НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СССР. СТРУКТУРА. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОДЫ СССР

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СССР. СТРУКТУРА. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОДЫ СССР 4.88/5, 17 голос.

100414 2017 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СССР. СТРУКТУРА. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОДЫ СССРНалоги, обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Используются для финансирования его расходов. Социально-экономическая сущность налогов, их структура и роль определяются экономическим и политическим строем общества и вытекающими отсюда природой и функциями государства. «В налогах, — указывал К. Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства» [3, C. 308].

В антагонистических общественно-экономических формациях налоги выступают как один из главных источников доходов эксплуататорского государства. Они основной тяжестью падают на трудящихся и выражают собой отношения их дополнительной эксплуатации. Уже в рабовладельческих и феодальных обществах действовала широкая система налоги, в основном в форме натуральных сборов (продовольствие, фураж, снаряжение для армии и флота и т. п.) ив виде личных повинностей (участие в походах и др.). С развитием товарно-денежных отношений налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме и наибольшее развитие получили при капитализме, особенно в эпоху империализма. В условиях государственно-монополистического капитализма происходит стремительный рост налоги под влиянием милитаризации экономики, разбухания государственного аппарата, расширения государственного регулирования капиталистической экономики в интересах монополистического капитала. Доля национального дохода, мобилизуемая через налоги в бюджет, составляла в развитых капиталистических странах (конец 60-х гг. 20 в.): США 35%, Великобритании 45%, Франции 37%, ФРГ 38% и Японии 28%. За 1950-70 объёмы налоги в этих странах возросли в 3-6 раз и составляют до 70-80% доходов их государственных бюджетов.

В дореволюционной России основное место в системе налогообложения занимали косвенные налоги и среди них доход от винной монополии, составлявший 28,6% всех поступлений в бюджет в 1909-13. Крупные доходы приносили акцизы на сахар и др. предметы массового потребления. Значительно меньшую роль в бюджете играли прямые налоги. поземельный, промысловый и др. При их взимании большие льготы предоставлялись буржуазии и помещикам; тяжёлым бременем эти налоги ложились на широкие массы крестьянства. Характерной чертой налоговой системы в России было отсутствие подоходного налоговой, введению которого сопротивлялись буржуазия и помещики. Он был введён только с 1 января 1917 под давлением революционного движения.

Следует отметить, что в советские времена, начиная с 40-х годов в российской экономической литературе практически отсутствуют научные исследования, посвященные проблемам функциональной направленности налоговой политики. Из монографических работ, в которых исследуется развитие теории и практики налогообложения в России можно назвать только книгу Г.Л.Марьяхина «Очерки истории налогов с населения в СССР» (1964 года издания), охватывающую период от 1918 года до начала 60-х годов, и краткое описание развития налоговой системы в СССР в монографии «Налоги в механизме хозяйствования» .

1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции «закончилась эпоха совершенствования налогообложения» [10, C. 49]. Но это можно считать по меньшей мере некорректным по той простой причине, что 30. 11. 1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С. Е. Чуцкаеву. В этом же году издается работа В. И. Ленина «О замене продразверстки продналогом». Другой вопрос, что эти документы дали государству и какой ценой.

Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения.

Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары;

в 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.;

в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от прибыли предприятий;

в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2. 09. 1930 г. «О налоговой реформе»;

в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы;

в 1936 г. была преобразована система платежей гос. предприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена.

Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г.

21. 11. 1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей – это эхо прошедшей войны.

Прежде всего, отметим, что в СССР платежи в бюджет налоговой системой по сути не являлись. Единственным платежом, более или менее напоминавшим налог, был подоходный налог. Но и его в общем-то можно было не взимать. Ведь все советские граждане были государственными служащими, и можно было просто недоплачивать соответствующую сумму заработной платы.

Все остальные обязательные платежи не обладали характерными свойствами налогов. Налогообложение предприятий осуществлялось, как правило, с помощью двух инструментов – налога с оборота и перечисления в бюджет свободного остатка прибыли. Налог с оборота был по сути не налогом, а скорее неким механизмом регулирования цен и представлял собой определенную часть цены, индивидуально установленную для каждого товара. Соответственно, единой ставки не было, а было огромное количество этих надбавок. Что касается второго инструмента – перечисления свободного остатка прибыли, то он действовал следующим образом: у предприятия по итогам года забирали все, что осталось после оплаты всех необходимых с точки зрения государства расходов и перечисления налога с оборота и ряда других платежей.

Следует отметить, что при социализме налоги являются одним из средств планового распределения и перераспределения части национального дохода в интересах коммунистического строительства. Социалистическая собственность на средства производства позволяет государству осуществлять прямое распределение национального дохода и за счёт поступлений от социалистического хозяйства обеспечивать подавляющую часть доходов государственного бюджета. В конце 60-х гг. этот источник составлял в доходах государственного бюджета СССР свыше 90%, ПНР около 85%, ЧССР около 90%. Налоги с населения занимают незначительный удельный вес в доходах государственного бюджета. Так, в доходах государственного бюджета СССР 1973 они составляли около 8%. Характерной чертой налогов является их возвратность. Средства, мобилизуемые через налоги, используются на общественные нужды. В 1973 ассигнования только на социально-культурные нужды и науку превышали налоговые платежи населения более чем в 4 раза.

Налоговая политика социалистического государства проводится в соответствии с задачами, которые оно решает на различных этапах коммунистического строительства. После установления диктатуры пролетариата налоги использовались государством для подрыва экономической мощи буржуазии (например, чрезвычайные контрибуционные налоги). В переходный период система налогового обложения была направлена на ограничение и вытеснение капиталистических элементов города и деревни и укрепление союза рабочего класса с трудовым крестьянством. Льготное обложение середняцких хозяйств сочеталось с частичным и полным освобождением от налогов. бедняцких крестьянских хозяйств. Подоходный налог с рабочих и служащих взимался с небольшой прогрессией, при значительном необлагаемом минимуме и льготах для низкооплачиваемых групп населения. Налоги с предприятий представляли собой одну из форм косвенного регулирования их деятельности. Наряду с прямыми налогами и налоги с доходов и имущества взимались также и косвенные налоги, однако в отличие от акцизов при капитализме наиболее высокими ставками облагались не товары массового потребления, а предметы роскоши.

Налоговая реформа 1930 в СССР унифицировала налоговые и неналоговые платежи в государственный бюджет и заменила их для социалистических предприятий двумя формами изъятия средств в бюджет — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. С победой социализма была перестроена и система налоги с населения. С ликвидацией капиталистических элементов такие налоги, как налоги на сверхприбыль и квартирный, были полностью отменены, а подоходный и с.-х. налоги были соответствующим образом перестроены. Удельный вес налоги с населения был резко снижен.

В 30-е годы в СССР возникает качественно новая экономическая ситуация. Налоговая система фактически перестает функционировать как самостоятельный экономический институт и трансформируется в один из элементов механизма централизованного планового регулирования экономики. Значение регулирующей функции постепенно снижается, а превалирующей в налоговой политике становится реализация фискальной функции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с целью их последующего перераспределения через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики.

В период Великой Отечественной войны 1941-45 доля налоги с населения в доходах государственный бюджета возросла. Наряду с перестройкой действующих государственных и местных налогов были введены военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Это дало возможность государству мобилизовать дополнительные средства для нужд обороны страны. В послевоенные годы происходило неуклонное снижение налоги с населения. Был полностью отменен военный налог (1946) и значительно снижены налоги на холостяков и с.-х. налоги.

21-й съезд КПСС (1959) принял решение о постепенной отмене налог с населения. Разработанный в соответствии с этим решением закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» (май 1960) проводится в жизнь путём постепенного повышения необлагаемого минимума доходов и расширения налоговых льгот. В 1972 в ряде районов страны, где минимальная заработная плата рабочих и служащих производственных отраслей народного хозяйства повышена до 70 руб. в месяц, отменены налоги с заработков этого уровня и уменьшены в среднем более чем на 1/3 ставки налог с заработной платы до 90 руб. в месяц. Программа КПСС предусматривает полную отмену налог с населения.

В 60-е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов.

В 1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году — к моменту развала СССР.

В течение четырех послевоенных десятилетий система налоговых платежей в СССР продолжала развиваться под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений.

Основными налоговыми платежами являлись:

- налоги с населения — подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;

- налоги с предприятий — налог с оборота и платежи из прибыли с государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций.

В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос от отмене налоговой системы как таковой.

Такое направление развития налоговой системы объясняется следующим:

1. В послевоенный период, начиная с 60-х годов, система подоходного налогообложения граждан в значительной степени утратила свою роль в качестве инструмента изъятия доходов, обеспечивающих рост капиталистического накопления. Ее роль в обеспечении принципа уравнительности в объемах доходов у различных категорий населения также постоянно сокращалась и к 60-м годам практически не была востребована. Таким образом система подоходного налогообложения полностью утратила возможность выполнять регулирующую функцию.

2. Развитие системы общественных фондов потребления монополизировало функцию обеспечения социальной стабильности в обществе, а подоходный налог ее практически полностью утратил.

3. Фискальная значимость подоходного обложения постоянно сокращалась и была сведена к минимуму. Ее заменила централизованная система нормирования оплаты труда, а через механизм отчислений от прибыли и из фонда оплаты труда осуществлялось практически доналоговое изъятие части заработной платы.

В течение послевоенного периода налоговая система СССР развивалась в качестве одного из инструментов механизма централизованного регулирования плановой экономики. Ее основной задачей стало привлечение в бюджет в запланированных объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения. Формы осуществления налоговых сборов в бюджет соответствовали общей схеме перераспределения ресурсов в условиях централизованного регулирования экономики, базирующейся преимущественно на государственной собственности на средства производства.

В этих условиях в СССР налоговые поступления в бюджет в максимальной степени складывались из вычетов от прибыли государственных предприятий и за счет централизованного механизма определения структуры розничных цен в стране. Основную часть этих поступлений составляли отчисления от прибыли и налог с оборота, исчисленный как разница между оптовой и розничной ценой и взимаемый преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления.

Доходы, получаемые бюджетом от населения в виде налога на заработную плату и подоходного налога, были весьма незначительны. Их совокупный объем уступал даже доходам бюджета в форме поступлений от таможенных и государственных пошлин. Основная величина фискальных изъятий взималась с населения через налог с оборота и систему отчислений от фонда заработной платы.

Налоговая система выполняла роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП) и действовала как чисто фискальный механизм. Роль регуляторов развития производства, координации и стимулирования основных направлений его технической модернизации выполняли плановые и снабженческие государственные органы.

В рамках отечественной фискальной системы 80-х годов налоги по сути перестали выполнять регулирующую функцию, которая была заменена чисто административными методами снабжения и распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Между тем в ходе западных налоговых реформ этого периода был выработан механизм льготного налогообложения инвестиционной деятельности предприятий, позволявший осуществлять структурное и региональное регулирование развития производства сугубо экономическими методами.

Центральные органы управления сосредоточили в своих руках максимально возможную массу финансовых ресурсов. Последующее их перераспределение через расходную часть бюджета неизбежно приводило к переливу средств от эффективно работающих к низкорентабельным и убыточным предприятиям. Заинтересованность предприятий в максимизации прибыли отсутствовала. Следствием этого были низкая эффективность производства, нерациональный расход товарно-материальных ценностей, рост себестоимости продукции.

Таким образом, система налоговых отношений фактически стимулировала экстенсивные методы ведения хозяйства. Вследствие этого качество продукции отечественной промышленности существенно отставало от зарубежных аналогов, что делало ее неконкурентоспособной не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Нарастало отставание от развитых стран в области технологических процессов. В СССР господствующее место продолжали занимать трудоемкие энергозатратные механические технологии.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ СССР. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

 

СССР, используя административно – командную систему управления экономикой применяла планово- директивную финансовую политику. Основанная на государственной собственности, на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в тех условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими незначительными изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% чистого дохода.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитие отраслей социальной сферы.

Управления финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

При СССР государственный бюджет играл роль главного инструмента управления финансами. Государственный бюджет СССР являлся центральным и ведущим звеном финансовой системы СССР. Он обеспечивал сбалансированность всех других финансовых планов, составляемых в народном хозяйстве СССР, и играл важную роль в формировании (и сбалансированности) денежно-кредитных планов и балансов кредитной системы.

Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования.

Ежегодно на основе заданий народнохозяйственного плана министерства финансов союзных республик и Министерство финансов СССР разрабатывали проекты соответствующих бюджетов, которые в конечном итоге сводились в единый государственный бюджет СССР. После его рассмотрения и утверждения Верховным Советом СССР он становился законом.

Выполнение Закона о бюджете являлось категорическим императивом для исполнительной власти. Контроль за исполнением бюджета служил основной задачей деятельности финансовых органов, а кассовое его исполнение входило в полную компетенцию Госбанка СССР. В 1966-1970 гг. через государственный бюджет распределилось 53% национального дохода, в 1971-1975 гг. -56.7%, 1976-1980 — 62,8% 1985г.-64,4%, в 1990 — 67,3%. Бюджет был тесным образом связан с финансовыми планами отраслей и предприятий и это было базовой информационной, аналитической и правовой основой контроля, за использованием не только бюджетных средств, но и всех финансовых ресурсов.

Принцип бюджетного устройства при СССР характеризовался: демократическим централизмом (заключался в органическом сочетании централизованного руководства всей бюджетной системой с предоставлением широких бюджетных прав республиканским и местным органам власти, в привлечении к бюджетной работе широких масс трудящихся) и единством бюджетной системы(выражался в том, что все многочисленные самостоятельные бюджеты объединялись в государственном бюджете СССР, составлялись и исполнялись в соответствии с общими директивами и общесоюзным законодательством. Это обеспечивало единый подход к мобилизации средств на всей территории страны и финансированию различных видов расходов).

100414 2017 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СССР. СТРУКТУРА. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОДЫ СССР

 

Доходы государственного бюджета СССР по экономическому содержанию делились на две группы. Первую составляли поступления от социалистического хозяйства (платежи государственных -предприятий и организаций, а также кооперативных и общественных организаций). Ко второй группе доходов бюджета относились платежи населения, главным образом налоги.

 Прибыль — главная хозрасчетная форма чистого дохода предприятия — распределялась между хозяйством и бюджетом в определенных пропорциях (в последние годы примерно 40 и 60% соответственно). Отчисления прибыли в бюджет осуществлялись предприятиями в виде платы за фонды; в виде фиксированных и рентных платежей и в виде отчислений от прибыли.

Таблица 1

Государственный бюджет (миллиардов рублей)

 

  

1985 

1986 

1987 

1988 

1989 

1990 

Доходы — всего 

372,6 

371,6 

378,4 

378,9 

401,9 

471,8 

в том числе: 

  

  

  

  

  

  

налог с оборота 

97,7 

91,5 

94,4 

101,0 

111,1 

121,2 

платежи государственных предприятий и организаций из прибыли (дохода) и другие платежи

 
 

 119,5 

 
 

 129,8 

 
 

127,4 

 
 

 119,6 

 
 

 115,5 

 

116,5 

подоходный налог с кооперативных и общественных предприятий и органов

 
 

2,5 

 
 

2,6 

 
 

2,8 

 
 

2,8 

 
 

4,2 

 
 

6,4 

в том числе:

с колхозов 

 
 

1,2 

 
 

1,2 

 
 

1,3 

 
 

1,3 

 
 

1,6 

 
 

1,9 

с предприятий и организаций потребительской кооперации, с предприятий, общественных организаций и кооперативов по производству продукции и оказанию услуг

 
 

 
 

 
 

1,3 

 
 

 
 

 
 

1,4 

 
 

 
 

 
 

1,5 

 
 

 
 

 
 

1,5 

 
 

 
 

  
 

2,6 

 
 

 
 

  
 

4,5 

государственные займы, реализуемые среди населения

 
 

1,4 

 
 

1,9 

 
 

1,9 

 
 

2,0 

 
 

2,1 

 
 

7,5 

государственные налоги с населения 

30,0 

31,2 

32,5 

35,9 

41,7 

48,4 

в том числе:

подоходный налог

 
 

28,3 

 
 

29,5 

 
 

30,9 

 
 

33,9 

 
 

37,5 

 
 

42,3 

сельскохозяйственный налог 

0,2 

0,2 

0,2 

0,2 

0,2 

0,2 

налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан

 
 

1,5 

 
 

1,5 

 
 

1,4 

 
 

1,4 

 
 

1,5 

 
 

1,6 

другие виды подоходного налога и плата за патент

 
 

- 

 
 

- 

 
 

- 

 
 

0,4 

 
 

2,5 

 
 

4,3 

средства государственного социального страхования 

 
 

25,4 

 
 

26,5 

 
 

28,1 

 
 

30,1 

 
 

33,1 

 
 

43,2 

доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы, доходы от экспорта и неторговых операций)

 
 

 
 

71,1 

 
 

 
 

64,4 

 
 

 
 

69,3 

 
 

 
 

62,6 

 
 

 
 

67,2 

 
 

 
 

75,2 

Из общей суммы доходов поступило:

от предприятий и организаций 

 
 

340,3 

 
 

337,5 

 
 

343,0 

 
 

339,9 

 
 

356,7 

 
 

418,7 

от населения 

32,3 

34,1 

35,4 

39,0 

45,2 

53,1 

Расходы — всего 

386,5 

417,1 

430,9 

459,5 

482,6 

513,2 

Превышение расходов над доходами 

13,9

45,5 

52,5 

80,6 

80,7 

41,4 

Доходы государственного бюджета — всего 

372,6 

371,6 

378,4 

378,9 

401,9 

471,8 

в том числе:

союзного бюджета 

191,7 

186,0 

184,9 

169,6 

158,2 

210,5 

бюджетов республик (республиканских и местных)

180,9 

185,6 

193,5 

209,3 

243,7 

261,3 

Расходы государственного бюджета — всего

386,5 

417,1 

430,9 

459,5 

482,6 

513,2 

 

Налог с оборота, будучи второй (после прибыли) частью денежных накоплений предприятий, почти целиком аккумулировался государственным бюджетом

Отчисления предприятий органам социального страхования производились от себестоимости продукции в определенных нормах (в среднем 14%) к фонду заработной платы. Отчисления соцстраху занимали в бюджете по своему удельному весу третье место после прибыли и налога с оборота.

В состав доходов от социального хозяйства включался также подоходный налог с колхозов, подоходный налог с предприятий потребительской кооперации, а также налог с предприятий и организаций профсоюзов (25% балансовой прибыли).

 
 

100414 2017 3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СССР. СТРУКТУРА. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОДЫ СССР

Доходы государственного бюджета от населения были представлены следующими видами поступлений:

- подоходный налог с рабочих и служащих, который взимался по ставкам: 8 руб. 20 коп. с первой сотни рублей заработной платы и 13% со всей остальной суммы заработной платы;

- сельхозналог, или налог с приусадебных участков, который взимался с одной сотой гектара по ставкам от 20 коп. до 2 руб. 50 коп. (дифференциация по республикам, краям, областям);

- местные налоги и сборы, в которые входили налог со строений, земельная рента, сборы с владельцев транспортных средств и другие.

