ДЕНЕЖНАЯ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Оцените статью

080214 1530 1 ДЕНЕЖНАЯ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИОсновные параметры денежной системы РФ определены в федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Денежная система Российской Федерации основывается на признании в качестве официальной денежной единицы рубля. Введение в обращение на территории страны иных денежных знаков запрещено законом. Один рубль делится на 100 копеек. Банком России эмитируются: а) монеты 1,5,10,50 коп. и 1, 2, 5, 10 руб.; б) купюры достоинством 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 руб.

Наряду с монетами Банка России продолжают обращаться на территории Российской Федерации в качестве законного средства платежа инвестиционные монеты: а) золотой червонец (10 руб.), содержащий 7,742 г чистого золота, выпускавшийся в обращение Госбанком СССР в 1975—1982 гг.; б) серебряная монета номиналом 3 руб. с изображением соболя, содержащая 31,1 г чистого серебра, выпускавшаяся в обращение Банком России в 1995 г.

Официальное соотношение между рублем и золотом, другими драгоценными металлами не устанавливается.

В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающими. Совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции.

Денежный оборот включает: платежный оборот, безналичный денежный оборот (в странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90% всего совокупного денежного оборота, в России его доля значительно меньше; налично-денежный оборот.

Банковская система — это такое целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995 г.) отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации.

Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает: включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям; имеет специфические свойства; действует как единое целое; является динамичной; выступает как система «закрытого» типа; обладает характером саморегулирующейся системы; является управляемой системой.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых – обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

Правовой основой банковской деятельности прежде всего служит Конституция РФ, Гражданский и Налоговый кодексы, а также банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоявшее время в России действуют шесть законов, прямо относящихся к работе банков. Это Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации» (2002 г), «О банках и банковской деятельности» (1996 г), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1999 г.), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации» (1999 г.), «О налогообложении доходов банков» (1991 г), (1999 г.), «О налогообложении доходов банков» (1991 г.), «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (2003 г).

Банковская система России находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит из предшествующей, поэтому содержит «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной – появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

Банковская система выступает как управляемая система – Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы).

Все эти признаки свойственны и российской банковской системе, которая в современных условиях, будучи системой переходного периода, тем не менее, является развивающейся системой.

Банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации. Таким образом, в настоящее время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскимй (похожими на банковские).

В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства иностранных банков. Иностранным банком считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Запрет на открытие и операции иностранных банков в РФ был снят с 1 января 1996 года. На деятельность филиалов и представительств иностранных банков распространяется правовое регулирование банковской деятельности в России.

Кредитные организаций могут создавать союзы и ассоциации, Им запрещено осуществлять банковские операции. Цель их деятельности — не получение прибыли, а защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. В РФ крупнейшей является Ассоциация российских банков (АРБ). В 1997 году она насчитывала 1018 членов, в том числе 864 банка. С учетом филиалов и отделений банков АРБ объединяла около 95 % банковских учреждений России.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)», в соответствии с которым уставный капитал и иное существо являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжением имуществом, включая его золотовалютные резервы.

Правовой статус Банка России носит комплексный характер. Он складывается из ряда «отраслевых» статусов (конституционный, административно-правовой, финансово-правовой, гражданско-правовой и др.).

Поскольку Банк России является юридическим лицом, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений. Вместе с тем он обладает властными полномочиями, что не свойственно гражданскому праву.

Вопрос о правовом статусе Центрального банка является дискуссионным в юридической науке. Точки зрения на правовую природу Банка России можно условно разделить на следующие группы: Банк России — предприятие и учреждение одновременно; Банк России — унитарное предприятие; Банк России — некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода, федеральный орган государственной власти особого рода; Банк России — учреждение; Банк России — орган государственного управления, но при этом не, включенный в систему органов исполнительной власти.

Правовой статус Банка России складывается из двух составляющих — государственно-властной (публично-правовой) и гражданско-(частно)-правовой.

Публично-правовая составляющая статуса Центрального банка реализуется через функции регулирования деятельности денежно-кредитной и банковской системы, лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов, нормотворчества, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства. Правоотношения между Центральным банком и коммерческими банками при реализации указанных функций строятся на принципах власти и подчинения. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, они носят ярко выраженный вертикальный характер. Но эта вертикальность основана не на организационной, а на функциональной подчиненности (регулировании денежно-кредитной и банковской системы и т.д.).

Так, Банк России, в соответствии со ст. 7 Закона о нем, по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Особенности публично-правового характера статуса Банка России определяют и его взаимоотношения с органами государственной власти. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы финансового, валютного и кредитного регулирования, а также денежная эмиссия отнесены к ведению Российской Федерации. Именно эти функции на федеральном уровне осуществляются Банком России. Еще одним свидетельством признания публичности статуса Банка России является его подконтрольность и подотчетность Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Это означает, что назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России производится Государственной Думой по представлению Президента РФ; назначение и освобождение от должности членов Совета директоров Центрального банка осуществляется также Государственной Думой по представлению Председателя Центробанка. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение; два раза в год Председатель Банка России докладывает Государственной Думе о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики); о деятельности Банка могут проводиться парламентские слушания.

Важной публично-правовой функцией Центрального банка является осуществление денежной эмиссии и организация денежного обращения. В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия, т.е. выпуск в обращение наличных денег, осуществляет исключительно Центральным банком РФ. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из 100 копеек. Формой выражения денежной единицы являются банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, представляющие собой единственное законное средство платежа на территории РФ. Банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Не устанавливается и официальное золотое содержание денежных единиц. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты, а также об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Однако следует отметить, что порядок осуществления эмиссии до настоящего времени законодательно не определен.

В целях организации налично-денежного обращения в РФ Банку России предоставлены такие государственно-властные полномочия, как прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

Таким образом, с точки зрения публичного назначения и обладания государственно-властными полномочиями Банк России можно охарактеризовать как орган государства по управлению денежно-кредитной сферой, что в определенной степени согласуется и с позицией (ученых-административистов.

Вместе с тем Банк России является также банковским учреждением (хотя и с ограниченными функциями), т.е. обладает рядом признаков хозяйствующего субъекта. В соответствии со ст. 45 Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для достижения установленных ему настоящим Федеральным законом целей:

  1. предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
  2. покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
  3. покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  4. покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и
    иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
  5. покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные
    (документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
  6. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды
    валютных ценностей;
  7. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
  8. выдавать гарантии и поручительства;

    9)    осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

    10)    открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

  9. выставлять чеки и векселя в любой валюте;
  10. осуществлять другие банковские операции от своего имени,
    если это не запрещено законом.

    Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными заколами. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

    Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами; приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законом; осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций; заниматься торговой и производственной деятельностью и др.

    Хотя, в соответствии со ст. 3 .Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» получение прибыли не является целью деятельности Банка, однако существует внутреннее противоречие со ст. 2 и 26 этого Закона, предусматривающими осуществление расходов Банка за счет собственных доходов, а также перечисление в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли. Таким образом, Банк России объективно не может освободиться от деятельности, направленной на получение прибыли.

    Анализ правового положения Банка России в сравнении с теоретическими конструкциями различных видов юридических лиц, известных Гражданскому кодексу, не позволяет однозначно отнести его ни к одной из них. Правовая Природа Центрального банка в том виде, в каком она следует из действующей редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», может быть определена следующим образом. Центральный банк является коммерческой организацией, которая владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся В федеральной собственности, на особом вещном праве, не известном ГК РФ. Коммерческая деятель-ость Банка России совмещается им с осуществлением функций по правлению кредитной системой Российской Федерации.

    Такая двойственная природа Банка России в определенной степени может быть объяснима объективно существующим требованием независимости его деятельности. Управление денежными потоками и развитие банковской системы предполагают учет долгосрочных финансовых интересов общества. Центральный банк призван сдерживать конъюнктуру с тем, чтобы финансовые потоки направлялись именно туда, уда их «затребует» сама экономика и ее естественный механизм, обусловленный спросом и предложением денежных ресурсов. Для этого Центральный банк должен быть достаточно независим по отношению законодательной и исполнительной власти. Здесь нужна своя система сдерживания и противовесов. Сближение государства и капитала всегда нежелательно.

    В качестве таких сдержек и противовесов, с одной стороны, выступают государственно-властные полномочия Банка по руководству денежно-кредитной системой государства, а с другой — отсутствие Банка в структуре органов исполнительной власти, особые отношения с законодательной властью, коммерческая деятельность и самофинансирование, обеспечивающие независимость от государственного бюджета.

    Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые, осуществления деятельности Банка России.

    Банк России обладает экономической и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти, экономическая независимость проявляется в организационно-финансовом аспектах.

    Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжений своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается. Финансовую независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а последнее — по его обязательствам. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон добровольно принимает на себя такие обязательства или когда иное предусмотрено федеральными законами. Банку России запрещено кредитовать федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда та возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете) и бюджеты субъектов РФ.

    Политическая независимость Банка России проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством РФ, а также в его самостоятельности в решении кадровых вопросов. Политическая независимость Банка России выражается и в том, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие Закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Это выражается в том, что Государственная Дума означает на должность и освобождает от нее Председателя Банка России по представлению Президента РФ, а также членов Совета «ректоров по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решение, принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений, проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Дума заслушивает доклады Председателя о деятельности Банка России. Представители Государственной Думы входят в состав Национального банковского совета.

    Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

  11. защита и обеспечение устойчивости рубля;
  12. развитие и укрепление банковской системы РФ;
  13. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и не имеют обратной силы, нормативные акты Банка России издаются в форме его указаний, положений и инструкций. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размеры резервных требований и обязательных нормативов; прямые количественные ограничения, а также правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России.

     

     

     

     

     

     

    3. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

     

    Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухучета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Минфин России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством. Место нахождения Минфина России — Москва. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

    Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Росстрахнадзора, Росфиннадзора и Росфинмониторинга.

    Минфин России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами России и др. Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Минфин России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством РФ. Структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

    Министр финансов РФ:

    распределяет обязанности между своими заместителями;

    утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству;

    в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

    решает в соответствии с законодательством о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

    утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных и федеральном бюджете;

    утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении;

    вносит в Правительство РФ по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности федеральных служб и фонде оплаты труда их работников;

    вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов;

    дает поручения подведомственным Министерству федеральным службам и контролирует их исполнение;

    отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных служб, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;

    назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб заместителей руководителей федеральных служб, руководителей территориальных органов федеральных служб;

    представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами России;

    издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства — приказы ненормативного характера.

    Минфин России наделен следующими полномочиями:

    вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

    принимает нормативные правовые акты;

    осуществляет ряд полномочий в бюджетной сфере;

    обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

    осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций;

    организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством срок;

    обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

    обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб по их мобилизационной подготовке;

    организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

    взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

    осуществляет в соответствии с законодательством работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе его деятельности;

    осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Минфин России может принимать следующие нормативные правовые акты:

    порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы России и консолидированного бюджета страны;

    порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

    порядок применения бюджетной классификации России;

    формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

    форму таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;

    форму акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа;

    акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;

    порядок и условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

    форму решения о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;

    порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Минэкономразвития России;

    порядок ведения государственной долговой книги России и передачи Мининформсвязи России информации из государственной долговой книги субъекта Федерации и муниципальной долговой книги;

    порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг и иных долговых обязательств;

    отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;

    стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг;

    форму заявления о государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных ценных бумаг, а также форму представления отчетов об итогах эмиссии этих ценных бумаг;

    условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;

    предельные нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок;

    нормы расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и федеральными учреждениями;

    порядок ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности;

    порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и реализуемые из него;

    акт о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении;

    акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

    формы и сроки представления отчетности о лотереях;

    требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков;

    регламент работы и состав экспертной комиссии по рассмотрению материалов, представленных для получения лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также на торговлю этой продукцией, и др.

    Минфин России осуществляет ряд полномочий в бюджетной сфере, например:

    составляет проект федерального бюджета;

    утверждает и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

    доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

    ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Правительство РФ отчетность об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета России;

    открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством, устанавливает режим счетов федерального бюджета;

    открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

    ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

    организует распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством;

    управляет в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ;

    организует методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

    осуществляет методологическое обеспечение кассового обслуживания органами Казначейства России бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;

    организует ведение главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;

    заключает от имени России договоры о предоставлении государственных гарантий России и договоры обеспечения регрессных требований гаранта;

    управляет в установленном порядке государственным долгом России;

    ведет государственную долговую книгу России и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Федерации и муниципальных образований;

    выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг;

    осуществляет государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных ценных бумаг;

    обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

    в установленном порядке ведет переговоры и подписывает от имени Правительства РФ многосторонние соглашения с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;

    организует формирование и использование ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

    утверждает прейскурант цен на драгоценные камни, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и реализуемые из него;

    организует реализацию международной схемы сертификации необработанных природных алмазов;

    собирает, обрабатывает и анализирует информацию о состоянии государственных и муниципальных финансов;

    организует перечисление межбюджетных трансфертом из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований;

    согласует решения Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов и др.

    Минфин России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право;

    запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

    учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в его ведении федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

    привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере его деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

    создавать координационные и совещательные органы (сонеты, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

    учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к его компетенции и подведомственных ему федеральных служб.

    Минфин России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

    При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Минфин России не может устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение этих документов актами Президента РФ и Правительства РФ.

     

     

    ЗАДАНИЕ 3

     

    Арбитражный суд рассмотрел иск товарищества «КМК» (Нижний Новгород) к корпорации «Виктор» на 343,5 млн. руб.

    В конце октября 1996 года стороны заключили договор о сотрудничестве, по которому «КМК» перечислил ответчику 100 млн. руб. в качестве вклада на продажу нескольких самолетов. Ответчик обязался через 92 дня вернуть средства, уплатив товариществу часть свой прибыли от эксплуатации самолета (50 млн. руб.). Впоследствии по просьбе «Виктора» истец продлил действие договора до начала апреля 1998 г. с условием дополнительной уплаты ответчиком 76,5 млн. руб. – процентов за пользование его средствами.

    «Виктор» свои обещания не выполнил, вернув «КМК» всего 57 млн. руб. Остальную задолженность истец решил взыскать в судебном порядке. В сумму иска вошел также штраф за просрочку возврата денег (1% от суммы долга за каждый день просрочки).

    Ответчик заявил суду, что «КМК», выдав ему кредит, нарушил тем самым запрет Центробанка заниматься кредитными операциями без соответствующей лицензии. Поэтому, по мнению ответчика, «КМК» не вправе требовать ни проценты по кредиту, ни штраф за его возврат.

    Поясните понятия: юридического лица, содержания правоспособности юридического лица. Какое решение примет суд по данному иску?

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Юридическое лицо согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Можно выделить следующие моменты, характеризующие юридическое лицо: а) фирменные наименования; б) определенная организационная структура; в) регистрация в государственном реестре юридических лиц; г) гражданские права (соответствующие целям деятельности, декларированным в учредительных документах) и ответственность по своим обязательствам; д) наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления определенных видов деятельности; е) самостоятельный баланс; ж) наличие счета в банке; з) юридический адрес.

    Правоспособность юридического лица – способность юридического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей. Особенности правоспособности юридического лица определены статьей 49 ГК РФ.

    Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

    Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

    Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

    Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

    Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами

     

    В октябре 1996 года стороны заключили договор о сотрудничестве, по которому товариществу «КМК» перевело ответчику корпорации «Виктор» денежные средства в качестве вклада на покупку нескольких самолетов. Налицо заключение договора займа, в соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

    Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

    Право истца на получение процентов по договору займа основывается на ст. 809 ГК РФ, в соответствии с ч. 1 указанной статьи займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

    Обязанность ответчика возвратить заемщику возвратить сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа основывается на положениях ч. 1 ст. 810 ГК РФ.

    Как видно из условия задачи, ответчик корпорация «Виктор» нарушило сроки порядок возврата денежных средств.

    В соответствии со ст. 811 ГК РФ, в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 настоящего Кодекса, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 809 ГК РФ

    В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

    Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.

    Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

    Суд, руководствуясь ст.ст. 395, 809, 810, 811 ГК РФ, вынесет решение об взыскании с ответчика суммы основного долга, процентов по займу и штраф ввиде покрытия убытков истца. В удовлетворении встречных требованиях ответчика откажет.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    По условию задачи, в октябре 1996 года между товариществом «КМК» и корпорацией «Виктор» заключен договор о сотрудничестве, т.е. фактические создано простое товарищество. В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

    Договор между товариществом «КМК» и корпорацией «Виктор» заключен с целью совместного приобретения нескольких самолетов с целью их перепродажи.

