, банкам, финансовым компаниям и т.д. оценивались в $9.5 трлн., а долги компаний — $4.3 трлн., что в два раза больше, чем в начале 1990-х годов.

Пытаясь стимулировать рост экономики, Федеральная резервная система США в течение двух последних лет сократила процентные ставки до 1.25%, ( 42-летним минимум данного показателя.) Из-за этого, с учетом инфляции, реальная величина дохода по облигациям Казначейства США со сроком погашения два года в настоящее время составляет всего лишь 1.7%. Это меньше, чем можно заработать на аналогичных бумагах Великобритании и Еврозоны. Даже Япония, с ее феноменально низкими процентными ставками, сегодня может показаться инвесторам более интересной, чем США. Хотя номинальная ставка дохода по японским правительственным облигациям составляет всего 0,9%, с учетом падения потребительских цен, опускающихся в Японии со скоростью 0,9% в год, реальный доход по таким облигациям для местных инвесторов возрастает до 1,8%.

 Бывший президент США Билл Клинтон в одном из выступлений на закате своего президентства обрисовал экономический прогноз США на десятилетие, то есть до 2011 года. В 2001 году профицит бюджета составлял 127 млрд. долларов. В целом же в 2002-2011 финансовых годах ожидаемый профицит федерального бюджета США, по мнению Клинтона, мог бы составить порядка 1,9 трлн. долларов.

 Однако уже в 2002 финансовом году федеральный бюджет США оказался с дефицитом. Причем немалым — около 21 млрд. долларов. Тем не менее американские аналитики еще надеялись, что в следующем финансовом году дефицит может сократиться до 14 млрд. долларов, а в дальнейшем ожидается и профицит бюджета. Но насколько сбудутся эти прогнозы, трудно сказать. Пока же бюджет-2004 сверстан с рекордным дефицитом — называется фантастическая сумма уже в 300 миллиардов долларов. Официально указывается, что дефицит связан с замедлением экономического роста, сокращением налогов и борьбой с международным терроризмом.

По мнению Клинтона, профицит бюджета, то есть прибыль, необходимо направлять на выплаты по государственному долгу страны. В результате чего США, по его мнению, к 2010 году смогут полностью освободиться от задолженности. Официальная статистика утверждает, что в 2002 году государственный долг США достиг 6 трлн. (!) долларов. Для сравнения: по данным министерства финансов США, в 1995 году госдолг страны составлял 4,88 трлн., в 1990 году – 3,16 трлн., в 1985 году – 2,1 трлн. долларов. 

Как сообщается, в центре Нью-Йорка на одном из небоскребов запущен электронный циферблат, на котором точно фиксируется государственный долг США. Для того чтобы американцы могли лучше осознать колоссальные цифры, на этом счетчике дана и другая оценка: пересчет долга на каждую американскую семью. Он уже достигает 80 тыс. долларов и продолжает увеличиваться со скоростью примерно 40 долларов в секунду.

 В целях финансирования государственного долга США Казначейством на регулярной основе выпускаются государственные ценные бумаги со сроками обращения от 13 недель до 30 лет. Казначейство выпускает несколько типов государственных ценных бумаг — казначейские векселя (T-bills), казначейские ноты (treasury notes), казначейские облигации (treasury bonds) и сберегательные облигации (savings bonds). Ежегодно проводится около 125 аукционов.

 Казначейские векселя. Представляют собой краткосрочные дисконтные ценные бумаги со сроком обращения год или меньше. Приносят процентный доход в виде разницы между ценой приобретения и номинальной стоимостью векселя. Котировка векселя всегда показывается в виде ставки дисконта к номинальной стоимости ценной бумаги. Ставка дисконта представляет собой ценовую скидку в расчете на 360 дней. Процентный доход по векселю облагается налогом с момента его продажи или погашения, который не обязательно совпадает с моментом приобретения векселя.

Казначейские ноты и облигации. Представляют собой средне- и долгосрочные купонные ценные бумаги. Казначейские ноты выпускаются на срок от 1 до 10 лет. Срок обращения казначейских облигаций превышает 10 лет. Ноты и облигации выпускаются с фиксированной процентной ставкой с выплатой процентов раз в полгода на протяжении всего срока их обращения.

Ценные бумаги с плавающим купонным доходом в зависимости от индекса инфляции. В 1977 г. Казначейство впервые выпустило ценные бумаги, индексируемые в соответствии с темпами инфляции. Это позволяет частным и институциональным инвесторам приобретать ценные бумаги не опасаясь роста инфляции. Их стоимость индексируется в зависимости от индекса потребительских цен, публикуемого Бюро Труда США.

Сберегательные облигации. Нерыночные долгосрочные именные ценные бумаги Правительства США, продаваемые только физическим лицам. Преобладающая функция сберегательных облигаций — государственная поддержка национальной системы сбережений, предоставление, главным образом, резидентам США возможности размещения их сбережений в высоконадежные ценные бумаги с доходностью, превышающей, как правило, доходность казначейских векселей, нот и ставку банковских депозитов. Роль сберегательных облигаций как источника формирования доходов бюджета является весьма скромной, доля средств, привлекаемых посредством их выпуска, составляет лишь около 3% от суммы государственного долга. Приобретение, владение и предъявление к выкупу сберегательных облигаций обходится физическим лицам бесплатно. Доходы, получаемые по указанным облигациям, освобождаются от федеральных и местных налогов.

 Финансируется бюджетный дефицит за счет иностранных государственных и консервативных частных инвесторов. Согласно опубликованному 16 ноября отчету министерства финансов США, в 2003/04 ф.г. иностранцы купили американских правительственных ценных бумаг на общую сумму $583,4 млрд, в том числе на $381,2 млрд – облигаций федерального казначейства и на $202,2 млрд – облигаций федеральных агентств США.

 Доходность, к примеру, по 10-летним облигациям федерального казначейства США составляла в ноябре с.г. 4,1-4,2% годовых (против 3,35% в марте 2003 г.); с учетом обесценивания доллара выходит чистый убыток. Впрочем, консервативные инвесторы как вкладывались, так и будут вкладываться в долгосрочные бумаги американского правительства, хотя и в меньших объемах, а само снижение этих объемов связано даже не столько с показателями реальной доходности, сколько с общим процессом диверсификации активов ввиду появления альтернативной мировой валюты.

 

 
 

Таким образом, в ходе исследования проведено теоретическое описание национальной финансовой системы, ее элементов и структуры на примере крупнейшей индустриально-развитой страны – Соединенных Штатов Америки. В результате было выявлено следующее.

Финансовая система США представляет собой мощную индустрию, которая эффективно обеспечивает движение денежных средств в экономике, их распределение между отраслями и отдельными предприятиями, инвестирование их текущей деятельности. Финансовая система России находится на стадии формирования, находится только в пути становления не в достаточной мере регулирует движение финансовых потоков в стране.

Характерной особенностью финансовой системы США является преобладание рыночных принципов в ее развитии, которое выражается в растущей роли рынка ценных бумаг в экономике. В России рынок ценных бумаг находится в начальном состоянии, рыночные принципы регулирования используются не в полной мере, чаще применяются административно-государственные методы воздействия на экономику.

Устойчивость и надежность финансовой системы США в значительной степени обеспечивается благодаря сильному и разветвленному государственному регулированию, которое переводит рыночную стихию в организованное русло и в дальнейшем поддерживает организованный характер развития в интересах общества.

Одна из главных тенденций развития финансовой системы США состоит в снижении роли банков и возрастании роли институциональных инвесторов: пенсионных фондов, страховых компаний и институтов коллективного инвестирования в виде взаимных фондов.

В деятельности финансовой системы США ключевая роль принадлежит финансовому рынку, представляющему собой совокупность нескольких рынков, где в качестве предмета торговли выступают различные виды денежных активов: акции, облигации, векселя и т. п., которые принято называть финансовыми инструментами. Эти рынки тесно взаимодействуют друг с другом, при этом средства в ходе операций переливаются с одного рынка на другой. В России финансовый рынок не достаточно развит.

В торговле акциями на фондовом рынке США центральное место занимает Нью-Йоркская фондовая биржа, на которой зарегистрированы акции более 2800 компаний. Кроме того, большой объем торговли акциями происходит на внебиржевом рынке, ведущим учреждением которого является торговая система НАСДАК, где зарегистрированы акции около 5000 компаний.

В условиях глобализации резко усилилось влияние изменений, происходящих на финансовых рынках США, на положение дел на других финансовых рынках мира. Этому способствовали прогресс компьютерной техники, средств связи и увеличение масштабов международных операций, связанных с движением капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аникин А. Экономика США на исходе века: Итоги проблемы // МЭМО – 2000.- № 11 — С. 27 – 46.
  2. Дынкин А.А. Американское государство накануне 21 века: Стратегия и тактика в экономике. – М.: Наука, 2000.
  3. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы. –М.: БГЭУ, 2001.
  4. Клинов В.Г. Экономический рост США: ретроспектива и перспектива // США: экономика, политика, идеология. 2000 — № 7 – С. 3 – 18.
  5. Ломакин В.Н. США в мировой экономике // Мировая экономика. 2002. – №7. – С. 42– 47.
  6. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. – СПб.: Питер, 2003.
  7. Парканский А.Б. США в мировых интеграционных процессах – М.: Наука 2001.
  8. Смирнова Е.В. Экономика США в 21 веке //БИКИ – 2002. — № 115 – С. 4 – 5.
  9. Экономика США / Под ред. В.Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2003.
  10. Энг М., Лис. А., Мауэр Л. Мировые финансы. – М.: Дека, 1998.
  11. www.amerika.org – сайт дайджестов американской прессы на русском языке

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.