Доходная привлекательность вложений в произведения искусства подтверждается наличием множества корпоративных коллекций у самих кредитных организаций. Как минимум плюсы от создания коллекции следующие (во многом, безусловно, с учетом ряда особенностей, они действительны и для частных коллекционеров).
Проведение выставки произведений из собрания банка — лишний повод заявить о себе, привлечь посетителей, то есть потенциальных клиентов, обратить на себя особое внимание. Перед частным лицом в этом случае открываются двери во многие закрытые клубы.
Многоплановые проекты международного уровня, выход на зарубежные площадки вызывают интерес иностранных лиц, а соответственно, и возможные инвестиции.
Уважение со стороны клиентов к банку как продолжателю славных традиций русских меценатов — Морозова, Щукина, Третьякова и других коллекционеров — способ повышения лояльности клиентов к бренду компании. Ведь собиратель имеет все шансы увековечить свое имя в истории.
Как формировать коллекции музейного уровня:
секреты арт-банкинга;
При выборе кредитной организации для формирования и управления арт-коллекцией клиентам рекомендуется обратить внимание либо на банки, обладающие корпоративными коллекциями, либо на банки, в числе руководителей которых есть частные собиратели, поскольку в данном случае можно рассчитывать на действительно высококлассных специалистов, сопровождающих этот вид инвестирования: искусствоведов, реставраторов и экспертов. Консультантов высокого уровня в природе не так уж много, доступ к ним практически закрыт, поэтому если кредитная организация уже имела опыт взаимодействия с ними, а что еще лучше — взаимодействует на долгосрочной и доверительной основе, есть гарантия того, что клиенту окажут услуги реальные профессионалы, а не дилетанты.
Так, непревзойденными собраниями произведений искусства обладают Deutsche Bank, UniCredit Bank, Van Lanschot (один из самых старейших банков Нидерландов, насчитывающий почти трехсотлетнюю историю), банк Intesa Sanpaolo. Кстати, в коллекцию Intesa Sanpaolo входит и внушительная коллекция русских икон. Американскому банку J.P. Morgan принадлежит порядка 35 тыс. живописных и графических работ. Коллекция швейцарского банка UBS, насчитывающая около 45 тыс. полотен, оценивается как минимум в 150 млн долл. США.
В российском подразделении Deutsche Bank находится порядка 170 картин, которые украшают московский офис.
Но все же, помимо положительных эмоций от созерцания произведений искусства, коллекция обеспечивает владельцам хорошее настроение благодаря пониманию ее стоимости, а также репутационной составляющей. Поэтому при приобретении живописи, инсталляций, фотографий для коллекции в качестве вложения средств для получения в будущем прибыли и сохранения накоплений в расчет принимаются такие параметры, как:
возраст произведения искусства;
провенанс;
имя автора, его место в искусстве;
техническое состояние
На стоимость влияют модные тенденции, а также провенанс арт-объекта, то есть история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение, можно сказать биография произведения: данные о его создателе, дата создания, в чьих коллекциях оно находилось, в каких выставках, торгах участвовало. Именно провенансом подтверждается подлинность предметов на арт-рынке, и от него во многом зависит стоимость произведения искусства.
Если же потенциальным объектом корпоративной коллекции является современный объект искусства, то на первый план выходят вопросы известности, частоты упоминания в СМИ автора произведения, его престиж на арт-рынке и ряд других особенностей.
Современный мировой арт-рынок и российские коллекционеры
Все большую популярность набирает азиатский арт-рынок, в особенности рынок Китая. По итогам 2011 г. приблизительные оценки доли Поднебесной в мировой торговле произведениями искусства составили около 39%. На 32% выросла прибыль китайских аукционных домов за прошлый год. Традиционная китайская живопись показывает наибольший прогресс среди всех сегментов изобразительного искусства уже несколько лет. Еще одним свидетельством завидного положения Китая на арт-рынке являются показатели лучших результатов аукционов — тридцать из ста лучших принадлежат Азии, а кроме того, громкое аукционное событие: самым дорогим лотом прошлого года стало полотно Ци Байши «Орел на сосне», проданное за 57 млн долл. США.
Как правило, после приобретения первого произведения искусства последующая покупка не заставляет себя долго ждать: раж от мысли об обладании тем или иным произведением искусства, пополнении коллекции арт-объектов, наконец, владении им приводит к тому, что не купить очередную картину, скульптуру и т.п. бывает очень сложно.
Так, целые коллекции высочайшего уровня произведений искусства принадлежат крупным российским предпринимателям и банкирам, среди которых Виктор Вексельберг, Давид Якобашвили, Петр Авен и др. Председатель совета директоров «ИФД Капиталъ» Леонид Федун собирает картины Николая Рериха, заместитель председателя совета директоров МДМ Банка Сергей Попов собирает картины современных последователей импрессионизма.
Искусством в данном случае наслаждаешься в традиционном месте — пространстве музея — и только можешь предполагать, как экспонаты выставки «живут» у своих частных владельцев в их домах. Но вместе с этим название «Альфа-Банк» прочитывается на выставке сотнями людей каждый день, так что здесь присутствует и репутационный момент.
Так что насладиться уникальным собранием Алексея Ананьева, аналога которому нет ни в России, ни за ее пределами, с недавнего времени может каждый. По словам посетителей, после просмотра экспозиции почти всем немедленно захотелось узнать о ее создателе и истории банка. Некоторые из них даже заявили, что подумают о том, чтобы воспользоваться услугами Промсвязьбанка, поскольку почувствовали доверие к нему.
Но некоторым работникам, а также их клиентам и партнерам банков и инвестиционных компаний, у которых есть корпоративные коллекции, повезло гораздо больше: у них есть прекрасная возможность лицезреть произведения искусства на работе в будние дни практически всегда.
Данный подход является политикой многих ведущих компаний (например, как уже выше говорилось, «Искусство на рабочем месте» — лозунг Deutsche Bank), и плюсы от нее во многих отношениях не только материальные.
Имиджевые дивиденды
Картины приносят не только эстетическое удовольствие, финансовые доходы, но и положительные эмоции. Банковские работники проводят такое количество времени в офисах, что требования к качеству рабочих условий стимулируют работодателей к выработке оптимального подхода к структурированию делового пространства. Многие опросы свидетельствуют, что работниками в гораздо большей степени, чем, например, модные новинки интерьера, ценятся произведения искусства, поскольку они воспринимают их как проявление заботы компании о персонале, то есть о каждом, кто вовлечен в бизнес-процессы компании, как заинтересованность в формировании и расширении культурных запросов работников, предоставлении им возможности наслаждаться высоким искусством.
Еще одним плюсом наличия коллекции арт-объектов в активах компании является ее положительное влияние на имидж владельца корпорации или физического лица, а также возможность достижения с ее помощью индивидуальности и узнаваемости. Определенное направление коллекции способно транслировать клиентам и работникам компаний ценности и корпоративный дух, ее культуру. Идейная линия коллекции может стать выражением кредо компании, девизом ее деятельности, отражением географических особенностей ведения бизнеса. То же самое относится и к частному владельцу, его подходу к ведению бизнеса.