1. Для эффективного финансирования необходимо выбрать не более пяти приоритетных направлений. На данный момент это инфраструктура (транспорт, энергетика и т.п.), наука (фундаментальная и прикладная) и образование (прежде всего, техническое), без развития которых невозможно создание условий для модернизации реального сектора экономики. Наш банк, к примеру, учредил стипендии и гранты в поддержку образования перспективных молодых специалистов ведущих российских технических вузов. В программе участвуют такие вузы, как Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова, Московский авиационный институт и Финансовый университет при Правительстве РФ. Кстати, выпускники финансового вуза могут поступить на работу в наш банк, а успешные студенты МАИ — на предприятия холдинга «Сухой».
2. Сложно абстрактно рассуждать, какова должна быть доля государственного бюджета, выделяемая на цели модернизации. Это будет зависеть от возможностей бюджета (государство не может отказаться от обязательных статей расходов в пользу модернизации) и от конкретных, заранее запланированных направлений государственной поддержки. Целесообразным будет ориентироваться на бюджеты ЕС и США, где доля инновационных расходов превышает 10% от всего бюджета.
Государственная поддержка необходима в тех случаях, когда проекты или направления не могут принести явную коммерческую выгоду в ближайшей перспективе, а рассчитаны на долгосрочный эффект. То есть проекты, имеющие государственную значимость, реализация которых невозможна с использованием трех — пятилетних коммерческих кредитов. Например, повышение качества технического образования в России — ведь без квалифицированных, целеустремленных и мотивированных инженеров модернизация реального сектора экономики сомнительна, но, чтобы вырастить их, требуются годы.
Для коммерческих проектов с длительными сроками окупаемости трудно привлечь исключительно частное финансирование, поэтому необходимо предусмотреть различные варианты совместного участия государственного и частного капиталов. Но обязательно должен быть разработан эффективный механизм контроля над использованием государственных финансовых ресурсов. Если говорить о нашем банке, то мы готовы принять участие в совместном финансировании инфраструктурных проектов в рамках соответствующих государственных программ.
Модернизация — процесс необходимый, но, поскольку это «дело новое», далеко не все проекты окажутся в итоге успешными. Использование на эти цели средств пенсионных фондов ни с этической, ни с экономической точек зрения не оправдано. Финансирование модернизации должно осуществляться за счет отдельных статей бюджета при наличии надлежащего контроля со стороны государства.
3. Соотношение государственного и частного капиталов в финансировании модернизации будет меняться с течением времени. В настоящее время, естественно, реализация крупных инфраструктурных проектов невозможна без значительных бюджетных средств (не менее 80%), но в дальнейшем доля государства должна сокращаться.
4. Незначительное участие частных банков и инвестиционных компаний обусловлено, прежде всего, рыночными факторами — отсутствием долгосрочных, стабильных и «недорогих» источников фондирования.
Расширение участия частных банков в финансировании модернизации возможно за счет развития различных его форм — не только прямого финансирования или софинансирования, но и приобретения ценных бумаг, выпущенных под проекты модернизации. Возможно также привлечение средств частных банков в целях краткосрочного кредитования для пополнения оборотных средств организаций в рамках государственных программ бюджетного финансирования. В этом случае организациям, использующим бюджетное и частное финансирование, должно быть разрешено включать процентные расходы в сметы проектов и предусмотрено дотирование этих расходов из бюджета.
5. Основным стимулом для частного капитала должна стать коммерческая привлекательность проектов, связанных с модернизацией. А задача государства — обеспечить условия для привлечения частного финансирования. В связи с этим система льгот, вероятно налоговых, лишней не будет.
6. Безусловно, расходование выделяемых на модернизацию государственных средств нужно контролировать на всех стадиях реализации проекта — от подготовки бизнес-плана до стадии эксплуатации.