КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оцените статью

021515 1644 1 КРЕДИТНО ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ  ЮГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНаправления и конкретные тактические цели монетарной политики государства определяются состоянием национальной экономики в целом. Поэтому денежно-кредитная политика современной России не может быть, естественно, «копией» монетарной политики США, Англии, Германии и других стран, хотя Россия и использует международный опыт ее проведения как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах, осуществляющих переход к ней.

Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной политики России.

В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики;

Основными целями «российских монетаристов» являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неинфляционных источников, сокращение льгот, проведения платной приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично. И связано это все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например катастрофический рост неплатежей при ужесточении монетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например заложенные в современном кейнсианстве основы социально ориентированной экономики или активная роль государства в регулировании национальной экономики.)

Необходимо искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской экономики проблем.

В основе формирования денежно-кредитной политики России 90-х годов прошлого века и настоящего времени начала лежала задача достижения следующих макроэкономических целей: финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении; снижение темпов инфляции; создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике; снижение реальных процентных ставок в экономике; укрепление курса национальной валюты; обеспечение устойчивости платежного баланса страны; достижение и закрепление тенденции неинфляционного экономического роста; отказ от использования механизма эмиссионной поддержки отдельных предприятий и отраслей.

Основной задачей денежно-кредитной политики Банка России является удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики.

Необходимыми условиями выполнения данной задачи являются: жесткий контроль за темпами денежной эмиссии; проведение политики контроля за колебаниями валютного курса; дальнейшее развитие и совершенствование действия рыночных механизмов рефинансирования банков; активное использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями; реализация мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы.

Первостепенным условием является контроль за темпами денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной перспективе.

Для выполнения поставленных задач Банк России использует традиционные рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяемыми в зарубежной банковской практике.

Современная денежно-кредитная политика зачастую выглядит «плаванием против течения», она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева конъюнктуры.

Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк (ЦБ), как правило, по двум направлениям:

проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства — покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя; проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Золотовалютные резервы России в 2003 году выросли на 29,1 млрд. долларов (с 47,8 млрд. долларов до 76,9 млрд. долларов на 1 января 2004 года), или на 61% (см. Приложение В). Причем 30% прироста золотовалютных резервов пришлось на декабрь, когда они увеличились на 8,8 млрд. долларов. Такое увеличение показателя за один месяц, как и рост резервов в целом за год стали исторически максимальными для России. В составе резервов их валютная составляющая выросла за год с 44,1 млрд. долларов до 73,2 млрд. долларов, или на 66%. В то же время, объем монетарного золота увеличился с 3,7 млрд. долларов до 3,8 млрд. долларов, или на 0,7%. В последнюю неделю декабря золотовалютные резервы снизились на 700 млн. долларов, составив на 2 января 77,1 млрд. долларов против 77,8 млрд. долларов на 26 декабря. Однако уже за следующие две недели января они вновь выросли на 2 млрд. долларов (+2,6%), достигнув на 16 января очередного максимума 79,1 млрд. долларов. При этом динамика денежной базы в узком определении примерно следовала динамике золотовалютных резервов.

Денежная база РФ в широком определении в декабре увеличилась на 374,3 млрд. рублей – с 1,54 трлн. рублей до 1,914 трлн. рублей, или на 24,3%. Декабрьский прирост этого показателя был рекордным: он на 23% превышает его суммарное увеличение за весь 2002 год (на 304,3 млрд. рублей – с 928,3 млрд. рублей до 1,232 трлн. рублей) и почти на 22% рост за январь-ноябрь 2003 года (на 307,4 млрд. рублей — с 1,232 трлн. рублей до 1,54 трлн. рублей). Объем наличных денег в обращении равнялся 1,225 трлн. рублей (+15% по сравнению с ноябрем). Объем счетов кредитных организаций в Банке России за декабрь увеличился более чем в два раза – до 304,9 млрд. рублей, обязательные резервы достигли 267,4 млрд. рублей. Объем депозитов банков в Банке России увеличился на 80,9 млрд. рублей – до 87,3 млрд. рублей. Сумма обязательств Банка России по обратному выкупу ценных бумаг на 1 января 2004 года уменьшилась на 25,4 млрд. рублей – до 30,1 млрд. рублей. В январе – ноябре денежная база в широком определении выросла на 24,9%, за весь 2003 год – на 55,3%. Прирост этого показателя в 2002 году составил 32,8%. Однако необходимо отметить, что такая динамика денежных показателей в конце года связана с сезонным изменением спроса на ликвидность и соответствует предыдущим годам. Очевидно, что в начале года Банк России традиционно пойдет на снижение денежного предложения.

В январе Россия выплатила по государственному внешнему долгу 1018,1 млн. долларов. В том числе сумма платежей в счет погашения основного долга равнялась 523,3 млн. долларов, в счет выплаты процентов – 494,8 млн. долларов. При этом по долгу РФ перед странами — официальными кредиторами, банками и фирмами в январе было перечислено 206,6 млн. долларов в счет погашения основной суммы и 47,2 млн. долларов – в счет оплаты процентов. По долгу перед международными финансовыми организациями в январе было выплачено 303,8 млн. долларов в счет погашения и 9,1 млн. долларов – в счет процентов. Выплаты по еврооблигациям РФ в январе составили в общей сложности 451,4 млн. долларов, в том числе 12,9 млн. долларов – в счет погашения основного долга, а в счет выплаты процентов – 438,5 млн. долларов. Общий объем платежей по внешнему долгу РФ в 2004 году оценивается на уровне 16,1 млрд. долларов, включая 9 млрд. долларов в счет погашения долга и 7,1 млрд. долларов – в счет его обслуживания.

ЦБ РФ снизил с 15 января ставку рефинансирования до 14%. Такое решение принял Совет директоров ЦБ. Последний раз Банк России изменял ставку рефинансирования 21 июня 2003 года. Она была снижена с 18% до 16%. Кроме того, на Совете было принято решение о том, что ЦБ РФ в текущем году может реализовать на открытом рынке облигации из своего портфеля на общую сумму 60 млрд. рублей. Лимит операций с государственными ценными бумагами на 2004 год по операциям обратного РЕПО установлен в объеме 250 млрд. рублей.

Дополнительным фактором, способствовавшим сдерживанию динамики цен на потребительском рынке, стало замедление роста курса евро относительно доллара. Если в четвертом квартале он рос в среднем на 2,2% в месяц, в январе – на 3,9%, то в феврале курс евро даже снизился относительно доллара на 0,4%. Учитывая, что значительная часть потребительского импорта формируется поставками из Евросоюза, стабилизация евро оказывает существенное влияние на цены потребительских товаров.

Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами. Цель такой политики – не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом как рыночными, так и государственными методами в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа.

В переходной экономике России антиинфляционные меры первоначально сводились к использованию исключительно монетаристских методов шоковой терапии, которые не дали положительных результатов. Развитие инфляции в России происходит как сочетание инфляции «спроса и издержек». Рост денежной массы в России обусловлен тремя причинами.

Во-первых, кредитами Центрального банка правительству для финансирования бюджетного дефицита.

Во-вторых, кредитами Центрального банка коммерческим банкам — кредиты рефинансирования.

В-третьих, кредитами государствам СНГ в условиях дефицита их торговли с Россией.

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современной этапе являются:

официальная учетная ставка;

обязательные резервы;

операции на открытом рынке;

надзор;

контроль за рынком капиталов;

количественные ограничения;

валютные инвестиции;

установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (таритирование);

нормы инвестирования в государственные ценные бумаги.

Банковская система Юга России является региональным звеном БС страны в целом, и представляет собой совокупность специализированных финансовых организаций, обеспечивающих эффективное движение наличных и безналичных денежных средств, принадлежащих юридическим и физически лицам путем поддержания бесперебойной системы платежей и расчетов, аккумулирования инвестиционных ресурсов и предоставления ссуд.

На территории Южного федерального округа действует 145 кредитных организаций, имеющих 189 филиалов и 301 филиал иногородних банков. Наибольшее число банков 42, 28 и 25 действует, соответственно, в республике Дагестан, Краснодарском крае и Ростовской области На 1.04.2003 г. банки региона сосредоточили 22 119,1 млн.руб. активов, причем 80% – в 28 банках. На счетах банков округа было аккумулировано более 580 млн.руб. бюджетных средств, 6,6 млрд.руб. средств предприятий и организаций в рублях и иностранной валюте, 70 млрд.руб. вкладов и депозитов. Кредитный портфель банков региона приблизился к 10 млрд.руб.

Наиболее крупными банками Южного региона являются: Юго-Западный и Северо-Кавказский банки Сбербанка России, «Центр-инвест» и «Донинвест» (Ростов-на-Дону), «Юг-банк» (Краснодар).

Под региональной банковской системой понимается совокупность банков региона, которые реализуют следующие основные функции: обеспечение потребности в наличных денежных ресурсах в необходимом объеме, бесперебойное ведение безналичных расчетов и платежей, кредитная поддержка социально-экономического комплекса региона, стимулирование привлечения средств граждан и мелких предпринимателей, а также эффективное их размещение, кредитование инновационных проектов и социально-экономических программ, развитие консалтинговых услуг и нетрадиционных банковских операций.

Анализ показателей деятельности банков в разрезе регионов на 01.01.2003 г. показывает, что в объеме задолженности по кредитам, как в рублях, так и в валюте, по-прежнему преобладают суммы кредитов выданных предприятиям и организациям: 92,6% задолженности по кредитам в рублях и 95,4% по кредитам в иностранной валюте. Доля кредитов физическим лицам составила на 01.01.2003 г. 7,4% по рублевым кредитам и 2,5% по кредитам в иностранной валюте.

Наибольшее количество банков традиционно сосредоточенно в Центральном регионе, который лидирует и в объемах выданных кредитов (52,43%). Далее следуют Приволжский и Уральский Федеральные округи (13,28% и 11,32%) соответственно.

По количеству действующих кредитных организаций Южный регион занимает третье место (11,29%) после Центрального (52,86%) и Приволжского (12,86%) округов, что говорит о развитом рынке банковских услуг. Однако, несмотря на достаточно большое количество банков (148 единиц) и развитую филиальную сеть (206 филиалов кредитных организаций данного региона и 367 — других регионов), по объему выданных кредитов банки Южного региона сильно отстают от других округов, занимая лишь 6 – 7 места.

Интересен анализ объемов задолженности по кредитам по отраслям промышленности. Наибольший объем задолженности по всем округам сосредоточен в промышленности – 39,28%. На втором месте во всех регионах находится торговля – 20,7%. Так в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах на третьем месте по объемам задолженности по кредитам находится транспортная отрасль (7,14, 4,48 и 7,39% от общей суммы кредитов юридическим лицам соответственно), в Уральском – строительная (11,38%), а в Центральном, Южном и Приволжском – сельское хозяйство (0,91, 4,92 и 11,47% соответственно).

В составе Южного Федерального округа следует выделить, как наиболее развитые, Краснодарский край и Ростовская область. Хотя Республика Дагестан и лидирует по количеству банков в регионе (29,73%), по объемам предоставленных кредитов она сильно отстает. Так в Краснодарском крае на 01.01.01 было выдано рублевых кредитов на сумму 5647,7 млн. руб. (26.57%), в Ростовской области – 4667,7 млн. руб. (21.96%). Причем наибольший объем кредитов в этих регионах получили также промышленность и торговля (30,55% и 44,39% — промышленность, 27,75% и 30,22% торговля). Следует выделить Волгоградскую область и Ставропольский край как имеющие наибольший объем задолженности по кредитам в сельском хозяйстве (32,12% и 24,17% соответственно от общей суммы задолженности по кредитам сельскому хозяйству Южного Федерального округа).

Как видно из таблицы 1 в Южном Федеральном округе Краснодарский край и Ростовской области лидируют практически по всем показателям (кроме количества банков). На третьем месте по объемам операций находится Волгоградской области. Это говорит о том, что большое количество кредитных организаций не всегда является показателем активной деятельности банков данного района. Особую роль в Южном регионе играют такие кредитные учреждения как филиалы московских и иностранных банков. В свое время высказывались мнения о том, что они отрицательно влияют на деятельность местных коммерческих банков. Особенно это относилось к филиалам московских банков. Считалось, что они забирают вместе с клиентами значительную долю денежных ресурсов в Центр, мешают активной деятельности местных банков, т. е. предполагалось, что каждый банк должен развивать филиальную сеть только в своем регионе по опыту и подобию банковской системы США. Однако далеко не все оправдывают такую точку зрения. Так П. Роуз в своей книге «Банк. Менеджмент» говорил о том, что развитая по регионам филиальная сеть не мешает развитию региона, а стимулирует нормальную конкуренцию, повышая качество и увеличивая ассортимент банковских услуг.

Что же касается иностранных банков, то пока что они не составляют реальной конкуренции местным банкам, хотя в области вкладов их гарантии более надежны, но процентные ставки несравнимо ниже. При выдаче кредитов иностранные банки ведут себя настолько осторожно, что клиенты опять же отдают предпочтение местным банкам. Несмотря на это иностранные банки подают хороший пример качественного обслуживания клиентов, заставляя региональные банки невольно равняться на их уровень.

Следует заметить, что основную долю в Южном Федеральном округе занимают небольшие банки с уставным капиталом не более 3 млн. долл., которые может быть и менее устойчивы, но более приспособлены к изменяющимся условиям росс. экономики.

Особое положение в Южном регионе занимает Юго-Западный филиал СБ РФ. Это наиболее крупный и устойчивый банк Южного региона на сегодняшний день, который удерживает бесспорное лидерство на всем рынке банковских услуг.

На 01.01.2004 г. В Краснодарском крае функционировало 160 банковских учреждений, в т.ч. 30 самостоятельных коммерческих банков и 130 филиалов, из них 81 – филиалы банков из др. регионов.

Таким образом, проведен анализ специфики типологии денежного обращения, проанализированы способы определения денежной массы в экономике, способы определения денежной массы в экономике, а также сущность и методы кредитно-денежной политики.

Совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита представляет собой денежно-кредитную политику. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Методы денежно-кредитной политики (едятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). К общим методам относятся учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке и изменение норм обязательных резервов. Среди селективных методов выделяются прямое ограничение резервов банковских кредитов и контроль по отдельным видам кредитов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник –М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, –М.: АО «ДИС», 2003.
  2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики).–М: АО «ДИС», 20001.
  3. Калтырин А. Проблемы и перспективы развития банковской системы. Ростов-на-Дону, 2004.
  4. Курс экономики/ Под ред. Б.А.Райзберга, – М.: Инфра-М, 2001.
  5. Макроэкономика /Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 1999.
  6. Носова С.С. Экономическая теория. М.: Владос, 2003.
  7. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия.–М.: Экономика, 1999.
  8. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс.–М.: Прогресс, 1964.
  9. Роуз П. Банковский Менеджмент. М., 1999.
  10. Харрис Л. Денежная теория / Пер. с англ. М.: Дело, 2000.
  11. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова, – М.: Бек, 2001.
  12. Экономическая теория /Под ред. В.И. Видяпина и Г.Г. Журавлевой, — М.: Инфра-М, 2004
  13. Официальный сервер Госкомстата России

  14. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

 

 


 

Комментирование закрыто.