ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Оцените статью

081014 1953 1 ПОНЯТИЕ И  СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Понятие денежной системы государства

 

Под денежной системой государства понимается законодательно закрепленное устройство денежного обращения, включающее взаимодействие образующих ее элементов. Первые денежные системы начали формироваться в XVI—XVII вв. в условиях становления централизованных государств и их национальных товарных и финансовых рынков. В зависимости от вида денег различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы бумажно-кредитного обращения. Если первый тип был характерен для начальных этапов развития денежных систем, то в настоящее время в различных государствах установился второй тип денежных систем [21, C. 45].

В результате правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации создана денежная система, включающая следующие элементы:

1) официальную денежную единицу (рубль, состоящий из ста копеек);

2) эмиссию наличных денег;

3)организацию наличного денежного обращения.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк.

Первым элементом денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке официальной [5] денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и публикуется Центральным банком. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но и не превышает пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны. Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денег. Эмиссионная система представляет собой установленный законодательством порядок эмиссии и обращения денег. Существует ряд общих черт в проведении эмиссии в различных странах, в том числе выпуск банкнот возлагается на главный банк страны (центральные, национальные банки, в США — Центральная резервная система), а казначейских билетов и монет — на казначейства.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой понимается выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки, а эмиссию безналичных денег — коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны.

 

1.2. Типы денежных систем

 

В процессе развития идет постепенный переход от товарных денег к металлическим, от металлических — к бумажным. В настоящее время бумажные деньги претерпевают качественное изменение направлении к виртуальным формам выражения.

Товарные (скот, шкуры животных и т. п.) и металлические деньги имели естественную товарную основу. Товарные, металлические и бумажные деньги можно определить как вещественные по природе. Записи на счетах, электронные деньги предстают в невещественной форме. Их развитие совпадает с общим процессом умножения всех форм интеллектуальной собственности. Появление новых типов денежных систем, увеличение многообразия составляющих их элементов, умножение проблем защиты денежных единиц, процессы международной интеграции и глобализации приводят к их масштабному обновлению. Вместе с тем каждое суверенное государство самостоятельно принимает решение об организации национальной денежной системы.

Денежная система страны — это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформленная законодательно. Денежные системы государств возникают и эволюционируют но мере развития видов и форм денег [15, C. 46].

Характеристика денежной системы страны основывается на определении ее типа и составляющих элементов.

Типы денежных систем определяются прежде всего в зависимости от формы денежного материала (товарной, металлической, бумажной, виртуальной). Товарные и металлические деньги являются полноценными, бумажные и виртуальные — неполноценными.

На базе данного принципа можно дать следующую классификацию основных типов денежных систем:

– товарные;

– металлические (монометаллические и биметаллические);

– фидуциарные (собственно бумажные и кредитно-бумажные, электронные). Кроме названных основных типов денежных систем, существуют их смешанные и переходные разновидности [14, C. 21].

В рамках всех типов денежных систем возможны различные формы расчетов, наличных и безналичных.

Товарные денежные системы формируются на самых ранних этапах развития товарного хозяйства и государственного строительства. В этот период человек и общество заимствуют у природы не только средства существования, но и формы денег. В условиях господства добывающего хозяйства и собирательства деньгами становятся ракушки моллюсков, перья птиц, какао-бобы и т. п. Первое крупное общественное разделение труда приводит к тому, что кочевые народы создают денежную систему на базе такого ходового товара, как скот (быки, овцы и др.). Земледельческие народы, перешедшие к оседлой жизни, строят денежные системы с использованием зерна, мехов, шкур животных.

Содержание товарных денежных систем в значительной мере обусловливается природной средой обитания. В зависимости от вещного вида товаров, которые призваны играть роль денег, они подразделяются на речные, морские, лесные, скотоводческие и пр.

Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества приводит к переходу от товарных денежных систем к металлическим.

Металлические денежные системы. Металлические денежные системы классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические (таблицы 1) [14, C. 21]..

 

Таблица 1

Металлические денежные системы

Монометаллические

Биметаллические

Медный монометаллизм

Серебряный монометаллизм

Золотой монометаллизм

Золото-монетный стандарт

Золотослитковый стандарт

Золото-девизный стандарт

Параллельные валюты

Двойные валюты

«Хромающие» валюты

 

Монометаллическими (от греч. monos — один и metallon — металл) называются денежные системы, при которых один металл занимает господствующее положение, служит основным всеобщим эквивалентом и доминирует в денежном обращении. Развитые металлические денежные системы исторически учреждались на основе меди, серебра, золота.

Медный монометаллизм существовал в Древнем Риме в III—II в. до и. э.

В Российской империи медные монеты были денежным материалом достаточно длительное время, что порождало значительные проблемы при платежах.

Серебряный монометаллизм сложился в Российской империи в 1843— 1852 гг., Индии (1852 – 1893 гг.), Голландии (1847 – 1875 гг.); в Китае существовал до 1935 г.

Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совершался в разных странах в течение длительного периода времени и характеризовался господством биметаллических денежных систем.

Биметаллизм (от лат. bis — дважды и metallon— металл) — денежная система, при которой за двумя металлами — золотом и серебром — законодательно закрепляются денежные функции. Соответственно денежное обращение страны основывается на одновременном использовании золотых и серебряных монет. В результате формируется двойная система товарных цен [14, C. 22].

Известны три разновидности биметаллизма: система параллельной валюты; система двойной валюты и система «хромающей» валюты.

Система параллельной валюты характеризуется тем, что ценовое соотношение между золотыми и серебряными монетами складывается стихийно на основе рыночной стоимости денежных металлов — золота и серебра.

Система двойной валюты отличается тем, что паритет между стоимостью золота и серебра устанавливается государством. Чеканка монет, их прием при совершении актов купли-продажи осуществляется в соответствии с узаконенным соотношением.

В европейских странах фиксированный паритет золота и серебра в соотношении 1:15,5 (одна весовая единица золота приравнивалась к пятнадцати с половиной единицам серебра) был введен в 1803 г. Но при стихийном колебании рыночных цен на золото и серебро один из металлов оказывался оцененным ниже его фактической рыночной стоимости, другой — выше.

Система «хромающей» валюты действует тогда, когда государство отказывается от чеканки монет из какого-либо денежного металла. Вместе с тем в обращении используются золотые и серебряные монеты.

Существование биметаллических денежных систем исторически было связано со значительными количествами добываемого серебра в Америке и Европе. Однако равное обращение золота и серебра противоречит самой природе денег как единственного товара-эквивалента. Несмотря на формальное законодательно поддерживаемое равноправие золота и серебра, один металл фактически выполнял главную роль, другой — подчиненную.

Непрочность биметаллических систем вызвала переход к золотому монометаллизму.

Золотой монометаллизм, наиболее совершенная металлическая система, вводился в Великобритании в 1816 г., в Германии в 1871—1873 гг., во Франции, Бельгии, Швеции, Норвегии, Греции в 1873—1874гг., в Голландии в 1875 г., в Австрии в 1892 г., в Российской империи и Японии в 1897 г., в США в 1900 г.

Широкое и достаточно быстрое распространение золотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резким обесценением серебра вследствие его демонетизации в ряде стран.

Монометаллические денежные системы всегда включают: а) полноценные монеты, определяемые видом металла, и б) неполноценные деньги. Например, при золотом монометаллизме к полноценным монетам относятся золотые, к неполноценным — серебряные и медные, а также бумажные и кредитные деньги.

Исторически существовало три разновидности золотого монометаллизма (золотого стандарта): золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт.

Для золотомонетного стандарта характерным является свободное обращение золотых монет. В этих условиях золото выполняет все функции денег. Чеканка золотых полноценных монет происходит при фиксированном золотом содержании денежной единицы. Эмиссионные центры государств связаны с золотым запасом.

Поскольку обеспечивается свободный стихийный приток золота в обращение из формы сокровища при расширении потребности в деньгах, постольку поддерживается равновесное состояние денежной системы.

Золото свободно ввозится и вывозится из страны, что обеспечивает его функционирование как мировых денег. Одновременно гарантируется устойчивость курса национальной валюты.

Золотомонетный стандарт не исключает обращения неполноценных денег. При этом последние не неограниченно размениваются на золото по нарицательной стоимости.

Наивысшего распространения в мире золотомонетный стандарт достиг в конце XIX — начале XX и. С началом Первой мировой войны система зо-лотомонетного стандарта была подорвана. Во всех странах, участвовавших в войне, за исключением США, прекратился размен банкнот на золото, его свободный вывоз запрещался. Для финансирования военных расходов широко применялась бумажно-денежная эмиссия [14, C. 24].

После окончания Первой мировой войны и международной военной интервенции в России в ходе экономического подъема но многих государствах были проведены стабилизационные денежные реформы. Произошел переход к золотослитковому и золотодевизному стандарту. По ни одна из стран мира не смогла в полном объеме восстановить золотомонетный стандарт. Его сменил золотослитковый стандарт.

Золотослитковый стандарт применялся в странах, обладавших значительным золотым запасом (Франция, Великобритания). Его характерной особенностью являлось то, что банкноты хотя бы и с существенными ограничениями, но подлежали размену не на золотые монеты, а на золото в слитках. Так, в Великобритании для получения стандартного слитка весом в 12,4 кг требовалось предъявить банкнот на сумму 1700 ф. ст., во Франции — на сумму не менее 215 тыс. франков для слитка в 12,7 кг. [14, C. 25].

Такой подход способствовал концентрации золотых запасов в государственных центральных эмиссионных банках.

Золотослитковый стандарт действовал до мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 г. Его следствием стала временная повсеместная отмена золотого стандарта (в Великобритании — в 1931 г., и США — в 1933 г., но Франции — в 1936 г.). Начинала утверждаться система неразменных денег.

Для золотодевизного стандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран, которая, в свою очередь, могла быть обращена в золото.

Золотодевизный стандарт вводился и странах, не располагавших достаточными золотыми запасами и не обладавших доступом к золотодобыче. В число таких стран входили Германия, Норвегия, Австрия, Дания и др.

После Второй мировой войны в течение длительного периода времени поддерживался межгосударственный золотодевизный стандарт на основе Бреттои-Вудской системы соглашений. Страны, подписавшие их, зафиксировали курсы своих национальных валют в долларах или в золоте. Доллар был признан основной мировой валютной единицей, а его курс на долгое время был зафиксирован на уровне 35 долл. за 1 тройскую унцию золота (31,1035 г).

К преимуществам золотого стандарта относились: а) стабильность валют, что благоприятствовало росту и развитию международной торговли; б) достоверность валютных и финансовых прогнозов. Недостатки связывались с зависимостью денежной массы от добычи золота, наличием препятствии для проведения самостоятельной денежно-кредитной политики, направленной на решение внутренних проблем страны [10, C. 49].

В 1971 г. США прекратили обмен долларов па золото, что означало конец Бреттон-Вудской системы. Ее сменила Ямайская международная валютная система. Она основана на соглашении, заключенном в январе 1976 г. в Кингстоне (Ямайка, Индонезия) и вступившем и силу в апреле 1978 г. Суть соглашения состоит в отмене золотого содержания денежных единиц, во всеобщем признании отказа от золотого стандарта и введении плавающих курсов валют; золото исключалось из расчетов Международного валютного фонда и его членов. Таким образом, Ямайская валютная система юридически закрепила демонетизацию золота.

Тем не менее, и сегодня золото составляет значительную долю официальных государственных резервов. По данным Международного валютного фонда, более половины из них сосредоточены в Европе.

Фидуциарные денежные системы. После мирового валютно-финансового кризиса 1997—1998 гг. ставится вопрос о создании новой мировой валютно-финансовой системы с учетом того, что во всех странах мира господствующим является фидуциарный стандарт.

Фидуциарные (от лат. fides — вера) денежные системы — это такие системы, в которых денежные знаки не являются представителями общественного материального богатства, в частности, не размениваются на золото. Они сформировались имеете с переходом от металлического к бумажному денежному обращению.

Как только внутренняя стоимость металлических денег отделяется от их номинала, появляются неразменные денежные знаки, начинается формирование фидуциарных денежных систем. Они могут строиться на металлической, бумажной, электронной основе. К настоящему времени можно выделить три вида фидуциарных денежных систем: 1) переходные, сочетающие металлическое и бумажное обращение; 2) полный фидуциарный стандарт; 3) электронно-бумажные денежные системы [14, C. 27].

Существование переходных фидуциарных денежных систем в разных странах мира ограничено рамками XX в. Их исторический предел — начало 1970-х гг.

В России (Советском Союзе) полный фидуциарный стандарт внутри страны фактически сложился еще в 1930-е гг. Он был закреплен ликвидацией свободной торговли товарами, осуществлявшейся Всесоюзным объединением «Торгсин» прекращением обращения иностранной валюты с 1 февраля 1936 г.

В настоящее время происходит повсеместный переход к электронно-бумажным денежным системам.

 

 

1.3. Принципы управления денежной системой

 

Принципы управления денежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. К ним относят:

1) централизованное управление национальной денежной системой; 2) прогнозное планирование денежного оборота; 3) устойчивость и эластичность денежного оборота; 4) кредитный характер денежной эмиссии; 5) обеспеченность денежных знаков, выпускаемых в оборот; 6) неподчиненность правительству центрального банка и его подотчетность парламенту страны, или принцип независимости; 7) предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования; 8) комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования; 9) надзор и контроль за денежным оборотом; 10) функционирование исключительно национальной валюты на территории страны [13, C. 74].

Реализация принципа централизованного управления национальной денежной системой позволяет па основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота означает, что планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных ее секторов в будущем. Создание достоверного макроэкономического прогноза — одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, и для их реализации не создаются специальные органы административного управления.

Вместе с тем основной финансовый план государства – государственный бюджет — оформляется законодательно и носит директивный характер. Исполнение госбюджета возлагается на правительство в целом и Министерство финансов.

Принцип устойчивости и эластичности денежною оборота означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно коррелироваться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности с таким расчетом, чтобы не допускать инфляции.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии обязывает, во-первых, проводить дополнительные выпуски денежных знаков — как наличных, так и безналичных, только в результате проведения банками кредитных операций, во-вторых, не допускать в оборот денежные знаки из иных источников, включая казначейство государства.

Принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в оборот, предполагает, что все заменители реальных денег — денежные знаки — обеспечены различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-материальными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и др.).

Принцип неподчиненности правительству нейтрального банка и его подотчетности парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинен исполнительной власти, г. с. правительству или какому-либо иному органу, общественному сонету и пр. Только в этом случае Центральный банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения.

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования выражается в том, что Центральный банк не финансирует правительство. В случае предоставления средств они выделяются, во-первых, на условиях кредитования и, во-вторых, под определенное обеспечение (государственные ценные бумаги, государственные товарно-материальные ценности, объекты недвижимости и пр.) с целью их гарантированного возврата. В результате ставятся преграды для эмиссионного покрытия дефицита бюджетов всех уровнен.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования декларирует широкие возможности для Центрального банка в области поддержания устойчивости денежного оборота.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом — неотъемлемая функция системы государственного управления. Постоянный непрерывный надзор и контроль осуществляется уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими и др.) за наличным и безналичным денежным оборотом.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства. В соответствии с ним законными на территории страны являются только те платежи, которые произведены в национальной валюте.

Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту за валюту сноси страны, накапливать ее, хранить на вкладах в банках, использовать в качестве платежного средства за рубежом.

На базе рассмотренных принципов формируются элементы национальной денежной системы.

 

1.4. Элементы денежной системы

 

Структура денежной системы и ее элементы определяются мерой соблюдения общих принципов управления и функционирования и регламентируются законодательством страны. При существенных различиях в формах построения денежных систем на разных стадиях развития товарного хозяйства при неодинаковых формах национально-государственного устройства для всех систем характерны некоторые общие черты. Будучи оформленными законодательно, они составляют компоненты денежной системы.

Развитая денежная система страны включает следующие элементы:

— наименование денежной единицы;

— порядок обеспечения денежных знаков;

— эмиссионный механизм;

— структура денежной массы, находящейся в обращении;

— порядок прогнозного планирования;

—механизм государственного денежно-кредитного регулирования;

— порядок установления валютного курса;

— порядок кассовой дисциплины [13, C. 75].

Наименование денежной единицы страны, служащей масштабом цен, устанавливается в законодательном порядке. Основная денежная единица, как правило, имеет десятичное деление на более мелкие виды денежных знаков (1 рубль = 100 копейкам, 1 фунт стерлингов — 100 пенсам, 1 доллар = 100 центам и т. д.). Подзаконными актами или решениями центральных банков регламентируются виды крупнокупюрных денежных знаков.

Порядок обеспечения денежных знаков — это характеристика видов и основных правил их обеспечения.

Эмиссионный механизм — это регламент выпуска и изъятия денежных знаков из обращения.

В законодательных актах государств обычно делается различно между казначейским эмиссионным центром и Центральным банком как эмитентом банковских билетов. Безналичные деньги выпускаются банками и процессе совершения кредитных операций. Погашение ссуд представляет собой фактическое изъятие безналичных денег из оборота.

Структура денежной массы, находящейся в обращении, включает ряд параметров: соотношение между наличными и безналичными деньгами, между объемами эмитированных купюр разного достоинства. От структуры денежной массы зависит удобство расчетов.

Порядок прогнозного планирования определяет цели и задачи прогнозного и планирования, организации и учреждения, составляющих планы, систему самих прогнозных планов денежного обращения, методику их составления и совокупность рассчитываемых параметров и показателей.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой, во-первых, совокупность способов, методов, инструментов воздействия государства на денежно-кредитную сферу экономики, во-вторых, включает задачи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования, в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих.

Порядок установления валютного курса — это совокупность правил установления курса национальной валюты и порядок обмена национальной валюты на иностранную. Обычно порядок установления валютного курса составляет прерогативу Центрального банка страны, ответственного за поддержание стабильного денежного обращения. Информация о курсе национальной валюты на определенную дату публикуется в общенациональных периодических изданиях.

Порядок кассовой дисциплины в национальной экономике включает общие правила исполнения денежных расчетов, осуществляемых через кассы, и принципы обеспечения контроля за ними.

Регламент устанавливает формы первичных кассовых документов и формы отчетности, которые обязаны использовать все субъекты хозяйственной деятельности при организации оборота наличных денег.

Первичный контроль за соблюдением порядка кассовой дисциплины возлагается на банки, осуществляющие кассовое обслуживание субъектов хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

2.1. Эволюция денежной системы России

 

Становление экономически зрелых денежных систем на Западе относится к XVI—XVII вв. В это время в России чеканились золотые, серебряные и медные монеты, но в обращении находились только медь и серебро. Счетной единицей был серебряный рубль, т.е. существовала монометаллическая система.

Вместе с тем до начала XIX века своего золота, серебра и меди в России было очень мало. Первые чеканные монеты из благородного металла на Руси были иностранными, а чеканка собственной монеты — себреника относится к X—XI вв., при Ярославе Мудром.

В период феодальной раздробленности удельные княжества сами чеканили свои монеты и лишь с образованием централизованного государства при правлении Ивана III была введена единая национальная денежная система с правительственной монополией чеканки монет.

В период регентства Елены Глинской (матери Ивана Грозного) 1535 г. была проведена денежная реформа: введены стандарты веса, оформления и соотношения денежных знаков, создан Монетный двор. Государь изображался с копьем в руке, и деньги стали называться копейными, или копейками, вместо меченых, когда на деньгах чеканился великий князь на коне с мечом в руке.

При Алексее Михайловиче с 1654 г. иностранные серебряные монеты стали перечеканиваться в русскую монету. Активная внешняя политика Петра I привела к росту государственных расходов, покрыть которые за счет обычных доходов было возможно, поэтому в 1698—1724 гг. был проведен ряд преобразований в денежной сфере, в том числе денежная реформа 1698—1704 гг. итоге был уменьшен вес серебряных монет и увеличен выпуск бедных. Россия перешла от серебряного монометаллизма к преимущественному обращению медных денег, главной целью которого было финансирование военных расходов [16, C. 34].

Первыми бумажными деньгами в России были ассигнации, выпуск которых начался на основании манифеста Екатерины II от 29 декабря 1768 г. Их эмиссия осуществлялась с целью покрытия дефицита государственного бюджета и облегчения обращения тяжелой медной монеты. Ассигнации находились в обращении с 1769 по 1843 г. и были заменены банкнотами (государственными кредитными деньгами).

В 1786 г. была проведена, по сути, первая денежная реформа эпохи бумажных денег, в ходе которой были выпущены новые денежные знаки и принудительно изъяты старые. Новые ассигнации могли размениваться только на медь, а не на серебро и медь, как это было ранее.

В XIX в., когда в развитых странах Западной Европы утвердилась эпоха металлического стандарта (золотого, серебряного или биметаллизма), в России в начале этого века была сделана попытка вернуться к серебряному монометаллизму (инициаторы М.М. Сперанский, М. Л. Балугышский, Н.С. Мордвинов). Концепция реформы была изложена в плане финансов 1810 г. Основой денежной системы должен был стать серебряный рубль, а ассигнации подлежали изъятию и уничтожению. Однако после отставки М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова министр финансов ДА. Курьев прекратил проведение денежной реформы. Ассигнации были признаны Манифестом от 9 апреля 1812 г. законным платежным средством на всей территории империи. Вместе с тем масштабом цен оставался серебряный рубль, а курс бумажных денежных знаков по отношению к рублю устанавливался на рыночной основе [16, C. 35]

К металлическому стандарту Россия перешла в конце 1930-х — начале 1940-х гг. Назначение на пост министра финансов Е.Ф. Канкрина оказало большое влияние на денежную политику, основой которой стала денежная реформа, проведенная в 1839—1843 гг.

Предпосылками этой реформы стали начавшийся в России промышленный переворот, рост производства, развитие внешнеторговых оборотов, увеличение положительного сальдо внешнеторгового баланса. К ежегодному притоку из-за рубежа золота и серебра добавилась возросшая добыча золота и серебра в России.

Суть реформы состояла в переходе к обращению от ассигнаций к разменным на золото и серебро кредитным билетам.

Была создана денежная система, обладающая типичными для биметаллизма признаками, а именно:

  • существовала свободная чеканка монет из золота и серебра;
  • в законодательном порядке было закреплено стоимостное отношение между золотом и серебром;
  • кредитные билеты разменивались не только на серебро, но и на золото в соотношении 103 руб. кредитными билетами на 103 руб. серебром или на 100 руб. золотом.

    Однако значительная эмиссия кредитных билетов на покрытие бюджетного дефицита, связанного с Крымской войной, привела к тому, что в 1854 г, правительство прекратило их свободный размен вначале на золото, а затем на серебро — в 1858 г. В итоге кредитные билеты превратились в неразменные бумажные деньги, а денежная система, созданная реформой Е.Ф. Канкрина (1839—1843), перестала существовать. В России длительное время обращался кредитный рубль, характерной чертой которого были резкие колебания валютного курса.

    Денежная система по типу западных стран начала складываться в России лишь в ходе реформы Витте (1895—1898), Была введена золотомонетная форма золотого стандарта, присутствовавшая в России до начала войны 1914 г., обеспечившая приток иностранного капитала в страну и промышленный подъем.

    Дальнейшее становление и развитие денежной системы России было прервано событиями 1917 г. Уже к 1 марта 1917 г. денежная масса в обращении увеличилась по сравнению с довоенным уровнем в 4 раза с лишним, а с ноября 1917 по июль 1921 г. денежная масса возросла в 119 раз. Было выпущено в обращение 2328,3 млрд руб.

    Переход к нэпу потребовал с целью стабилизации денежной системы проведения реформ. Было проведено две деноминации: первая в 1922 г., в ходе которой 10 тыс. руб. прежних денежных знаков обменивалось на один новый рубль; вторая — в 1923 г., денежные знаки образца 1922 г. были обменены на новые в соотношении 100 : 1 [20, С. 39].

    Была осуществлена денежная реформа 1922—1924 гг., которая началась с выпуска банковских билетов (червонцев). Госбанк получил право эмитировать червонцы для выдачи казначейству краткосрочных ссуд при условии, что они должны быть обеспечены не менее чем на 50% драгоценными металлами. Затем были выпущены казначейские билеты и проводилась .чеканка разменной серебряной и медной монеты. Эмиссия совзнаков была прекращена, обмен денег производился в соотношении 1 руб. казначейских билетов за 50 тыс. руб. совзнаков образца 1923 г. В результате удалось стабилизировать цены, справиться с гиперинфляцией, однако уже к 1925 г. вновь появились признаки инфляции, которая приобрела характер «ползучей» [20, С. 40].

    После ликвидации нэпа и в результате банковских реформ конца 1920-х гг., а также и кредитной реформы 1930—1932 гг. произошла монополизация банковского дела государством: банки утратили коммерческий характер и роль самостоятельного регулятора денежного обращения.

    Денежная система базировалась на денежных знаках, не разменных на золото, одним из направлений экономической политики было максимальное сжатие налично-денежного обращения.

    Реформа 1947 г., как и все предыдущие, не требовали большого объема наличных денег, поскольку основная масса населения жила в сельской местности и вела натуральное хозяйство и потребность рынка в наличных деньгах была невелика в сравнении с индустриально занятыми странами.

    Эта реформа носила комплексный характер. Она проводилась одновременно с отменой карточной системы в стране и конверсией ранее выпущенных займов государства. Наличные деньги обменивались на новые денежные знаки в соотношении 1 : 10.

    1 марта 1950 г. было проведено повышение рубля и установлено его золотое содержание (0,222168 г чистого золота) для исчисления его в отношении иностранных валют.

    В 1961 г. проведена еще одна реформа, которая носила характер деноминации, новые денежные знаки были обменены на старые в отношении 1 : 10. Изменилось золотое содержание рубля, оно стало исчисляться в размере 0,987412 г чистого золота.

     

    2.2. Правовое регулирование современной денежная система Российской Федерации

     

    Современное устройство денежной системы Российской Федерации является результатом ряда денежных реформ, проведенных в 1990-е гг. Денежная система России, как и в большинстве других стран, основана на неразменных на золото деньгах.

    С момента объявления независимости в 1991 г. до середины 1993 г. в Российской Федерации и ряде других стран, образовавших Союз Независимых Государств, обращались денежные знаки бывшего СССР. В результате денежной реформы 1993 г. их хождение на территории страны было прекращено.

    Со времени денежной реформы 1998 г. установлено настоящее устройство денежной системы Российской Федерации.

    Основные параметры денежной системы РФ определены в федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [5]. Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается» [5].

    Правовой основной денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [5], «О банках и банковской деятельности, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» [6], иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации. В соответствии с п. «ж» Конституции РФ [1]к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка; денежная эмиссия»,а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

    Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

    – прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

    – установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

    – установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие [19, С.24].

     

    2.3. Виды денежных знаков и правовое регулирование наличного денежного оборота

     

    Правила организации наличного обращения на территории России регулируются Конституция РФ [1], Гражданским кодексом [2, 3] , Федеральным законом  от  26 апреля  1995  г.  № 65-ФЗ  «О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [5],  а также с учетом положений Федерального закона от  3 февраля  1996  г.  №  17-ФЗ «О  банках  и  банковской  деятельности» [4], Гражданского кодекса Российской Федерации [2,3],  Положением Банка России от 5 января   1998 г. № 14-П. Основные параметры денежной системы РФ определены в федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [5]. Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается» [5].
    

    Статьи 140, 861 – 885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории Российской Федерации платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.
    

    Согласно ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

    Согласно ст. 861 ГК РФ Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

    В соответствии со ст. 75 Конституции, ст. 27 Закона о ЦБР денежной единицей Российской Федерации (национальной валютой) является рубль.

    Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов не допускаются.

    Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Государство определяет номинальную (нарицательную) стоимость денег, указывая количество денежных единиц на денежных знаках.

    Обладая платежной силой, рубль обязателен к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.

    Платежи в Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах используются наличные деньги, а при безналичных – соответственно безналичные.

    Наличными деньгами именуются денежные знаки: банкноты (банковские билеты) и монеты, являющиеся безусловными обязательствами ЦБР и обеспечиваемые всеми его активами. Банкноты и монеты – предметы материального мира, следовательно, наличные деньги по своей правовой природе – движимые вещи, определенные родовыми признаками. Их индивидуализация возможна путем записи номеров банковских билетов, обособления купюр в руках конкретного лица и т.п.

    Под наличными расчетами понимается передача денежных знаков. Расчеты наличными денежными средствами применяются преимущественно в отношениях с участием граждан без каких-либо ограничений. Для юридических лиц установлен предельный размер – 60 тыс. руб. по одной сделке (см. указание ЦБР от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»).

    В ст. 29 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

    Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

    Согласно ст. 30 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» [5] банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

    Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

    Согласно ст. 31 указанного Закона
    банкноты и монета Банка России [5] не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

    При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

    Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

    – прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

    – установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

    – установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие [9, С.14].

    По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

    Денежная система Российской Федерации основывается на признании в качестве официальной денежной единицы рубля. Введение в обращение на территории страны иных денежных знаков запрещено законом. Один рубль делится на 100 копеек. Банком России эмитируются: а) монеты 1,5,10,50 коп. и 1, 2, 5, 10 руб.; б) купюры достоинством 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 руб.

    Наряду с монетами Банка России продолжают обращаться на территории Российской Федерации в качестве законного средства платежа инвестиционные монеты:

    а) золотой червонец (10 руб.), содержащий 7,742 г чистого золота, выпускавшийся в обращение Госбанком СССР в 1975—1982 гг.;

    б) серебряная монета номиналом 3 руб. с изображением соболя, содержащая 31,1 г чистого серебра, выпускавшаяся в обращение Банком России в 1995 г.

    Официальное соотношение между рублем и золотом, другими драгоценными металлами не устанавливается.

    Курс рубля по отношению к иностранным валютам определяется Центральным банком России на основании биржевых валютных торгов и публикуется в официальных правительственных изданиях. Например, на 7 ноября 2002 г. он составлял 31,7756 руб. за 1 доллар США.

    Кроме наличных денег, определяется условная единица — долговой рубль (дор). Долговой рубль (дор) — это единица номинала целевого долгоного обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан. Она выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую на основе необходимого социального набора, включающего минимальный набор продуктов, непродовольственных товаров и услуг.

    Выпуск наличных денег в обращение представляет довольно сложный процесс, который охватывает различные стороны деятельности Центрального банка РФ. Он складывается из нескольких этапов: составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов; изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования; организации резервных фондов денежной наличности; транспортирования денежной наличности в регионы РФ; собственно выпуска денег в обращение.

    Выпуск наличных денег в обращение и изъятие из него происходят постоянно. Они поступают в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Но поскольку одновременно клиенты сдают наличные деньги в операционные кассы банков, то их общее количество в обороте может не увеличиваться.

    В РФ все операции по дополнительному выпуску денег в обращение и изъятие из него производятся в централизованном порядке, т.е. по указанию эмиссионного банка страны — Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию на основе составления прогноза кассовых оборотов и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

    В экономике РФ значительная часть расчетов проводится наличными деньгами, однако преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных денег является монополией Банка России, то на эмиссию безналичных платежных средств в рыночной экономике ее быть не может.

     

    2.4. Формы безналичного денежного обращения

     

    Гражданский кодекс РФ подробно регламентирует расчетные отношения в главе 46 «Расчеты» [3], предусматривая конкретные формы безналичных расчетов. Банковские правила, предусматривающие правовое регулирование расчетных отношений, применяются постольку, поскольку не противоречат нормам Кодекса и федеральным законам, в частности Закону о банках и банковской деятельности.

    Хозяйствующие субъекты обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам. Порядок и конкретная форма расчетов определяются сторонами при заключении соответствующего договора. В соответствии с Законом о банках и банковской деятельности формы, правила и стандарты безналичных расчетов устанавливаются Банком России. Применяются также формы, принятые в международной банковской практике при международных расчетах. Гражданский кодекс РФ в статье 862 [3] устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчетов.

    Безналичные расчеты между субъектами права могут производиться в следующих формах:

    платежными поручениями;

    по аккредитиву;

    чеками;

    расчеты по инкассо;

    в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, — с использованием банковских карт, через отделения почтовой связи, через Интернет (платежные системы электронных денег) и др.

    В соответствии с Законом о Банке России [5] общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Федерации, пяти операционных дней в пределах России. Договором и обычаями делового оборота могут быть установлены более короткие сроки для совершения безналичных расчетов.

    Платежное поручение
    — это поручение плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица.

    Платежное поручение — вид банковского перевода. При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

    По договоренности сторон расчетных отношений платежные поручения бывают срочными, досрочными и отсроченными.

    Аккредитив
    представляет собой денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи.

    Кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется произвести платежи получателю средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель против представленных получателем документов, определенных условиями аккредитива. Кредитная организация не обязана проверять соответствие условий аккредитива договору, заключенному между плательщиком и получателем, по которому осуществляются соответствующие расчеты.

    В Гражданском кодексе РФ [2, 3] предусмотрено несколько видов аккредитива: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.

    Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

    При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

    В каждом аккредитиве должно указываться, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком.

    Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

    Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в обслуживающий банк.

    Инкассо — вид банковской операции. При расчетах по инкассо
    банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк). Таким образом, кредитные организации на основании инкассового поручения получателя платежа от его имени и за его счет совершают действия, направленные на получение от плательщика платежа или акцепта (согласия на производство платежа).

    Инкассовое поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное требование, платежное требование-поручение, а также с помощью векселя и чека.

    Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика. При осуществлении платежа в порядке инкассо с акцептом кредитная организация обязана предъявить плательщику требования о совершении платежа или акцепта. Кредитная организация должна обеспечить зачисление на счет получателя соответствующих средств, если платеж был произведен плательщиком, или передать ему акцептованные документы. При осуществлении плательщиком расчетов без акцепта кредитная организация-эмитент обязана обеспечить бесспорное (безакцептное) списание средств со счета плательщика (при наличии на нем денежных средств) и зачислить полученную сумму на счет получателя платежа. Эти операции совершаются кредитной организацией при условии, что представленные получателем документы полностью соответствуют требованиям законодательства.

    Если платеж и (или) акцепт не были получены, банк-эмитент немедленно информирует об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий. Таким образом, клиенту предоставляется возможность самостоятельно определить свои дальнейшие действия в связи с неполучением платежа, например отозвать документы и предъявить требование о взыскании денежных средств к плательщику в ином порядке.

    Чек
    — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержателями могут быть физические и юридические лица. Чек должен содержать установленные статьей 878 ГК РФ [3] реквизиты, отсутствие которых лишает эту ценную бумагу юридической силы.

    Технология расчетов чеками заключается в том, что владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение обслуживающей его кредитной организации перечислить со своего счета на счет кредитора (чекодержателя) определенную сумму денежных средств.

    Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня их выдачи. Чеки применяются, например, при расчетах за принятые покупателями по приемо-передаточным документам товары, если они фактически вывезены покупателем или доставлены ему, и оказанные услуги. Чеки выписываются в момент установления суммы платежа. Запрещены передача чековых книжек получателям средств по чекам, а также подписание незаполненных бланков чеков. Чеки подписываются лицами, имеющими право подписывать распоряжения по расчетному, текущему или иному счету (руководителем и главным бухгалтером).

    Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Чек лишь заменяет, а не устраняет прежнее долговое обязательство чекодателя, которое остается в силе вплоть до оплаты чека плательщиком. С этого момента чекодержатель теряет право требования к чекодателю.

    Отличительной чертой отношений по расчетам чеками является их особый субъектный состав. В качестве основных участников этих отношений выступают чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодатель — лицо, выписавшее чек, чекодержатель — лицо, являющееся владельцем выписанного чека, плательщик — банк, производящий платеж по предъявленному чеку.

    Предъявление чека к платежу осуществляется чекодержателем путем представления чека в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо (инкассирование чека).

    Порядок осуществления расчетных отношений посредством банковских карт в России на законодательном уровне не урегулирован. Расчеты с использованием банковских карт осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов).

    Единственным специальным нормативным правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования этих отношений, является Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденное Банком России приказом от 9 апреля 1998 г. № 23-П [12].

    Основным недостатком Положения [12] является то обстоятельство, что его нормы не выявили структуру регулируемых отношений — полную правовую схему взаимосвязей участников карточных платежных систем. Это усложняет разработку и снижает эффективность нормативных актов налогового законодательства в части регулирования операций с банковскими картами.

    Иные ведомственные акты Банка России, содержащие упоминание об операциях с банковскими платежными и расчетными картами (указания Банка России от 3 июля 1998 г. № 276-У, от 3 июля 1998 г. № 277-У, от 2 декабря 1997 г. № 48-У, от 9 апреля 1999 г. № 536-У и письмо Банка России от 19 декабря 1997 г. № 48-Т), не содержат положений, значимых для правового регулирования операций с банковскими картами и налогообложения участников этих отношений.

    Необходимую правовую базу для эффективной разработки и применения соответствующих актов налогового законодательства в рамках комплексного подхода к решению проблемы обеспечит принятие федерального закона «О банковских пластиковых картах» либо дополнение главы 46 ГК РФ [2] и статьи 5 Закона о банках и банковской деятельности [4].

    В Положении о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт названы следующие участники расчетов — расчетные агенты, эмитенты и эквайреры. Между тем на практике в качестве субъектов расчетных правоотношений, складывающихся в сфере совершения операций с банковскими картами, являются процессинговая компания, процессинговый центр, расчетный агент, банк-эмитент, банк-эквайрер, предприятие торговли (услуг) и клиент (держатель банковской карты).

    Порядок осуществления эмиссии банковских карт в России регулируется пунктами 2.1—3.2 Положения о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт [12]. Выпуск банковских карт в обращение осуществляют кредитные организации — резиденты России, получившие в установленном порядке лицензию Банка России на осуществление банковских операций, разрешающую им проводить операции по счетам юридических и физических лиц в соответствующей валюте. Эмиссию банковских карт, предоставляющих возможность их держателю осуществлять трансграничные платежи, могут осуществлять только кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле.

    О начале эмиссии банковских карт или эквайринга по операциям с использованием банковских карт кредитная организация обязана уведомить Департамент методологии и организации расчетов Банка России в 30-дневный срок. Уведомление должно содержать общую информацию о платежной системе и типах банковских карт, которые выпускает эмитент или обслуживает эквайрер. Уведомление оформляется в соответствии с формой, устанавливаемой Банком России.

    Первоначально в Положении о порядке эмиссии [12] кредитными организациями банковских карт было запрещено российским банкам распространять (эмитировать) международные финансовые инструменты (такие, как «American Express», «Diners Club», «Visa Travel Money», «Visa Travel Money», «Visa Cash», «Mondex») без специального разрешения Банка России. Сегодня это положение не применяется на основании пункта 2 указания Банка России от 9 апреля 1999 г. № 536-У «Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов».

    Передача банковских карт клиенту осуществляется на основании заключенного с ним договора о выдаче и использовании банковской карты. На лицевой стороне выпускаемой в обращение банковской карты обязательно должны наноситься полное фирменное наименование и логотип банка-эмитента. Важным обстоятельством следует признать обязанность банка-эмитента при выдаче карты напоминать клиентам о необходимости обязательного получения разрешения Банка России для совершения валютных операций, связанных с движением капитала (в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в валюте России расходов эмитента), в соответствии с валютным законодательством. Однако выявление механизма и порядка осуществления Банком России контроля над исполнением этой обязанности российскими банками на основании норм законодательства, видимо, невозможно.

    При нарушении кредитной организацией уведомительного порядка начала эмиссии банковских карт или условий, установленных Положением о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт, территориальные учреждения Банка России вправе применять к кредитной организации меры воздействия, предусмотренные статьей 75 Закона о Банке России.

    В соответствии с Положением о порядке эмиссии [12] кредитными организациями банковских карт физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам, российские банки-эмитенты выдают банковские карты следующих типов:

    расчетные — банковские карты, выдаваемые владельцу средств на банковском счете, использование которых позволяет держателю банковской карты согласно условиям договора между эмитентом и клиентом распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, оплачивать товары и услуги и (или) получать наличные денежные средства;

    кредитные — банковские карты, использование которых позволяет держателю банковской карты согласно условиям договора с эмитентом осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, оплачивать товары и услуги и (или) получать наличные денежные средства.

    Юридическим лицам выдаются банковские карты следующих типов:

    расчетные корпоративные — банковские карты, использование которых позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом;

    кредитные корпоративные –– банковские карты, использование которых позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом.

    В соответствии с законодательством и условиями договора между банком, выпустившим в обращение (эмитентом) банковскую карту, и клиентом банковские карты могут быть использованы для осуществления операций по счетам юридических и физических лиц. Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории России между несколькими банками-резидентами или между банками-резидентами и иными организациями-резидентами, а также индивидуальными предпринимателями, должны осуществляться только в валюте России. Исключением являются расчеты в иностранной валюте, предусмотренные законодательством и нормативными актами Банка России, а также межбанковские расчеты при использовании банковских карт резидентами и нерезидентами за пределами России, и в случае получения наличных денежных средств в иностранной валюте с использованием банковских карт в уполномоченных банках. Валютно-обменные операции с использованием банковских карт совершаются в соответствии с российским валютным законодательством с учетом положений подзаконных актов Банка России.

    В соответствии с пунктом 4.6 Положения о порядке эмиссии [12] кредитными организациями банковских карт юридические лица-резиденты осуществляют аналогичные безналичные операции с использованием корпоративных карт, а также операции по получению наличных денежных средств в следующих случаях:

    получение наличных денежных средств в валюте России для осуществления расчетов на территории России в соответствии с порядком, установленным Банком России, и связанных с хозяйственной деятельностью юридического лица на территории России, а также для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в пределах России, в валюте России;

    безналичная оплата расходов в валюте России, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц, в пределах России;

    безналичные операции на территории России, связанные с основной деятельностью юридического лица, в валюте России;

    безналичные операции на территории России, связанные с хозяйственной деятельностью юридического лица, в валюте России; безналичная оплата в валюте России расходов представительского характера на территории России (при совершении пяти видов операций в валюте России допускается списание средств со счетов юридических лиц-резидентов в иностранной валюте);

    безналичная оплата расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства, в иностранной валюте;

    безналичная оплата расходов представительского характера в иностранной валюте за пределами России;

    получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами России для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства.

    Средства, списанные со счета юридического лица в результате совершения всех этих операций, за исключением осуществления безналичных операций на территории России, связанных с основной деятельностью организации и проведенной в рублях, считаются выданными юридическим лицом под отчет держателю корпоративной карты. Возврат неизрасходованных средств осуществляется в соответствии с законодательством о бухучете и отчетности.

    Расчеты при совершении операций с использованием банковских карт при отсутствии денежных средств на счете клиента производятся путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму в соответствии с условиями договора, заключенного между эмитентом и клиентом.

    Юридические лица-нерезиденты могут проводить эти операции с использованием корпоративных карт, эмитентами которых являются кредитные организации-резиденты, только со счетов типа «Т», открытых этим юридическим лицам-нерезидентам кредитными организациями-резидентами в рублях, за исключением:

    безналичной оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства, в иностранной валюте;

    получения наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами России для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства.

    Покупка иностранной валюты юридическими лицами-нерезидентами, а также последующее возмещение осуществленных в иностранной валюте затрат эмитента с рублевых счетов типа «Т» юридических лиц-нерезидентов не допускается.

    Общее содержание операций с использованием банковской карты, независимо от конкретной технологии, сводится к составлению либо в письменной, либо в электронной форме расчетных и иных документов, являющихся основанием для проведения расчетов между участниками платежной системы и подлежащих исполнению за счет клиента.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 2007.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. ФЗ от 17 мая 2007 г. ФЗ № 83-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492;
  5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. (в ред. ФЗ от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 28.
  6. О валютном регулировании и валютном контроле: ФЗ от 10.12.03 № 173-ФЗ (в ред. ФЗ от 5 июля 2007 г. № 127-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
  7. О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации: ФЗ от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ // Российская газета. 12 июля 1996 г.
  8. О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификате и Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации: ФЗ от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ // Российская газета. 18 июля 1999 г.
  9. Указание ЦБР от 19 июля 2001 г. № 979-У «Об особенностях обращения инвестиционных монет червонец и «Соболь» и их учета кредитными организациями» // КонсультантПлюс.
  10. Указание ЦБР от 14 ноября.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» 276-У // // КонсультантПлюс.
  11. Указание Банка России от 9 апреля 1999 г. № 536-У «Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов» // КонсультантПлюс.
  12. Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденное Банком России приказом от 9 апреля 1998 г. № 23-П // Вестник Банка России. — 1998. — № 23 // КонсультантПлюс.
  13. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М., 2006.
  14. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2008.
  15. Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова М., 2007.
  16. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М., 2005.
  17. Павлов П.В. Финансовое право. М., 2008.
  18. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Финансовое право. М., 2008.
  19. Финансовое право / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2006.
  20. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2006.
  21. Фридмен М. Если бы деньги заговорили… М., 2004.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы