Среди финансовых методов, с помощью которых государство обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.
Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, — это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства – в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд – это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.
Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:
во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;
во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.
Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджет по существу является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.
Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686-1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.
Содержание распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.
Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Современное понимание распределительной функции бюджета заключается в том, что вместо принципа командования она призвана реализовать принцип служения государства интересам общества.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.
С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.
Используя бюджет, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода.
Важное значение принадлежит и социальной функции бюджета. Государственный бюджет стал крупным источником средств для воспроизводства рабочей силы. По мере научно-технического прогресса воспроизводство рабочей силы все в большей степени зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.
2.ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев;
– государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства;
– бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель —в ФРГ, провинций — в Канаде, кантонов — в Швейцарии субъектов Федерации — в России);
– местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней;
– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
– субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы Российской Федерации, связанную с последней генетически, Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную системы Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [2]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
– местные бюджеты, в том числе:
– бюджеты муниципальных районов;
– бюджеты городских округов;
– бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
– бюджеты городских и сельских поселений.
Структура бюджетной системы России приведена на рис. 1.
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.
Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ) [2]. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации). И, наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование, через бюджет перераспределяется 30 – 40% национального дохода.
Общие принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации [2], принятый Государственной Думой 17 июля 1998 г. и утвержденный Федеральным Законом № 145 ФЗ от 31 июля 1998 г.
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Казначейская модель исполнения федерального бюджета основывается на двух коренных принципах, которые нашли отражение в Бюджетном кодексе РФ [2]:
– первое — концентрация всех средств федерального бюджета на едином счете государства, который находится в Центральном банке РФ;
– второе — достаточно строгая и полная система предварительного и текущего контроля.
В системе принципов, на базе которых формируется бюджетное устройство страны, следует различать:
– принципы построения бюджетной системы (принципы бюджетного федерализма);
– принципы формирования и исполнения бюджетов.
Бюджетный федерализм в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
– единство бюджетной системы Российской Федерации;
– самостоятельность бюджетов;
– равенство бюджетных прав.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
3.БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации (Глава 4) бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета [2].
Бюджетная классификация ориентирована на решение следующего круга проблем:
-
законодательного контроля за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом;
-
формирование механизма реализации принципа «единства» бюджетной системы;
-
получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
-
формирование механизмов законодательного контроля бюджетного процесса.
Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время бюджетная классификация должна четко разграничивать источники бюджетных ресурсов различных уровней и степень участия тех или иных хозяйственных звеньев и граждан в их формировании.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации,
Структура доходов бюджетов приведена на рис. 2.
Налоговые доходы включают: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог); налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации; Налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие налоги, пошлины и сборы.
Неналоговые доходы включают: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; платежи за пользование природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы.
В бюджетной системе Российской Федерации в настоящее время используются три классификации расходов: функциональная, ведомственная и экономическая. В процессе бюджетного реформирования предполагается ввести еще один вид классификации расходов — программную классификацию.
Функциональная классификация группирует расходы по видам деятельности, ведомственная — расходы субъектов этой деятельности, экономическая — расходы по видам затрат, а программная классификация группирует расходы, ориентированные на достижение определенных целей.
Функциональной (предметной) классификацией распределяются расходы по отраслям деятельности и звеньям управления. Функциональная классификация предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера [2].
Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы (их 84), конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов [2]. Структура подразделов функциональной классификации расходов бюджетов построена по принципу выделения подфункций.
Четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации детализирует направления финансирования расходов бюджета как по целевым статьям, так и по федеральным целевым программам расходов бюджетов.
Ведомственная классификация расходов утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств соответствующего уровня. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям).
Экономическая классификация определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из следующих групп: расходы; оплата труда и начисления на оплату труда; приобретение услуг; обслуживание долговых обязательств; безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям или бюджетам; социальное обеспечение; прочие расходы; поступления нефинансовых активов; увеличение стоимости основных средств; увеличение стоимости нематериальных активов; поступление финансовых активов; увеличение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам; выбытие финансовых активов; уменьшение стоимости ценных бумаг (кроме акции и иных форм участия в капитале); уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам.
4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ БЮДЖЕТА
Согласно ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
– местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
– бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, что установлено ст. 13 БК РФ.
Консолидированный бюджет Российской Федерации образуется федеральным бюджетом и сводом консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда – согласно ст. 14 БК РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Местный бюджет – согласно ст. 15 БК РФ бюджет муниципального образования, который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Консолидированный бюджет муниципального района представляет собой совокупность бюджета муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
5 СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ [2] расчеты доходов бюджетной системы Российской Федерации формируются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год в соответствии с принятым налоговым, таможенным и другим законодательством на момент составления проекта бюджета.
Доходы бюджетов образуются за счет собственных, закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год. Доходы являются обезличенными, за исключением случаев, оговоренных специальным законодательством.
К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.
В последние годы существенной проблемой является снижение уровня доходности бюджетной системы в целом, измеряемого показателем доходов консолидированного бюджета в процентах к ВВП. Причем наблюдающийся в последние годы опережающий рост доли налоговых изъятий в ВВП по сравнению с ростом самого ВВП свидетельствует о том, что реальное налоговое бремя на экономику не уменьшается, несмотря на то, что налоговые нововведения последних лет во многом направлены на сокращение налогового потенциала бюджетной системы (главным образом за счет ее регионального уровня). Причины следует искать в структуре самой налоговой системы Российской Федерации. Наглядное представление о структуре налоговых доходов различных стран дает следующая диаграмма (рис. 3).
Расходы бюджета — экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
подоходный налог налог на прибыль организаций налоги на имущество
косвенные налоги (на потребление)
Рисунок 3 – Структура доходной части бюджета, формируемой за счет налоговых поступлений в ведущих странах (в % к ВВП) [9]
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям: а) расходы федерального бюджета; б) расходы бюджетов субъектов Федерации; в) расходы местных бюджетов [9].
Каждый уровень власти в процессе расходования бюджетных средств в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: а) определяет требования к объему, качеству и доступности общественных услуг, натуральные и финансовые нормативы, уровень и структуру расходов; б) обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами; в) осуществляет финансирование (организацию, производство) общественных услуг (собственных или переданных ему расходных полномочий).
В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части, связанные с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а также используемые на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность) и формирование денежных средств, необходимых для осуществления государственных услуг социального характера (текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам). Поэтому расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы и капитальные расходы [9].
Прежде всего, государство финансирует такие сферы нематериального производства, как образование, здравоохранение, культура, наука, поскольку конечным продуктом функционирования этих сфер является общественный товар, услуги по предоставлению которого берет на себя государство, хотя услуги этих сфер потребляются как производителями, так и населением. При этом для этих отраслей государство покупает у производителей материальные ресурсы, а у частных лиц их рабочую силу и накопленный капитал. Финансирование государственных расходов, предоставляемых в виде общественных благ и услуг, производится государством за счет средств, поступающих в его распоряжение в виде налогов от частных лиц, от предприятий или других неналоговых доходов.
За счет налоговых и других доходов государства покрываются также и те государственные расходы, которые не связаны с воспроизводственным процессом, но необходимы для осуществления общегосударственных интересов; поддержание обороноспособности страны, обеспечение социальных гарантий для населения, выплата процентов по государственному долгу и т. д.
Таким образом, часть доходов, созданных в первичном хозяйственном звене, изымается государством в его централизованные фонды денежных средств, которые расходуются на общегосударственные нужды а также на цели выравниваний тех или иных экономических процессов, обеспечивающих стабильность системы конкурентного рыночного равновесия в рамках всего государства.
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций — это средства за приобретенные факторы производства (основные фонды, рабочую силу и т. д.), поступающие преимущественно на внутренний рынок.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: бюджетных ассигнований; трансфертов; бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств); субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Бюджетные ассигнования — это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.
Трансферты — это безвозмездные перечисления денежных средств из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприятиям, бюджетам других уровней.
Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.
Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской
Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
При этом в структуре конечных (без учета перечислений бюджетам других уровней) расходов ведущее место будут занимать региональные и местные бюджеты, из которых финансируются (в том числе за счет финансовой помощи)основные бюджетные услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. ФЗ от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ //СЗ РФ. 03 августа 1998. № 31. Ст. 3823.
-
Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Российская газета. 28 июля 1995 г.
-
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «и» // СЗ РФ. 2003 г.– № 40.– Ст. 3822.
-
Андреев А.Г. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в Российской Федерации // Федерализм. 2008. № 1.
-
Белоусов Д.Р. Трансформация системы государственных финансов // Проблема прогнозирования. — 2007. — № 2. — С. 24 – 40.
-
Брайчева Т.В. Государственные финансы.–СПб.: Питер, 2003.
-
Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевского. –М.: Юрайт-Издат, 2005.
-
Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. –М.: Дашков и К, 2006.
-
Головачев Д.Л. Государственный бюджет. Теория, российская и мировая практика. –М.: ЧеРо, 2006.
-
Резников С.С. Государственные финансы. -М.: Финансы и статистика, 2008.
-
Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2007.
-
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И.Архипова. — М.: Проспект, 2010.