Электронные системы для обналичивания денег во всем мире используются достаточно давно. На территории бывшего СССР банкоматы и терминалы появились около десяти лет назад. Но до сих пор многие люди используют банкомат лишь два раза в месяц – во время аванса и зарплаты. Такие граждане снимают сразу всю, имеющуюся на карточке, сумму. А есть и такие, которые до сих пор получают зарплату у доброй тетеньки-кассира. Наши люди не очень доверяют бездушному железному монстру в виде банкомата. Такие «фобии» основываются на опасениях, что деньги исчезнут со счета, машина «проглотит» карточку, бандит отберет деньги. Но технологии в большинстве своем призваны помочь человеку или, по крайней мере, сделать какую-то операцию более удобной.
Каждое снятие денег с банкомата подтверждается чеком. Обычно этот чек сразу летит в мусорку. Но делать этого не стоит. Этот чек является документом, который в случае надобности подтвердит, что вы проводили операцию с банковской картой. Если банкомат не выдал этот документ – не стоит расстраиваться. В ближайшем отделении банка, которому принадлежит банкомат, можно взять выписку по операциям за любой период времени. Выписка визируется кассиром и печатью. С помощью этой выписки можно проверить все операции, которые осуществлялись с вашей картой. Вспомнить лично для себя, подбить домашнюю бухгалтерию, узнать, не снимал ли кто-то из ваших родных деньги с этой карты. Кроме того, очень полезной будет проверка снятой суммы, когда вы расплачиваетесь картой в магазине или кафе.
Многие «совдеповские» люди записывают пин-код на самой карте или на клочке бумаги, который лежит в кошельке рядом с банковской картой. Этого настоятельно не рекомендуется делать. В случае утери карты вы можете получить массу проблем с ее восстановлением. И не факт, что все средства на карте сохранятся. Очень большой процент людей, увидевших карту и знающих пин-код, не побрезгуют «легкими деньгами».
Если вы не относитесь к любителям чужих денег, то при обнаружении забытой карточки в банкомате, не нужно ее забирать и бежать искать владельца. Если карта осталась в приемной щели банкомата, то умная машина «проглотит» ее через 20 секунд. И растяпе достаточно будет лишь обратиться в банк и подтвердить свою личность, чтобы вернуть пропажу.
Если в силу каких-то обстоятельств карта пропала у вас лично, стоит сразу же позвонить в расчетно-кассовый центр своего банка и попросить заблокировать карту. Вас попросят ответить на несколько вопросов (примерную сумму на карте, время последнего расхода или прихода), чтобы опознать вас как настоящего владельца, и карту заблокируют. Тогда никто уже не сможет воспользоваться вашей потерянной или украденной карточкой.
Многие люди, особенно те, кто не очень дружит с современными технологиями, битый час стоят у банкомата, пытаясь получить деньги. На самом деле меню банкомата очень простое. Но бывают случаи, когда человек нажимает кнопку со стандартной суммой, а банкомат выдает сообщение об ошибке или просто возвращает карту. Чтобы такого не происходило, всегда пользуйтесь кнопкой «Другая сумма». Внимательно читайте, какие купюры есть в банкомате. Если в хранилище устройства есть в наличии купюры только номиналом 100 рублей, то вы никак не сможете снять 150 рублей. Только время потеряете.
Если дрожащая рука нажала не ту кнопку, просто нажмите кнопку «Отмена» и попытайтесь еще раз.
Банкомат в процессе работы связывается с центральным сервером банка и поэтому возможны «заморозки» на 20-30 секунд. Иногда может даже погаснуть экран. Не стоит пугаться. Нужно просто подождать не менее 1 минуты, прежде чем бежать в отделение с заявкой на возврат карты. В подавляющем большинстве случаев банкомат все-таки оживает, извиняется и предлагает продолжить работу.
Сейчас практически у каждого более-менее крупного банка есть свои банкоматы. И многие банки заключают договора, согласно которым клиенты одного банка могут снимать наличность с банкоматов другого банка без комиссии.
Бывает так, что возле одного банкомата стоит длинная очередь, а возле второго вообще нет людей. Хотя на втором можно тоже снять деньги и, причем, без потери комиссионных.
При любой ситуации помните, что банкомат – это всего лишь железка, и вы все равно умнее ее. Банкоматы разрабатываются тоже людьми, а не богами. И они максимально приспособлены для дружественного диалога с клиентом.