    Cтатьей 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. Таким образом, особенностью договора простого товарищества является то, что у сторон по нему имеется обязанность соединить вклады и совместно действовать, но отсутствуют обязательства по передаче чего-либо одним товарищем другому в собственность. В соответствии со статьей 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью. Поскольку подлежащий внесению денежный вклад по договору простого товарищества становится общей долевой собственностью товарищей, сторона по договору не вправе требовать взыскания в принудительном порядке с другой стороны в свою пользу суммы вклада, так как это противоречит природе договора данного вида. Нельзя признать это требование и способом возмещения убытков.

    Согласно действующему законодательству (ст.1044 ГК РФ) общие дела ведутся по общему согласию, если иное не предусмотрено договором (например, по большинству голосов). Права товарищей при решении общих вопросов равны и не зависят от вклада в общее имущество.

    В соответствии со ст.1048 ГК РФ прибыль, полученная участниками в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов в общее дело, если иное не предусмотрено договором или иным соглашением участников. Распределение прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности между участниками договора осуществляется после покрытия затрат и убытков по совместной деятельности на основании соглашения между ними. Однако если такое соглашение между участниками отсутствует, то доходы и убытки распределяются пропорционально стоимости вкладов участников с учетом выполнения ими своих обязанностей по договору и степени участия в общем, деле.

    Расходы и убытки от совместной деятельности погашаются за счет общего имущества или определенной его части, и только при его недостатке будет использоваться имущество, находящееся в личной собственности участников, которым в соответствии со ст.1047 ГК РФ они отвечают по общим обязательствам простого товарищества. Прибыль, полученная в результате совместной деятельности, распределяется между участниками до налогообложения на основании заключенного ими договора. Доход, полученный каждым участником совместной деятельности после распределения, подлежит налогообложению. Необходимо подчеркнуть, что соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в покрытии общих расходов или убытков, ничтожно (ст.1046 ГК РФ). ГК РФ предусматривает два вида ответственности (долевую и солидарную) в зависимости от того, для какой цели было создано товарищество и каков был характер обязательства. Для наступления ответственности также имеет значение тот факт, что обязательство было общим, т. е. связано с совместной деятельностью. Нормы об ответственности являются императивными и не могут быть изменены соглашением сторон. Основания и размер ответственности определяются по общим правилам гл. 25 ГК РФ. При недостаточности общего имущества необходимые суммы в той же пропорции возмещаются из личного имущества товарищей. По общим обязательствам, не связанным с договором (например, из совместного причинения вреда), участники такого товарищества отвечают солидарно (ст. 322 — 325 ГК РФ). Если договор простого товарищества был направлен на осуществление предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем обязательствам независимо от оснований их возникновения.

    В соответствии со ст. 1049 кредитор участника договора простого товарищества вправе предъявить требование о выделе его доли в общем имуществе в соответствии со статьей 255 ГК РФ. Кредитор участника долевой или совместной собственности при недостаточности у собственника другого имущества вправе предъявить требование о выделе доли должника в общем имуществе для обращения на нее взыскания.

    Если в таких случаях выделение доли в натуре невозможно либо против этого возражают остальные участники долевой или совместной собственности, кредитор вправе требовать продажи должником своей доли остальным участникам общей собственности по цене, соразмерной рыночной стоимости этой доли, с обращением вырученных от продажи средств в погашение долга.

    В случае отказа остальных участников общей собственности от приобретения доли должника кредитор вправе требовать по суду обращения взыскания на долю должника в праве общей собственности путем продажи этой доли с публичных торгов.

    Предъявив требование о возврате средств, товарищество «КМК» фактические потребовало о выделе его доли в общем имуществе в соответствии со статьей 255 ГК РФ.

    Таким образом, суд, руководствуясь ст. ст. 255 ГК РФ, 1043, 1048, 1049 ГК РФ примет решение об удовлетворении иска товарищества «КМК» в части возврата внесенной денежной суммы, о распределении прибыли согласно внесенным долям в созданное простое товарищество, в части взыскания штрафов и пени будет отказано.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  14. Конституция РФ: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2003.
  15. Гражданский кодекс РФ. Ч.1 от 30 ноября 1994. /// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  16. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г // СЗ РФ. № 24. Ст. 406.
  17. Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Т. 1. СПб., 2006.
  18. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Н.К. Толстого. М., 2005.
  19. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. М.,2005.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.