Сейчас в мире и в нашей стране обострилась полемика о путях реформирования и развития регуляторно-надзорных систем за функционированием финансовых посредников. Как известно, невозможно поддерживать макроэкономическую стабильность и эффективное функционирование финансового сектора без соответствующей организации надзора. Заметим, что конфигурация органов регулирования и надзора является чрезвычайно важной в контексте предупреждения финансовых кризисов и обеспечения финансовой стабильности финансовых посредников среди которых ключевое место занимают банки. Доля банковских активов в общих активах финансовой системы превышает 90%. Расширение состава субъектов и дальнейшее совершенствование структуры надзорно-регулирующих органов обусловлены многими причинами. В частности, это:
- Интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике и финансовом секторе;
Усиление взаимосвязи и взаимозависимости отдельных составляющих финансового сектора;
- Появление крупных финансовых конгломератов, принадлежащих одним собственникам, но работающим на разных рынках финансовых услуг;
- Обострение конкуренции между банковскими и небанковскими финансовыми посредниками, проникновение и освоение ими различных рынков финансовых услуг, то есть универсализация их деятельности;
- Техническое, правовое, институциональное, информационное, технологическое и функциональное совершенствование ведения бизнеса в. Мировая практика выделяет три основные модели организации надзора. Первая модель основана на четком распределении полномочий надзорных органов по отдельным секторам финансового рынка, в частности банковским, небанковским и фондовым. Эта секторная модель в историческом аспекте была доминирующей, но сейчас прослеживается тенденция ухода от нее. Вторая модель предполагает распределение полномочий надзорных органов: на пруденциальный надзор за финансовыми посредниками и на регулирование бизнеса.
Третья модель основывается на консолидации надзора за финансовым сектором в едином надзорном органе — мегарегуляторе. Среди ученых и практиков вопросы организации банковского надзора вызывает дискуссии, точки зрения существенно отличаются, порой диаметрально противоположны. Одни из них ратуют за целесообразность осуществления надзора центральным банком, другие — считают, что центральный банк и независимые финансовые регуляторы должны осуществлять банковский надзор совместно, разделив полномочия, третьи — ратуют за создание единого мегарегулятора, который осуществляет регуляторно-надзорную функцию по отношению к различным финансовым посредникам; мегарегулятор может быть специальным независимым органом, отделенным от центрального банка. Причем аргументы каждой из сторон имеют как свои преимущества, так и недостатки. По нашему мнению, их целесообразно рассматривать в краткосрочной и долгосрочной перспективах. В долгосрочной перспективе следует исходить из мировых тенденций по объединению надзорных органов.
Нужно учитывать современные процессы глобализации мировых экономических связей, а также необходимость совершенствования форм и методов регулирования и надзора за финансовыми посредниками, в частности создание наднациональных органов регулирования финансового сектора. Нужно учитывать опыт стран, которые в разное время пошли по пути создания единого финансового регулятора, отделенного от центрального банка. Этот опыт не всегда свидетельствует о большей эффективности работы финансовых мегарегуляторов. Вместе с тем не стоит забывать и собственный опыт, где идея создания мегарегулятора обсуждается уже не первый год. Интересно, что за создание мегарегулятора больше выступают представители небанковских финансовых посредников. При существующей системе власти в стране существует риск того, что финансовый мегарегулятор неизбежно попадет под влияние той или иной политической силы. При этом важным могут стать не столько полномочия финансового мегарегулятора, сколько его подчиненность. Что касается краткосрочной перспективы, то следует учитывать, что процесс консолидации регулирования и надзора за финансовыми посредниками является длительным.