ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ВИДЫ ВЕКСЕЛЯ

Оцените статью

080514 1616 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ВИДЫ ВЕКСЕЛЯ

1.1 Общая характеристика и виды векселя

 

Исторически возникновение векселя относится к античности. Первые упоминания связаны с Древней Грецией, в которой наблюдались очень прочные связи между менялами в разных городах. Недостаток наличных монет, а также соображения безопасности в длительных переходах привели к тому, что купец получал расписку от одного менялы в том, что он получит долг в другом месте у другого менялы, а затем по этой расписке меняла сможет вернуть себе деньги у выдавшего расписку. По сути своей подобная расписка являлась переводным векселем. Такие векселя широко использовались в Италии с середины XII до середины XVII в., когда она считалась центром хозяйственной и финансовой деятельности, а поэтому Италия и считается родиной векселей. Если сначала вексель гарантировал получение наличных денег в другом месте, то позже он стал выступать фактом обмена товара на деньги, которые продавец получал позднее с учётом или без учёта задержки — беспроцентный и процентный вексель.

В 1569 г. в Болонье появился первый вексельный устав, закрепивший правила использования векселя. Дальнейшее развитие вексель получает во Франции, где он начинает, применятся как средство платежа и неотъемлемая часть договора, что было закреплено в полном своде экономических законов «Code de Commerce» 1808 г. Далее, в 1848 г. прусским правительством принимается Общегерманский Вексельный Устав, по которому вексель разрешается использовать в отрыве от торговых сделок исключительно как долговую ценную бумагу. Именно этот устав берется за основу вексельного законодательства Швеции в 1851 г., Финляндии в 1858 г., Сербии в 1860 г., Бельгии в 1878 г., Норвегии в 1880 г., Италии в 1882 г.

Таким образом, в конце XIX в. появились предпосылки для создания единого вексельного устава. И вот 7 июня 1930 г. в Женеве была принята конвенция, унифицировавшая основные нормы международного вексельного права, которые действуют, и по сей день. Единообразный вексельный закон (ЕВЗ), принятый в Женеве обязал каждую страну-участницу его придерживаться в создании местных законов. К Женевской конвенции присоединились: Германия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Колумбия, Дания, Польша, Эквадор, Испания, Финляндия, Франция, Греция, Венгрия, Италия, Япония, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Перу, Швеция, Швейцария, Чехословакия, Турция, Югославия, СССР. Однако такие страны, как Англия, Австралия. Израиль, Канада, Кипр, США, Филиппины, ЮАР и др. основывают свою деятельность на английском законе о переводных векселях (1882 г.) отличном от Женевского ЕВЗ.

В России вексель начал действовать в эпоху Петра I из-за опасности перевозки денег из одного города в другой. Эти векселя имели название — казначейские. В 1709 г. был опубликован первый вексельный устав. Затем в 1832 г. появляется Устав о векселе, вошедший в Свод законов 1857 г. Третий российский вексельный устав принимается в 1902 г. по аналогии с германским 1848 г., что заметно оживляет вексельное обращение в дореволюционной России. В ту пору существенным отличием от иностранных векселей была долгосрочность (до 12 мес.) российских веселей, в отличие максимального 3-х месячного срока западных обязательств. Если смотреть активность работы банков с векселями, то за 1911 г. Азовско-Донской банк учёл 600 тыс. векселей, а Волжско-камский — 400 тыс. векселей. Госбанк выдавал ссуды под простые векселя.

В 1917 г. вексельное право было ликвидировано, и только 20.03.1922 г. в период НЭПа появляется Положение о векселе, как о форме предоставления коммерческого кредита для торговых сделок. Во время кредитной реформы 1930 – 1932гг., обусловившей переход к политике централизации планирования и государственного регулирования экономики, вексельное право вновь было ликвидировано.

Постановлением от 7 августа 1937 г. ЦИК и СНК СССР утвердил ратифицированную в 25.11.1936 г. Женевскую конвенцию, которая определила вексель как строго формальное, безусловное, абстрактное, денежное и передаваемое обязательство. Важным положением этой конвенции явилась также солидарная ответственность всех заинтересованных по векселю лиц, что было узаконено ещё в 1673 г. во Франции. Однако векселя на внутри российском рынке до 1990 г. не использовались.

Лишь 19.06.1990 г. постановлением Совета Министров СССР №590 «Положение о ценных бумагах» векселя были «реабилитированы». Далее 24.06.1991 г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР №1451-1 «О применении векселей в хозяйственном обороте РСФСР» было разрешено предприятиям, организациям, учреждениям и предпринимателям осуществлять поставку продукции (выполнять работы, оказывать услуги) в кредит с взиманием с покупателей (потребителей, заказчиков) процентов, используя для оформления таких сделок векселя (при этом в качестве нормативной базы впредь до принятия соответствующего законодательства предлагалось использовать «Положение о переводном и простом векселе» 1937 г. [6] — Женевская конвенция).

 

 

1.2 Вексель как ценная бумага. Классификация векселей

 

Вексель — разновидность кредитных денег, уже несколько столетий применяющийся в мировой торговой практике, и только в последние шесть лет осваивается российскими предприятиями и банками на внутреннем рынке, хотя в России, как показывает история и существовала нормативная база для его использования. Вексельное обращение становиться особенно актуально в наше время взаимных неплатежей. В настоящее время в развивающихся рыночных отношениях вексельные обязательства играют большую роль: вексель является универсальным средством расчетов и кредитования, он активно используются в банковских сделках, вексель широко применяются во внешнеторговых отношениях, выступая предметом дисконтирования, аккредитива и инкассовых операций.

Вексель является универсальным средством расчетов и кредитования. Обе функции векселя неразрывны и дополняют друг друга. Так, при использовании векселя в качестве формы платежа за поставленный товар, по существу, совершаются две встречные сделки: расчет за товар векселем и кредитование продавцом покупателя. Не случайно вексель именуется разновидностью кредитных денег [9]. Расчетная функция векселя проявляется также в случае, когда вексель переходит от одного держателя к другому посредством индоссамента. Это возможно при наличии нескольких связанных друг с другом лиц, каждый из которых является должником последующего.

Вексель является классической ценной бумагой и может быть составлен только на бумажном носителе (ст. 4 Закона о переводном и простом векселе [4]). Вексель воплощает в себе и все другие свойства ценной бумаги и характеризуется абстрактностью закрепленного в нем обязательства, т. е. независимостью от основания (каузы) его выдачи (абз. 1 п. 2 ст. 147 ГК [3] и ст. 16 Приложения № 2 к Женевской конвенции [6]). Как писал Г. Ф. Шершеневич, «вексельное обязательство служит само основанием: платить нужно потому, что вексель выдан», а не потому, что о было получено или обещано взамен векселя» [16; c. 264].

Законодательные акты различают переводной и простой векселя. Простой вексель (соло-вексель) закрепляет денежное обязательство в виде права требования векселедержателя к векселедателю, который в экономическом смысле и становится получателем кредита, В отличие от этого переводной вексель (тратта) предназначен для перевода долга с векселедателя (трассанта) на другое лицо — плательщика (трассата), естественно с согласия получателя суммы (ремитента). В экономическом смысле ремитент кредитует здесь и векселедателя, и фактического плательщика, которые в переводном векселе, в отличие от простого векселя, не совпадают. Поэтому в отношениях по переводному векселю обычно участвуют три лица: два должника (трассант и трассат) и кредитор (ремитент). Такой вексель называют также переводным векселем за счет третьего лица (ч. 3 ст. 3 Положения о переводном и простом векселе [6]).

Переводной вексель, в отличие от простого векселя, устанавливает не обязательство уплаты, а только предложение плательщику уплатить определенную сумму (ст. 1 Положения о переводном и простом векселе [6]), который может и отказаться от него. Поэтому до момента согласия (акцепта) или несогласия плательщика переводной вексель, строго говоря, вообще не содержит денежного обязательства. Сам векселедержатель становится обязанным по такому векселю лишь при акцепте плательщика, причем солидарно с последним (ст. 47 Положения о переводном и простом векселе [6]). В случае же отказа (неакцепта или неплатежа) плательщика по переводному векселю на векселедателя возлагается ответственность за это перед ремитентом (ст. 9 Положения о переводном и простом векселе [6]).

Большинство векселей носят характер ордерных (переводных) ценных бумаг. Поэтому права и обязанности по таким векселям могут быть переданы (переведены) другим лицам, что составляет одно из их важнейших достоинств. Переход прав и обязанностей как по переводным, так и по простым векселям оформляется специальной передаточной надписью — индоссаментом (ст. 11 Положения о переводном и простом векселе [6]). При этом совершившее такую надпись лицо (индоссант, надписатель) несет ответственность за платеж по векселю и за его акцепт, по существу, наравне с векселедателем (п. 3 ст. 146 ГК [1], ст. 15 Положения о переводном и простом векселе [6]), причем солидарно с другими возможными индоссантами (п. 1 ст. 147 ГК [3], ст. 47 Положения о переводном и простом векселе [6]), если только не включит в индоссамент специальную оговорку типа «без оборота на меня» (или «не приказу»). Тем самым вексельный кредитор, по сути, получает добавочного должника (должников), что повышает его уверенность в получении долга.

Кроме того, платеж по переводному или простому векселю может быть обеспечен специальным поручительством — авалем, которое предоставляется авалистом — третьим лицом или даже одним из лиц, уже надписавших вексель (ст. 30 и ч. 3 ст. 77 Положения о переводном и простом векселе [6]). Как и сам вексель, аваль носит абстрактный и строго формальный, а также безусловный характер, а авалист всегда отвечает перед векселедержателем солидарно с тем, за кого он поручился («дал аваль») (ст. 32 и 47 Положения о переводном и простом векселе [6]). Все это отличает аваль от обычного поручительства. Уплативший по векселю авалист имеет право регрессного требования к тому, за кого он поручился (и к лицам, которые обязаны перед последним).

Товарный вексель. В основе денежного обязательства, выраженного данным векселем, лежит товарная сделка, коммерческий кредит, оказываемый продавцом покупателю при реализации товара. В этом качестве вексель может, с одной стороны, выступать как орудие кредита, а с другой стороны — выполнять функции расчетного средства, многократно переходя из рук в руки и обслуживая в качестве денежного субститута многочисленные акты купли-продажи товаров.

Финансовый вексель. В основе денежного обязательства, выраженного данным видом векселя, лежит какая-либо финансовая операция, не связанная с куплей-продажей товаров. Разновидностью финансового векселя являются «коммерческие бумаги» — простые, обращающиеся векселя на имя эмитента, не имеющие обеспечения, дисконтные или приносящие процент к номиналу, выпускаемые чаще всего на срок от 1 дня до 1 года, в форме «на предъявителя».

Казначейский вексель — краткосрочная ценная бумага, выпускаемая правительством страны обычно при посредничестве Центрального (Национального) банка страны и/или Казначейских структур Правительства со сроком погашения, как правило, от 90 до 180-360 дней

Дружеский вексель — это вексель, за которым не стоит никакой реальной сделки, реального финансового обязательства, однако лица, участвующие в вексельном обращении, являются реальными. Обычно дружескими векселями встречно обмениваются два реальных лица, находящихся в доверительных отношениях, для того, чтобы в последствии учесть данные векселя в банках или предоставить векселя в качестве залога, получив под него реальные деньги, уже в качестве кредита, или чтобы использовать их для совершения платежей.

Бронзовый вексель — это вексель, за которым не стоит никакой реальной сделки, никакого реального финансового обязательства, причем хотя бы одно лицо, участвующие в векселе, является вымышленным. Цель бронзового векселя — либо получение под него денежных средств в банке, либо использование фальшивого документа для погашения долгов по реальным товарным сделкам или финансовым обязательствам.

Действующим законодательством Российской Федерации дружественные и бронзовые векселя не предусматриваются для использования в вексельных схемах.

В последнее время широкое распространение получили банковские векселя. Они удостоверяют, что предприятие внесло в банк депозит в сумме, указанной в векселе. Банк обязуется погасить такой вексель при предъявлении его к оплате в указанный на нем срок. При этом на вексель начисляется определенный процентный доход.

Ректа-вексель, или именной вексель является необоротным документом, он не может индоссироваться. На практике применяется в форме обеспечительского векселя, то есть используется как обеспечение ссуды. Такой вексель хранится на депонированном счете заемщика и не предназначается для дальнейшего оборота. Если платеж осуществляется в срок, то вексель погашается. Если же выплата ссуды задерживается, то применяются процедуры, предусмотренные вексельным правом.

Обеспечительский вексель выписывается для обеспечения ссуды ненадежного заемщика. Он хранится на депонированном счете заемщика и не предназначается для дальнейшего оборота. Если платеж совершается в срок, то вексель погашается, если нет — то к должнику предъявляются претензии.

В бланковом векселе покупатель акцептует пустой формуляр векселя, который в дальнейшем будет заполнен продавцом. Такая ситуация возможна, когда в ходе переговоров не установлены окончательная цена товара (или она может измениться в результате доставки) и срок поставки. Такой вексель может быть выписан только сторонами, доверяющими друг другу, ибо при внесении в него суммы, отличной от согласованной с плательщиком, последний все равно будет вынужден ее заплатить.

 

1.3 Правовые основы вексельного обращения

 

В настоящее время основным источником вексельного права в РФ является Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 14 марта 1997 г. (далее — Закон о векселе[4]). В соответствии с ним на территории России применяется постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» (далее — Положение о векселе[6]), которое текстуально воспроизводит Единообразный закон о переводном и простом векселе (приложение № 1 к Женевской конвенции 1930 г.). Таким образом, РФ, будучи правопреемником Союза ССР, входит в число государств с унифицированной конвенционной системой вексельного права. В ряде других стран, формально не присоединившихся к Женевской конвенции 1930 г., применяются, по сути, сходные национальные законы. Принципиально иным является англо-американское законодательство о векселях, основанное на британском Законе 1882 г.

К вексельному законодательству в настоящее время относятся; Во-первых, Федеральный закон «О переводном и простом векселе» (далее — Закон о переводном и простом векселе) [4]; во-вторых, Положение о переводном и простом векселе 1937 г. [6], которое является почти дословным воспроизведением текста Единообразного закона о переводном и простом векселях, в свою очередь составляющего Приложение № 1 к одной из международных (Женевских) вексельных конвенций (№ 358 от 7 июня 1930 г.), в которых участвовал СССР и Российская Федерация как его правопреемник. Кроме того, в этой области имеется ряд подзаконных актов (указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, документов Центрального банка РФ и некоторых других ведомств), многие из которых, к сожалению, не всегда полностью соответствуют названным законодательным актам. Это особенно касается подзаконных нормативных актов, регламентированных оформление «векселями» (в том числе обязательное) просроченной задолженности юридических лиц
[10; c. 191].

Термин «вексель» используется в трех значениях: ценной бумаги, односторонней сделки (выдачи векселя) и обязательства, возникшего из сделки.

Вексель как ценная бумага может быть простым и переводным. В правоотношении, порождаемом простым векселем, принимают участие, по крайней мере, два лица: векселедатель (должник, плательщик) и векселедержатель (кредитор). Обращение простых векселей построено на основе правил о векселях переводных, за теми изъятиями, которые вытекают из природы последних (раздел II Положения о векселе[6]). Поскольку в соответствии с Положением о векселе[6] (п. 77) к простому векселю, mutatis mutandis, применяются правила о векселе переводом, все последующее изложение будет построено на правилах о переводных векселях.

Легальное определение векселя дано в ст. 815 ГК. Простой вексель можно определить как ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить в определенный срок векселедержателю или его приказу установленную в векселе денежную сумму. Соответственно переводный вексель (тратта) представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное предложение векселедателя (трассанта) плательщику (трассату) уплатить в определенный срок векселедержателю (ремитенту) или его приказу установленную в векселе денежную сумму.

Положение о векселе [6] (п. 1) относит к числу реквизитов переводного векселя следующие: наименование «вексель», включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен (вексельная метка); простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную денежную (вексельную) сумму; наименование плательщика (трассата); указание срока платежа; указание места, где должен быть совершен платеж; наименование того, кому или приказу кого должен быть совершен платеж (ремитента); указание даты и места совершения векселя; подпись векселедателя (трассанта).

Лишь в трех случаях допускается отступление от строгости вексельной формы: а) при отсутствии в векселе срока платежа он считается подлежащим оплате по предъявлении; б) при отсутствии особого указания место, обозначенное рядом с наименованием плательщика, считается местом платежа; в) вексель, в котором не указано место его составления, признается подписанным в месте, обозначенном рядом с наименованием трассанта.

 

 

2 АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

2.1 Анализ использования векселей в российской экономике

 

 

Бурное развитие вексельного рынка в России в конце ХХ века во многом определялось кризисным состоянием народного хозяйства. Гипертрофированная форма вексельного обращения — это следствие целого ряда кризисных явлений. Во-первых, это кризис государственных финансов, проявляющийся в стремлении органов власти разного уровня (федерального, субъектов федерации, местного) использовать различные денежные суррогаты для покрытия бюджетного дефицита. Так, например, в 1995 –1996 гг. Министерство финансов в качестве инструмента расчетов с государственными предприятиями широко применяло казначейские обязательства. Международный Валютный Фонд подверг критике денежные власти России за масштабную эмиссию казначейских обязательств, указав, что происходит накачивание в народное хозяйство страны квази-денег. Министерство финансов в принципе с критикой МВФ согласилось и свернуло выпуск казначейских обязательств. Однако в 1996 г. Министерство финансов стало активно применять схему гарантий коммерческим банкам по вексельным кредитам для получателей бюджетных средств. В этом случае роль заменителей денег стали играть векселя коммерческих банков. Некоторые коммерческие банки, являясь агентами правительства в рамках программы вексельного кредитования получателей бюджетных средств, не устояли перед искушением массированного вексельного кредитования вне рамок государственной программы.

На рынке обращается и немало просто фальшивых векселей, где векселедателем или авалистом является Министерство финансов. В настоящее время в обращении находятся фальшивые векселя, выданные от имени федерального казначейства Северной Осетии и Дагестана, на сумму в 7 трлн руб. Свою лепту в хаотичное развитие вексельного рынка внесли субъекты федерации, эмитируя различные заменители денег, в том числе векселя.

В последнее время некоторые субъекты федерации выступили с идеей создания бездокументарных векселей (отечественное ноу-хау) . Следует отметить, что МВФ в очередной раз отреагировал на состояние вексельного рынка, настоятельно рекомендовав России в этом году ограничить заимствования субъектов федерации 30% собственных доходных источников, а стоимость обслуживания этого долга 15% доходов. Во-вторых, негативное влияние на вексельное обращение оказало ограничение кредитных возможностей коммерческих банков, значительная часть которых находится в стадии «умирания». Банки в значительной степени прекратили кредитование торгового капитала, и отсутствие «живых» денег в торговом и производственном обороте хозяйствующие субъекты стали компенсировать с помощью активного внедрения в хозяйственный оборот коммерческих векселей. В-третьих, существенное влияние оказывает стремление огромной массы «черных» денег легализоваться любыми способами, и вексель в силу присущей ему абстрактности весьма для этого удобен. Ситуация усугубляется еще и тем, что Федеральное Собрание никак не может принять Закон о борьбе с отмыванием нелегально полученных доходов (во многих странах с менее криминализованной экономикой, например, в Великобритании такие нормативные акты приняты и работают достаточно давно). В-четвертых, несовершенное и неэффективное законодательство делает вексель удобным инструментом для легального ухода от налогообложения юридических и физических лиц. Есть еще одно важное обстоятельство, стимулирующее вексельную эмиссию в России: сжатие денежного агрегата М2 по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) до такого объема, когда все хозяйствующие субъекты, от государства в лице Министерства финансов до небольшого предприятия, являющегося звеном в цепи дебиторов, испытывают парализующий их деятельность денежный голод.

По данным Банка России на 1 января 2007 года [112] остаток по счетам денежных средств, привлеченных посредством векселей, выданных банками, составлял свыше 494 млрд рублей в группе рублевых и свыше 120 млрд рублей в группе валютных векселей. Итого в сумме — около 615 млрд рублей. Кроме этого банками было учтено векселей предприятий на сумму свыше 72 млрд рублей (рублевых векселей — на сумму около 71 млрд рублей, валютных — на 1,3 млрд рублей). Таким образом, объем вексельных обязательств в обороте на 1 января 2007 года составил 686,755 млрд рублей. На 1 января 2009 года остаток по счетам денежных средств, привлеченных посредством банковских векселей составил свыше 559 млрд. руб. в группе рублевых и свыше 171 млрд рублей в группе валютных векселей.

Векселей предприятий в обороте находится больше. Можно оценить лишь порядок величины, находящейся в обороте вексельной массы, составляющей примерно 1 трлн рублей, и годовой объем вексельного рынка, что на порядок больше. Объем наиболее ликвидной части рынка, проходящей через вексельных операторов, по оценкам последних, составляет от ста до нескольких сот миллиардов рублей, то есть небольшую долю. При этом настоящие оценки относятся к товарным и финансовым векселям — векселям, выдача которых обусловлена реальными хозяйственными потребностями.

Сбербанк России поддерживает остаток непогашенных векселей на уровне 60 млрд рублей. Максимальный срок, на который вексель задерживается в кассе, не превышает недели, а средний, по экспертным оценкам, составляет 3 дня. Таким образом, скорость оборота в год (V) равняется примерно 100, и обслуживаемый оборот товаров и услуг — от 3 до 6 трлн рублей, то есть 20—30% ВВП.

Переход российской экономики от командно — административных методов к рыночным отношениям способствовал развитию новых, а также восстановлению ранее забытых хозяйственных отношений. Одним из перспективных направлений во взаимоотношениях реального и финансового секторов российской экономики стало активное использование в хозяйственном обороте векселя.

 

2.2 Направления повышения эффективности применения векселей в российской экономике

 

Существующие противоречия в развитии вексельного рынка обусловлены многими причинами: объективными и субъективными; внешними и внутренними; носящими как макро-, так и микроэкономический характер. Рассмотрим одно из противоречий. Так, с одной стороны, российское вексельное законодательство, основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам международного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость обычаев вексельного делового оборота. С другой стороны, в современной России практически полностью отсутствуют соответствующие обычаи, и только начала возрождаться практика вексельного оборота. Какими же путями возможно разрешение этого противоречия? В настоящее время существуют три пути решения этой проблемы.

Первый путь — наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование вексельного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах, в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией международных договоров началось бы формирование практики и обычаев вексельного оборота, включая «вексельный всеобуч», и наконец — законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская, континентальная или собственная), к которой стоило бы присоединиться в последующем. С точки зрения логики, это наиболее простой путь. Сначала формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практика, все это учитывается в нормативных документах, в вексельном законодательстве.

Однако этим путем вряд ли можно воспользоваться для разрешения сложившегося противоречия, на что есть веские причины: во-первых, отсутствие вексельного права на рынке будет моментально заполнено другими видами — гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное отсутствие вексельной нормативной базы (понадобятся десятилетия для создания обычаев делового оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке; в-третьих, мы вступим в противоречие с международным торговым правом (в конце 1996 г. Россия получила «режим наибольшего благоприятствования» в торговле, ратифицировав «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом», а также подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию).

Второй путь — традиционный, именно по нему сейчас и развивается российский вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство остается в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными актами — инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России — которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.

Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения. Необходимо отметить, что Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937 г., практически не является дословным воспроизведением текста Единообразного вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем подготовки новой редакции его перевода.

Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов уже породил определенные «напряжения» в вексельном обороте.

В-третьих, развитие вексельного рынка, пущенное «на самотек» без жестких регуляторов, привело к заполнению рынка «дружескими», «бронзовыми» и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными денежными суррогатами или приняли вид «секъюритизированных» неплатежей. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве.

Зачастую такая неурегулированность приводит к тому, что местная администрация выпускает векселей на сумму, превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая «классический» вексель в эмиссионную ценную бумагу.

Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию правовой, организационной, технологической, региональной и информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы должны стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.

Реформа должна опираться на разработанную Концепцию развития вексельного рынка, увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РФ (Указ Президента РФ №1008 от 01.07.1996), а также учитывать как внешние факторы (переключение денежных потоков в реальный сектор, проведение налоговой реформы, реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную реформы в стране), так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных «дружеских», «бронзовых» и фальшивых векселей, усложнение самого вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).

Хотя уже сейчас можно назвать основные принципы проведения вексельной реформы, лучше ограничиться только принципами, на которых должна строиться система российского вексельного законодательства.

Первый — сохранение вексельного законодательства на основе Женевских конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).

Второй — самодостаточность вексельного законодательства.

Третий — построение вексельного законодательства в основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны регулировать только минимум вексельных отношений, без которых невозможно избежать злоупотреблений.

Четвертый — нормы вексельного законодательства должны быть жестко привязаны к налоговому и валютному законодательству, а также регулировать вопросы, отсутствующие в регламенте вексельного права.

Пятый — вексельное законодательство должно адекватно отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система неработающих норм, которую все знают, но не выполняют. Реформа должна в первую очередь включать:

- внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О банкротстве (несостоятельности) предприятий» о порядке удовлетворения требований кредиторов и выделении требований кредиторов по векселям в отдельную очередь;

- приведение в соответствии с ЕВЗ сроков совершения протеста и определение на законодательном уровне процедуры совершения протеста;

- внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс о введении ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;

- предоставление права уполномоченному государственному органу (ФКЦБ, ЦБ РФ, Минфину РФ) получать от нотариальных контор сведения о фактах совершения протеста и вменение в обязанность этому органу либо уполномоченному им лицу предоставлять полученную информацию всем заинтересованным лицам и средствам массовой информации;

- создание законодательной базы саморегулируемых организаций, объединяющих участников вексельного рынка (например, АУВЕР);

- реформа налоговой системы и унификация налогообложения доходов физических и юридических лиц по различным ценным бумагам;

- разработка и принятие Свода вексельных нормативных документов (Вексельного Кодекса).

Создание правовой, организационной, информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота невозможно без обучения специалистов, работников коммерческих структур, судей, руководителей государственных организаций, населения навыкам работы с векселями, изучения как российского опыта, так и обычаев вексельного оборота других стран.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: Юридическая литература, 1993.
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года от № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.12.2008 № 225-ФЗ, от 09.02.2009 № 17-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.02.2009 № 7-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. — №32. С. 3301.
  4. Федеральный закон «О переводном и простом векселе» № 48-ФЗ от 11 марта 1997 года // СЗ РФ.1997. № 11. Ст. 1238.
  5. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 № 136-ФЗ (ред. № 63-ФЗ от 26.04.2007) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3814.
  6. Положение о переводном и простом векселе: Утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. (СЗ СССР. 1937. № 52. Ст. 221) и действует на территории Российской Федерации в силу ст. 1 Федерального закона от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе» // СЗ РФ. 1997. № II. Ст. 1238.
  7. Постановление Правительства РФ от 26 октября 1994 г. № 1094 «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения» // СЗ РФ. 1994. № 23. Ст. 2571; СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 126.
  8. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего витражного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. № 3/1 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О переводном и простом векселе» // Вестник ВАС. 1998. № 4.
  9. Рекомендации банкам по работе с векселями, которые были утверждены Письмом Банка России от 9 сентября 1991 г. № 14-3/30 // Консультант Плюс.
  10. Белов В. А. Практика вексельного права / В.В. Белов. – М.: НОРМА, 2003. – 276 с.
  11. Бюллетень банковской статистики. № 2 (153), 2007. – 127 с.
  12. Ибрагимова Л.Ф. К вопросу о государственном регулировании деятельности кредитных организаций на финансовых рынках // Деньги и кредит. 2007. № 12.
  13. Маневич К. Опыт весельного обращения и учета векселей в России и его применение в современной экономике. // Финансы. 2004. № 1. С. 56-58.
  14. Николкин В. Вексельный рынок: уверенное становление // Рынок ценных бумаг. 2003. № 7.
  15. Правовое регулирование векселя в российском гражданском праве / Отв. ред. Уруков В.Н. — С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2004.– 195 с.
  16. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914г.) / Г.Ф. Шершеневич. – М.: Прогресс, 2004. – 711 с.
  17. Ходов Л.Г. Регулирование рынка ценных бумаг в США и Великобритании // Внешнеэкономический бюллетень. 2008. № 7.
  18. Фельдман A.A. Вексельное обращение. Российская международная практика / А.А. Фельдман. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 351 с.
  19. Хохлов С. А. Заем и кредит (гл. 42) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / С.А. Хохлов. – М.: Финансы, 2008. – 248 с.
  20. Эрделевский A.M. Финансовые услуги, вексель, недвижимость.– М.: Изд-во БЕК. 2007. – 312 с.

Комментирование закрыто.