ПОНЯТИЕ «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»

Оцените статью

080214 1534 1 ПОНЯТИЕ «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»Под денежной системой государства понимается законодательно закрепленное устройство денежного обращения, включающее взаимодействие образующих ее элементов. Первые денежные системы начали формироваться в XVI—XVII вв. в условиях становления централизованных государств и их национальных товарных и финансовых рынков. В зависимости от вида денег различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы бумажно-кредитного обращения. Если первый тип был характерен для начальных этапов развития денежных систем, то в настоящее время в различных государствах установился второй тип денежных систем.

В результате правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации создана денежная система, включающая следующие элементы:

1) официальную денежную единицу (рубль, состоящий из ста копеек);

2) эмиссию наличных денег;

3)организацию наличного денежного обращения.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк.

Первым элементом денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек. В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» данное понятие несколько уточнено, и понятием «валюта Российской Федерации» охватываются: 1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Центрального банка РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федерации; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и публикуется Центральным банком. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но и не превышает пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны. Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денег. Эмиссионная система представляет собой установленный законодательством порядок эмиссии и обращения денег. Существует ряд общих черт в проведении эмиссии в различных странах, в том числе выпуск банкнот возлагается на главный банк страны (центральные, национальные банки, в США—Центральная резервная система), а казначейских билетов и монет — на казначейства.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой понимается выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки, а эмиссию безналичных денег — коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

Эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом. Денежное обращение отражает направленные потоки денег между Центральным банком и иными кредитными организациями; между самими кредитными организациями; кредитными организациями и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между банками и иными институтами финансовой системы; между финансовыми институтами и физическими лицами.

Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе (денежного обращения, для экономического и политического развитая страны обусловлено их регулирование со стороны государства.

Главная задача финансово-правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между дохода населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средств, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц. Регулирование денежной массы является задачей Центрального Банка. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ст. 42 предусмотрено, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы…». Инструментами регулирования денежной массы являются эмиссия денежных средств, проведение операций на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг), регулирование нормы обязательных резервов банков и определение размера ставки рефинансирования.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской федерации, а также подзаконные акты Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка; денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

В процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского, уголовного и финансового. Нормами финансового права регулируются отношения, складывающиеся в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций. Названные отношения могут складываться между Центральным банком и кредитными организациями; между кредитными организациями; между кредитными организациями и их клиентами; между юридическими и физическими лицами; между кредитными организациями и иными институтами финансовой системы; между институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что денежная реформа достигает названных целей только в том случае, если она проводиться в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Целью регулирования денежного обращения в стране является создание стабильно функционирующей денежной системы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эффективного развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

 

Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

Наличный денежный оборот в стране организуется государством в лице центральных (национальных) банков. В Российской Федерации субъектами, организующими данный вид денежного обращения, являются Банк России, его территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

Налично-денежная форма расчетов на территории России регламентируется Положением ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998г. № 14-П (в ред. Указаний ЦБ от 22 января 1999 г. № 488-У, от 31 октября 2002 № 1201-У), а также письмом ЦБ РФ «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 4 октября 1993г. №18 (в ред. Письма ЦБ РФ от 26 февраля 1996 г. № 247).

В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке Центральным банком Российской Федерации.

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов.

Контроль за объемом денежной массы осуществляет Банк России. Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, банки увеличивают объем денежной массы. Задача Центрального банка РФ заключается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Дли этого Банк России устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирование кредитными организациями в Банке России определенной части привлеченных ими денежных средств. Обязательные резервы — один из инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центробанком. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором, как уже отмечалось, увеличивается общая масса наличных денег. На основе кассовых оборотов банков и составляемой аналитической отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, а где — их изъятие.

В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ, в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

 

В соответствии с законодательством платежи на территории России могут осуществляться наличными деньгами и в безналичной форме. До принятия. ГК РФ порядок и формы производства расчетов в России регулировались нормами банковских правил. ГК РФ подробно регламентирует расчетные отношения, предусматривая конкретные формы безналичных расчетов. Банковские правила, предусматривающие правовое регулирование расчетных отношений, применяются постольку, поскольку они не противоречат нормам ГК РФ и федеральным законам, в частности Федеральному закону «О банках и банковской деятельности». Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться, как отмечалось ранее, наличными деньгами без ограничения размера платежа или в безналичном порядке через соответствующую кредитную организацию.

Основными законодательно-нормативными документами, регламентирующими в настоящее время общие подходы к организации расчетов в РФ и единый документооборот в коммерческих банках, являются: Гражданский кодекс РФ (часть вторая), гл. 45 «Банковский счет», Гл. 46 «Расчеты»; Федеральный закон РФ № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. № 2-П.

В соответствии с Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» 3 октября 2002 г. № 2-П безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и / или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета) (далее, в зависимости от необходимости, — счета или счет), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Современный безналичный оборот в Российской Федерации организован в соответствии со следующими принципами:

1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

2) основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;

3) требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), или после этого;

4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;

5) формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Расчеты между юридическими лицами, как правило, производятся в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации. Расчеты наличными деньгами, как отмечалось ранее, допускаются лишь в случаях и пределах, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации. В соответствии с Указанием Банка России с 14 октября 1998г. установлены следующие предельные размеры расчетов наличными деньгами за один платеж:

— между юридическими лицами — в сумме 60 тыс. руб.;

— между предприятиями потребительской кооперации за приобретенные у юридических лиц товары, сельскохозяйственные товары, сырье — в сумме 15 тыс. руб.

Хозяйствующие субъекты обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам. Порядок и конкретная форма расчетов определяются сторонами при заключении соответствующего договора. В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» формы, правила и стандарты безналичных расчетов устанавливаются Банком России. Применяются также и формы, принятые в международной банковской практике при международных расчетах. ГК РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетами по инкассо, а также в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Федерации, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации. Договором и обычаями делового оборота могут быть установлены более короткие сроки для совершения безналичных расчетов.

Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» предусмотрен порядок заполнения расчетных документов.

В Положении «О безналичных расчетах» перечисляются реквизиты расчетных документов. Отсутствие хотя бы одного из реквизитов или неправильное его указание будет основанием для отказа в приеме кредитной организацией такого расчетного документа для производства безналичных расчетов. Исправления, помарки и подчистки, использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускается. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающую кредитную организацию в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Расчетные документы предъявляются в кредитную организацию в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Расчетные документы принимаются к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате лица, которому предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Платежное поручение — это поручение владельца счета (плательщика) обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя. Платежное поручение оформляется соответствующим расчетным документом. Платежное поручение — это банковский перевод. Кредитная организация, принявшая поручение, обязуется от своего имени, но за счет клиента-плательщика осуществить платеж третьему лицу — получателю средств.

Платежные поручения составляются на бланках определенной формы и действительны, как все расчетные документы, в течение десяти календарных дней со дня выписки, не считая дня выписки.

Расчеты по аккредитиву заключаются в том, что кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется произвести платежи получателю средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, либо дать поручение другой кредитной организации (исполнителю) произвести платежи получателю средств, против представленных получателем документов, определенных условиями аккредитива. Кредитная организация не обязана проверять соответствие условий аккредитива договору, заключенному между плательщиком и получателем, по которому и осуществляются соответствующие расчеты. Аккредитив предназначается для расчетов с одним получателем средств. ГК РФ предусматривает несколько видов аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные, безотзывные.

Расчеты чеками. Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя кредитной организации произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержателями являются лица, имеющие денежные средства в кредитной организации, которыми они вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателями могут быть физические и юридические лица. Чек — ценная бумага, и она должна содержать установленные ст. 878 ГК РФ реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из них лишает данную ценную бумагу юридической силы.

Расчеты чеками заключаются в том, что владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение обслуживающей его кредитной организации перечислить со своего счета на счет кредитора (чекодержателя) определенную сумму денежных средств. Чек оплачивается плательщиком (кредитной организацией) за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека.

Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.

Расчеты по инкассо — это вид банковской операции. Кредитные организации на основании инкассового поручения получателя платежа от его имени и за его счет совершают действия, направленные на получение от плательщика платежа или акцепта (согласия на производство платежа). Для осуществления расчетов по инкассо кредитная организация — эмитент вправе привлекать другую кредитную организацию.

Инкассовое поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное требование, оплата которого может производиться с акцептом или в безакцептном порядке, инкассовые поручения, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Кредитная организация, получившая от клиента инкассовое поручение или платежное требование, называется эмитентом. Кредитная организация, которая непосредственно осуществляет предъявление требования о совершении платежа или об акцепте обязанному лицу (плательщику), является исполняющей кредитной организацией. Если кредитная организация одновременно осуществляет расчетно-кассовое обслуживание и плательщика, и получателя денежных средств, то она является исполняющей кредитной организацией.

Платежи в порядке инкассо в соответствии с законодательством могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика. При осуществлении платежа в порядке инкассо с акцептом кредитная организация обязана предъявить плательщику требования о совершении платежа или акцепта. Кредитная организация должна обеспечить зачисление на счет получателя соответствующих средств, если платеж плательщиком был произведен.

При осуществлении плательщиком расчетов без акцепта кредитная организация — эмитент обязана обеспечить бесспорное (безакцептное) списание средств со счета плательщика (при наличии на нем денежных средств) и зачислить полученную сумму на счет получателя платежа. Указанные операции совершаются кредитной организацией при условии, что представленные получателем расчетные документы полностью соответствуют требованиям законодательства.

Учреждения и подразделения расчетной сети Банка России осуществляют экспедирование расчетных документов самих кредитных организаций и других клиентов Банков России в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Банка России. Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетных документов своих клиентов самостоятельно.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

Платежное требование составляется на бланке определенной формы, установленной Банком России.

Инкассовое поручение, как известно, является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке. В Положении «О безналичных расчетах в Российской Федерации» перечисляются случаи, когда применяются инкассовые поручения:

— бесспорный порядок взыскания денежных средств предусмотрен законодательством, в том числе взыскание денежных средств органами, выполняющими контрольные функции. Так, ст. 46 Налогового кодекса РФ предусматривает, что взыскание налогов и сборов производится по решению налогового органа путем направления в кредитную организацию, в которой открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента;

— для взыскания по исполнительным листам;

— в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору. При этом кредитной организации должны быть предоставлены права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Инкассовое поручение составляется на бланке определенной формы, утвержденной Банком России.

Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда кредитная организация приостанавливает списание денежных средств в бесспорном порядке:

— по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;

— при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

— по иным основаниям, предусмотренным законодательством. В документе, представленном в кредитную организацию, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено.

Вексель в гражданском обороте может применяться как платежный документ, передаваемый одним лицом другому взамен денежного платежа и как средство кредита. Законодательство предусматривает функционирование двух видов векселей: простого и переводного. Вексель в законодательстве определяется как ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Выпуск и обращение векселей регулируется Федеральным законом от 11 марта 1997г. № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе».

В последние годы в России широко распространяются расчеты с помощью банковских карт. Банковские карты используются для составления расчетных или иных документов для оплаты за счет клиентов. Банк России установил порядок эмиссии кредитными организациями банковских карт и условия осуществления расчетов с их использованием. Банковские карты выдаются физическим и юридическим лицам. В литературе отмечалось, что банковские карты, выдаваемые юридическим лицам, называются «корпоративными».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. № 31. Ст. 3824.
  5. Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.07.200 г. № 117-ФЗ // СЗ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  6. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. от 29.12.04// СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492;
  7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. (в ред. от 29 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2004. № 31. Ст. 3233.
  8. Гуреев В.И. Налоговое право. М., 2005.
  9. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2005.
  10. Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева М., 2006.
  11. Финансовое право / Отв. Ред. Н.И. Химичева. М., 2005.
  12. Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2005.
  13. Финансовое право / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. М., 2006.
  14. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2004.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы