Макроэкономика — сложное, противоречивое взаимодействие спроса и предложения, затрат и результатов, доходов и расходов. В качестве важнейших «регуляторов» выступают ценовые инструменты, механизм конкуренции. Включаются в процесс и воздействуют на экономическую ситуацию и другие, неценовые факторы — демографические сдвиги, географическое положение, национальные и исторические традиции, уровень профессиональной подготовки. В результате возникают неустойчивость и неравновесность. Особенно они присущи переходной экономике, в которой исключительно важную роль играют неформальные институты — обычаи, традиции, кодекс экономического поведения.
В классической (и неоклассической) модели экономического равновесия рассматривается прежде всего взаимосвязь сбережений и инвестиций на макроуровне. Прирост доходов стимулирует увеличение сбережений; превращение сбережений в инвестиции увеличивает объемы производства и занятости. В итоге вновь возрастают доходы, а вместе с тем и сбережения, и инвестиции. Соответствие между совокупным спросом (АD) и совокупным предложением (АS) обеспечивается через гибкие цены, механизм свободного ценообразования. Согласно классикам, цена не только регулирует распределение ресурсов, но и обеспечивает «развязку» неравновесных (критических) ситуаций.
Согласно классической теории, на каждом рынке имеется одна цена ключевая переменная (цена Р, процент r, заработная плата W/P), обеспечивающая равновесность рынка. Равновесие на рынке товаров (через спрос и предложение инвестиций) определяет норма процента. На денежном рынке в качестве определяющей переменной выступает уровень цен. Соответствие между спросом и предложением на рынке труда регулирует величина реальной заработной платы [16, C. 248].
Классики не видели особой проблемы в превращении сбережений домохозяйств в инвестиционные расходы фирм. Государственное вмешательство они считали излишним. Но между отложенными расходами (сбережениями) одних и использованием этих средств другими может возникнуть (и возникает) разрыв. Если часть доходов откладывается в форме сбережений, значит она не потребляется. Но чтобы потребление росло, сбережения не должны лежать без движения; они должны трансформироваться в инвестиции. Если этого не происходит, то тормозится рост валового продукта, значит, снижаются доходы, ужимается спрос.
Картина взаимодействия между сбережениями и инвестициями не столь проста и однозначна. Сбережения нарушают макроравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчет на механизм конкуренции и гибкие цены при определенных условиях не срабатывает.
В результате, если инвестиции больше сбережений, возникает опасность инфляции. Если же инвестиции отстают от сбережений, то тормозится прирост валового продукта.
В отличие от классиков Кейнс обосновал положение, согласно которому сбережения являются функцией не процента, а дохода. Цены (включая заработную плату) не гибки, а фиксированы; точку равновесия АS и АD характеризует эффективный спрос. Рынок товаров становится ключевым. Уравновешивание спроса и предложения происходит не в результате повышения или понижения цен, а вследствие изменения запасов. Кейнсианкая модель базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.
Кривая совокупного предложения (АS) демонстрирует, какое количество товаров и услуг может быть произведено и выброшено на рынок производителями при разных уровнях средних цен (рис. 1).
Р В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1).
В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (АS2). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии
Пересечение кривых АD и А точке отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства (рис. 2). При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.
В данной модели возможны следующие варианты: 1) совокупное предложение превышает совокупный спрос. Сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад; 2) совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.
Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и «нормальном» уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов.
Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.
Напомним, что согласно кейнсианским взглядам рынок не обладает внутренним механизмом, способным обеспечивать равновесие на макроуровне. Необходимо участие государства в этом процессе. Для анализа положения о равновесии при неполной занятости была предложена упрощенная модель Кейнса. Для исследования взаимосвязи процентной ставки и национального дохода на рынке товаров и рынке денег была разработана другая схема, объединившая анализ этих двух рынков.
Таким образом, совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Вид кривой в значительной мере обусловлен и «естественным» пороговым значением, начиная с которого возможности равновесного (сбалансированного) развития постепенно расширяются, и предельным значением роста реального национального продукта, по достижении которого возникают проблемы роста, а поле сбалансированного роста резко сужается. Наконец, кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений, происходящих в системе факторов производства, производственном аппарате, в научно-техническом, интеллектуальном и культурно-образовательном потенциале нации, в государственной политике.
