Обречены на сферу обслуживания

Обречены на сферу обслуживания 4.50/5, 2 голос.

072213 0241 1 Обречены на сферу обслуживанияАктуальность заявленного курса доказательств не требует. Двадцатилетнее существование в рамках модели постиндустриального общества, подразумевающей доминирующее развитие сферы торговли и услуг, привело к деградации промышленных производств (большинство из которых устарели и морально и физически) и кадров. С одной стороны, гражданам, за весь советский период истосковавшимся по товарному изобилию и доступному сервису, хотелось почувствовать себя «белыми людьми». С другой — очень скромные нынешние и ожидаемые темпы роста ВВП приводят к недвусмысленному выводу: без развития конкурентоспособного производства долго оставаться «белыми людьми» не получится. Торговля и услуги — это функции, производные от общего состоянии экономики, а не самодостаточные системы. Какими бы продвинутыми эти сферы ни стали, они не в состоянии обеспечить качественный общестрановой рост, да еще в ситуации, когда требуется мощный рывок.

Вслед за провозглашением на федеральном уровне — устами премьера Владимира Путина — новой экономической политики ревизию отраслевой структуры экономики начали проводить и региональные власти. Так, Московское правительство заявило о намерении создавать режим благоприятствования именно промышленному производству: власти выразили готовность снизить налоги и ставки по аренде, усовершенствовать схему госзаказа. Можно не сомневаться, что инициативу столицы скоро подхватят и другие регионы. Другой вопрос, насколько местные власти окажутся в состоянии реализовать свои благие намерения.

С глобальными индустриальными проектами, которые еще, правда, не названы, все более или менее понятно: они будут осуществляться на базе — еще сохранившейся и создаваемой вновь — крупных индустриальных мощностей, очевидно, при поддержке государства. А каким может стать вклад в новую экономическую политику малых и средних предприятий, ускоренное создание и развитие которых также было одной из фишек государственной политики последних десятилетий?

Чтобы определить потенциальный вклад, нужно представлять себе размеры «вкладчика». И тут выясняется, что со статистикой по малому и среднему бизнесу, одной из самых любимых игрушек властей, просто беда. Последние сводные данные Росстата датированы 2010 г., исследование МСП Банка — 2009-м. Вроде субъектов МСБ в стране сейчас около 5,5 млн. Актуальной картины их отраслевого распределения тоже нет, но, по экспертным оценкам, около 80% малых и средних предприятий работают в сфере торговли и услуг. «Перекос» вполне объясним: создание таких предприятий сопряжено с меньшими затратами и сопровождается быстрой отдачей.

Вклад представителей МСБ в ВВП, по разным ведомственным и экспертным оценкам, колеблется в диапазоне 17 — 25%. На фоне этих приблизительных цифр довольно вызывающе прозвучал в прошлом году наказ Президента Дмитрия Медведева довести долю «малышей» в ВВП к 2020 г. до 60 — 70%. Очевидно, что столь кардинальный рост способны продемонстрировать только предприятия торговли и сферы услуг. Промышленное предприятие поставить подобный рекорд не в состоянии по определению. Так какой же малый бизнес власти хотят видеть в действительности?

Специализированный государственный финансовый институт — МСП Банк, ориентированный именно на поддержку МСБ, в кредитном портфеле которого доля ссуд предприятиям торговли и сферы услуг превышает 40%, еще в прошлом году заявил о смене приоритетов. 

На 1 апреля 2012 г. поддержка субъектов МСП по приоритетным направлениям составляла 69% портфеля, из которых 34% приходились на модернизацию и энергоэффективность, 2% — на инновации, 18% — на социальный сектор и 15% — на производственный.

Приоритеты кредитования коммерческих банков в этой сфере пока не изменились. Банкиры, отвечавшие на вопросы анкеты БДМ, единодушно согласились с тезисом, что промышленность в стране развивать и наращивать просто необходимо. Теоретически они допускают, что вклад в «новую индустриализацию» способны внести и предприятия-«малыши». Однако идея поддерживать именно промышленные малые предприятия кредитными ресурсами особого энтузиазма не вызывает. Финансисты признают, что от 60 до 80% их кредитного портфеля МСБ представлены ссудами предприятиям торговли и сферы услуг — там и бизнес понятнее, и оборачиваемость средств высокая. А следовательно, риски такого кредитования минимальны.

Впрочем, кредитные организации, участвующие в программах специализированного МСП Банка, будут вынуждены кредитовать предприятия из неторгового сектора: госбанк, сам сменивший кредитный приоритет в пользу промышленных и инновационных предприятий, намерен добиться этого и от банков-партнеров. Но таких банков всего 119. Остальным институтам, чей патриотизм призовет кредитовать неторговые компании, все риски приходится и придется впредь брать на себя (а уровень просрочки по кредитам МСБ довольно высок). Или присоединяться к пулу МСП Банка, где установлен высокий входной ценз по показателям деятельности.

Представители банковского сообщества обращались в Банк России с предложением разрешить рефинансирование под залог кредитов малым предприятиям. Это была бы мера, стимулирующая выдачу ссуд МСБ. Однако Центробанк идею не поддержал.

В итоге, по расчетам агентства «Эксперт РА», совокупный кредитный портфель предприятиям МСБ вырос в 2011 г. всего на 19% — против 22% годом ранее. И первым сегментом, на который банки, начавшие испытывать проблемы с ликвидностью, закрыли лимиты, оказался именно сектор МСБ. Особенно решительно сократили кредитование «малышей» крупнейшие банки из числа топ-30: годовой прирост их портфелей по этому сектору оказался вдвое ниже среднерыночных показателей — 9,5%. Ожидать кредитного бума в нынешнем году, по мнению «Эксперта РА», тоже не приходится: прирост портфеля МБС не превысит 22%. По другим экспертным оценкам, составит не более 15 — 17%.

Отраслевая структура МСБ, похоже, обречена на «торговый перекос». Во-первых, кредитная политика банков стимулирует именно такие предприятия. Во-вторых, маловероятно, чтобы торговые палатки вдохновились патриотическими призывами к «новой индустриализации» и в спешном порядке начали налаживать производство чего-либо высокотехнологичного, — для этого требуются другие кадры и другие затраты. Вероятно, разбавить торгово-сервисное большинство способны лишь вновь создаваемые бизнесы, изначально ориентированные на производство.

Однако создать такое предприятие с нуля практически нереально. Главный вопрос — финансовые ресурсы. У среднестатистического инженера или крепкого производственника вряд ли найдутся средства на технологии, оборудование, аренду, оплату квалифицированных специалистов. А кредитная поддержка стартапов со стороны коммерческих финансовых институтов маловероятна: подавляющая часть банкиров, принявших участие в обсуждении темы на страницах БДМ, откровенно признались: риски нулевых проектов сложно просчитываются и слишком велики, чтобы принимать их на себя. Те же кредитные организации, что все-таки решаются на финансовую поддержку вновь создаваемых предприятий, эти неизвестные риски упаковывают в процентные ставки, о конечной величине которых умалчивают. С учетом того, что средняя кредитная ставка в МСП Банке составляет 12,3%, а в коммерческом — 15 — 17%, можно предположить, что кредитование стартапа будет стоить предпринимателю 20% и выше. Никакое производство такую ставку не «отобьет». Похоже, малый и средний бизнес обречен на торгово-сервисную нишу.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы