Кредитная деятельность коммерческого банка на примере АКБ «Югбанк»
1.1 Процедура развития кредитных отношений на финансовом рынке России
Современная экономика немыслима без разветвленной, гибкой и многообразной системы кредитных отношений, которые наряду с финансами способствуют ускоренной мобилизации средств для осуществления расширенного воспроизводства, ускорения структурной перестройки экономики в условиях научно- технической революции, повышения ее конкурентоспособности и усиления динамизма всех экономических процессов.
Кредит (в переводе с латинского «долг») — историческая категория, как и любое общественное отношение, отражающая развитие экономических связей в обществе. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя на основе имущественной дифференциации общины, он достиг наиболее высокого уровня развития в капиталистической системе общественных отношений. Благодаря широкому развитию различных форм собственности и росту числа собственников возникает высокая потребность в кредитных ресурсах. Поэтому в активных операциях современных банков на финансовом рынке основная доля приходится на кредитные, операции с ценными бумагами и валютные, которые являются мощным рычагом регулирования денежного обращения в экономической системе. Выдавая ссуды своим клиентам, коммерческие банки увеличивают денежное предложение, и наоборот, возврат этих ссуд сокращает денежную массу в обращении.
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.
За почти семидесятилетнюю историю кредитная система прошла несколько этапов формирования. До 1917 года российская кредитная система развивалась по капиталистическим законам и по структуре, функциям и выполняемым операциям приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. Это была трехъярусная система кредитных отношений, состоявшая из следующих звеньев:
-
Государственный банк;
-
Банковский сектор, представленный сберегательными и коммерческими банками;
-
Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.)
Наиболее развитыми были первые два яруса. Фондовый рынок был представлен всего тремя биржами и поэтому основной целью в деятельности кредитных учреждений было аккумулирование средств и предоставление кредитных ресурсов ссудозаемщикам. После революции в 1917 году произошла национализация кредитных институтов. На базе Государственного банка был создан Народный банк. Затем начавшаяся в 1918 году гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Вследствие этого произошло слияние Народного банка с министерством финансов (Наркомфином) и единственным источником доходов в стране стала эмиссия денежных знаков. В начале двадцатых годов новая экономическая политика (НЭП) способствовала восстановлению кредитных отношений в России, но в довольно усеченной форме, так как в виду политической концепции России товарно-денежное обращение не могло достаточно полно развиваться. Структура новой кредитной системы времен НЭПа выглядела следующим образом:
1. Государственный банк;
2. Банковский сектор;
-
акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный и Среднеазиатский банк);
-
кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк)
-
коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);
-
центральный и республиканские сельскохозяйственные банки;
3. Специализированные кредитно-финансовые учреждения:
-
общества сельскохозяйственного кредита;
-
кредитная кооперация;
-
общества взаимного кредита;
-
сберегательные кассы.
Особенностью этой новой кредитной системы было то, что большая часть ее звеньев находилась в государственной собственности, затем шла кооперативная и самая незначительная- капиталистическая. Аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов в данной системе кредитных отношений осуществлялась банками в рамках государственной собственности.
В результате проведения реформы тридцатых годов были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной, кредитная система стала однозвеньевой, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Представлена она была Государственным банком, Стройбанком, Внешторгбанком, системой сберегательных касс, страховыми институтами Госстрахом и Ингосстрахом. В такой системе функция кредитования стала носить командно-целевой характер.
В результате этой реорганизации Госбанк, помимо эмиссий и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя функцию предоставления краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи, и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.
Задачей Стройбанка являлось предоставление долгосрочных кредитов и финансирование капитальных вложений в различных отраслях хозяйства, кроме сельского.
Внешторгбанк занимался кредитованием внешней торговли, осуществлением международных расчетов и операций с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.
Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.
Госстрах и Ингосстрах осуществляли страховые операции внутри СССР и за рубежом.
Аккумулируемые в итоге денежные средства создавали ссудный фонд всей страны, который впоследствии распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.
Но длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу восьмидесятых годов. Кредит по существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, потому как кредиты не возвращались предприятиями, списывались и начинался процесс перекредитования предприятий. Особенно актуально это проявлялось в работе с планово-убыточными предприятиями. В итоге был нарушены главные принципы кредитования — плата за кредит и его возвратность.
Поэтому в середине восьмидесятых годов была произведена реорганизация экономики и банковской системы страны, выражавшаяся в создании крупных отраслевых специализированных банков, в результате которой структура кредитной системы СССР стала выглядеть следующим образом:
1. Госбанк СССР;
2. Промстройбанк;
3. Агропромбанк СССР;
4. Жилсоцбанк СССР (банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития);
5. Сберегательный банк СССР;
6. Банк внешнеэкономической деятельности СССР. (11, с.28).
Характерной отличительной особенностью этой реорганизации было то, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики и повышению эффективности функционирования кредитной системы. Но в результате такое преобразование кредитной системы носило более негативный характер, так как монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка и Внешэкономбанка) была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков. Предприятия, как и прежде, были закреплены за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организационных расходов.
Госбанк не имел возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Банки распределяли свои ресурсы по вертикали между своими учреждениями и не обращали внимания на выгодность помещения средств, осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.
В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 года можно выделить следующее:
а) упорядочение безналичных расчетов;
б) прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей;
в) выдача кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств;
г) приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий.
В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 миллиардов рублей в ценах того периода. (11, с.36).
Как ответ, на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 годах на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Так стала вырисовываться двухъярусная структура банковской системы, первый ярус которой представлял Госбанк и специализированные банки, а второй ярус — коммерческие и кооперативные банки.
В середине 1990 года в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей перестройке. Поэтому уже в конце 1990 года Верховным Советом СССР был принят «Закон о Госбанке и банковской деятельности», который окончательно установил двухъярусную банковскую систему в виде Центрально банка (Государственного банка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельность в выборе процентных ставок, привлечении вкладов, осуществлении собственной кредитной политики и могли осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным Банком.
Специализированные банки были превращены в коммерческие, а в альтернативу двум государственным страховым учреждениям — Госстраху и Ингосстраху были созданы коммерческие страховые компании «Центрорезерв», «Дальросс», «Аско» и др. Это заложило основу новой трехъярусной кредитной системы Росси, сложившейся к концу 1992 года:
1. Центральный Банк РФ;
2. Банковская система:
-
коммерческие банки;
-
сберегательный банк Российской Федерации;
3. Специализированные небанковские финансово-кредитные институты:
-
страховые компании;
-
инвестиционные фонды;
-
прочие.
К началу 1992 года в России действовало уже 1414 коммерческих банков, из них 767 — бывшие специализированные банки, а 646 — вновь образованные. Суммарный уставный фонд всех коммерческих банков в масштабе цен того времени составил 76,1 миллиардов рублей. Однако, основным недостатком новой банковской системы явилось преобладание части числа мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков с уставным фондом от 5 до 25 миллионов рублей, в то время как банков с уставным фондом свыше 200 миллионов рублей насчитывалось всего 24, или 2% от общего количества коммерческих кредитных организаций (11, с.39).
Ввиду этого функция кредитования не могла быть полноценной, так как мелкие банки не могли эффективно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность вкладов и обязательств перед заемщиками. Состояние неразвитости страхового сектора только лишь усиливало такой эффект.
1993-1994 годы характеризуются расширением спектра банковских услуг, ростом числа коммерческих банков при все той же слаборазвитой материально — технической базе, недостаточной квалифицированности персонала, отсутствии конкуренции и недоступности банковских услуг большому числу потенциальных клиентов ввиду высокой процентной ставки. Особенно остро ощущалась в то время неразвитость инфраструктуры и спектра предоставляемых банковских услуг. Эти недостатки подстегивали дальнейшее развитие кредитных отношений в России.
Поэтому к концу 1994 года структура кредитной системы Российской Федерации значительно отличается от структуры 1991-1992 годов расширением числа кредитно-финансовых институтов:
1. Центральный банк;
2. Банковская система:
-
коммерческие банки;
-
сберегательные банки;
-
ипотечные банки;
3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:
-
страховые компании;
-
инвестиционные фонды;
-
пенсионные фонды;
-
финансово-строительные компании;
-
прочие.
Конечно, новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу экономических реформ, но возникли существенные нарушения во всех её звеньях, выражающиеся:
а) в продолжении образования мелких кредитных учреждений, которые из-за слабой финансовой базы не могли справляться с потребностями клиентов;
б) в стремлении коммерческих банков проводить только краткосрочные кредитные операции, ослабляя при этом промышленность и другие базовые отрасли национальной экономики. Решение об отказе кредитования долгосрочных проектов было вызвано ускорением инфляционных процессов в стране, неясностью развития экономической концепции государства, а также общей нестабильностью функционирования экономической системы. Это повышало уровень банковских рисков и понижало нормы прибыльности ввиду постоянных колебаний ставки рефинансирования. Нарастая, этот процесс впоследствии разразился глубочайшими кризисами всей банковской системы России.
17 августа 1998 года произошел макроэкономический шок, явившийся следствием резкой девальвации рубля и дефолта по государственному долгу. В результате этих явлений произошло следующее:
а) резко обесценились вложения банков в государственные ценные бумаги, что понизило стоимость банковских активов;
б) девальвация рубля привела к большим потерям банков по открытым в 1996-1998 годах форвардным контрактам на поставку валюты;
в) ухудшение экономической ситуации в стране подорвало положение не только банков, но и заемщиков.
Августовский кризис затронул подавляющее большинство российских кредитных организаций и поэтому носил ярко выраженный системный характер. Капитальная база банков (без Сберегательного банка России) по сравнению с 1 августа 1998 года фактически уменьшилась на 60%, а доля активов проблемных банков в совокупных активах банковской системы возросла с 12 до 42%, то есть более чем в три раза.
Ухудшилось качество активов банков и увеличился объем просроченной и безнадежной задолженности (7, с.4).
В наиболее сложном положении, в основном по собственной неосмотрительности, оказались крупные многофилиальные банки, связанные с финансово- промышленными группами.
Этот августовский кризис стал результатом фундаментального противоречия между относительно высокими темпами развития финансового сектора и глубоким затяжным спадом в реальной экономике в предшествующие годы.
Рост неплатежей, бартер, различные зачеты и другие формы расчетов в неденежных формах препятствовали своевременному возврату кредитов банков, фактически приводили к повышенным банковским рискам в реальном секторе и к снижению маневренности в управлении ими.
Недостаточная капитализация банковского сектора, несоответствие по структуре и срокам активов и пассивов, низкая доходность по операциям кредитования (кредитование акционеров происходило по низким, либо нулевым ставкам), высокие внутренние риски кредитования инсайдеров, участников и других клиентов способствовали развитию кризисной ситуации.
Таким образом, возникла необходимость в новой реструктуризации банковской системы России.
С этой целью был создан специальный институт реструктуризации. Указом Президента Росси было организовано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). При поддержке Всемирного Банка было проведено обследование 18 крупнейших банков страны с целью выяснения их реального финансового состояния.
Целью программы реструктуризации является создание надежной и отлаженной банковской системы, способствующей развитию в России рыночной экономики, позволяющей предотвращать банковские кризисы. В выполнении программы реструктуризации были намечены следующие основные направления:
-
использование возможностей, предоставляемых Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В настоящее время под признаки статьи 4 «Основание для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации» этого закона подпадает 321 организация. По 124 из них в Банк России поданы санации, из которых принято 39, а остальные признаны нереальными.
-
отзыв лицензий у банков, не имеющих перспектив для продолжения своей деятельности. На конец мая 1999 года лицензии отозваны у 1232 кредитных организаций. Рассматривается материал об отзыве еще у 32 кредитных учреждений.
-
пересмотр условий контроля за ликвидацией кредитных организаций. Для ускорения процесса ликвидации кредитных организаций Банк России пользуется своим правом направлять в арбитражные суды заявления о признании кредитной организации банкротом (4, с.7).
По оценке Банка России, из 1473 действующих банков на сегодняшний день 1032 (70%) являются финансово стабильными и они способны работать без государственной поддержки; 441 банк или 30%, отнесены к «проблемным»,потому что у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала и стали неплатежеспособны. 149 банков из этого числа явно банкроты, 44 банкам, в числе которых 18 крупных (без Сберегательного банка), будет оказана государственная поддержка ввиду их высокой социальной значимости (на них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения. Потребность средств на проведение рекапитализации банковской системы оценивается Банком России в 75 миллиардов рублей в масштабе цен, заложенном в бюджете 2000 года (4, с.7).
Реструктуризация кредитной системы России должна способствовать дальнейшему её динамичному развитию и оптимизации банковской системы с целью создания благоприятных условий для осуществления кредитования реального сектора экономики, которое являлось бы основой банковского бизнеса в России.
1.2.Организация кредитного процесса в коммерческом банке
Кредитование предприятий и населения относится к самым древним и традиционным видам банковских услуг. Поэтому наибольшая часть активов банка по-прежнему помещены в кредитные операции. На начало 1991 г. из всех размещенных московскими коммерческими и кооперативными банками средств более 72% приходилось на разнообразные кредиты. При этом более 85% их доходов было получено в виде платы за эти кредиты. В структуре расходов 81 коммерческого банка 88,9% составляли расходы по выплате ссудных процентов по депозитам и вкладам, а также межбанковским кредитам (ист. ,с.164).
Субъектам кредитных отношений в области банковского кредита являются хозорганы, население и государство и сами банки. Кредиторами являются лица (юридические либо физические), предоставившие в распоряжение заемщика свои временно свободные средства. Заемщиками являются лица, получающие средства в пользование и обязанные их возвратить в установленный срок.
Осуществление кредитования происходит в строгом соответствии принципам кредитования. Это- срочность, дифференцированность. Кредит должен быть предоставлен только тем, кто может его вернуть. Значит, обеспеченность. Это может быть материальное обеспечение- залог, согласие оплатить возникший долг третьими лицами- гарантия или поручительство, платность.
Таким образом, для рассмотрения вопроса о выдаче ссуды клиент представляет в банк документы в соответствии с разработанным и утвержденным Положением о кредитовании перечнем (см. прилож.1). при этом для различных групп клиентуры могут разработаны различные перечни необходимых документов. К примеру, давние, проверенные клиенты могут быть освобождены от необходимости предоставления графика поступлений и платежей, сведениях о кредитах, полученных в других банках, а иногда и технико-экономического обоснования кредитуемой сделки (ТЭО).
Решение о целесообразности выдачи кредита принимается уполномоченным должностным лицом, либо соответствующим органом управления банка. В целях рациональной организации кредитной работы решением правления определяются компетенция и полномочия начальника кредитного отдела, заместителя председателя правления по кредитам и правления. Устанавливаются суммы, в пределах которых ссуды могут быть выданы по решению начальника кредитного отдела, председателя правления по кредитной работе, решением правления, решением совета в отношении кредитов, относящихся к категории крупных.
Важным решением вопроса о выдаче кредита является обеспеченность как такова еще не гарантирует ее погашения, риск банка понести существенные убытки в значительной мере уменьшается. Размеры обеспечения должны зависеть от финансового положения заемщика и сроков ссуды. Залоговые отношения банка и заемщика отражаются залоговыми обязательствами и приложением перечня закладываемого имущества. Кредитный работник, проверив на месте наличие и сохранность указанного в перечне имущества, ставит на документе соответствующую отметку о дате произведенной проверки. Заемщик обязуется предоставлять в установленные сроки сведения о заложенном имуществе, отражая в них все изменения, происходящие в составе заложенного имущества. При осуществлении кредитным работником дальнейших проверок сохранности и состояния залога отметки о них проставляются на соответствующие документы.
Договор поручительства или гарантии (см. Инстр. 62 а)(кто может быть гарантом или поручителем?).
Проверив все представленные клиентом документы по форме и по существу, банк оценивает кредитоспособность заемщика. Однако основная цель подготовительной работы банка, предшествующей выдаче ссуды, заключается в определении возможностей и готовности потенциального клиента погасить кредит с уплатой процентов. Банк оценивает степень риска, который он может принять на себя, и максимальный размер выдаваемого кредита. И первостепенное значение при этом имеет учет финансово-экономического положения клиента не на сегодняшний день, а на перспективу. Применяемые банками методы оценки кредитоспособности заемщиков тия, решаются каждым банком самостоятельно. Затем на основе присвоения баллов каждой группе показателей, либо раздельно по каждому результату анализа финансовой отчетности выводится оценка кредитоспособности клиента- рейтинг заемщика. И в зависимости от классности, присваиваемой банком своему клиенту определяются элементы построения кредитных отношений.
В итоге предварительная работа банка, предшествующая выдаче ссуды, существенно осложняется. Она не сводится к проверке правильности или неправильности расчета потребности в кредитных ресурсах и ТЭО, а предполагает комплексный анализ социально-экономической обоснованности каждой конкретной потребности предприятия в заемных средствах и на этой основе возможностей своевременного погашения ссуды с уплатой процентов; наличия устоявшихся длительных связей банка с клиентом, доскональное знание банковскими служащими его финансово- хозяйственной ситуации, качественных характеристик и перспектив производимой продукции. А это говорит о заинтересованности банков и предприятий в повышении эффективности функционирования национальной экономики.
1.3.Кредитные риски и их оценка
Кредитный риск представляет собой риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему (). Иначе говоря, кредитный риск- это риск потери актива или потере первоначального качества и (или) стоимости из-за невыполнения обязательств заемщиками и (или) их поручителями. Одной из разновидностей кредитного риска является инфляционный риск—риск, утраты активом реальной первоначальной стоимости при сохранении или росте номинальной стоимости из-за инфляции. Методика снижения возможных потерь по кредитным сделкам называется управлением кредитными рисками.
Управление риском осуществляется в несколько этапов:
-
Выявление содержания рисков, возникающих в связи с осуществлением данной деятельности;
-
Определение источников и объемов информации, необходимых для оценки уровня риска;
-
Выбор критериев и методов для оценки вероятности реализации риска;
-
Выбор или разработка способа страхования риска;
-
Ретроспективный анализ результатов управления риском и осуществление необходимой коррекции по предыдущим пунктам данной схемы.
На первом этапе выявляется состав и содержание принимаемых рисков и составляется «номенклатура рисков».
Вторым этапом является определение источников и объемов информации, необходимых для оценки уровня риска. На этой стадии нужно определить массивы информации (статистические данные, оперативная информация, экспертные оценки и прогнозы и т.д.), необходимые для управления рисками по источникам, видам и объемам. Важнейшие место отводится методам описальной статистики. Это метод не сплошного статистического наблюдения (анкета, монография, репредентативная выборка на случайной основе, направленный отбор на классификационной основе) и применяемый не так часто, но более точный метод сплошного статистического наблюдения, отличающейся трудоемкостью и стоимостью.
Третий этап подразумевает построение системы показателей и определение критических и оптимальных значений для каждого показателя в отдельности и всей системы показателей в целом. Для этого может быть использованы стандартные методы получения рейтинговых оценок- индексный, метод расстояний, метод относительных величин и взвешенных бальных оценок.
Четвертый этап, подразумевающий страхование риска, наиболее часто выражается в диверсификации риска, контролем за степенью риска и коррекцией управленческих решений (мониторинг риска), созданием специальных резервов или провизий на случай реализации риска, передачей риска.
На последнем этапе процесса управления риском проводится ретроспективный анализ результатов управления риском. Этот этап зачастую игнорируется, поэтому исчезает возможность оптимизировать управление риском и исправить возможные просчеты.
Управление риском с целью его минимизации осуществляется следующими способами:
а) путем диверсификации портфеля ссуд и инвестиций банка;
б) путем предварительного анализа кредитоспособности заемщика;
в) путем оценки стоимости выдаваемых кредитов и контроля за кредитами, выданными ранее;
г) путем создания резервов на возможные потерям по ссудам;
д) путем лимитирования ссудных операций.
Как правило, именно непогашение ссуд заемщиками приносит банкам крупные убытки и служит одной из наиболее частых причин банкротств кредитных учреждений. Поэтому требуется оценивать степень риска в работе с заемщиками и определять его величину. Это возможно с помощью теории вероятностей, которая прогнозирует случайные события, дает качественную и количественную оценки риска.
На степень риска не возврата платежа оказывают влияние следующие факторы:
-
Степень концентрации кредитной деятельности банка в какой-либо сфере (отрасли) чувствительной к изменениям в экономике;
-
Удельный вес кредитов и других банковских контрактов, приходящихся на клиентов, испытывающие определенные трудности;
-
Концентрация деятельности банка в малоизученных, новых, нетрадиционных сферах;
-
Внесение частых изменений в политику банка по предоставлению кредитов, формированию портфеля ценных бумаг;
-
Удельный вес новых и недавно привлеченных клиентов;
-
Введение в практику слишком большего количества новых услуг в течение короткого периода;
-
Принятие в качестве залога ценностей, трудно реализуемых на рынке или подверженных быстрому обесцениванию
( ).Оценивая риск кредитования следует, обращать внимание на вид предоставляемого кредита (банковские, государственные, коммерческие); вид дебиторов (сельское хозяйственные, промышленные, коммунальные, персональные); направления использования (потребительские, инвестиционные, на формирование оборотных средств, сезонные, на устранение временных финансовых трудностей и другие);% размер (мелкие, средние, крупные); вид заемщиков в зависимости от размеров предприятия и т.д. Но самым главным направлением в методике оценки кредитного риска является оценки кредитоспособности заемщика.
Возвращаясь к описанию способов уменьшения риска кредитования следует отметить, что диверсификация кредитного риска предполагает рассредоточение имеющихся у банка возможностей по кредитованию и инвестированию в ценные бумаги. Поэтому предпочтительнее при постоянном объеме кредитных вложений предоставлять кредиты на более мелкие суммы большему числу независимых друг от друга клиентов, чтобы снизить вероятность наступления крупных не погашений по ссудам. Кроме того, производится перераспределение кредитов по срокам, по назначению кредитов (сезонные, на строительство и т.д), по виду обеспечения (под различные виды активов), по способу установления ставки за кредит (фиксированная или переменная), по отраслям, странам и т.д.
Также в целях диверсификации осуществляется рационирование кредита- банки устанавливают плавающие лимиты кредитования или кредитные потолки для заемщиков, сверх которых кредиты не предоставляются вне зависимости от уровня процентной ставки.
В качестве одного из показателей диверсификации можно предложить использовать коэффициенты концентрации кредита:
Суммарный кредит 10% крупнейших заемщиков банка
Кконц=
10% реальной стоимости всех выданных ссуд
расчет этого показателя происходит на основе ранжирования в порядке убывания сумм кредитов списка заемщиков банка. Норма этого показателя- три; если выше, то это свидетельствует о чрезмерной концентрации кредита у группы крупных заемщиков.
На практике более целесообразно видится установление лимита разрыва в сроках актива и пассива с целью уменьшить принимаемый на себя риск. Лимит может устанавливаться по каждой из групп активов и пассивов исходя из ожиданий банка относительно движения процентных ставок оп этим группам. При ожидании падения процентных ставок банк формирует портфели активов за счет пассивов меньшей срочности, чтобы при рефинансировании активов получить выгоду от снижения цены пассивов. Если же ожидается рост процентных ставок, то формирование портфеля активов происходит за счет пассивов большей срочности, чтобы дождавшись истечения сроков активов, получить выгоду от финансирования новых активов за счет недорогих имеющихся пассивов. Для упрощения анализа разрывов в сроках финансирования активов и соответствующих пассивов можно применять интегральный показатель различия в сроках привлечения и размещения средств банка- коэффициенты трансформации сроков-
Средневзвешенные сроки рассчитываться как средняя арифметическая сроков по всем договорам, взвешаная по сумме остатков средств.
Кроме установления лимита кредитования заемщиков применяются также другие группы лимитов:
-
Странновые и отраслевые лимиты;
-
Лимиты полномочий должностных лиц и органов банка по принятию решений о предоставлении ссуд;
-
Лимиты на объем и структуру ссудного портфеля.
Лимиты полномочий должностных лиц особенно актуальны для крупных банков, имеющих разветвленную сеть филиалов. Важно, чтобы система таких лимитов предусматривала для каждого должностного лица, имеющего полномочия на принятие решений судного портфеля, то они должны устанавливаться исходя из нескольких соображений: достаточности капитала, диверсификации залога и поддержания необходимого уровня ликвидности банка. Эти лимиты, по существу, отражают реальные возможности банка, поэтому должны учитываться при рассмотрении вопросов о заключении ссудных сделок на любом уровне принятия решений- вплоть до правления банка.
В управлении кредитным риском неплохие результаты дает проведение процентных сверок. Суть этой операции в том , что участники сделки обязуются уплатить проценты друг за друга по определенным обязательствам и в определенные сроки (т.Е. произвести обмен процентными платежами). При этом участники процентного свона всегда рассчитывают на противоположное движение процентной ставки по своим финансовым инструментам. Таким образом, процентный свон предоставляет сторонам возможность откорректировать неточное на их взгляд, управленческое решение в соответствии с рыночными реалиями.
Создаваемые в настоящее время резервы коммерческих банков в Центральном Банке по существу не в полной мере выполняет функции защиты от риска несбалансированной ликвидности, который, по существу, является следствием риска кредитования, поскольку нет механизма плавного изменения резерва при оттоке вкладов. Поэтому банки предпочитают создавать собственные резервы ликвидных активов: наличности, остатков на корсчетах, суперкраткосрочных межбанковских кредитов и вложений в государственные ценные бумаги с высоким уровнем ликвидности.
Кроме того, создание резервов под возможные потери по ссудам предусмотрено действующим законодательством, которое обязывает кредитные учреждения формировать резервные средства (ст. 71ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также ст.24 новой редакции ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР»).
II. Анализ кредитной деятельности АКБ «Югбанк»
2.1 Становление и организационно- техническая характеристика АКБ Югбанк
Краснодарский акционерный коммерческий банк (АКБ «Югбанк» является в настоящее время одним из самых крупных региональных банков края. Функционируя на российском финансовом рынке более девяти лет, «Югбанк» проводит взвешенную кредитную политику, направленную на минимизацию банковских рисков, повышение доходности от проведения активных операций и поддержание ликвидности на приемлемом уровне.
Разразившийся в августе 1998 года финансовый кризис, выражавшийся в девальвации национальной денежной единицы и перенесении сроков платежей по государственным кратко срочным обязательствам. Принес огромные убытки всей банковской системе страны. Пострадало более половины всех банков страны и убытки банковской системы составили с августа по декабрь 1998 года около 35 млрд. рублей, сокращение капиталов соответствует 31 млрд. рублей или 30% (2,с.6).
С тем, чтобы выстоять в сложных экономических условиях и реализовать свои основные цели, состоящие в увеличении доли собственной прибыли и доходов вкладчиков, руководством банка принимались продуманные, порой нестандартные решения, обоснованные анализом сложившейся конъектуры финансового рынка и прогнозом событий будущих периодов.
Вследствие этого банку удалось выдержать удары кризиса, достигнуть положительных результатов деятельности, укрепить свой имидж и авторитет в банковском сообществе (см. табл. 1.1.) Согласно данным информационного центра «Рейтинг» по состоянию на 01.01.99 года, Югбанк по величине активов занимает пятидесятое место в списке ста крупнейших российских коммерческих банков. А по состоянию на 01.01.2000 года по общему рейтингу Югбанк занимает сорок шестое место в сотне передовых банков страны.
Таблица 2.1
Система показателей работы Югбанка рассматриваемом периоде
Наименование показателей
Предельные или рекомендуемые значения
Фактическое значения
На 01.01.98На 01.01.99
-
Достаточность капитала
(согласно инструкции ЦБ РФ №1)
Минимум
6-7%
20,03%
19,76%
2.Норматив мгновенной ликвидности (согласно инструкции ЦБ РФ № 1)
Минимум
20%
62,7%
75,4%
3.Норматив общей ликвидности (соотношение ликвидных и суммарных активов баланса)
Минимум
20%
45,4%
67,7%
4.Мультипликатор капитала
рекоменд.
8-20руб
15руб%.
18,9%
5.Общая дееспособность за период
(соотношение доходов и расходов)
———
110%
113%
6.Прибыльностьб активов (соотношение прибыли к активам)
Рекоменд.
1-4%
1,6%
1,9%
7.Рентабильность капитала (отношение прибыли к капиталу)
рекоменд.
15-40%
24,2%
35,4%
8.Доходность активов (соотношение доходов к активам)
Рекоменд.
14-20%
17,0%
17,6%
Одним из основных преимуществ Югбанка является широкий спектр оказываемых услуг и единый, слаженный и четко работающий коллектив банка. Традиция добросовестного отношения к труду были заложены еще в период организации в 1957г. ленинского отделения Госбанка и сохранены до сегодняшних дней.
Возможности развития и расширения объемов деятельности банка зависит от состояния клиентской базы.
Руководством банка проводится открытая политика, что делает банк привлекательным как для юридических, так и для физических лиц. К числу преимуществ банка, выгодно отличающих его деятельность в финансовой среде, относятся количество, качество и скорость проведения банковских операций, разветвленная корреспондентская и филиальная сеть, современная техническая оснащенность и высокий уровень профессионализма сотрудников.
Например, чтобы добиться ускорения расчетов, в 1998 году были продолжены работы по более активному внедрению системы «Банк- клиент». Внедрение системы внутри регионального и межрегиональных расчетов привело к ускорению расчетов между предприятиями и организациями и существенному сокращению объемов операций, проводимых банком через корсчета «НОСТРО», т.е. появилась реальная возможность минимизировать риски, связанные с хранением денежных средств на счетах других кредитных организаций.
В результате роста доверия к банку, проводимых мероприятий по наращиванию объемов работ. Клиентская база банка в 1998 году пополнилась на 1,4 тыс. клиентов, в том числе за период с сентября по декабрь было привлечено 9000 новых клиентов юридических лиц. По состоянию на 01.01.99 года в банке обслуживалось 24,4 тыс. клиентов, из которых 15,3- юридические лица,9,1 тыс.- физические лица.
Традиционно большое внимание уделяется банком скорости проведенных платежей. Ввиду этого корреспондентская сеть постоянно расширяется, и на данный момент прямые корреспондентские отношения установлены с крупнейшими российскими, зарубежными банками и банками стран ближнего зарубежья. Это позволяет наиболее полно удовлетворять запросы клиентов в платежах в различных регионы России и в любую страну мира.
Одним из приоритетных направлений при проведении кредитной политики Югбанка является содействие процессам становления и укрепления экономики региона. В связи с этим более половины всех размещенных средств банка приходится на кредитование реального сектора экономики, то есть промышленности и торгово-посреднической деятельности Краснодарского края. Следует также отметить стремление банка к активному расширению своего присутствия в других наиболее значимых сегментах финансового рынка, таких как рынки государственных и корпоративных ценных бумаг, валютных операций, долговых обязательств и др.
Организационная структура банка представлена следующими основными подразделениями (см. рис. 2.1).
Управление по операционной работе специализируется на следующем спектре услуг:
-
-
открытие и обслуживание счетов физических лиц;
-
ведение счетов юридических лиц по системе «клиент-банк»;
-
открытие и ведение счетов банков-корреспондентов;
-
расчеты между клиентами филиалов по электронной почте в режиме реального времени
-
кассовое обслуживание юридических лиц в рублях, в том числе вечерними кассами;
-
выдача денежной наличности юридическим; лицам;
-
оформление и выдача чековых книжек;
-
прием денежных знаков на экспертизу;
-
предварительная подготовка денежной наличности по заявкам клиентов;
-
обслуживание предприятий по перечислению зарплаты сотрудников во вклады либо на пластиковые карточки;
-
размещение денежных средств физических лиц в различные виды вкладов;
-
операции по счетам физических лиц по их доверенностям;
-
перевод денежных средств физических лиц в различные регионы;
-
прием коммунальных платежей от населения;
-
прием ценностей на хранение;
-
комплексное обслуживание пластиковых карт» Золотая корона» и
-
консультационная помощь клиентам и т.д.
Управление валютных операций осуществляет:
-
открытие и бесплатное ведение счетов резидентов и нерезидентов в любых свободно конвертируемых и мягких» валютах;
-
покупку (продажу) любых видов иностранной валюты;
-
обмен наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;
-
прием на инкассо и оплата расчетных чеков;
-
привлечение средств в депозиты;
-
кредитование импортных и экспортных контрактов;
-
открытие аккредитивов с покрытием и без покрытия;
-
подтверждение аккредитивов иностранным банком;
-
оплата платежных документов по инкассовой форме расчетов;
-
документарная ин касса;
-
предоставление гарантий;
-
международные переводы в любой СКВ или любых «мягких» валютах;
-
прием международных переводов в иностранных валютах без открытия счета;
-
выплата международных переводов;
-
консультации по вопросам выбора оптимальной формы расчетов с зарубежными партнерами и оформление документов;
-
экспертиза экспортно-импортных контрактов по формам расчетов;
-
выпуск корпоративных международных пластиковых карточек
-
прием срочных вкладов клиентов;
-
прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платежных документов, подлинность которых вызывает сомнение;
-
консультативная помощь и др.
Услуги, оказываемые Управлением по ценным бумагам:
-
комплексное обслуживание корпоративных клиентов;
-
брокерское обслуживание с использование удаленного терминала в режиме реального времени;
-
на рынке корпоративных ценных бумаг, на фондовой площадке ММВБ;
-
брокерские услуги по операциям сгосударственными и корпоративными ценными бумагами на внебиржевом фондовом рынке;
-
депозитные услуги, включающие: открытие и ведение счетов ДЕПО; выполнение функции номинального держателя; ответственное хранение;
-
трастовые услуги;
-
вексельные операции и проведение взаимозачетов для предприятий.
Управление по активным операциям производит:
-
производство и коммерческое кредитование;
-
инвестиционное и межбанковское кредитование;
-
предоставление потребительских кредитов физическим лицам;
-
экспресс-анализ осуществимости инвестиционных проектов;
-
разработка бизнес-планов согласно отечественным и международным стандартам;
-
оценка и экспертиза инвестиционных проектов;
-
подбор проектов для потенциальных инвесторов;
-
выдача банковских гарантий;
-
факторинговые и лизинговые услуги;
-
маркетинговые исследования на рынке производителей Краснодарского края;
-
открытие кредитных линий постоянным клиентам банка;
-
зачеты по железнодорожным тарифам;
-
проведение мероприятий по исследованию финансового состояния и финансового оздоровления предприятий;
-
поиск стратегического инвестора для крупных предприятий Краснодарского края.
Характерной особенностью проведения активных операций банка является выдача кредитов клиентам при условии достаточности имеющегося у них обеспечения. Приоритетными видами обеспечения являются государственные и корпоративные ценные бумаги, сельскохозяйственная продукция, объекты недвижимости на территории Краснодарского края и города Москвы, поручительства и гарантии финансово устойчивых предприятий и организаций.
Таким образом, грамотно продуманная и взвешаная с учетом возможных рисков политика ведения деятельности Югбанка позволила ему не только выстоять в экономической среде финансового рынка России, но и добиться необходимого развития и роста, выражающегося в стабильном увеличении положительных финансовых результатов, объема капитал и повышения доверия вкладчиков.
Глава 2.2.Анализ структуры активных операций АКБ «Югбанк»
Операции, связанные с размещением имеющихся у него ресурсов, называются активными. Пассивными, соответственно, считаются операции по привлечению средств.
Югбанк активно действует во всех сферах финансового рынка. Основным из направлений проведения активных операций банка является проведение невысоко рискованных спекулятивных операций, а кредитование реального сектора экономики, в результате чего в августе 1998 года удалось избежать обесценивания значительной части активов и минимизировать риски. С этой же целью создан страховой резерв под возможные потери по ссудам, величина которого на 01.01.99 года составила 6,6миллионов рублей, что соответствует требованиям Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ).
В корреспондентской сети Югбанка насчитывается 27 зарубежных банков. Счета НОСТРО открыты в банках США, Германии, Франции, Англии, Голландии, Италии, Японии и банках других стран. Поэтому общий объем валютных операций банка за 198 год составил в рублевом эквиваленте 17,1 млрд. рублей. Ухудшение общей экономической ситуации в стране во второй половине отчетного года способствовало увеличению объемов операций как наличной, так и с безналичной валютой.
С целью достижения оптимальной структуры активов, сохранения ликвидности и повышения рентабельности перед Югбанком в 1998 году стояла задача расширения объемов участия на фондовом рынке. Но в связи со сворачиванием рынка ценных бумаг объемы участия были снижены. Но, тем не менее за семь месяцев работы банка объемы инвестиций в ценные бумаги выросли на 3,9% и достигли к концу года 7% в общем, объеме активов (см табл.2.2)
Судить о качестве структуры активных операций позволяет анализ, выполненный по данным аналитической отчетности банка (см. приложение 1), информационной базой которого представлена в таблице 2.2
(таблица 2.2)
Приложение 1
Перечень документов, предоставляемых заемщиком
1.Документы, необходимые для рассмотрения вопроса о выдаче ссуды:
1.1.Баланс предприятия на 1-е число последнего месяца и последнюю квартальную дату
1.2.График поступлений и платежей заемщика
1.3.ТЭО, характеризующий сроки окупаемости, уровень рентабельности кредитуемой сделки (см. прилож.2)
1.4.Копии договоров в подтверждение кредитуемых сделок
1.5.Сведения о кредитах, полученных в других банках
1.6.Копии учредительных документов предприятия-заемщика
2.Документы, необходимые для открытия ссудного счета
2.1.Заплолненный заемщиком банк заявления на выдачу ссуды
2.2.Заполненая клиентом карточка с образцами подписей и оттиском печати (заверяются вышестоящей инстанцией либо нотариально)
2.3. Документы, подтверждающие наличие обеспечения ссуды (договор залога имущества, страховой полис, гарантии и т.д.)
2.4.Обязательство – поручение
Приложение 2
Технико-экономический расчет предполагаемой окупаемости кредитуемых затрат
-
Выручка от реализации (всего) Итого и с разбивкой по вертикали
-
Цена реализации единицы
-
Объем реализованной продукции
-
Расходы (всего)
4.1.Капитальные влажения
4.2.Текущие расходы
сырье и материалы
оплата труда
отчисления на соцстрах
уплата процентов за кредит
таможенные пошлины
уплата штрафов
прочие расходы
-
Погашение кредита
-
Отчисления в бюджет
-
Прибыль, остающаяся в распоряжение предприятия
Подпись директора и главного бухгалтера