КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Оцените статью

021415 2344 1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИМеркантилизм (от mercante — торговец, купец) – первая школа экономической теории, которая возникла в Англии, Франции, Италии и в других странах в начальный период становления капитализма. Она предприняла попытку определить форму богатства общества и способы его увеличения, исходя из особенностей эпохи, когда быстро развивалась международная торговля.

Меркантилисты внесли в экономическую теорию ряд важных положений. Прочную основу богатства каждой нации они усматривали не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (монет из золота и серебра). Источником такого накопления, по их мнению, служит прибыль (доход), возникающая при торговом обмене. Однако, если обмен товаров на деньги совершается внутри страны, то одни лица могут обогащаться за счет других, но при этом общая сумма национального богатства не увеличивается. Такое богатство, на взгляд меркантилистов, возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост богатства был самоочевиден: товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким.

Ранний меркантилизм (последняя треть XV — середина XVI вв.) был назван монетарной системой. Для него характерна забота об активном денежном балансе (превышении количества ввозимых в страну денег над количеством вывозимых). В этих целях ставились задачи привлекать как можно больше денег из-за границы и сохранять золото в стране, меньше его расходовать и запрещать вывозить в другие государства.

Поздний меркантилизм (вторая половина XVI — XVII вв.) выступил против запрета вывоза денег, который стал препятствовать развитию внешней торговли. Он отстаивал активный торговый баланс — превышение стоимости вывезенных из страны товаров над стоимостью благ, ввезенных в данную страну.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.

Классическая политическая экономия (XVIII –XIX вв.) изучает все сферы экономики производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. От поверхностного описания хозяйственных явлений (например, обмена товаров на деньги) она переходит к открытию их сущности и законов развития экономики.

Цель меркантилизма – поднять благосостояние нации — невозможно достичь на практике с помощью внешней торговли. Постоянный приток в страну драгоценного металла приводит к обратному результату. Обилие денег в государстве вызывает рост внутренних цен, удорожание товаров, что уменьшает потребление продуктов населением.

В классической политической экономии образовались две школы – французская (физиократы) и английская.

физиократы (греч.physis — природа + kratos — сила, власть) -школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. Основателем и главой физиократов во Франции был Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.).

Английская классическая политическая экономия возникла и развивалась в XVII — XVIII вв. Родоначальниками этой теоретической школы были Вильям Петти (1623-1687 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.) и Давид Рикардо (1772-1823 гг.). Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства.

Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства высказал В. Петти, которого назвали Колумбом политической экономии. Ему принадлежит знаменитая формула: природа — мать, труд — отец богатства. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А.Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стали преподаваться в высших учебных заведениях В главном труде – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) – он обосновал «естественный порядок» в экономической жизни.

К теоретическому наследию английских классиков примыкает отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса.

Экономическое учение К. Маркса. Карл Маркс (1818 –1883 гг.) в своем главном экономическом труде «Капитал», которому он посвятил 40 лет и не успел завершить, во многом по-новому разработал классическую теории стоимости и теорию прибавочной стоимости.

Учение К.Маркса – наверняка вопреки его стремлениям – позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную ограниченность всего классического направления политической экономии. Это направление, во-первых, во многом отражает особую историческую специфику экономики Англии в XVII – XIX вв. (период господства единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику). Во-вторых, оно обладает чертами асимметричной теории, односторонне отразившей противоречивую действительность. Поэтому не случайно появилось совершенно новое альтернативное воззрение.

Неоклассическое направление. В последней трети XIX в. в противовес школе английских классиков возникло неоклассическое (гр. neos – новый) направление экономической теории. Оно обладало рядом отличительных черт. Прежде всего неоклассическое течение возникло в результате маржиналистской (фр. marginal – предельный) революции. Эта революция породила теорию предельной полезности и теорию предельной производительности труда и капитала.

Классическое направление политической экономии не изучало поведение на рынке потребителей товарных благ и поэтому не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская школа политической экономии. Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921 гг.), Евгений Бём-Баверк (1851-1914 гг.) и Фридрих фон Визер (1851-1926 гг.). Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара, которую противопоставили трудовой теории стоимости.

Австрийские экономисты считали, что каждый человек субъективно – сам – определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него полезных вещей.

Маржиналистскую революцию продолжил основоположник американской политической экономии Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938 гг.). Концепцию предельной полезности потребительских благ он дополнил теорией предельной производительности труда и капитала. И прямо противопоставил свою теорию классическому учению о прибавочной стоимости и эксплуатации рабочего класса при капитализме.

Введение в теорию предельных величин привело к возникновению математической школы в экономике (английский ученый У.Джевонс, швейцарский экономист М.Э.Л.Вальрас, итальянский исследователь В.Парето).

Неоклассический переворот в экономический теории был произведен учеными из разных стран. Поэтому потребовалось обобщить и систематизировать его результаты. Эту задачу выполнил руководитель кафедры политической экономии Кембриджского университета профессор Альфред Маршалл. Вклад А.Маршалла в разработку неоклассического направления некоторые историки экономических учений назвали маршаллианской революцией.

А.Маршалл считал себя преемником одного из английских классиков — Д.Рикардо и пытался соединить его учение о стоимости с теорией предельной полезности. Он пришел к заключению, что одинаково неправильно отдавать предпочтение в процессе формирования рыночной цены либо предложению, либо спросу. Свой главный труд он озаглавил «Принципы экономикс» (англ. «экономикс» – экономические науки). Так, в 1890 г. появился первый «Экономикс», который на протяжении многих лет стал основным учебником для студентов высших учебных заведений Англии и США.

Однако неоклассическое направление в ряде моментов оказалось асимметричной теорией. Это неизбежно привело к новым потрясениям в науке.

Кейнсианская революция и институционализм. Радикальный способ избавления от пагубных кризисов и массовой безработицы дала кейнсианская революция, названная по имени выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946 гг.). В своем главном произведении – книге»Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) Дж.Кейнс изложил совершенно новые принципы регулирования национального хозяйства. К ним относятся следующие важнейшие положения.

Во-первых, решающая роль в предотвращении кризисов и безработицы должно играть государство.

Во-вторых, чтобы обеспечивать полную занятость работников, нужно ориентироваться не на предложение товаров (что предлагали неоклассики), а напротив, всемерно развивать спрос.

В-третьих, для государственного управления экономикой требуется разработать такие экономико-математические модели, которые раскрывают количественные зависимости между основными показателями национального хозяйства.

Использование этих моделей позволяет поставить регулирование всей хозяйственной деятельности на строго научную основу.

Наряду с кейнсианством существенную роль в преодолении односторонности некоторых воззрений неоклассиков сыграл институционализм (лат.institutio — указание, наставление). Институционализм — течение в экономической теории, которое возникло в США и других странах в конце XIX-начале XX вв. Сторонники этого течения под «институциями» понимали разнообразные социально-экономические процессы: в XX в. обновлялась и укрупнялась техническая база производства, совершался переход от индивидуалистической к коллективистской психологии, вводился «социальный контроль над производством» и «регулирование экономики».

Одним из видных представителей институционализма является американский экономист профессор Джон Гэлбрейт (родился в 1908 г.). В своих книгах «Индустриальное общество» (1967 г.), «Экономические теории и цели общества» (1973 г.) и др. он исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые привели к образованию гигантских корпораций.

Неоконсерватизм (гр. neos — новый и лат. conservare — охранять) — школа в неоклассическом направлении, которая выступает за сохранение старых принципов построения экономики — частной собственности и свободного предпринимательства, рыночного саморегулирования хозяйства и невмешательства государства в экономику.

Неоконсерваторы выявили слабые стороны учения Дж.Кейнса. Неоконсерваторы противопоставили кейнсианству свои теоретические и практические разработки. Они указали на пути и способы, обеспечивающие нормальное количество денег в стране; определили рациональный уровень налогов, способствующий расширению предложения товаров на рынке.

Значительный вклад в развитие экономической теории внес наиболее видный представитель неоконсервативного течения в США Милтон Фридмен (родился в 1912 г.).

Видная роль в критике кейнсианства и в разработке неоконсервативного направления теории в Великобритании принадлежит лауреату Нобелевской премии Фридриху фон Хайеку (1899-1991 гг.).

Неоклассический синтез. Неоклассическое направление раскололось на две основные школы – кейнсианство и неоконсерватизм, которые оказались асимметричными теориями. Первая из них обосновывала потребность в развитии спроса и усилении экономической роли государства, а вторая отстаивала необходимость расширить предложение и упразднить государственное вмешательство в хозяйственную деятельность предпринимателей, вернуться к рыночному саморегулированию.

Новая модель смешанного типа народнохозяйственного регулирования позволяет соединить устойчивость государственного управления, способствующего удовлетворению общенациональных потребностей, с гибкостью рыночного регулирования. Эта модель позволяет в большей мере уравнять спрос и предложение в масштабе всего общества.

Выдающийся вклад в научное обоснование смешанного типа регулятора национального хозяйства внес крупный американский экономист лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон (родился в 1915 г.).

П.Самуэльсон изложил концепцию неоклассического синтеза в получившем с 1948 г. широкое распространение во всем мире учебнике «Экономикс». В нем автор так оценил теоретическое значение проведенной работы: «Через всю книгу систематически проводится то, что я называю «великим неоклассическим синтезом». То есть речь идет о сочетании современной теории распределения дохода с классическими принципами экономики».

 

 

2. КОНКУРЕНЦИЯ

 

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Рыночная конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории.

Конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им «невидимой рукой», формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.

Основной вклад в теорию конкуренции и различных конкурентных рынков внесли А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс , П. Самуэльсон и др.

Отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции – Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие: множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары; полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок; отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала; полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями; отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей.

Рынок несовершенной конкуренции является действительно реальным рынком, структура которого сложилась на настоящий момент в результате технического прогресса и тех масштабных эффектах, о которых говорилось выше. Однако несовершенная конкуренция принимает различные формы. В самом общем случае их три:

а) МОНОПОЛИЯ (чистая). Производство сосредоточено только на одной фирме или корпорации, которая и производит данный вид продукции.

б) ДУОПОЛИЯ. Производство данного и однородного вида продукта сосредоточено на двух фирмах. Каждый производитель ограничен в возможностях контролировать цены (частичный контроль над ними);

в) ОЛИГОПОЛИЯ. Это относительно небольшое количество фирм, причем возможности контроля над ценами ограничены в большей степени, чем при дуополии; фирмы (корпорации) производят однородную продукцию (возможна незначительная ее дифференциация);

г)МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. Характеризуется множеством производителей, выпускающих дифференцированную продукцию, но однородную по функциональному назначению, причем подобная дифференциация может быть как воображаемая, так и реальная; контроль над ценами очень слабый.

 

Типы рынков и их основные характеристики

Тип рынка 

Количество субъектов рынка

Однородность продукции

Заменяемость товаров

Взаимозаменяемость субъектов рынка

Вход-выход на рынок

Доли субъектов на рынке

продавцов

покупателей

Совершенная конкуренция

Много

Много

Однородная

Полная

Нет 

Свободный

Равные и небольшие

Монополистическая конкуренция

Ограниченное

Много

Дифференцированная

Высокая степень

Незначительная

Ограниченный

Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

Олигополия

Неско-лько

Много

Однородная либо дифференцированная

Высокая степень

Значительная

Ограниченный

Крупные, примерно равные

Монополия

Один 

Много

Однородная

Нет 

Нет 

Блокирован

100% 

Монопсония

Много

Один 

Незначительно дифференцированная либо однородная

Незначительная

Нет 

Блокирован

100% 

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Государственная экономическая политика находит свое проявление в механизме регулирования экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики — норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лип);

в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Например, если государство заинтересовано в продвижении за рубеж товарной массы, оно применяет разнообразные экономические методы, стимулирующие экспорт: предоставляет экспортерам налоговые льготы, берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильными средствами поощрения экспорта являются регулирование валютного курса и вывоз капитала.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. ФЗ РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Принят 22 марта 1991г. //Собрание законодательства РФ.–1991–№ 11.
  2. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999.
  3. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров, 2003
  4. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под. общ. ред. А. В. Сидоровича — М.: МГУ им. Ломоносова, «ДИС», 2000.
  5. Курс экономики: учебник /Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: ИНФРА-М, 2001.
  6. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 2002. Т.1.
  7. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2003.
  8. Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики. //Вопросы экономики. — 1999. — № 10.
  9. Платонова Е. Экономические системы и их трансформация.// МЭиМО, 1998, № 7, С. 30-40.
  10. Экономика: учебник/Под ред. доц. А. С. Булатова. — М.: Издательство БЕК, 2004.
  11. Ядгаров Я.С. История экономических учений.–М.: Экономика, 2003.

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.