Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой «сгусток», «кристаллизацию» человеческого труда в его общей форме, как затрат энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности очищенных от конкретных форм. Такой труд получил название абстрактного труда.
Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т. е. в сопоставлении одного товара с другим. Стоимость всех товаров определяется их полными издержками производства, т, е. рабочим временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию.
Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу. Поскольку стоимость товара формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических органов.
Цена — многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена — сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен — самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику.
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);
- маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения.
Теория ценообразования.
При анализе происхождения стоимости определяющими факторами являются спрос и предложение. Что касается определения более важного из них, то по степени влияния на цену в общем смысле их различать нельзя. Этим самым подчеркивается, что ни один из этих факторов не является определяющим и что общим правилом является следующее положение: чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость. В долгие периоды эти факторы взаимно погашают влияние друг друга и, таким образом, постоянно действующие причины, в конечном счете, полностью определяют стоимость. По сути, стоимость есть отношение издержек производства к полезности. Цена какой либо вещи представляет ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще или, иными словами, представляет ее покупательную способность.
Цена определяется как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.
Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Бесполезно пытаться изучать спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. При этом действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены, что происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).
Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
Закон предложения на этом и основывается: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.
По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения – меньшие.
Предложение устанавливает зависимость между рыночными ценами и тем количеством товара, которое производители согласны изготовить и продать. Эта зависимость графически может быть представлена в виде кривой предложения.
Цена предложения – минимальная, или наименьшая, цена, по которой продавец все еще может продать свой товар. Ниже этой цены он не может его уступить, так как в противном случае он потерпит убыток и производство товара окается нерентабельным.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена, которая фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S– в точке равновесия, а цена в этом случае называется равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца.
2. ФУНКЦИИ И СИСТЕМА ЦЕН
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена — это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена — важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена — инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена — это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена — мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена — это орудие конкурентной борьбы.
Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.
Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но И полезности товаров.
Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.
Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане — регулирования экономики.
Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей — заниженные. Тем самым, правда, создаются перекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической, и на социальной почве.
Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором — только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.
Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.
В этом смысле, говоря о рациональных и тем более оптимальных ценах, следует иметь в виду определяющие функции и такое их сочетание, при котором функции реализуются в необходимой степени. В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание. Пока сохраняется стремление возложить на цену весь груз функций экономического регулирования, попытки создать эффективный ценовой механизм вряд ли окажутся плодотворными.
Рассмотрим основные виды и классификацию цен.
Система цен – это совокупность видов цен действующих на рынке и взаимосвязанных между собой. Система цен в РФ включает в себя следующие виды цен: оптовая; отпускная; розничная; закупочная; тарифы на услуги
Выделяют ряд признаков классификации:
– по характеру обслуживания оборота, цены делятся на оптовые и розничные. Оптовые делятся на: закупочные, контрактные, биржевые;
– в зависимости от гос регулирования: свободные (PD, PS, P производства); регулируемые (предельные, фиксированные);
– по способу фиксации (твердые, подвижные, скользящие);
– по способу получения информации об уровне цен: публикуемые (справочные, прейскурантные, биржевые котировки, цены аукционов и торгов); расчетные;
– с учетом фактора времени: постоянные; ступенчатые; сезонные;
– внутрифирменные – трансфертные;
– по условиям поставки: нетто и брутто;
– мировые цены;
Основные цены – цены по которым предприятие реализует свою продукцию крупными партиями (оптом), другими предприятиями и сбытовыми организациями.
Закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.
Конкурентные цены – цены в международной торговле.
Биржевые цены – цена биржевого рынка
Розничная цена – цена продажи индивидуальному и мелкооптовому предприятию
Свободная цена – цена устанавливаемая производителем продукции на основе спроса и предложения на данном рынке.
Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя
Цена предложения – цена, которая указывается в официальном предложении продавца
Цена производства – цена, которая определяется на основе издержек с добавлением прибыли.
Регулирующая цена – цены, устанавливаемые правительственными федеральными органами, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.
Предельные цены – цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цены своей продукции
Фиксированные цены – цены устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органов установившего их.
Твердые цены – цены которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки по данному договору.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках.
Постоянные цены – цена, срок действия которой не определен заранее.
Ступенчатые цены – ряд последовательных снижений цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
Сезонная цена – цена, срок действия которой определяется временем.
Трансфертные цены – цены, применяемые при реализации продукции между подразделениями предприятия.
Цена нетто – цена на месте купли – продажи.
Цена брутто – цена определяемая с учетом купли – продажи (скидок, оплаты, транспортировки).
Мировые цены – цены по которым проводятся крупные экономико-инвестиционные сделки при соблюдении следующих условий: сделки совершенные на ведущих по данному товару рынках, сделки носят регулярный характер, платеж в СКВ.
3. инфляции И ЕЕ СУЩНОСТЬ
3.1. Инфляция: сущность, формы ее проявления, социально-экономические последствия. Особенности современной инфляции
Инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут разнообразные экономические обстоятельства: энергетический кризис, изменения в динамике производительности труда, структурные сдвиги в системе воспроизводства, циклические и сезонные колебания, монополизация рынка, введение новых ставок налогов и многое другое. Но не всякий рост цен — инфляция. Колебания цен на отдельные товары и услуги в зависимости от изменений спроса и предложения — закон рыночной экономики. Однако, когда явление начинает носить устойчивый характер и из исключения превращается в правило современной экономики, такого объяснения оказывается недостаточно.
При инфляции нарушаются установившиеся пропорции в ценах на товары и услуги, продавцу и покупателю становится все сложнее принять оптимальное экономическое решение. Еще труднее дать экономический прогноз и провести долгосрочные расчеты. Возникает риск при крупном инвестировании. Защитными мерами от такого риска начинают выступать растущие ставки процента и высокие нормы прибыли, что в свою очередь ведет к росту цен. Предпринимательская деятельность в этих условиях ориентируется на краткосрочные решения, капитал преимущественно концентрируется в торгово-посреднической сфере и в своем движении приобретает спекулятивное направление. Такова наша сегодняшняя экономическая реальность.
Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас — повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас — хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Следовательно, современная инфляция испытывает воздействие многих факторов.
Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен — наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Причины инфляции. Прежде всего она связана с несбалансированностью государственных расходов и доходов, с дефицитом государственного бюджета.
В-третьих, общее повышение уровня цен связывается с изменением структуры рынка в ХХ веке. Современный рынок отличается от рынка свободной конкуренции, для которого характерными были множество продавцов и покупателей, однородность производимой продукции, свободное передвижение капиталов. Рынок стал олигополистический, конкуренция несовершенной: монополии обладают известной степенью власти над ценой и они заинтересованы в «гонке цен».
В- четвертых, для второй половины ХХ столетия характерно возрастание спроса на деньги со стороны производителей. В структуре расходов постиндустриального производства все больше место занимает «зарплата», раскручивающая рост цен. Чем выше цены, тем выше зарплата, тем выше издержки производства, а, следовательно, и цены. Работница фабрики радуется повышению зарплаты и приходит в негодование, сталкиваясь с очередным повышением цен.
В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Дело в том, что люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного времени, теряют надежду на их снижение и начинают приобретать товары «про запас».
Наконец нельзя не отметить традиционно классическую причину инфляции. Современное денежное обращение осуществляется бумажными знаками, прервавшими всякую связь с золотом. В эпоху «золотых денег» их избыток преодолевался «уходом» золота из сферы обращения в сферу накопления, оно становилось сокровищем. В отличие от золотых денег, бумажным просто некуда уйти: сфера обращения их единственная обитель. Рост цен требует для обращения еще большего количества денежных знаков, а каждая новая их порция ведет к новому росту цен. За внедрение бумажных денег человечеству приходится расплачиваться. Природа мстительна, и она ничто нам не уступает даром. Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий.
Многообразием причин инфляции объясняется и разнообразие ее последствий.
Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в следующем:
Во-первых, она приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом.
Во-вторых, высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результате увеличивается неопределенность и риск ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить краткосрочный характер, снижается доля капитального строительства в общем объеме инвестиций и повышается удельный вес спекулятивных операций. В будущем это может привести к понижению благосостояния нации и занятости.
В-третьих, уменьшается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества.
В-четвертых, относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей.
В-пятых, возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту. Увеличивается утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что в свою очередь ускоряет рост цен.
В-шестых, снижается реальная стоимость сбережений, накопленных в денежной форме, повышается спрос на реальные активы. В результате цены на эти товары растут быстрее, чем изменяется общий уровень цен. Ускорение инфляции подстегивает рост спроса в экономике, приводит к бегству от денег. Фирмам и домохозяйствам приходится осуществлять дополнительные затраты на покупку реальных активов.
В-седьмых, изменяется структура и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возможности государства для проведения экспансионистской фискальной и монетарной политики сужаются. Возрастает бюджетный дефицит и государственный долг. Запускается механизм их воспроизводства.
В-восьмых, в экономике, функционирующей в условиях неполной занятости, умеренная инфляция, незначительно сокращая реальные доходы населения, заставляет его больше и лучше работать. В результате ползучая инфляция является одновременно «платой» за экономический рост и стимулом для него. Дефляция, напротив, приводит к снижению занятости и загрузки производственных мощностей.
В-девятых, в условиях стагфляции высокий уровень инфляции сочетается с большой безработицей. Значительная инфляция не дает возможности увеличить занятость. Однако прямой взаимосвязи между инфляцией, с одной стороны, объемом производства и безработицей, с другой, не существует.
В-десятых, происходит разнонаправленное движение относительных цен и объемов производства различных товаров.
3.2. Виды инфляции и факторы ее определяющие
В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции:
-
В зависимости от «глубины» государственного регулирования экономики, инструментария антиинфляционной политики инфляция может протекать в явной или подавленной форме.
-
В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляцию.
-
В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами, различают импортируемую и экспортируемую инфляцию.
-
В зависимости от темпов роста цен: до 10% в год – различают умеренную или ползучую инфляцию. При росте 200% в год – отмечают галопирующую или «латинскую». Свыше 200% — гиперинфляцию (по американскому экономисту Ф.Кэгану – свыше 50% в месяц).
-
В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную.
-
В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую.
-
В зависимости от изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике различают истинную и мнимую инфляцию.
-
В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют прогноизруемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.
-
В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию «спроса» и инфляцию «издержек».
Уровень инфляции спроса будет зависеть от формы кривой совокупного предложения и определяется следующими факторами: среднегодовыми темпами экономического роста экономики; положением на рынке труда и существующим уровнем полной занятости; динамикой и темпами прироста компонентов совокупного спроса; способностью хозяйственных агентов прогнозировать будущий рост цен.
Рост издержек обусловливается действием не только краткосрочных факторов (например, вследствие кратковременного увеличения совокупного спроса), но и долговременных: наличием диспропорций и узких мест в производстве (структурная инфляция); изменением структуры рынка в сторону его большей монополизации; нарушением или шоком (срывом) предложения; ростом зарплаты, обгоняющей темпы роста производительности труда.
4. инфляция в отечественной экономике
Инфляция в России — результат конкретных проблем в экономике: проблем собственности, структуры производства, сокращения рынков сбыта. Именно поэтому преимущественно монетарные методы борьбы с инфляцией, которые были описаны в предыдущем разделе, обходятся России так дорого. Но неверно формулировать проблему следующим образом: можно или нет с помощью монетарных методов остановить инфляцию в России? Конечно можно. Инфляция — всегда денежный феномен. Реальная же дилемма в другом: платить ли столь высокую цену за временную остановку инфляции монетарными методами или попытаться найти и другие методы борьбы с ней? Возможно риск переужесточенной денежной политики неоправданно велик, а полученный результат ненадежен.
Наличие немонетарной составляющей российской инфляции не позволяло полностью подавить инфляцию исключительно монетарными методами. Об этом красноречиво свидетельствует почти четырехлетний опыт российского руководства. Атаки на инфляцию, предпринимавшиеся российскими реформаторами, не прошли даром для экономики. Эти неудачи оплачены колоссальным спадом промышленного производства, деформацией структуры промышленности, существенным падением уровня жизни, общеэкономической нестабильностью. Экономика и общество в целом уже «обескровлены» постоянными безрезультатными атаками на инфляцию. Поэтому кардинальная смена курса денежной политики является жизненно необходимой.
Экономисты полагают, что в ходе предпринимавшихся с 1992 года атак на инфляцию выявился предел ужесточения кредитно-денежной политики. Очень важно при этом, что такой предел наступает при темпах инфляции, отличных от нуля — анализ показывает, что таким предельно низким является рост цен на уровне около 8-10% в месяц. Это говорит о том, что некоторый, вполне определенный уровень инфляции является для экономики России заданным ее институциональной и промышленной структурой. Экономисты называют этот предельный уровень «структурно-институциональным фоном инфляции» или просто «фоновый» уровень инфляции. Но даже приближение месячных темпов инфляции к отметке 8-10% достигается уже за счет специфических мер: откладывания выплат по внешнему долгу, увеличения внутреннего долга, резкого снижения реального содержания минимальной зарплаты и пенсии, значительного недофинансирования науки и образования, а также инфраструктурных отраслей. Следовательно мы приходим к выводу, что уровень инфляции в 8-10% в месяц при определении «фонового» может рассматриваться как заниженный. Реальный инфляционный фон в российской экономике, по оценкам экономистов, в полтора-два раза выше — 15-20% в месяц. Естественно, что этому уровню инфляции существует и предел рационального ужесточения кредитно-денежной политики. Рубежом, как показали исследования, является 13-15%-ная величина реальной денежной массы. В течение трех лет борьбы с инфляцией эта граница жесткости монетарной политики постепенно снижалась с 20% в начале 1992 года до 13-15% в начале 1995. Однако, это объясняется, главным образом, сокращением за это время объема производимого ВВП, а также увеличением «долларизации» внутреннего, в основном, неофициального товарооборота. Это говорит о незначительности фундаментальных институциональных реформ в экономике России.
При темпах инфляции выше «фонового» уровня и реальной денежной массе, превышающей 13-15%-ную отметку, антиинфляционная политика эффективна: она действительно позволяет снижать темпы инфляции без обвального ухудшения показателей промышленной динамики и общеэкономической конъюнктуры. Но со снижением месячных темпов инфляции и величины реальной денежной массы ниже указанных границ, дальнейшее ужесточение денежных ограничений становится все более нецелесообразным: эффективность монетарных мер резко снижается, одновременно, существенно возрастают их негативные побочные последствия. Экономисты называют это эффектом «переужесточения» кредитно-денежной политики.
Помимо высокой цены, которую приходится платить за каждый процент дополнительного снижения инфляции посредством «переужесточения» кредитно-денежной политики, само это снижение во многом является фантомом. Инфляция приобретает черты подавленной: недостаток денег в экономике компенсируется частично увеличением неплатежей, частично усилением спада.
Пружина инфляции сжимается и неминуемо разжимается вновь, как только обострение проблемы спада и неплатежей в очередной раз вынудит ослабить жесткость монетарной политики. Необходим стратегический поворот от монетарной антиинфляционной к структурно-институциональной политике. Свои усилия Правительство должно сосредоточить не на стремлении сократить темпы инфляции посредством «переужесточения» кредитно-денежной политики, а на снижении самого «предела жесткости», то есть, «фонового» уровня инфляции, который инициируется причинами немонетарного характера. Для этого необходима программа среднесрочной (3-5 лет) экономической политики, направленной на формирование основных институциональных предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.
Главной задачей денежной политики в среднесрочной перспективе является обеспечение такой динамики денежной массы, которая бы отвечала следующим требованиям: — контролируемости, стабильности и предсказуемости изменений темпов роста денежной массы;- достаточности денежных ресурсов для осуществления программы структурных и институциональных преобразований в экономике.
Представляется очевидным, что такая целевая установка означает смягчение денежной политики по сравнению с той, которая проводится в настоящее время.
Логичным следствием такой корректировки курса может стать повышение уровня инфляции.
На современный момент, в феврале 2003 года инфляция на потребительском рынке заметно снизилась – до 101.6%
против 102.4% в январе. Базовая инфляция, по данным Госкомстата РФ, составила 100.9% против 101.2% в январе, что соответствует уровню первого квартала прошлого года (рис. 2).
Снижение базовой инфляции обеспечено действием двух факторов – определенным ослаблением влияния на потребительские цены динамики денежной массы и стабилизации курса евро по отношению к доллару.
Уровень базовой инфляции на потребительском рынке сейчас (с учетом полугодового лага) определяется темпами роста налично-денежной массы в третьем квартале 2002 г. А в этот период динамика наличных денег была весьма умеренной – 101.4% в среднем за месяц против 105.3% во втором и 104.3% в четвертом квартале прошлого года.
Дополнительным фактором, способствовавшим сдерживанию динамики цен на потребительском рынке, стало замедление роста курса евро относительно доллара. Если в четвертом квартале он рос в среднем на 2.2% в месяц, в январе – на 3.9%, то в феврале курс евро даже снизился относительно доллара на 0.4%. Учитывая, что значительная часть потребительского импорта формируется поставками из Евросоюза, стабилизация евро оказывает существенное влияние на цены потребительских товаров.
Таким образом, осуществив структурные и институциональные реформы, остановив экономический спад, заложив основы для экономического роста, мы не только сможем ликвидировать немонетарные корни инфляции, но и создадим необходимый запас прочности для последующего осуществления жесткой финансовой политики и окончательного подавления инфляции.