ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА НА МАКРО- И МИКРОУРОВНЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Оцените статью

122814 1804 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА НА МАКРО  И МИКРОУРОВНЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИАктуальность исследуемой проблемы состоит в том, что экономические категории налог и налоговая система неразрывно связанны с экономикой любой страны, необходимость исследования этих категорий обусловлена построением более совершенной налоговой системы.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Государство призвано стабилизирующе воздействовать на экономику, обеспечивая наилучшие условия для эффективного экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично могут быть определены за счет собственных источников, например, за счет доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Для формирования государственных ресурсов правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство Финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

Налоги — весьма острый и социально опасный инструментарий, которым государству следует пользоваться весьма осторожно и продуманно и конечно же, на научной основе.

Само по себе наличие установленного налога еще не решает проблему наличия у государства денег, собранных посредством этого налога. Для того, чтобы эти деньги были, надо налог собрать или заставить налогоплательщика его уплатить самостоятельно.

Налог как юридический факт, лежащий в основе возникновения обязательства по передаче налогоплательщиком государству определенной суммы денежных средств, и исполнение этого обязательства можно объединить через понятие «налогообложение». Т.Ф. Юткина, относя «налогообложение» к экономико-правовой категории, определяет его следующим образом: «Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование». При этом налогообложение осуществляется, по мнению Юткиной Т.Ф., «сугубо в общественных целях»1.

Согласно пункту 4 статьи 3 Налогового кодекса, «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».

В буквальном значении слово «налогообложение» означает «обложение налогом». В свою очередь, «обложить налогом» значит, во-первых, его установить, во-вторых, добиться его уплаты. Налоги устанавливает государство, оно же производит их взимание (во всяком случае, уплата налога производится государству). При этом следует учитывать, что по законодательству Российской Федерации акты установления и введения налогов различаются.

Таким образом, налогообложение – это деятельность государства по установлению, введению и взиманию налогов.

Целью налогообложения выступает удовлетворение потребностей государства в денежных средствах. Об удовлетворении через налогообложение общественных потребностей (потребностей общества) можно говорить лишь опосредованно — через деятельность государства.

Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением последней, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и обеспечения своего функционирования.

Налоги являются либо основным, либо одним из основных источников финансирования государства. Так, в Федеральном бюджете Российской Федерации налоги составляют порядка 85% от общей суммы доходов. Еще выше доля налогов в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации, где они составляют почти 90% от общей суммы доходов.

Налоговая деятельность – это деятельность государства по организации налогообложения и обеспечению его осуществления. Понятие «налоговая деятельность» связано с понятием «налогообложение». Налоговая деятельность государства включает в себя несколько компонентов и состоит из нескольких направлений, а именно:

1) формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);

2) определение компетенции органов государственной власти в области налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;

3) формирование системы специализированных налоговых органов государства (формирование налоговой администрации) и обеспечение их надлежащего функционирования;

4) организация и осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, исполнением налоговых обязательств, а также исполнением других обязанностей, предусмотренных этим законодательством;

5) осуществление сбора налогов как путем их принудительного взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками; принудительное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;

6) поддержание режима соблюдения законности в сфере налогообложения, включая установление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Налоговая деятельность осуществляется посредством определенных методов. Основными методами налоговой деятельности являются:

1) установление и введение налогов;

2) ведение учета налогоплательщиков;

3) ведение учета объектов обложения по окладным видам налогов;

4) взимание окладных видов налогов;

5) организация удержания налогов у источника выплаты дохода;

6) установление для определенных категорий налогоплательщиков налоговой отчетности;

7) осуществление контроля за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а налоговыми агентами, сборщиками налогов, банками и другими лицами, связанными с налогообложением, — своих обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

8) принятие мер по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а иными лицами, связанными с налогообложением, своих налоговых обязанностей;

9) организация налоговой службы государства (системы налоговых органов);

10) установление юридической ответственности за нарушения налогового законодательства (за совершение налоговых правонарушений);

11) привлечение лиц, виновных в нарушении налогового законодательства, к установленной ответственности.

Налоговая политика государства – это система проводимых им в области налогов мероприятий, направленных на реализацию задач, стоящих перед государством в соответствии с его налоговой доктриной.

Налоговый механизм — это конкретное воплощение, форма действующей организации налоговых отношений, основанная на общих принципах построения налоговой системы. При этом форма налоговых отношений должна возможно точнее отражать экономическую сущность налогов. Понятие «налоговый механизм» в целом можно определить как совокупность форм и методов регулирования различных сторон организации налоговых отношений, действие и структура которого обусловлены особенностями управленческой деятельности государства в финансовой сфере.

Средством реализации налоговой политики является налоговый механизм. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма с теорией налогов и воспроизводственным процессом можно представить таким образом: научная теория налогов – функции налогов – налоговая политика – налоговый механизм – роль налогов в расширенном воспроизводстве. Можно провести определенную параллель в теории между содержанием и назначением финансового и налогового механизма.

В понятие налогового механизма включают следующие элементы: планирование, регулирование, контроль (налоговое администрирование). Взаимосвязь между этими элементами достаточно наглядно представлена на схеме 1.

Среди конкретных мер раздела планирования в налоговом механизме можно указать использование налоговых паспортов субъектами РФ. В основу налогового паспорта положен макроэкономический подход к расчетам налоговой базы и налогового потенциала субъекта Российской Федерации. Налоговый паспорт субъекта РФ – это документ, в котором воедино сведены все основные экономические показатели, необходимые для анализа поступлений налогов и их планирования на перспективу.

     
 

122814 1804 2 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА НА МАКРО  И МИКРОУРОВНЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Рис. 1. Взаимосвязь между элементами налогового механизма

      
 

Центральным звеном налогового механизма является налоговое регулирование. Как указывает профессор Поляк Г.Б.1, налоговое регулирование – система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета. В конечном итоге налоговое регулирование должно сбалансировать интересы всех субъектов налоговых отношений – государства, хозяйствующих субъектов, населения. Целью налогового регулирования является обеспечение высоких темпов развития экономики через стимулирование инвестиционной активности бизнеса, повышение жизненного уровня населения.

Методы и способы налогового регулирования достаточно обширны. Ученые Поляк Г.Б., Романов Г.Б. представляют их таким образом. 1

     
 

122814 1804 3 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА НА МАКРО  И МИКРОУРОВНЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Рис. 2. Механизм налогового регулирования

 

Из схемы 2 видно, что в методах налогового регулирования половину составляют налоговые льготы в виде налоговой амнистии, налоговых каникул, отсрочки (рассрочки) платежа, налоговых вычетов, инвестиционного налогового кредита. В современной налоговой политике предусмотрено выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот. Многие факторы создают трудности для использования льгот на практике. Речь идет о таких видах льгот, как, например:

– налоговая амнистия (освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от штрафных санкций);

– налоговые каникулы (полное освобождение от уплаты налогов на определенный период времени);

– инвестиционные налоговые кредиты (вид целевого налогового кредита для стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности).

Теория налогов, как видим, предоставляет широкие возможности для налогового регулирования в государстве. Налоговое регулирование – это один из наиболее динамичных и мобильных элементов налогового механизма и сферы государственного налогового менеджмента. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

Конечная цель налогового регулирования – уравновесить общественные, корпоративные и личные экономические интересы. Методы налогового регулирования входят составной частью в научно обоснованную налоговую концепцию. Различия методов налогового регулирования предопределены свойствами конкретного налога, а также задачами, стоящими перед государством. В частности, целевые задачи могут быть по обеспечению инвестиционной активности, проведению протекционистской политики, регулированию спроса и предложения, решению социальных проблем, расширению сферы деятельности малого бизнеса. В зависимости от целей методы налогового регулирования могут подразделяться на четыре взаимосвязанные сферы:

1. бюджетно-налоговое балансирование;

2. система налоговых льгот и преференций;

3. административное воздействие;

4. меры санкционированных действий.

 

2. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ ИХ ПРАВА

 

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно ст. 21 налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Согласно ст. 22 НКФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели — помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

о реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговый механизм – это конкретное воплощение, форма действующей организации налоговых отношений, основанная на общих принципах построения налоговой системы. При этом форма налоговых отношений должна возможно точнее отражать экономическую сущность налогов. Понятие «налоговый механизм» в целом можно определить как совокупность форм и методов регулирования различных сторон организации налоговых отношений, действие и структура которого обусловлены особенностями управленческой деятельности государства в финансовой сфере. Средством реализации налоговой политики является налоговый механизм. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма с теорией налогов и воспроизводственным процессом можно представить таким образом: научная теория налогов – функции налогов – налоговая политика – налоговый механизм – роль налогов в расширенном воспроизводстве. Понятие налогового механизма включают следующие элементы: планирование, регулирование, контроль (налоговое администрирование).

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Статья 21 НК РФ определяет права налогоплательщиков. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. В ст. 22 НКФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. на 01.09.2008 г.)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 200 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ на 01.09.2008 г.)
  4. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2007.
  5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2008.
  6. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2006.
  7. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М., 2008.
  8. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2008.
  9. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2006.
  10. Поляк Г.Б., А.Н.Романов. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка, проф. А.Н.Романова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  11. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2007.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы