Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально — экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны. Принято считать, что оптимальными являются такие размеры предприятия, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для использования достижений науки и техники при минимальных издержках производства и при этом достигается эффективное производство высококачественной продукции.
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Изучение этой темы значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.
Итак, целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в разных странах мира, включая Россию.
1 Сущность малого предпринимательства
-
Место и роль малого и среднего предпринимательства в процессе формирования рыночных структур
Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия. Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем. Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).
Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством.
Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод : «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка» [2, с.226].
Какие же характеристики необходимы сегодня успешно развивающемуся производству?
· небольшие организационные подразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень.
· небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды.
Данные тенденции в развитии организационных структур управления реализуются в двух направлениях:
во-первых, это динамичное развитие малого бизнеса;
во-вторых, появление и развитие командных (бригадных) структур.
Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений компании, способные непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры, прежде всего, сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, ощущение хозяина полученного результата. Некоторые американские корпорации («Дюпон», «Дженерал моторс») еще в 20-е годы осуществили децентрализацию управления путем создания так называемых дивизионных структур. Впоследствии этот подход заимствовали многие крупные фирмы. А в 70-е и 80-е годы он стал доминирующим. Сущность подобного подхода в выделении отделений, имеющих определенную узкоотраслевую или продуктовую специализацию. Американские специалисты считают, что каждая из крупнейших компаний США может быть, разделена на небольшие производственные и непроизводственные единицы, на самостоятельные бригады рабочих и инженеров или на команды специалистов, в идеале с числом занятых от 15 до 20 человек [2.с.267].
Не так давно было замечено, что, начиная с определенного момента, все больше и больше размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба» [1.с.57].
Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен в нашей литературе. Тема данной работы предполагает обращение к недостаточно изученному у нас явлению — возникновению отрицательной стороны «эффекта масштаба». Основная причина связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства [2, с.226].
Данные рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру данной отрасли. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.
1.2 Критерии малого предприятия
Экономические реформы в нашей стране положили начало интенсивному возникновению малых предприятий. В странах западной экономики это процесс начался задолго до этого. 70-80 ее годы ознаменовались пристальным вниманием экономистов к проблемам развития малого бизнеса. Этот интерес не был случайным. Кризисные явления (особенно начала 80-х годов) наглядно показали: малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные корпорации способны быстрее реагировать на колебания потребительского спроса. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен прежде всего, через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран. Это подтверждается количественным соотношением предприятий «малой экономики» к общему числу фирм, действующих на рынке той или иной страны. В России этот сектор практически не создан. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10-12 миллионов малых предприятий, а фактически насчитывается 300-400 тысяч, многие из которых пока что далеки от рыночных «кондиций» [5, с.17].
В западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенное определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «… малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники — менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений [7,c 127].
Употребляется также функциональная классификация. По определению международного бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности и в сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия.
В отношении российских малых предприятий продолжает действовать постановление СМ РСФСР №406, по которому установлено два критерия их выделения : количество работающих и объем хозяйственного оборота. Фактически в постановлении сделана попытка классифицировать малые предприятия по количеству занятых с учетом отраслевой принадлежности .Всплеск появления малых предприятий в нашей стране приходится на 1994г. Но буквально через несколько месяцев повышение цен и ужесточение налоговой политики резко сократили их прирост. Деловая активность замерла. Начался процесс выживания [9].
Естественно, что в таких условиях малое предпринимательство не может реализовать те функции, которые присущи малому бизнесу в других странах, и, следовательно, выполнять свою задачу — формировать полноценный рынок товаров и услуг.
-
Мелкий бизнес — основа современной рыночной инфраструктуры
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях — этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Основные преимущества, характерные черты, присущие малому бизнесу :
а) возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структур принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
б) ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
в) поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.
г) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.
д) небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
е) экономическая эффективность производства в малых предприятиях.
ж) инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР[12, с.72].
Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. В большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний [6, с.6].
В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач чаще всего называются [4, с.22]:
1) некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении;
2) незначительные объемы продаж
3) конкуренция
4) слишком большие эксплуатационные расходы.
Однако, чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций. Том Нели, которому удалось участвовать в становлении многих компаний говорит [2, с.231] : «причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления».
2 Государственное регулирование малого предпринимательства в России
Масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Развитие малого бизнеса происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, а сельском хозяйстве.
В условиях финансового кризиса вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как именно малый бизнес, возможность начать собственное дело, смогут смягчить последствия кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства.
Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства РФ.
Антикризисные программы, принимаемые в разных странах, содержат комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательской инициативы граждан, максимальное снятие административных ограничений, связанных с началом собственного дела и финансовые субсидии малому предпринимательству.
Cодержит подобные меры и российская антикризисная программа. Но еще до ее разработки и реализации огромная работа была предпринята по снятию административных барьеров для развития предпринимательства.
С 1 июля 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии с которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности 13 видов бизнеса. Например: предоставление гостиничных услуг и бытовых услуг; услуг общественного питания и розничная торговля. Именно в этих сферах подавляющее число предприятий – субъекты малого и среднего предпринимательства.
Плановые проверки малых компаний осуществляються не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка — только с санкции прокурора. В настоящее время Минэкономразвития ведет разработку необходимой нормативной базы для того, чтобы обеспечить своевременное вступление в силу норм закона.
В конце 2008 года были внесены изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказе. Обеспечение допуска малых и средних предприятий к госзаказу, конкуренция при размещении госзаказа,- это триллион рублей в год для малого бизнеса.
Принятые меры:
Во-первых, требование об обязательной квоте для малого предпринимательства теперь распространяется не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Квоты на закупки распространяются теперь не только при конкурсном размещении заказов, но и при проведении аукционов. Кроме того, ФАС намерена жестко отслеживать выполнение данной нормы государственными заказчиками, выдавать предписания при неисполнении.
Также подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым в 5 раз (до 15 млн. рублей) предлагается увеличить максимальный размер лота при специальных торгах исключительно среди субъектов малого предпринимательства. Такое увеличение основано, в том числе на исследовании, проведенном Опорой России в 10 регионах РФ.
Кроме этого, подготовлен проект постановления, существенно расширяющий перечень товаров и услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Это более 60% всей номенклатуры.
Большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционах. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства. По данным Росстата в 2008 году при аукционах 21% контрактов заключено с субъектами малого предпринимательства, при конкурсах – только 12%.
В 2009 году Минэкономразвития проведет отбор электронных площадок для проведения электронных аукционов и этот способ размещения государственного и муниципального заказа станет основным.
Все эти меры позволят малым компаниям получить заказы более чем на 1 трлн. руб. Кроме стимулирования спроса на продукцию малого бизнеса, комплекс мер направлен на имущественную поддержку.
Принят федеральный закон, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых и средних предприятий – арендаторов.
В 73 регионах в развитие данного Федерального закона приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества.[14]
Принято постановление Правительства Российской Федерации об указанных выше предельных значениях: 1000 кв.м. и 3 года рассрочки соответственно. Начато формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды. Установлены следующие льготы: первый год аренды – 40% от рыночной стоимости имущества, второй – 60%, третий и далее – 80%. [14]
Определение минимального срока аренды в 1 год позволит исключить случаи предоставления помещений в аренду без соответствующей регистрации, что в первую очередь существенно защитит права малых и средних компаний. В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая поведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:
- об особенностях кризиса;
- о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;
- об особенностях управления в условиях кризиса;
- о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.
Еще один важный вопрос начала предпринимательской деятельности – это подключение к электросетям. В представленном в Правительство Российской Федерации проекте постановления предусматривается установление льготных тарифов за технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом стоимость для потребителей с мощностью до 15 кВт не будет превышать 5 МРОТ (550 рублей), а при присоединении мощности от 15 до 100 кВт – можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года.
Хотя и принят ряд мер в области налогообложения, в целом необходимо сказать, что не принято существенных решений, ослабляющих налоговую нагрузку для малого бизнеса. В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.
Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.
Кроме того, субъектам Российской Федерации делегировано право принятия решения о снижении с 15% до 5% налоговой ставки, применяемой при упрощенной системе налогообложения. Ряд регионов уже принял такие решения.
Другим важным направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования.
Проводимый Минэкономразвития мониторинг показывает, что в России снизился темп роста кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Если за первое полугодие 2008 года он составил 31,28 %, то за период июль – октябрь упал до 2,67 %. А за ноябрь – декабрь по 6 крупнейшим банкам, кредитующим малый бизнес, совокупный кредитный портфель упал более чем на 50 млрд. руб. (с 853 млрд. руб. до 795) или на 6%.
Одновременно в четвертом квартале средневзвешенная ставка по кредитам МСП достигла 20 % (13% на начало года).
Малый бизнес в период кризиса банки перестают кредитовать в первую очередь. Связано это и с нехваткой залогового обеспечения, и с трудностями в рефинансировании портфеля кредитов, выданных малому бизнесу, и с традиционно меньшей прозрачностью, более высокими рисками малого предпринимательства, с трудоемкостью выдачи кредитов. Исходя из этого, необходимы меры государственной поддержки и стимулирования кредитования.
Меры, предпринимаемые Правительством для поддержки кредитования малого бизнеса, сосредоточены на нескольких направлениях.
Во-первых, это программа Внешэкономбанка, 5 февраля. На реализацию данной программы в 2009 году государство выделяет 30 млрд. руб. в капитал Внешэкономбанка.
Внешэкономбанк будет рефинансировать банки, предоставившие кредиты малому бизнесу в регионах в соответствии с региональными лимитами и со стандартом, разработанным ВЭБом.
Кроме того, программа ВЭБа предусматривает финансирование небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая кредитные кооперативы и микрофинансовые организации верхнего уровня, а также лизинговые и факторинговые компании, работающие с малым бизнесом.
Во-вторых, банкам предоставляется длинный ресурс – субординированный кредит в капитал второго уровня при условии наличия портфеля кредитов, в том числе кредитов малому бизнесу. Решение о том, что предоставление субординированных кредитов Внешэкономбанком будет осуществляться на условиях и только тем банкам, у которых уже имеется портфель кредитов в приоритетных секторах, причем к приоритетным секторам отнесены кредиты малому бизнесу, принято наблюдательным советом ВЭБа[14, c 215].
При этом осуществляется оперативный мониторинг объемов средств, направляемых банками на кредитование субъектов МСП.
Необходимо также отметить и решение Банка России о включении в перечень активов, принимаемых в обеспечение для получения финансирования в Центральном Банке, кредитов и векселей малых предприятий. В первую очередь, такие поправки помогут региональным банкам, портфели которых формируются за счет развития малых компаний.
Несмотря на осуществляемое секвестирование бюджетных расходов, в отношении данной программы принято решение о существенном увеличении (более чем в 2,5 раза) финансирования данной программы до 10,5 млрд. руб.
Приоритеты программы направлены на активное содействие созданию новых компаний:
1. Предоставление грантов начинающим. Пока такие программы реализуется только в 12 регионах.
В 2009 году все субъекты Российской Федерации должны предоставить грантовую поддержку начинающим. Это особенно актуально для лиц, потерявших работу. Как показывает опыт, каждый 10-тый наемный работник выражает заинтересованность начать свое дело. Программа позволяет не просто поддержать предпринимательскую инициативу гражданина, но содействует созданию новых рабочих мест.
2. Развитие организаций микрофинансирования – это логическое продолжение грантовой поддержки начинающих предпринимателей.
Микрофинансирование – финансовый инструмент, который на практике способен компенсировать наблюдающееся снижение темпов банковского кредитования сектора малых компаний. Именно поэтому поддержка таких услуг увеличит доступность финансовых ресурсов для малого бизнеса.
Объемы таких займов – до 1 миллиона рублей. В 2009 году при поддержке федеральных и региональных властей должно быть выдано не менее 20 000 займов.
К мерам, направленным на обеспечение доступа к финансовым ресурсам относится:
1. Создание гарантийных фондов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Уже сейчас 16 регионов подтвердили свои планы по созданию новых региональных гарантийных фондов. Это дополнительно к уже действующим 34 фондам.
Таким образом, более половины субъектов Российской Федерации к концу 2009 году предоставят такие услуги предпринимателям.
Средний размер кредита, обеспеченного фондом, сейчас не превышает 2 млн. рублей. Гарантиями покрывается до 70% кредита; 2. Субсидирование процентных ставок по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства мы рассматриваем как одну из самых оперативных и доступных мер, направленных на обеспечение доступности кредитования.
Очень важно обеспечить равный доступ всех предпринимателей к государственной поддержке. Именно поэтому распределение субсидий федерального бюджета планируется по регионам пропорционально доле малых компаний, действующих на территории региона. Корректировка данного расчета будет произведена для тех субъектов, в которых будет фиксироваться существенное увеличение числа безработных граждан – потенциальных предпринимателей. В этом году также снижены требования по софинансированию мероприятий программы из регионального бюджета – с 50 до 30%. Более того, впервые в 2009 году предусматривается возможность авансового перечисления субсидий федерального бюджета регионам, испытывающим трудности в формировании доходной части бюджета — до 60% в течение первого полугодия 2009 года. Это значит, что заинтересованные регионы смогут тратить федеральные средства уже в 1 квартале текущего года.
Всего реализация мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства только за счет средств федерального и регионального бюджетов в 2009 году может поддержать создание или сохранение от 350 000 – до полумиллиона рабочих мест.
В последнее время в рамках реализации курса по активизации социально-экономического развития страны повышенное внимание уделяется мерам по стимулированию малого бизнеса. Так, вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля в котором определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого бизнеса в стране.
3 Тенденции развития малого предпринимательства в России
В настоящее время почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий — это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малое предпринимательство весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочтя самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой риск работе по найму.
Малый бизнес до недавнего времени был одной из самых динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%. По итогам 2008г. — уже 5-7%, а в 2009г. показатели развития малого бизнеса уйдут в минус.
В большей степени от кризиса пострадают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные явления, но уже готовятся к большему спаду — не менее чем на 20-25% по итогам 2009г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Уже сейчас они активно наращивают долю дешевого продукта для замещения дорожающих импортных товаров. Всем остальным за жизнь придется бороться, не брезгуя никакими средствами.
Малые предприятия вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов.
Спасаясь от административного давления и кризиса, предприятия уходят в тень. Доля теневой активности малых предприятий до кризиса составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что из-за кризиса в этом году цифра может увеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показать коллапс этого сектора экономики. Вновь входит в практику давно забытая «бартеризация». В условиях отсутствия оборотных средств и живых денег малые предприятия переходят на взаимные расчеты путем обмена товарами и услугами. Доля отдельных видов отраслей наглядно показана на рисунке 1.
Рис. 1 Доля малых предприятий по отраслям экономики [12]
Так, основными видами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание (23,7%). На втором месте – промышленность и строительство. Доля малых предприятий этих отраслей составляет 19,4%. Негативные тенденции конца 2008 года, сформировавшиеся под влиянием мирового финансового кризиса, продолжились и в текущем году. По итогам исследований спад продолжился в промышленности, строительстве, значительно сократились инвестиции. Структура распределения малых предприятий на территории России на начало 2009г. Представлена на рис 2.
Рис 2. Распределение малых предприятий по отраслям экономии [12]
В наибольшей степени падение инвестиций проявилось в строительстве зданий и сооружений. За январь – февраль отчетного года объем работ по виду деятельности «Строительство» упал на 18,8% к аналогичному периоду прошлого года. Причинами сложившейся ситуации стали сокращение инвестиций из собственных средств предприятий и ухудшение возможностей для привлечения кредитов в условиях неопределенности развития экономики. А в марте объем работ составил 254,8 млрд. рублей, или 79,8% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в I квартале 2009г. — 640,3 млрд.рублей, или 80,7%.
При этом в отчетном периоде наблюдался рост объемов жилищного строительства. Так, за январь-февраль 2009г. было введено 5,9 млн. кв.м. общей площади жилых домов, что на 0,1 млн. кв.м. больше, чем в январе-феврале предыдущего года.
Строительная деятельность в I квартале 2009г. грузооборот транспорта, по оценке, составил 1039,9 млрд. тонно-километров, в том числе железнодорожного — 410,3 млрд., автомобильного — 39,5 млрд., морского — 22,7 млрд., внутреннего водного — 1,3 млрд., воздушного — 0,7 млрд., трубопроводного — 565,4 млрд. тонно-километров.
Объем промышленного производства в январе-феврале 2009г. сократился к соответствующему периоду предыдущего года на 14,6%, в т.ч. в январе на 16% и в феврале – на 13,2. Промышленное производство за январь 2009г. сократилось на 16%, причем в обрабатывающих производствах – спад в январе-феврале составил 21%, в январе — 24,1%, в феврале — 18,3%.
По предварительным данным, финансовый результат деятельности предприятий за январь 2009г. составил (-211,7) млрд. руб., (в январе 2008г. финансовый результат составлял 498,1 млрд. рублей). При этом доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий в январе 2009г. составила 38,9% (в январе 2008г. – 34,3%), а сумма убытка – 703,2 млрд. руб., или 28% ВВП, что в 4,4р. превышает сумму убытка за соответствующий период предыдущего года.
Спад в добыче полезных ископаемых продолжает углубляться: -3,6% в январе, -6% в феврале. Особенно значительно в феврале падали объемы добычи газа природного (на 14,1% к февралю 2008г.), железной руды (на 23,2%), угля (на 20,1%).
Индекс химического производства в феврале 2009 года по сравнению с январем 2009 года составил 117,0%.
При этом отмечен спад по отдельным видам продукции химического производства. Индекс производства резиновых и пластмассовых изделий в феврале 2009 года по сравнению с январем 2009 года составил 116,2%. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий в феврале 2009 года составило 109,1% относительно уровня января 2009 года, при этом индекс металлургического производства составил 105,4%, а производства готовых металлических изделий – 122,3 процента.
Индекс целлюлозно-бумажного производства; издательской и полиграфической деятельности в феврале 2009 года к январю 2009 года составил 112,2 %. При этом объемы по виду деятельности «производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них» увеличились на 12,3%, прежде всего, за счет роста производства картона (на 19,1%), бумаги (на 3,4 %), целлюлозы товарной (на 0,9 %).
В феврале 2009г. по сравнению с январем 2009г. ускорились темпы роста производства пищевой продукции (111,1%), чему не в малой степени способствовало увеличение объемов переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе масличных и зерновых культур. За февраль 2009г. количество официально зарегистрированных безработных увеличилось на 17,8% и составило на конец февраля свыше 2,0 млн. человек.
Сочетание кризисных процессов с высоким уровнем инфляции и снижением реальных располагаемых доходов населения привело к снижению покупательского спроса населения и, как следствие, к замедлению темпов роста оборота розничной торговли и платных услуг населению. В феврале 2009г. оборот розничной торговли снизился и составил 97,6% к февралю 2008 года. Однако за январь-февраль 2009г. он сохранил положительную динамику роста -100,3% к январю-февралю прошлого года. В марте 2009г. составил 1131,3 млрд.рублей, что в товарной массе на 4,0% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года, в I квартале 2009г. — 3272,2 млрд. рублей и меньше на 1,1%.
Продажа непродовольственных товаров за январь-февраль 2009 г. продолжала развиваться более динамично, чем продуктов питания. Оборот непродовольственных товаров увеличился на 0,3%, тогда как оборот пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, остался на уровне аналогичного периода 2008 года. В структуре оборота розничной торговли продолжается тенденция роста доли продовольственных товаров, начавшаяся в конце 2008 года. Удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, в структуре оборота розничной торговли в феврале 2009 года составил 48,5%, что на 1,8 процентных пункта выше, чем на аналогичный период 2008 года.
Положительной динамикой характеризуется развитие сельского хозяйства. В феврале прирост производства продукции сельского хозяйства составил 2,2%, с начала года – 2,4% к соответствующему периоду прошлого года. Однако это более чем в два раза ниже уровня прошлого года. Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в марте 2009г. в действующих ценах, по расчетам, составил 107,3 млрд.рублей, в I квартале 2009г. — 255,8 млрд.рублей.[12]
Говоря о малом бизнесе применяющем УСН и ЕНВД , предположительно он окажется в 2011 году в очень тяжелом положении. Замена единого социального налога (ЕСН) обязательными страховыми взносами значительно увеличивает налоговую нагрузку на предприятия малого бизнеса. При обсуждении реформирования системы обязательного социального страхования и пенсионной системы указывалось на необходимость создания механизмов, позволяющих избежать увеличения общей налоговой нагрузки на бизнес. С начала текущего года замена действовавшего ЕСН тремя страховыми взносами не отразилась на финансовом положении бизнес-структур. Как было 26 процентов от фонда оплаты труда (ФОТ), так пока и остается. Это «пока» продлится до нового года. С 1 января размер страховых взносов повысится до 34 процентов. Принятые законы существенно увеличивают совокупную финансовую нагрузку на ряд организаций малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В свое время эти налоговые режимы позволили оживить предпринимательскую активность. Люди поверили в твердую волю государства развивать малый бизнес. Замена ЕСН страховыми взносами происходит таким образом, что возрастает налоговая нагрузка именно на малые предприятия, применяющие «упрощенку» и «вмененку». Как известно, предприниматели, работающие по УСН и ЕНВД, также участвуют в формировании государственных внебюджетных фондов, поскольку часть налога, взимаемого в связи с применением УСН и ЕНВД, направляется в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. К тому же «упрощенцы» и «вмененщики» платят взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 14 процентов от ФОТ. С 1 января 2011 года поступления по УСН и ЕНВД будут полностью зачисляться в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. То есть в них направится и доля фондов. Одновременно в отношении применяющих УСН и ЕНВД устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 процентов от ФОТ наравне с теми, кто использует общий режим налогообложения. Но у последних полностью отменяется ЕСН, тогда как у первых доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами. Так, с 1 января 2011 года для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, ставка страховых взносов увеличивается на 20 процентов. При общем же режиме налогообложения рост составит всего 8 процентов. В результате для предпринимателей, работающих по УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно потяжелеет в 2,4 раза. Тогда как для применяющих общий режим налогообложения — в 1,3 раза. Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, оказывается не просто в неравном положении с другими субъектами предпринимательства, а, по сути, на грани банкротства, «вымирания». Увеличение финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей, тем более в посткризисный период, будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, применять иные схемы налоговой «оптимизации». При этом можно ожидать, что уменьшатся вложения бизнеса в экономику, сократится приток инвестиций, который по прогнозам правительства РФ в 2010 году составит мизерный один процент. Есть опасения, что предприятия малого бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, будут вынуждены попросту прекратить свой бизнес. Либо, чтобы выжить, компании перейдут на схемы, связанные с сокрытием налога на доходы физических лиц и выплатой заработной платы «в конвертах». Первое фактически будет означать «оптимизацию» численности работников, прежде всего сокращение рабочих мест, занятых в малом предпринимательстве, и, соответственно, рост безработицы. Второе может уменьшить поступления от налога на доходы физических лиц, которыми так «гордился» Минфин России в результате перехода на «плоскую» шкалу налогообложения. ТПП России совместно с деловым сообществом был подготовлен соответствующий законопроект. Во-первых, целесообразно распространить на «упрощенку» и «вмененку» льготные размеры страховых взносов на переходный период, например, 20,2 процента на 2011 и 2012 годы и 27,1 — на 2013 и 2014 годы (по аналогии с плательщиками единого сельскохозяйственного налога). В данном случае выпадения доходов бюджетной системы не последует. Зато увеличение нагрузки на малый бизнес будет хоть и ощутимым, но постепенным, и у него появится время для адаптации к новым условиям. Во-вторых, справедливо снизить налоговые ставки по УСН и ЕНВД, исключив из них долю, причитающуюся по действующему порядку государственным внебюджетным фондам. [17].
Говоря о развитии малого бизнеса в России не возможно упустить из виду Инновационный центр «Сколково», который подписал меморандум о сотрудничестве со швейцарским технопарком Technopark Zurich. Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий /Фонд «Сколково»/ и швейцарский технопарк Technopark Zurich, действующий при Федеральном политехническом институте Цюриха /ETH Zurich/, подписали меморандум о сотрудничестве. Как сообщается в совместном пресс-релизе компаний, цель соглашения — участие цюрихского технопарка в создании в рамках инновационного центра в Сколково системы коммерциализации новых технологий, которая будет оказывать поддержку «старт-ап»-компаниям. Technopark Zurich служит платформой для новых компаний и передачи знаний и технологий с уровня научных исследований на уровень рыночных отношений. Концепция швейцарского парка, направленная на создание новых стабильных рабочих мест за счет инноваций, уже более 17 лет подтверждает свою эффективность. Сегодня Technopark Zurich объединяет более 270 компаний, обеспечивающих в совокупности около 1800 рабочих мест. Президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг считает, что «в лице Technopark Zurich мы нашли очень интересного партнера, который окажет нам поддержку в создании в «Сколково» современной системы «выращивания» молодых компаний и вывода на рынок результатов их деятельности. Опыт наших швейцарских коллег будет очень полезен России именно в сфере коммерциализации результатов инновационных разработок «. «Полтора с лишним десятилетия Technopark Zurich успешно работал над коммерческим внедрением результатов научных изысканий. Одним из ключевых факторов его успеха является участие в международном обмене в сфере науки, исследований и бизнеса. Мы рады быть партнером проекта «Сколково», так как это позволит нам расширить наши международные связи», — заявил глава Technopark Zurich Хенниг Гроссман. Technopark Immobilien AG является владельцем, арендодателем и оператором собственности Technopark Zurich. Фонд Technopark Zurich выбирает и поддерживает «старт-апы» во время процесса развития и работает над широким кругом проектов, направленных на реализацию центральной идеи. Общей целью Technopark Zurich является создание стабильных рабочих мест путем вывода новых технологий на рынок. Для этого он объединяет вузы, молодые бизнесы и крупные компании из различного спектра индустрий и дисциплин под одной крышей и создает профессиональную сеть.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, т.е. расширяет социальную базу проводимых реформ.
Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии и конечно, нужны налоговые льготы на период становления малых предприятий. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и Россия, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории России малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства.
«Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса» [13]
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего производства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать как очередную кампанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Список использованной литературы
-
Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. Экономика – М.: Издательство «Республика» , 1992г
-
«Мелкий бизнес в Западной Европе». Москва, 1992г
-
«Как добиться успеха» (под общей редакцией В. Хруцкого) – М.: Издательство «Политическая литература», 1991г.
-
«Мелкий бизнес и эффективность американской экономики» — М.: Из-во «Факт», 1998г.
-
«Экономическая газета» №36, 39 1998г
-
«Создание и развитие малых предприятий» — М.: Из-во «Финансы и статистика», 2000 г.
-
«Малый бизнес в системе предпринимательства Великобритании» — М. агентство «Интерпринт», 1992г.
-
«Малый бизнес в системе предпринимательства Великобритании», Москва, агентство «Интерпринт», 1992г.
-
Постановление СМ РСФСР №406 от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»
-
Постановление СМ Правительства РФ №446 от 11 мая 1993г. «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
-
Федеральный закон РФ от 12 мая 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
-
Федеральный закон от 14.06.95 88-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ
-
Власов И.П. Государственная поддержка малого бизнеса //Финансы и кредит. – 2008. – №9. – С.20.