В связи с этим характеристики инфляционных и дефляционных разрывов, депрессионной и «благополучной» зов, зон «перегрева» национальной экономики, как показывает мировая практика, достаточно индивидуальны для каждой страны.
В заключение работы сделаем следующий обобщающий вывод. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяет макроэкономическое равновесие.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи: исследована сущность, механизм действия и структуру совокупного спроса и предложения; рассмотрены особенности совокупного предложения в краткосрочном, среднесрочном и долговременном периодах; проанализирована характеристики кейнсианской кривой совокупного предложения; изучена модель AD – AS как базовая модель макроэкономического равновесия, построенного на приоритете сферы обращения.
Достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом — практически трудно реализуемая задача. Ее решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях.
Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.
В работе приведено понятие спроса и предложения. Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Он характеризует состояние рынка и одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. При этом необходимо учитывать действие закона спроса, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях). В свою очередь , совокупный спрос — это спрос на тот общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен, а совокупное предложение — это то общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.
Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цена, а суть закона предложения
состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях). В свою очередь, совокупное предложение – это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен, более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи
Таким образом, макроэкономическое равновесие— это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки достижения оптимума — это стремление к достижению идеального состояния в социально-экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо.
Рассмотрение проблемы экономического равновесия в системе «совокупный спрос – совокупное предложение» позволяет сделать один немаловажный вывод. Действительно, теперь становится легко понять, почему так много принципиальных проблем в области экономической политики остаются до сих пор нерешенными: дело в том, что всякий раз приходится рассматривать очень много вариантов. Существующие концепции зачастую весьма по-разному оценивают факты. И, наоборот, при разной трактовке фактов трудно решить, какой теоретический подход наиболее правильный. При этом, исходя из самого характера экономической науки, невозможно однозначно доказательно проверить эти теоретические изыскания.
На изменение совокупного спроса наиболее значительное влияние оказывают как факторы ценового порядка, так и неценовые факторы. К ценовым факторам относятся эффект процентной ставки, эффект богатства, или кассовых остатков, импортные закупки.
В классической (и неоклассической) модели экономического равновесия соответствие между совокупным спросом (АD) и совокупным предложением (АS) обеспечивается через гибкие цены, механизм свободного ценообразования.
Кейнсианская модель базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.
В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой.
В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой. Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии.
Пересечение кривых отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства. При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.
Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Вид кривой в значительной мере обусловлен и «естественным» пороговым значением, начиная с которого возможности равновесного (сбалансированного) развития постепенно расширяются, и предельным значением роста реального национального продукта, по достижении которого возникают проблемы роста, а поле сбалансированного роста резко сужается. Кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений, происходящих в системе факторов производства, производственном аппарате, в научно-техническом, интеллектуальном и культурно-образовательном потенциале нации, в государственной политике.
Проблема кривой совокупного предложения и факторов, ее определяющих, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретический взгляд на эту проблему оказал существенное влияние на социально-экономическое развитие России в годы реформирования ее экономики. Так, первые реформаторы российской экономики (Е. Гайдар, Б. Федоров и др.) считали, что для экономического подъема необходимо не стимулировать спрос, а его замораживать, чтобы избежать инфляции. Такое решение проблемы основано на классической концепции, связывающий спрос не с приростом объемов производства, а с инфляцией. В данном случае игнорировалась реальная социально-экономическая ситуация в России 1992-1995 гг.: снижение промышленного производства почти в 2 раза, т.е. картина – весьма далекая от полной занятости всех ресурсов, характерной для развитой экономики. В конкретной российской ситуации слепое следование теоретическим концепциям развитой рыночной экономики способствовало углублению кризиса. Как показала 10-летняя практика рыночного реформирования в постсоциалистических странах, положительные результаты в макроэкономическом равновесии и выходе из социально-экономического кризиса, получены в тех странах, где правительство отказалось от западных рецептов реформирования, ориентируясь на здравый смысл, стимулируя совокупный спрос и всеми мерами воздействуя на рост производства.
Можно сказать, что в жизни порой невозможно достичь истины, хотя все экономисты вроде бы и преследуют одну и ту же правильную цель: добиваться устойчивости цен, экономического роста, высокой занятости, повышения жизненного уровня. Без сомнения, так оно и есть. Но это не единственные цели, движущие поведением граждан или правительственных чиновников. У каждого из нас есть набор целей, которые мы ранжируем в определенном порядке, исходя из ожидаемых плюсов и минусов, связанных с ожидаемым достижением каждой из них.
Все это следует учитывать при построении концепции выхода из того экономического кризиса, в котором оказалась сегодня наша страна. И хотя понятно, что реальная экономика не может быть полностью описана никакой, даже самой предусмотрительной моделью, тем не менее безусловной необходимостью является правильная расстановка акцентов в данном, одном из ключевых вопросов экономической теории.
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, использовании в целях решения социально-экономических проблем страны [9, С. 345]. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применение этих средств по назначению.
Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.
Рис. 2. Основные цели фискальной политики
В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией [9, С. 345].
Однако нужно помнить о том, что размеры ЧНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета.
ЗАДАНИЕ 2
Задача 1
Зависимость между ростом ВНП и уровнем безработицы выражена в законе Оукена. По указанным данным проведите расчеты, опираясь на этот закон.
Фактическая величина ВНП – 4000 ед. Фактический уровень безработицы – 9%. Естественный уровень безработицы –6%. Найдите величину потенциального ВНП.
РЕШЕНИЕ
Закон Оукена — закон, в соответствии с которым каждые 2% превышения реального объема производства по отношению к его естественному уровню (объему производства, достигнутому при естественном уровне безработицы) сокращают уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы, и наоборот, каждые 2% сокращения реального объема производства по отношению к естественному уровню — увеличивают уровень безработицы на 1 % по сравнению с ее естественным уровнем
1. Определим насколько фактический уровень безработицы превышает естественный уровень:
9 – 6 = 3%
Таким образом, фактический уровень превышает естественный уровень на 3%.
2. Согласно закону Оукена для 1% превышения фактического уровня безработицы соответствует отставанию ВНП 2,5%, т.е.
1 : 2,5, то
3 : 7,5
Таким образом, при превышении и фактического уровня безработицы естественного его уровня на 3% отставание ВНП составит 7,5% или в абсолютном выражении 0,075 * 4000 = 300 ед.
2. Задача
ВНП = 5000 млрд. денежных единиц
Потребительские расходы = 3200 млрд. денежных единиц
Государственные расходы = 9000 млрд. денежных единиц
Экспорт = 350 млрд. денежных единиц
Сумма амортизации = 150 млрд. денежных единиц.
Определите величину валовых частных инвестиций, объем импорта, чистый национальный доход
РЕШЕНИЕ
Валовые частные инвестиции равны разнице валового национального дохода и государственных и потребительских расходов:
ВЧИ = ВНП – ГР – ПР = 5000 – 900 – 3200 = 900 млрд. денежных единиц
Чистый национальный продукт равен разнице ВНП и суммы амортизации
ЧНП = ВНП – А = 5000 – 150 = 4850 млрд. денежных единиц
Объем импорта равен разнице экспорта и чистого экспорта:
И = Э – Эч = 350 – 80 = 270 млрд. денежных единиц
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2003.
-
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие. –М.: Юрайт, 1999.
-
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы — ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособие. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2000.
-
Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса// Экономист. 2001. № 5. С. 44.
-
Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб., 2000.
-
Иохин В.Е. Экономическая теория. М., 2001
-
Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.
-
Липсиц И.В. Закономерности формирования спроса и предложения // Социально-политический журнал. 1999. №№5-6.
-
Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2000
-
Макконнелл К., С. Брю. Экономикс, принципы, проблемы и политика. –М.: Республика, 2002.
-
Самуэльсон П. Экономика. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.
-
Соколинский В.М., Исалова М.Н.. Макроэкономическая политика в переходный период. –М.: ИМПЭ, 2000.
-
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. –М.: Контакт, 2000.
-
Экономика/ Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юристъ, 2002.
-
Экономическая теория/ Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 2002.
-
Экономическая теория/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. –М.: Экзамен, 2003.