Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Актуальность темы исследования определяется следующим. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это – добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это – беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств».
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Задача исследования – рассмотреть процесс и механизм международной миграции трудовых ресурсов на примере России.
Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Первым массовым перемещением трудящихся стал целенаправленный завоз рабов из Африки на Американский континент, в результате чего в ХVIII – Х1Х веках население Африки не только не увеличилось, но и сократилось. После запрета рабства в США началась вторая крупная волна эмиграции из стран Старого Света в страны Нового Света.
В середине XIX века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения: массовая эмиграция населения из Ирландии в США. Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX века из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе ее экономического оживления.
Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы явились также аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.
Новая волна эмиграции из Европы в США отмечена в 20-е годы XX века. К уже названным причинам следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.
После второй мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США: во-первых, это устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей; во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.), Вьетнама (1974-1975 гг.), а также с Кубы (1980 г.); в-третьих, наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.
В Европе после второй мировой войны, в особенности с начала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы: рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран этого региона.
Международная миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.
В соответствии с классификацией МОТ различают пять основных типов современной международной миграции:
1) переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
2) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;
3) профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
4) нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;
5) беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.
Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Если в первой половине прошлого века преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу прошлого столетия наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После второй мировой войны на мировой рынок труда вышли научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.
На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции они составляют 1/4 занятых в строительстве и 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии — 50% всех горняков, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.
Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.
Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.
В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.
Тем не менее, общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:
– различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;
– различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;
– несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
– состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране эмиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции в рамках ПРС также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.
Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов. Среди них:
– глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;
– НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;
– развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;
– фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;
– процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;
– растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.
В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:
1) по направлениям: миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны; миграция между промышленно развитыми странами; миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны; миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;
2) по территориальному охвату: межконтинентальная; внутриконтинентальная;
3) по времени: безвозвратная; временная; сезонная;
4) по степени законности: легальная; нелегальная.
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных сфер необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими.
В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом, это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабских эмиратов и странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами — с другой.
Имеет место и миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном — это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Международная миграция рабочей силы — явление сложное и по своим последствиям неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции.
Во-первых, вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны.
Во-вторых, существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов.
В-третьих, иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции.
В-четвертых, велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению.
В-пятых, иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.
В-шестых, иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.
В-седьмых, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.
Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
– обостряется ситуация на национальном рынке труда;
– вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
– провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны, последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
– эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
– после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
– для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.
Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается.
Каждое экономическое явление в своем развитии проходит различные этапы, имеющие отличия не только по количественным параметрам, но и качественным. Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет ярко выраженные особенности.
Прежде всего, отметим возрастание масштабов миграции. В Канаде и Австралии удельный вес иностранного населения колеблется между 15 и 20%. Доля иностранцев в Швейцарии составляет 18,9%, в Бельгии — 9%, Германии — 8,8%.
На начало 2003 года в мире насчитывалось более 35 млн трудящихся-мигрантов, в то время как в 1960 году — лишь 3,2 млн чел.
Среди современных особенностей процесса международной трудовой миграции можно выделить следующие.
1. Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы.
В Канаде число эмигрантов, принятых на постоянное место жительства в 1999 – 2003 годах, достигало 1,2 млн человек по сравнению с 690 тыс. в 1985-1989 годах; в США аналогичные показатели составили 3,85 млн и 3 млн чел. соответственно.
2. Особенностью современного этапа является также увеличение внутриконтинентальной миграции. В 60-х — начале 70-х годов в Европе большое значение для стран, как эмиграции, так и иммиграции приобрела внутриконтинентальная миграция.
Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран Европейского Союза. В ЕС принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписанная 9 декабря 1989 г.). В «Хартии» декларируется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется ее социальным обеспечением.
Но мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах Евросоюза. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными.
Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может стать ее демпинг. Так португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.
Процессы внутриконтинентальной миграции усилились также на американском и африканском континентах.
3. Появление новых центров притяжения миграции.
В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центров притяжения рабочей силы:
— страны Западной Европы, где насчитывается 13 млн мигрантов и членов их семей. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды;
— Северная Америка: с 1995 года ежегодный доступ иммигрантов в США установлен на уровне 650 тыс. человек» из них 2/3 представляют собой категорию родственников и 1/3 — квалифицированные специалисты и члены их семей;
— нефтедобывающие страны Ближнего Востока, сформировавшиеся как рынок рабочей силы в 70-е годы. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет;
— Австралия, где используется около 200 тыс. иностранных рабочих. С 1982 года Австралия проводит миграционную политику, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны;
— страны Азиатско-тихоокеанского региона, где основными импортерами рабочей силы являются НИСы, а также Япония, Бруней;
— страны Латинской Америки, где общее число мигрантов составляет 3 млн человек. Наиболее распространенной формой является сезонная сельскохозяйственная миграция;
— страны Африки. Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция, составившая в 90-е годы более 2 млн человек. Основные принимающие страны этого региона — страны Северной Африки и ЮАР.
4. Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: бывшая Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой. Так, бывшая Югославия смогла сделать валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что ее казна постоянно пополнялась за счет трудовых переводов из-за рубежа.
5. Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 85 лет) преимущественно рабочих профессий.
6. «Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом и вслед за ним».
7. По-прежнему высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними. В США постоянно находится около 4 млн, а в Западной Европе около 3 млн нелегальных мигрантов.
В целом, можно говорить об интенсификации миграционных процессов во всех их проявлениях.
Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.
Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.
Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы. Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. В России с 1993 года существует Федеральная миграционная служба.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения. В дополнение к этому ряд стран принимает специальные эмиграционные программы.
Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.
В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики.
1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются. Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции. При ограничении срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.
2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.
3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:
1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности.
2. Введение возрастного ценза для въезжающих.
3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.
4. Ограничения политического характера.
5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.
6. Ограничение времени работы в стране: в Норвегии разрешение на временную работу выдается на срок не более 1 года, в Зимбабве — на срок не более 5 лет.
7. Запреты на профессии в явной форме или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.
8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции.
9. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.
Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.
Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов. Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств: стимулирование трудовой миграции; ограничение трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты: жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов; лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет; проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами; проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов; разработка программы рабочих мест для реэмигрантов; выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья; выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.
Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ) и др.
Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году, согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций, как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.
МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:
1. Разработка конвенций и рекомендаций о труде.
2. Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки.
3. Обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.
2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Трудовая миграция — нормальное явление жизни мирового сообщества. Она осуществляется в цивилизованных формах на основе национального законодательства и международных нормативных актов. Повышение степени открытости российской экономики и демократизация общества определили активное участие России в процессах международной миграции рабочей силы. Постепенное вхождение России в систему мирохозяйственного оборота, снятие ограничений на трансграничные передвижения людей ведут к тому, что она становится поставщиком рабочей силы на мировые рынки труда и одновременно сама становится центром принятия мировой рабочей силы.
Впервые широкий переселенческий процесс в поисках работы из Европы в Америку захватил Россию в XIX веке, когда за период с 1828 по 1912 год из нее эмигрировало примерно 4,5 млн человек. В законодательном порядке этот процесс не регулировался. Более того, российский закон не допускал перехода российских подданных в иностранное гражданство. Первое легальное разрешение на эмиграцию было дано евреям в 1892 году, но при этом они признавались покинувшими родину навсегда.
С началом XX века устарелость этих законов стала очевидной и в стране была разрешена деятельность эмиграционных агентств. В 1906 году был разработан проект «Положения об эмиграции», однако принят он так и не был.
Эмиграция из бывшего СССР включает в себя четыре потока. Первый и второй потоки связаны с трагическими событиями первой мировой и гражданской войнами (первый поток) и второй мировой войной (второй поток). Третий поток эмиграции — это в основном так называемая «этническая» эмиграция, когда выезд был разрешен евреям, немцам, грекам. За период с 1917 по 1985 год из России эмигрировало примерно 14,7 млн человек.
Четвертый поток эмиграции (уже из Российской Федерации) определяется теми возможностями, которые предоставил Закон РФ «О порядке выезда за пределы РФ и въезда на территорию РФ граждан», вступивший в силу с 1 января 1993 года.
Представление о процессах трудовой миграции в России дает табл. 12.13.
В последующие годы процесс трудовой миграции заметно возрос. Причинами интенсификации процесса эмиграции из России в 90-е годы явились:
— либерализация политических взглядов на эмиграцию, приведшая к снятию административных запретов и расширению реальных возможностей выезда из страны;
— обострение этнических и национальных конфликтов, вызывавших увеличение потоков мигрантов как из РФ, так и из республик бывшего СССР, появление в стране «горячих» точек, политическая нестабильность;
— большая «открытость» России привела к тому, что создались предпосылки для использования на мировом рынке труда граждан России, обладающих определенной подготовкой и знаниями, представляющими те профессии, спрос на которые в мире достаточно высок;
—ухудшающееся экономическое положение в стране, высвобождение рабочей силы из производства, финансовый кризис 1998 года, снижение жизненного уровня населения, низкий средний уровень заработной платы, не обеспечивающий нормальный, даже по российским меркам, уровень жизни.
Причины и последствия трудовой миграции в Российской Федерации те же, что и в целом мировом сообществе.
Основными центрами эмиграции из России являются Германия, Израиль, США, Греция. За период с 1990 по 1995 год на их долю пришлось почти 97% всех выехавших. Динамика эмиграционных потоков в вышеназванные центры притяжения российской рабочей силы представлена в табл. 12.14.
В 2003 году Россию покинуло 83 674 человека, в том числе количество эмигрантов в Германию составило 49186 человек, в Израиль — 16880, в США — 10853. Далее с большим отрывом идут Канада (1440 чел.), Италия (932 чел.) и другие страны.
В возрастной структуре выезжающих наибольшее количество приходится на лиц трудоспособного возраста — 59% от общего числа эмигрантов. Доля детей до 16 лет составляет 26,5%, людей пенсионного возраста -14,5%.
Численность выезжающих женщин в среднем превышает численность мужчин: на каждые 100 мужчин приходится 111 женщин.
Что касается качественного состава эмигрантов, то по данным МВД России, за 1995 год из страны выехало 11,3% высококвалифицированных кадров и интеллигенции. Сюда преимущественно относятся программисты, химики, электронщики, биологи, инженеры, врачи. В 1995 году в общей массе выехавших в США 2/3 составили специалисты с высшим и средним образованием (со значительным перевесом в сторону технического). Почти 3/4 эмигрировавших в Канаду и Австралию — дипломированные специалисты.
Во второй половине 90-х годов первое место в эмиграционных потоках ежегодно занимает выезд молодого трудоспособного населения для работы за рубежом (преимущественно в США, Канаде, странах ЕС) по трудовым контрактам, 50% которых возвращается по истечении срока контракта. Тем не менее, чистые потери трудовых ресурсов от выезда в другие страны, по оценкам Госкомстата, составляют ежегодно 100-125 тыс. человек.
Процесс иммиграции в РФ сохраняет некоторые черты иммиграции из бывшего СССР и вместе с тем существенно отличается от него. Иммиграция в СССР всегда была немногочисленной, несопоставимой ни с одной промышленно развитой страной.
Численность иммигрантов в Советском Союзе в 1986-1988 годах доходила до 200 тыс. Это была трудовая иммиграция, основную массу которой составляли вьетнамцы, китайцы и болгары. Вьетнамские рабочие работали на предприятиях легкой промышленности, болгары на строительстве газо- и нефтепроводов. Китайские рабочие были заняты в трудонедостаточных районах России, Казахстана и Украины; 40% из них работали в строительстве, 8% — на лесозаготовках, 15% — в сельском хозяйстве, т.е. на тяжелых, ручных работах.
Масштабы привлечения иностранной рабочей силы обусловливались экстенсивным характером советской экономики, необходимостью привлечения дополнительных трудовых ресурсов, преимущественно неквалифицированных. Рабочая сила привлекалась также для реализации совместных программ в рамках СЭВ.
Одним из результатов политических и социально-экономических преобразований в РФ стало ее превращение центр притяжения трудовых мигрантов из-за рубежа. К началу 90-х годов в России находилось 100 тыс. трудящихся-мигрантов. В последующие годы эта цифра постепенно увеличивалась и в первой половине 2003 года составила 282 тыс. человек, что на 15% больше, чем за этот же период в 1999 году (265 тыс. человек), о чем свидетельствуют данные табл. 12.15.
Иммиграционный поток в Россию представлен:
— реэмигрантами коренных национальностей Российской Федерации, выезжающими из стран ближнего зарубежья (в период распада СССР за пределами РФ проживало свыше 25 млн русских и около 4 млн лиц других коренных национальностей);
— иностранными гражданами, легально приезжающими на работу;
— нелегальными эмигрантами, часть которых после истечения законной иммиграции осталась в стране, а другая же попала в Россию, прибегнув к различным ухищрениям. Динамика сальдо миграции в РФ (табл. 12.16) свидетельствует о том, что миграция в страну имеет тенденцию затухающей волны: она сократилась с 810 тыс. чел в 1994 году до 154,6 тыс. чел в 2003-м. Причин этому несколько:
— уменьшился приток русскоязычного населения из стран СНГ, где ситуация стабилизировалась и стала проводиться более взвешенная политика в отношении русскоязычных граждан;
— финансовый кризис 1998 года сузил предложение вакансий на российском рынке труда и уменьшил размеры заработков;
– отсутствие соответствующей миграционной политики в РФ, направленной на поощрение трудовой иммиграции в условиях катастрофического ухудшения демографической ситуации в стране.
Начиная с ноября 1999 г. наметилась тенденция к некоторому увеличению миграционного прироста населения. В январе-апреле 2003 года рост положительного сальдо миграции по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 21,5 тыс. человек, или 25,2%. Он стал возможен в результате роста числа прибывающих из стран Содружества (кроме Украины, Таджикистана, Туркмении) на 7,3 тыс. человек (7%) и сокращения числа выбывших из России на 14,2 тыс. человек (35,1%).
Анализ данных миграции по национальному составу свидетельствует о том, что в Россию едут не только русские, украинцы, белорусы и представители других российских народов (татары, башкиры), но и представители коренных народов Закавказья и Центральной Азии. Причем в последние годы национальная структура мигрантов претерпела изменения: доля украинцев, белорусов уменьшается, а удельный вес народов Закавказья и Центральной Азии растет. За 1994-1998 годы чистый приток в Россию мигрантов, принадлежащих к титульным народам стран СНГ, составил 650 тыс. человек — 24% суммарного притока. Среди них большинство украинцев, а затем идут народы Закавказья: численность азербайджанцев возросла на 57 тыс., армян — на 131,2 тыс., грузин — на 42,0 тыс., таджиков — на 21 тыс., казахов — на 17,4 тыс., узбеков — на 7,8 тыс. человек. Активно въезжают в Россию граждане Молдовы — 18% иммиграционного прироста России.
В Россию, по разным оценкам, нелегально приезжает на заработки примерно 4-5 млн граждан из стран СНГ. Из них намерены остаться на постоянное жительство, по мнению экспертов, примерно 1 млн человек. В отличие от многих зарубежных стран, приток иностранной рабочей силы в РФ не оказывает заметного давления на внутренний рынок труда. Доля официально зарегистрированной иностранной рабочей силы составляет 0,4% в общей численности занятых в РФ.
В настоящее время в России проживают трудящиеся-мигранты из многих стран мира. Основными странами-экспортерами рабочей силы в дальнем зарубежье являются Китай, Югославия, Турция, Болгария, Вьетнам, Польша и Словакия.
Говоря об источниках миграции, нельзя обойти вниманием вопрос взаимоотношениях России и Китая. Происходит активное проникновение китайских иммигрантов на территорию Сибири и Дальнего Востока. По данным Федеральной пограничной службы России, за период с января 2000 по июнь 2003 года в Россию официально въехало 1,5 млн китайских граждан. Из них лишь 237 тыс. (16%) легально зарегистрировались, а остальные 84% «растворились» на территории России, часть обосновалась в Москве. Давление демографического и трудового потенциала Китая на Россию, и прежде всего на приграничные слабозаселенные ее регионы, нарастает. Масштабы использования иностранных работников из развитых стран, особенно из США, Канады, Японии и стран Западной Европы, крайне незначительны.
Основными центрами, притяжения мигрантов являются Центральный район (28,9% от общей численности въехавших). Западная Сибирь (20,6%), Северный Кавказ (11,2%), Дальний Восток (10,6%). По данным Федеральной миграционной службы РФ, в общем потоке трудовых мигрантов явно преобладают лица мужского пола (в 1995 году — 92%). В профессиональной структуре иммигрантов в РФ преобладают работники физического труда. Специалисты, приезжающие в РФ из промышленно развитых стран, представлены журналистами, преподавателями, инженерами.
Экспорт—импорт рабочей силы — общепринятые и широко распространенные явления в нынешней мировой практике. Обычно трудовая миграция развивается на основе межправительственных соглашений, договоров-подрядов фирм, предприятий разных стран;
индивидуальных инициатив самого работника; рекомендаций посреднических фирм; нелегальных каналов.
В 90-е годы, в РФ начала создаваться нормативно-правовая база процесса трудовой миграции. Принят ряд законов и нормативных актов, которые расширили возможности индивидуального выбора труда и страны проживания: законы Российской Федерации «О занятости населения», «О порядке выезда за пределы Российской Федерации и въезда на территорию Российской Федерации граждан Российской Федерации», «О беженцах». Федеральная миграционная программа; Постановление Правительства РФ № 539 от 08. 06.1993 «Об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей», указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и др.
Одновременно Россия присоединилась к Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и протоколу к ней (1967 г.). Конвенции МОТ по вопросам выезда на работу в другие страны. Принятые законодательные акты расширяют право граждан на осуществление профессиональной деятельности за границей, при этом поиск работы и трудоустройство за рубежом могут производиться как самостоятельно, так и с использованием посредников.
Во втором случае практическое решение всех вопросов, связанных с подготовкой к выезду граждан на работу за границу, возложено на негосударственные посреднические организации, агентства, фирмы — российские юридические лица, действующие на основании лицензии, выдаваемой Федеральной миграционной службой (ФМС) РФ.
Организация, получившая государственную лицензию по зарубежному устройству граждан, обязана выполнять следующие условия:
— бесплатно производить регистрацию граждан, предоставление анкет для формирования банка данных кандидатов;
— не допускать отчислений от заработной платы трудоустроенных за рубежом граждан;
— не взимать предоплат любых видов за содействие в трудоустройстве до заключения гражданином трудового договора с иностранным работодателем;
— не допускать продажи адресов иностранных работодателей, посреднических фирм, государственных органов занятости зарубежных стран без предварительной проработки с ними вопроса о возможности трудоустройства российских граждан;
— знакомить граждан с условиями Положения по зарубежному трудоустройству и деятельности ФМС;
— ежеквартально предоставлять в орган, выдавший лицензию, сводные данные о профессионально-квалификационной структуре, половозрастном составе и сроках действия контрактов граждан с указанием страны иммиграции и выполняемого у иностранного работодателя вида работ;
— нести ответственность за достоверность информации, предоставляемой гражданину, и др.
Для получения лицензии посредническая фирма должна предоставить в ФМС договор с иностранным партнером, через которого она собирается устраивать российских граждан на работу; заключение Федеральной службы занятости России о том, что деятельность по трудоустройству не ухудшает ситуации на российском рынке труда; копию свидетельства о регистрации организации в качестве юридического лица; копии учредительных документов организации; заявление.
Российская посредническая фирма возмещает свои затраты за счет комиссионных, полученных от зарубежного работодателя, которому она подыскивает кадры. Фирмы-посредники также получают доходы за обучение, консультации, помощь в приобретении билетов, визы на выезд и другие услуги от граждан-мигрантов.
Начиная с 1991 года, Россия участвует в переговорах с рядом стран о получении квот на рабочие места. Подписано два соглашения с ФРГ «О занятости работников российских предприятий в рамках выполнения договоров подряда» (квота — 10 тыс. человек) и «О занятости лиц, работающих по найму с целью повышения их профессиональных и языковых знаний» (ежегодная квота — 2 тыс. работников разных отраслей).
Подобные соглашения подписаны с Великобританией, Финляндией, Швейцарией, Польшей, Китаем. Предложены проекты соглашений таким странам, как Австрия, Норвегия, Чехия, Франция, Кувейт. Поступили предложения из Венесуэлы и Аргентины.
Исходя из сложившейся практики и действующего законодательства, выделяются следующие варианты работы российских граждан за рубежом:
1) служебные командировки за границу для работы в посольстве, представительствах и т.п., которые финансируются за счет бюджетных средств;
2) служебные командировки за границу для работы в представительствах заводов, предприятий, внешнеэкономических объединений и т.п., финансируемые за счет хозрасчетной деятельности;
3) служебные командировки для работы в составе зарубежных фирм по контрактам, заключенным между российскими и зарубежными юридическими лицами;
4) работа за рубежом в составе российских организаций, созданных за границей для выполнения различного рода работ (строительство, монтаж оборудования и др.);
5) работа (стажировка) на зарубежной фирме в рамках межправительственных соглашений;
6) работа за рубежом по индивидуальному трудовому контракту, заключенному между российским специалистом и иностранным юридическим лицом;
7) работа в составе международных организаций (ООН и др.).
На весь период работы за рубежом в случаях, рассмотренных выше (варианты 1-5) специалист находится в трудовых отношениях только с российскими юридическими лицами. Это может быть организация, где он работал до выезда или которая финансирует его расходы, связанные с командировкой. На эти случаи полностью распространяются все положения действующего российского законодательства, относящиеся к социальному обеспечению. По действующим правилам эти организации выплачивают специалисту, направленному за границу, заработную плату:
— в рублях: в размере 60% от среднемесячного заработка за последние два месяца до выезда за границу по месту основной работы;
– в иностранной валюте: в соответствии со схемой должностных окладов по каждой категории специалистов в данной стране.
Трудящиеся-мигранты 6-7 категорий прекращают свои трудовые отношения с российской организацией и строят их с иностранными работодателями, полностью подчиняясь трудовому законодательству страны своего пребывания. Условия работы российского гражданина за рубежом непременно должны оговариваться в индивидуальном трудовом договоре, так как на межправительственном уровне Россия до сих пор не урегулировала вопрос о социальной защите российских граждан за рубежом ни с одной страной.
Участие России в международной трудовой миграции все более очевидно. Но стоит помнить, что как бы ни был важен международный обмен рабочей силой, он содержит в себе и преимущества и недостатки, поэтому Россия должна учитывать их ради собственного благополучия.
Таким образом, начавшаяся интеграция российской экономики в мировое хозяйство сопряжена с дальнейшим развитием и совершенствованием всех форм международных экономических отношений и направлена на формирование потенциала ее экономического роста, на превращение РФ в равноправного члена мирового сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции.
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции.
Миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России и стран зарубежья. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Анализ миграционных процессов и прогноз их до 2005 года // Общество и экономика. 2000. №9.
-
Градобитова Н.А., Рубинская Э.Т. Международная миграция рабочей силы.– Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
-
Киреев А. Международная экономика. –М.: Международные отношения, 2004.
-
Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. –М.: Юристъ, 2003.
-
Мировая экономика / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. –М.: Флиант, 2004.
-
Пузакова Е.П. Мировая экономика. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
-
Цапанко И. Социально-политические последствия международной миграции населения // МЭ и МО, 2000. № 3.
-
Цаенко И. На перекрестках иммиграционной политики // МЭ и МО. 2000. № 10