ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

Оцените статью

082814 0124 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТАСреди финансовых методов, с помощью которых государство обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.

Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, — это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства – в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд – это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:

во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.

Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджет по существу является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.

Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686-1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.

Содержание распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Современное понимание распределительной функции бюджета заключается в том, что вместо принципа командования она призвана реализовать принцип служения государства интересам общества.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.

Используя бюджет, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода.

Важное значение принадлежит и социальной функции бюджета. Государственный бюджет стал крупным источником средств для воспроизводства рабочей силы. По мере научно-технического прогресса воспроизводство рабочей силы все в большей степени зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев;

– государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства;

– бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель —в ФРГ, провинций — в Канаде, кантонов — в Швейцарии субъектов Федерации — в России);

– местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней;

– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы Российской Федерации, связанную с последней генетически, Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную системы Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [2]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– местные бюджеты, в том числе:

– бюджеты муниципальных районов;

– бюджеты городских округов;

– бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

– бюджеты городских и сельских поселений.

Структура бюджетной системы России приведена на рис. 1.

082814 0124 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА082814 0124 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

 

082814 0124 4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА082814 0124 5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА082814 0124 6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

082814 0124 7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

 

082814 0124 8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

082814 0124 9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА082814 0124 10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

082814 0124 11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА082814 0124 12 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА082814 0124 13 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА082814 0124 14 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

 

 

082814 0124 15 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА082814 0124 16 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТ». ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

 

Рисунок 1 – Схема построения бюджетной системы Российской Федерации

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ) [2]. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации). И, наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование, через бюджет перераспределяется 30 – 40% национального дохода.

Общие принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации [2], принятый Государственной Думой 17 июля 1998 г. и утвержденный Федеральным Законом № 145 ФЗ от 31 июля 1998 г.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Казначейская модель исполнения федерального бюджета основывается на двух коренных принципах, которые нашли отражение в Бюджетном кодексе РФ [2]:

– первое — концентрация всех средств федерального бюджета на едином счете государства, который находится в Центральном банке РФ;

– второе — достаточно строгая и полная система предварительного и текущего контроля.

В системе принципов, на базе которых формируется бюджетное устройство страны, следует различать:

– принципы построения бюджетной системы (принципы бюджетного федерализма);

– принципы формирования и исполнения бюджетов.

Бюджетный федерализм в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

– единство бюджетной системы Российской Федерации;

– самостоятельность бюджетов;

– равенство бюджетных прав.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

 

 

 

3.БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

 

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации (Глава 4) бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета [2].

Бюджетная классификация ориентирована на решение следующего круга проблем:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. ФЗ от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ //СЗ РФ. 03 августа 1998. № 31. Ст. 3823.
  3. Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Российская газета. 28 июля 1995 г.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «и» // СЗ РФ. 2003 г.– № 40.– Ст. 3822.
  5. Андреев А.Г. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в Российской Федерации // Федерализм. 2008. № 1.
  6. Белоусов Д.Р. Трансформация системы государственных финансов // Проблема прогнозирования. — 2007. — № 2. — С. 24 – 40.
  7. Брайчева Т.В. Государственные финансы.–СПб.: Питер, 2003.
  8. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевского. –М.: Юрайт-Издат, 2005.
  9. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. –М.: Дашков и К, 2006.
  10. Головачев Д.Л. Государственный бюджет. Теория, российская и мировая практика. –М.: ЧеРо, 2006.
  11. Резников С.С. Государственные финансы. -М.: Финансы и статистика, 2008.
  12. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  13. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И.Архипова. — М.: Проспект, 2010.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы