Бюджет государства является ведущим звеном финансовой системы потому, что в нем определяется финансовая стратегия развития государства на определенный период.
Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства
2. В чем состоит назначение бюджет государства?
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций.
Таблица
Структура государственного бюджета
Доходы |
Расходы |
Налог с физических лиц (подоходный) |
Социальные расходы |
Налог на прибыль предприятий |
Военные расходы |
Налог с оборота (НДС) |
Расходы на фундаментальную науку и научные исследования |
Акцизы |
Расходы на финансирование экономики: а) предоставление субсидий, дотаций, займов; б) государственной инвестиции в) федеральные программы |
Таможенные пошлины |
Содержание государственного аппарата |
Прочее |
Обслуживание государственного долга |
Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:
1) представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;
2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
3) выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.
3. Чем определяется количество бюджетов, ежегодно составляемых в стране?
Количество бюджетов ежегодно составляемых в стране определяется государственным устройством страны. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
– местные бюджеты, в том числе:
– бюджеты муниципальных районов;
– бюджеты городских округов;
– бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
– бюджеты городских и сельских поселений.
Структура бюджетной системы России приведена на рис.
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.
Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ)
4. Сколько бюджетов составляется в городе, где вы живете?
В городе Краснодаре составляются бюджеты районов и города.
5. Какие основные бюджетные права вы знаете?
Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.
К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:
– установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
– разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
– разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
– определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;
– определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
– определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;
– установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
– составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
– установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
– осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;
– установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
– осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
– установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
– предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
– установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
– установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
– утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;
– установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
– формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;
– определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
– установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджетным кодексом РФ регламентируются также
полномочия федеральных органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов.
Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Федеральные органы законодательной власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс.
Федеральные органы исполнительной власти предоставляют неналоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
К ведению федеральных органов относится разграничение бюджетных доходов и расходов между федеральным и региональными бюджетами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджета субъектов Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете. Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом РФ.
6. Стабилизационный фонд
Стабилизационной фонд – финансовый резерв, созданный в целях нейтрализации воздействия внешнеэкономической конъюнктуры на состояние финансово, бюджета, денежно-кредитной политики.
Причины создания – чрезмерная зависимость экономики России от мировых цен на нефть и нефтепродукты, с сырьевой ее структурой и экспорта.
Формирование стабилизационного фонда является условием повышения управляемости финансами страны и направлено на снижение экономического развития в среднесрочной перспективе.
Список литературы
-
Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
-
Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевского. –М.: Юрайт-Издат, 2007.
-
Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. –М.: Дашков и К, 2006.
-
Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2007.
-
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И.Архипова. — М.: Проспект, 2005.
-
Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2007.