100414 2017 4 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СССР. СТРУКТУРА. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОДЫ СССР

Помимо этих ресурсов население предоставляло государственному бюджету также денежные средства в виде государственного кредита. Эти средства поступали в результате реализации государством 3% внутреннего выигрышного займа среди населения.

В целом для доходов госбюджета СССР было характерно абсолютное преобладание поступлений от социалистического хозяйства, доля которых превышала 91% всех доходов. Поскольку в экономике ведущую роль играла общенародная собственность, то и в бюджете главными являлись платежи государственных предприятий и организаций. Динамичный рост общественного производства обусловливало неуклонное увеличение доходов бюджета.

 Главными поступлениями в бюджет от государственных предприятий являлись налог с оборота и платежи из прибыли. помимо налога с оборота, поступлениями в бюджет являлись: плата за фонды, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли, подоходный налог с колхозов, доходы от внешней торговли, лесной доход, включающий плату за древесину, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат по геологоразведочным работам.

Доходы бюджета также включают поступления от населения. В целом платежи населения составляли менее 9% всех доходов бюджета. Среди налогов главное место занимал подоходный налог. В зависимости от характера дохода и способа его получения плательщики налога делились на несколько групп: рабочие и служащие; литераторы и работники искусств; врачи, учителя, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой; кустари, ремесленники и др. Основной являлась первая группа плательщиков. Прибыль Госстраха республики распределялась: 80% — в бюджет, 20% — в фонды Госстраха республики.

В условиях функционирования государственной системы планового распределения финансовых ресурсов в 50-80-е годы налоговая система выполняла роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП). Функции регулирования развития производства, координации и стимулирования основных направлений его технической модернизации выполняли плановые и снабженческие государственные органы. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмами централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения.

В период 80-х — начала 90-х годов налоговая система выступила в роли дестабилизирующего фактора отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое развитие, стимулировала разбалансирование товарного рынка. Не будучи приспособленной к новым условиям развивающихся рыночных отношений, она не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений и, таким образом, перестала выполнять в полной мере свою основную функцию — фискальную.

Итак, в 80-е годы отечественная налоговая система превратилась в мощный дестабилизирующий фактор развития отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое развитие, стимулировала процесс разбалансирования товарного рынка.

К началу 90-х годов XX в. основной задачей советской налоговой системы было отчуждение части дохода каждого индивида или предприятия в пользу государства, т.е. реализация фискальной функции. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмом централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. Сами же налоги приобрели форму плановых отчислений.

Кардинальные преобразования в экономике России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.

Важнейшее принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений заключается, по мнению автора, в следующем:

- налоговая система СССР действовала как сугубо фискальный механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с последующим перераспределением их через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики;

- в современных условиях налоговая система сама должна выступать регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой политике в условиях современной рыночной экономики — фискальной, стабилизирующей, регулирующей и интегрирующей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Архипкин И.В. Трансформация функциональной направленности налоговой политики в России ХХ века// Дисс. канд.экон. наук. М., 2001.
  2. Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства. М., 1947
  3. Маркс К. и Энгельс Ф., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Соч., 2 изд., т. 4
  4. Ленин В. И. К деревенской бедноте. Полн. собр. соч., М. 1974 Т. 7
  5. Ленин В. И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом [на Х съезде РКП(б)]. Полн. собр. соч., М. 1974 Т. 7
  6. Марьяхин Г. Л., Очерки истории налогов в СССР, М., 1964.
  7. Проблемы налоговой системы России: Теория, опыт, реформа. / Под. ред. Алексеева Н., Синельникова С. М: ИЭПП, 2000. Серия «Научные труды». № 19Р.
  8. Синельников С. Г. Бюджетный кризис в России: 1985– 1995 годы. М.: Евразия, 1995
  9. Синельников С., Анисимова Л. и др.. Проблемы налоговой реформы в России: Анализ ситуации и перспективы развития. М.: Евразия, 1998
  10. Юткина Т. Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. — М., 1999


     

Комментирование закрыто.